РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 сентября 2019 года г. Тольятти
Судья Ставропольского районного суда Самарской области Болохова О.В.,
при секретаре Ефимовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2158\2019 по исковому заявлению Фирсовой Натальи Владимировны к Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о признании права собственности на земельный участок и установлении местоположения границ земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Фирсова Н.В. обратилась в Ставропольский районный суд с указанным иском.
Просит: признать за Фирсовой Натальей Владимировной, право собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью 2684 кв.м., (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства), расположенный по адресу: <адрес>
Установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером № площадью 2684 кв.м расположенного по адресу: <адрес> в соответствии с межевым планом, подготовленным кадастровым инженером МУП «Ставропольская архитектура» Грицкив А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, в конкретных координатах.
Требования мотивированы тем, что истица является собственницей земельного участка площадью 1500 кв.м. по адресу: <адрес> В связи с тем, что площадь земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, с целью надлежащего оформления права собственности на земельный участок истица обратилась к кадастровому инженеру. В результате кадастровых работ, было установлено, что площадь участка составляет 2684 кв.м., что отличается от площади указанной в правоустанавливающем документе. Учитывая изложенные обстоятельства истица вынуждены обратиться в суд за защитой своих прав.
Представитель истца Митрофанова М.Н. действующая по доверенности, в судебном заседании полностью поддержала исковые требования.
Представитель ответчика – администрации муниципального района Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Представитель соответчика Администрации сельского поселения Хрящевка муниципального района Ставропольский Самарской области не явился, просит рассмотреть дело отсутствие представителя.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил.
Суд, с учетом мнения представителя истца считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав представителя истца, изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
В пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года N 22\10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что к искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об установлении границ земельного участка.
В соответствии со ст. 6 п. 1 п. п. 2, п. 3 Земельного Кодекса РФ объектами земельных отношений являются: земельные участки.
Земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Согласно ст. 70 ЗК РФ, государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ (с изм. и доп., вступ. в силу с 02.01.2017), в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
В соответствии с п. 7 ст. 36 ЗК РФ, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
По действующему законодательству при межевании вычисляются уникальные координаты угловых точек земельного участка, позволяющие однозначно определить их положение на местности.
Из представленных в суд документов усматривается, что на основании свидетельства о праве собственности на землю САМ № от ДД.ММ.ГГГГ, истица - Фирсова Н.В., является собственницей земельного участка площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, находящегося по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ право собственности на указанный земельный участок в установленном порядке было зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, о чем свидетельствует запись №.
В связи с тем, что граница указанного земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, истица обратилась к кадастровому инженеру Грицкив А.Н. для заключения договора на выполнение кадастровых работ для уточнения местоположения границ и площади своего земельного участка. В результате проведения кадастровых работ был подготовлен межевой план на указанный земельный участок.
В ходе проведения работ кадастровым инженером были запрошены сведения из Управления Росреестра по Самарской области.
Управлением Росреестра по Самарской области были предоставлены материалы инвентаризации в отношении уточняемого земельного участка.
Согласно представленных материалов, местоположение уточняемого участка определено более 15 лет назад.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определялись с учетом фактического землепользования, с использованием высокоточного сертифицированного оборудования, а также определялось с учетом местоположения границ смежных земельных участков. Координаты характерных точек границы участка методом спутниковых геодезических измерений с использованием высокоточного сертифицированного оборудования, которое позволяет определить положение межевых знаков с инструктивной точностью и выше.
Конфигурация спорного земельного участка в фактически освоенных границах отличается от конфигурации (различные длины линий границ) данного объекта указанного в материалах инвентаризации с.Выселки и плане на земельный участок с кадастровым номером 11:0017, в связи с чем, кадастровый инженер рекомендовал истцу обратиться в суд.
Кадастровым инженером было установлено, фактическая площадь земельного участка составляет 2684 кв.м, что на 1184 кв.м больше площади земельного участка правоустанавливающему документу.
В 1993 году было выдано свидетельство о
собственности на земельный участок <адрес> площадью 1500 кв.м., однако при проведении инвентаризации земельных участков <адрес> в 1999 году стало известно, что в фактических границах площадь земельного участка составляла 2640 кв.м, указанное подтверждается землеустроительным делом по инвентаризации земель кадастрового квартала №
Книга 11).
При выдаче свидетельства о праве собственности в 1993 году на указанный земельный участок не проводилось даже примерного замера земельного участка, площадь в нем указана декларировано.
В архиве Управления Росреестра по Самарской области (Ставропольский отдел) имеется план указанного земельного участка, передаваемого в собственность Фирсовой Натальи Владимировны в селе <адрес>, указанный план является приложением к свидетельству о праве собственности на землю, площадь земельного участка согласно данному плану составляет также 2640 кв.м.
Согласно заключения кадастрового инженера земельный участок, переданный в собственность Фирсовой Натальи Владимировны в исторически сложившихся границах существовал площадью 2640 кв.м. По всему периметру земельного участка (кроме части участка выходящей на <адрес>) находятся смежные земельные участки, границы которых установлены на местности путем проведения межевания, пересечения границ земельного участка истицы с границами смежных земельных участков отсутствует. Забор земельного участка установлен на местности за долго до выдачи свидетельства о праве собственности от 1993 года, на протяжении нескольких десятилетий не менялись. Споры по границам земельного участка со смежными землепользователями никогда не имелись.
При уточнении границ земельного участка в результате межевания, которое позволило определить площадь земельного участка с инструктивной точность и выше выяснилось, что площадь земельного участка составляет 2684 кв.м. Таким образом, площадь, на которую произошло увеличение земельного участка по сравнению с площадью указанной в плане земельного участка, являющейся приложением к свидетельству, составляет 44 кв.м.
Споров по границам нет, что подтверждает акт согласования границ.
Как было установлено кадастровым инженером фактически уже более 15 лет земельный участок используется площадью больше чем указано в правоустанавливающем документе.
Согласно справки администрации сельского поселения Хрящевка и.р. Ставропольский, Фирсова Н.В. пользуется земельным участком в границах и конфигурации, согласно землеустроительного дела более 15 лет.
Согласно ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Согласно ст. 18 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:
Согласно ст. 21 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются:
- сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков;
- сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка;
- новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Площадью земельного участка, определенной с учетом, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны.
Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению: собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Согласно ст. 43 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В отношении земельных участков, местоположение границ которых в соответствии с федеральным законом считается согласованным, осуществляется государственный кадастровый учет в связи с изменением характеристик объекта недвижимости.
В пункте 9 ст. 39 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" указано, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
На основании ч. 1 ст. 39 указанного Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, владеющими смежными земельными участками, в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
В силу части 3 статьи 39 указанного федерального закона согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования или аренды. Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (часть 1 статьи 40 названного федерального закона).
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в судебном порядке (часть 5 статьи 40 федерального закона, статья 64 ЗК РФ).
Давая толкование приведенным нормам материального права в их совокупности, суд приходит к выводу, что при уточнении границ земельного участка, принимаются во внимание сведения, которые изложены об этом в правоподтверждающих документах на земельный участок, а при отсутствии таковых, принимаются во внимание границы земельного участка, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения.
При отсутствии в документе, подтверждающем право на земельный участок, или в документах, определявших местоположение границ при его образовании, сведений о местоположении границ земельного участка, информация о границах, существующих на местности пятнадцать и более лет, может быть получена из других источников, в том числе – планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских, поселковых, сельских органах местной администрации.
В соответствии с п. 32 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (действующим после 01 января 2017 года) осуществление государственного кадастрового учета приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если в результате государственного кадастрового учета в связи с уточнением сведений о площади земельного участка такая площадь, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, будет больше площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем десять процентов площади, сведения о которой относительно этого земельного участка содержатся в ЕГРН. Аналогичная норма права содержалась в п. 1 ч. 5 ст. 27 Федерального закона N 221-ФЗ от 24 июля 2007 года "О государственном кадастре недвижимости".
В данном случае уточненная площадь земельного участка не превышает минимальный размер земельного участка, установленный в соответствии с федеральным законом для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования.
Таким образом, можно сделать вывод, о том, что и границы земельного участка, установленные при проведении кадастровых работ, сформированы правильно, а именно границы земельного участка не приводят к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель. Права третьих лиц при уточнение границ не нарушены. Споров по границам со смежными землепользователями не имеется.
По результатам кадастровых работ площадь земельного участка составляет 2684 кв.м.
Учитывая вышеизложенное, отсутствие возражений со стороны ответчика, претензий со стороны третьих и других лиц в отношении земельного участка, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 194-214 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать за Фирсовой Натальей Владимировной, право собственности на земельный участок с кадастровым номером № площадью 2684 кв.м., (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства), расположенный по адресу: <адрес>
Установить местоположение границ земельного участка с кадастровым номером № площадью 2684 кв.м. расположенного по адресу: <адрес>, в соответствии с межевым планом, подготовленным кадастровым инженером МУП «Ставропольская архитектура» Грицкив А.Н. от ДД.ММ.ГГГГ, в координатах:
Обозначение характерных точек границ |
Уточненные координаты | |
X |
Y | |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
<данные изъяты> |
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ставропольский районный суд Самарской области.
Судья –