Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2233/2021 ~ М-1887/2021 от 06.07.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара                               02 сентября 2021 г.

Волжский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Андреевой Е.А.,

при секретаре Овчаренко М.Е.,

с участием представителя административного истца - Итина С.А.,

представителя административного ответчика – Школьного А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации муниципального района <адрес> к прокуратуре <адрес> о признании незаконным представления прокурора <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Администрация муниципального района <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением к прокуратуре <адрес> о признании незаконным представления прокурора <адрес>.

В административном иске указала, что ДД.ММ.ГГГГ прокурором <адрес> по результатам проведения проверки исполнения администрацией муниципального района <адрес> земельного законодательства при рассмотрении обращений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу формирования земельного участка под многоквартирным домом вынесено представление от ДД.ММ.ГГГГ    об устранении нарушений земельного законодательства (далее - представление). В представлении прокурор указал на непринятие администрацией мер по формированию земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> (кадастровый ). В связи с чем, главе муниципального района <адрес> предписано вернуться к рассмотрению заявлений Ч., Р. и иных собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>; принять конкретные меры к восстановлению прав граждан, устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, недопущению подобных нарушений впредь; в установленном законом порядке принять меры к формированию земельных участков, обеспечить принятие администрацией муниципального района <адрес> законных и обоснованных решений по заявлениям Ч., Р. и иных собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>; в установленном порядке рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц за допущенные нарушения земельного законодательства, прав собственников помещений в многоквартирном доме на образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

С выводами прокурора административный истец не согласен, считает, что они противоречат нормам действующего законодательства Российской Федерации и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представление прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений земельного законодательства является незаконным и не подлежит исполнению.

Так, согласно данным публичной кадастровой карты (https://pkk.rosreestr.ru), под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> (кадастровый ) уже имеется образованный земельный участок с видом разрешенного использования - для многоквартирной застройки, с кадастровым номером (дата постановки на кадастровый учет - ДД.ММ.ГГГГ), границы которого определены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Данное обстоятельство также подтверждается сведениями ЕГРН. Учитывая факт наличия образованного земельного участка под вышеуказанным многоквартирным домом, принятие со стороны администрации каких-либо дополнительных решений об образовании земельного участка не требуется.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, административный истец просил суд признать незаконным и не подлежащим исполнению представление прокурора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об устранении нарушений земельного законодательства.

В судебном заседании представитель административного истца Итин С.А. доводы административного искового заявления поддержал, просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика Школьный А.А. в судебном заседании в удовлетворении административного иска просил отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:

1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;

2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который образован до введения в действие ЖК РФ и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не образован до введения в действие ЖК РФ, любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением об образовании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Образование указанного земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является обязанностью органов государственной власти или органов местного самоуправления. В целях образования такого земельного участка уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления совершаются все необходимые действия, предусмотренные законом, в том числе обеспечиваются утверждение в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, проекта межевания территории, подготовка межевого плана земельного участка, обращение с заявлением о государственном кадастровом учете в отношении такого земельного участка в орган регистрации прав, в случае приостановления осуществления государственного кадастрового учета по этому заявлению указанными органами обеспечивается устранение причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета. С заявлением о государственном кадастровом учете образованного земельного участка вправе также обратиться кадастровый инженер, выполнивший кадастровые работы в целях образования такого земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа.

Образование указанного земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления также при отсутствии обращения собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, в том числе в ходе выполнения комплексных кадастровых работ.

Из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес> проведена проверка, установлено, что в Администрацию муниципального района <адрес> поступили обращения Ч., Р. по вопросу определения границ земельного участка придомовой территории жилого дома по адресу: <адрес>

ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуре <адрес> под входящим номером было зарегистрировано обращение В., содержащее доводы о нарушении земельного законодательства, незаконном отказе органа местного самоуправления в формировании земельного участка под данным многоквартирным домом.

ДД.ММ.ГГГГ в администрацию муниципального района <адрес> направлен запрос за исходящим номером о предоставлении информации по доводам обращения. Согласно ответу администрации основания для принятия мер к формированию земельного участка под многоквартирным домом администрацией не усмотрены.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

<адрес> в адрес главы муниципального района <адрес> внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ В представлении изложено требование прокурора вернуться к рассмотрению заявлений Ч., Р. и иных собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>; принять конкретные меры к восстановлению прав граждан, устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, недопущению подобных нарушений впредь; в установленном законом порядке принять меры к формированию земельных участков, обеспечить принятие администрацией муниципального района <адрес> законных и обоснованных решений по заявлениям Ч., Р. и иных собственников помещений в многоквартирном доме по адресу: <адрес>; в установленном порядке рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц за допущенные нарушения земельного законодательства, прав собственников помещений в многоквартирном доме на образование земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.

        Согласно ответу на данное представление от ДД.ММ.ГГГГ эл.п. в удовлетворении изложенных в акте прокурорского реагирования требований отказано со ссылкой на то, что земельный участок под многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, уже сформирован ДД.ММ.ГГГГ, ему присвоен кадастровый , что подтверждается сведениями ЕГРН.

        Как указывает прокурор, на земельном участке с кадастровым номером расположены шесть многоквартирных жилых домов (кадастровые номера: ), в том числе многоквартирный дом по адресу: <адрес> (кадастровый номер – ). При отсутствии в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка, на котором расположен конкретный многоквартирный жилой дом и другие объекты недвижимого имущества, входящие в состав общего имущества данного дома, возникает правовая неопределенность, в том числе в части определения соответствующих границ придомовых территорий с целью включения их в общее имущество конкретного многоквартирного жилого дома, а также органов, организаций и лиц, отвечающих за их благоустройство и содержание, что существенно нарушает права собственников многоквартирных жилых домов.

Административным истцом заявлено о признании представления прокурора незаконным и не подлежащим исполнению.

Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 24.02.2005 № 84-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки М. на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» по смыслу положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд. Так, в соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, может быть наложен штраф, при этом прокурору не предоставлено право принудительного взыскания штрафа, поскольку дела данной категории рассматриваются мировыми судьями (часть 1 и абзац четвертый части 3 статьи 23.1 Кодекса). При рассмотрении в судебном порядке дела об указанном административном правонарушении либо дела об оспаривании представления прокурора прокурор должен доказать факт нарушения закона органом или должностным лицом, которому внесено представление, и правомерность своих требований.

Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. Обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. № 12-П).

По мнению суда, положения действующего законодательства не лишают собственников помещений в многоквартирном доме, возведенном после 1 марта 2005 года (даты введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) в границах земельного участка, сформированного после указанной даты, права на обращение в уполномоченные органы с заявлением об образовании самостоятельного земельного участка, необходимого для эксплуатации именно такого дома, и на предоставление этого участка в их долевую собственность.

Из представленных суду документов следует, что земельный участок с кадастровым номером был образован в результате раздела земельного участка с кадастровым номером на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет ООО «Юг-1», право собственности которого было зарегистрировано на основании договоров купли-продажи земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ и погашено ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ООО «Юг-1». В отношении земельного участка с кадастровым номером было выдано разрешение на строительство объекта «2-ая очередь застройки «Южный город». Многоквартирные дома и паркинг. Квартал 13».

На основании ст. 56 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» на земельный участок зарегистрировано право собственности муниципального района Волжский Самарской области.

Таким образом, спорый земельный участок сформирован после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, не под многоквартирный жилой дом, а в целях возведения определенной очереди застройки «Южный город», вид разрешенного использования – для многоквартирной застройки.

В условиях, когда земельный участок сформирован не под многоквартирный жилой дом либо на нем расположено несколько многоквартирных домов, представляется, что положения закона о возникновении права собственности на земельный участок, относящийся к общему имуществу в многоквартирном доме, не могут быть применены ввиду факта отсутствия самого земельного участка, который относится к общему имуществу в конкретном многоквартирном доме, на что указано также в письме Управления Росреестра по Самарской области от 18.01.2021 г.

Согласно статье 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» объектом долевого строительства признается жилое или нежилое помещение, общее имущество в многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, подлежащие передаче участнику долевого строительства после получения разрешения на ввод в эксплуатацию многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости и входящие в состав указанного многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости, строящихся (создаваемых) также с привлечением денежных средств участников долевого строительства.

Суд находит обоснованным доводы прокурора о том, что при отсутствии в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка, на котором расположен конкретный многоквартирный жилой дом и другие объекты недвижимого имущества, входящие в состав общего имущества данного дома, возникает правовая неопределенность, в том числе в части определения соответствующих границ придомовых территорий с целью включения их в общее имущество конкретного многоквартирного жилого дома, а также органов, организаций и лиц, отвечающих за их благоустройство и содержание, что существенно нарушает права собственников многоквартирных жилых домов.

Конкретные примеры невозможности реализации собственниками помещений в многоквартирном доме № 40 своих прав, участия в федеральных программах, примеры того, что часть квартала застройки занимают земельные участки, находящиеся в собственности третьих лиц приведены в заявлении Совета МКД, адресованном прокурору области.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания незаконными решений органов государственной власти, органов местного самоуправления, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. Таковой совокупности обстоятельств судом не установлено.

Оспариваемое представление внесено прокурором в пределах предоставленных ему полномочий, при наличии к тому предусмотренных законом оснований. На основании изложенного суд приходит к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175 – 180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Администрации муниципального района Волжский Самарской области отказать.

    Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение месяца с момента составления решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 10.09.2021 г.

Председательствующий         /подпись/                                 Е.А. Андреева

2а-2233/2021 ~ М-1887/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация муниципального района Волжский Самарской области
Ответчики
Прокурор Волжского района Самарской области
Прокуратура Самарской области
Суд
Волжский районный суд Самарской области
Судья
Андреева Е. А.
Дело на странице суда
volzhsky--sam.sudrf.ru
06.07.2021Регистрация административного искового заявления
07.07.2021Передача материалов судье
08.07.2021Решение вопроса о принятии к производству
08.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.07.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.08.2021Судебное заседание
09.08.2021Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
02.09.2021Судебное заседание
10.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.11.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.12.2021Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее