Решение по делу № 2-758/2020 ~ М-772/2020 от 23.10.2020

УИД 11RS0-56

Дело

Сыктывдинского районного суда Республики Коми

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

Сыктывдинский районный суд Республики Коми

в составе судьи Щенниковой Е. В.,

при секретаре судебного заседания Габовой Е. А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>

16 декабря 2020 года гражданское дело по иску Торлоповой В. А. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», администрации сельского поселения «Палевицы» о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке,

установил:

Торлопова В. А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» по тем основаниям, что на основании договора социального найма занимает жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, имеет государственную регистрацию по указанному адресу. Заключением межведомственной комиссии администрации сельского поселения «Палевицы» от <дата> двухквартирный жилой дом признан аварийным и подлежащим сносу. Постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от <дата> за истцом признано право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья составом семьи 2 человека. Торлопова В. А., полагая, что имеет право на внеочередное предоставление ей по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, обратилась в суд с иском о возложении обязанности на администрацию муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» предоставить вне очереди Торлоповой В. А. с составом семьи 2 человека жилое помещение по договору социального найма, общей площадью не менее <данные изъяты> кв.м., отвечающее установленным санитарным и техническим нормам, взамен занимаемого и непригодного для проживания жилого помещения по адресу: <адрес>.

В порядке подготовки дела к рассмотрению определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от <дата> к участию в деле в качестве соответчика привлечена администрация сельского поселения «Палевицы».

В судебном заседании истец Торлопова В. А. и ее представитель Лыткина О. А. поддержали требования искового заявления в полном объеме по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Кашкар Ю. Н. возражала удовлетворению исковых требований, пояснив, что постановлением администрации района от <дата> Торлопова В. А. признана имеющей право на улучшение жилищных условий в соответствии Законом Республики Коми от 05.04.2005 №30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», однако истец в настоящее время не признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также малоимущей. Согласно ст. 57 ЖК РФ установлен исчерпывающий перечень оснований для предоставления жилых помещений вне очереди. В свою очередь, в данном перечне нет основания, как признание дома аварийным.

Представитель ответчика администрации сельского поселения «Палевицы» Громова А. А. указала, что дом, в котором находится квартира истца, является муниципальным двухквартирным в кирпичном исполнении, 1977 года постройки. В 2014 году принято решение о необходимости проведения капитального ремонта дома, однако только в 2017 году смогли начать капитальный ремонт, в квартире были частично заменены полы. В 2019 году еще раз была организована комиссия, которая признала дом не пригодным для проживания. В настоящее время в доме идет разрушение фундамента, стен, отопление и водоснабжение отсутствует. Отопление отсутствует потому, что разрушена печка. Также пояснила, что дом признан аварийным, в том числе с учетом года его постройки и общего состояния. Вместе с тем, дом является пригодным для проживания, проживание в нем опасности для жизни и здоровья жильцов не представляет.

Заслушав объяснения сторон, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.

Судом установлено, что Торлопова В. А. на основании договора социального найма занимает жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

Из справки, представленной отделом адресно-справочной работы УФМС России по РК, следует, что в жилом помещении по адресу: д <адрес>, сохраняют регистрацию Торлопова В. А. и <данные изъяты> (внук истца).

Заключением межведомственной комиссии администрации сельского поселения «Палевицы» от <дата> двухквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, д. Ивановка, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

На основании данного заключения постановлением администрации сельского поселения «Палевицы» от <дата> многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, д. <адрес>, <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Расселение граждан, проживающих в указанном доме, необходимо произвести в течение 5 лет.

Администрацией сельского поселения «Палевицы» <дата> Торлоповой В. А. предложено временное жилое помещение по адресу: <адрес>, ком.<данные изъяты>, однако данного жилого помещения Торлоповой В. А. произведен отказ.

Постановлением администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от <дата> Торлопова В. А. составом семьи два человека признана имеющей право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья, датой постановки на учет <дата> по категории: «лица, проживающие в ветхом и аварийном жилищном фонде, в помещениях, не отвечающих установленным для жилых помещений требованиям и признанных непригодными для проживания».

Письмами администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» от <дата>, <дата> Торлоповой В. А. дано разъяснение, что расселение дома будет осуществлено в сроки, установленные постановлением администрации сельского поселения «Палевицы» от <дата> , а снос многоквартирного жилого дома – после расселения граждан проживающих в указанном доме.

Торлопова В. А. полагая, что поскольку занимаемое её семьей жилое помещение признано непригодным для проживания, в связи с чем имеет право на внеочередное предоставление ей по договору социального найма благоустроенного жилого помещения, и до настоящего времени органом местного самоуправления указанная обязанность не исполнена, обратилась в суд с рассматриваемым иском.

Разрешая по существу заявленные требования, суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Статья 40 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на жилище.

Положения статей 11 Гражданского кодекса РФ и ст.11 Жилищного кодекса РФ предусматривают защиту гражданских и жилищных прав в случае их нарушения.

Согласно ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ полномочия по предоставлению жилых помещений гражданам отнесены к компетенции органов местного самоуправления.

Признание жилого помещения непригодным для проживания, равно как и не подлежащим ремонту или реконструкции, влечет возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения, поскольку в силу п. п. 38, 47 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, признание жилого помещения непригодным для проживания свидетельствует о том, что данное жилое помещение восстановлению и ремонту не подлежит.

В соответствии с п. 1 ч. 2, ч. ч. 5, 7 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Конституционным судом в определении от 05.03.2009 № 376-О-П обращено внимание на то, что федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма, в частности из муниципального жилищного фонда, необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении (ч. 1 ст. 49 ЖК РФ).

В силу положений ст. 49 Жилищного кодекса РФ, ст. 6 Закона Республики Коми от 10.11.2005 № 119-РЗ определение стоимости имущества с целью признания граждан малоимущими для предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда осуществляется органами местного самоуправления.

По общему правилу, установленному ст. 49 Жилищного кодекса РФ, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина из числа малоимущих нуждающимся в жилом помещении.

В силу ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущими гражданами являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Реализация предусмотренного указанными нормами права на предоставление жилого помещения не зависит от того, находится ли жилое помещение, занимаемое гражданами, у них в собственности, либо предоставлено им по договору найма, что неоднократно отмечалось Конституционным Судом Российской Федерации и Верховным Судом Российской Федерации в различных постановлениях (например, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 27 октября 2009 N 44-В09-41; определения Конституционного Суда Российской Федерации от 05 марта 2009 года N 376-О-П, от 19 октября 2010 года N 1328-О-О, от 26 мая 2011 года N 643-О-О).

При этом Конституционный Суд отмечает, что предоставление жилых помещений во внеочередном порядке осуществляется при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества. Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище.

Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, государство одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормам.

Из данных конституционных предписаний, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.

Таким образом, жилое помещение истцу может быть предоставлено лишь при условии соблюдения общих правил обеспечения жилыми помещениями по договору социального жилищного найма, а именно признание малоимущей, а также признание нуждающейся в жилом помещении.

Судом в ходе разрешения спора указанные условия обеспечения жильем по договору социального жилищного найма не установлены.

В рассматриваемом случае Торлопова В. А. и член её семьи в установленном порядке органами местного самоуправления малоимущими не признаны. Суд не обладает полномочиями по признанию граждан малоимущими.

Кроме того, не нашел своего подтверждения довод стороны истца о том, что многоквартирный дом, в котором проживает Торлопова В. А. с внуком, представляет опасность для жизни и здоровья людей по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством.

Более того, истцом не оспаривалось, что она не проживает в жилом помещении с 2008 года, при этом выезд носил добровольный порядок и не был связан с условиями проживания. В тоже время дом не отапливался в зимний период времени.

С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Торлоповой В. А.

    

    Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

решил:

Исковые требования Торлоповой В. А. к администрации муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», администрации сельского поселения «Палевицы» о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 23.12.2020.

Судья Е. В. Щенникова

2-758/2020 ~ М-772/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Торлопова Вера Александровна
Ответчики
Администрация СП "Палевицы"
АМОМР Сыктывдинский
Суд
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
Судья
Щенникова Елена Викторовна
Дело на странице суда
skdsud--komi.sudrf.ru
23.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.10.2020Передача материалов судье
28.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
28.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.10.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
01.12.2020Предварительное судебное заседание
16.12.2020Судебное заседание
23.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее