Дело № 2-7097/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Челябинск 18 октября 2017 года
Центральный районный суд г. Челябинска в составе председательствующего Резниченко Ю.Н.,
при секретаре Короле А.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киреева АВ к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконными действия в принятии положительного решения на основании неполного пакета документов и решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет,
УСТАНОВИЛ:
Киреев А.В. обратился в суд с иском к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области (далее – ГУФСИН России по Челябинской области) о признании незаконными действия территориальной подкомиссии, выразившиеся в принятии положительного решения на основании представленного неполного пакета документов необходимого для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании заявления (рапорта) от ДД.ММ.ГГГГ, составом семьи 3 человека, к Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России) о признании незаконным решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности по постановке на учет для получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании заявления (рапорта) от ДД.ММ.ГГГГ, составом семьи 3 человека.
В обоснование иска указал, что отвечает критериям для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренной ст.4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». При обращении с полным пакетом документов в ГУФСИН России по Челябинской области для постановки на учет, подкомиссия ГУФСИН России по Челябинской области направила представленный пакет документов в ФСИН России для рассмотрения вопроса о постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии ФСИН России ему отказано в постановке на учет в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п.5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года № 369. Считает данный отказ не правомерным, не соответствующим нормам закона.
Истец Киреев А.В. в судебное заседание не явился, будучи извещен о времени и месте его проведения, просил рассмотреть дело без его участия.
Представитель истца - Васильева М.П. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчиков ГУФСИН России по Челябинской области и ФСИН России – Клепикова Н.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по доводам, изложенным в письменном отзыве, указав, что решение комиссии законно и обоснованно.
Суд, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими отказу в удовлетворении по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата).
Согласно пп 1,2 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (ч.5 ст. 4 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369, утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
В целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись (п. 5 Правил N 369).
На основании заявления и документов, указанных в п. 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (п. 7 Правил N 369).
Согласно Порядку формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам и семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденному Приказом Федеральной службы исполнений наказаний от ДД.ММ.ГГГГ N 496, соответствующие комиссии формировались как постоянно действующие коллегиальные органы на уровне ФСИН России, территориальных органов ФСИН России и образовательных учреждения ФСИН России (п. 7).
Полномочиями по принятию решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него на момент возникновения спорных правоотношений обладала комиссия ФСИН России.
Территориальная подкомиссия ГУФСИН России по Челябинской области не обладала полномочиями по проверке и оценке представленных сотрудниками документов.
В соответствии с п. 19 Порядка формирования и работы комиссий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденного приказом ФСИН России от 29 августа 2013 года N 496, документы для получения единовременной выплаты должны быть рассмотрены комиссией ФСИН России в течение 3-х месяцев с даты приема (получения) указанных документов, отраженной в Книге учета заявлений (п. 19 раздел IV «Принятие решений Комиссией ФСИН России»).
Согласно п. 23 раздела IV «Принятие решений Комиссией ФСИН России» выписки из решений Комиссии ФСИН России в течение 10 дней со дня их издания направляются в заинтересованные Территориальные подкомиссии и Подкомиссии, а Территориальные подкомиссии и Подкомиссии не позднее трех рабочих дней со дня получения выписок из решений Комиссии ФСИН России доводят их до сведения сотрудников и граждан.
Согласно п. п. 10.1 и 10.2 раздела II «Функции и полномочия комиссий» Порядка, утвержденного приказом ФСИН России от 29.08.2013 N 496, на Территориальную подкомиссию и Подкомиссию возложены функции предварительной проверки сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты и проверка представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также, установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах, возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата.
Из материалов дела следует, что Киреев А.В. проходит службу в ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Челябинской области в должности заместителя начальника, выслуга лет в календарном исчислении на момент подачи заявления составляла более 10 лет.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» у Киреева А.В. возникло право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с наличием общей продолжительности службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении. В соответствии с пунктом 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N 369 в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст. ст. 31, 69 ЖК РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты, субсидии в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
К заявлению прилагаются следующие документы: а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником); б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника; г) копия послужного списка сотрудника; д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); е) справки об обучении в образовательных учреждениях по очной форме обучения детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником; ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником; з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения; и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений; к) копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма); л) копия документа, подтверждающего право сотрудника на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, предусмотренных пунктом 19 настоящих Правил).
Из приведенных норм закона следует, что право сотрудника органов уголовно-исполнительной системы на предоставление единовременной социальной выплаты возникает при одновременном наличии нескольких условий, одним из которых является его нуждаемость в жилом помещении.
При этом определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения должно осуществляться исходя из суммарной площади всех жилых помещений, имеющихся в собственности или в пользовании на основании договора социального найма у сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи.
ДД.ММ.ГГГГ Киреев А.В. обратился с заявлением (рапортом) в ГУФСИН России по Челябинской области о принятии его на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 369. К данному рапорту были приложены документы в соответствии с законодательством РФ в данной сфере правоотношени.
Решением комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ в постановке заявителя на учет на получение единовременной социальной выплаты отказано в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Из выписки из протокола ФСИН России № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Киреевым А.В. представлены документы на состав семьи 3 человека: заявитель, супруга – ФИО7, дочь ФИО8 Не представлены документы, позволяющие определить общую площадь и статус жилого помещения по адресу: <адрес>, где заявитель зарегистрирован постоянно с ДД.ММ.ГГГГ. По данному адресу отсутствуют копии финансовых лицевых счетов и выписка из домой книги, количество зарегистрированных лиц на данной жилплощади не указано. Супруга с ДД.ММ.ГГГГ, дочь с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время постоянно зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 60,1кв.м. по адресу: <адрес>, ДОС-2, <адрес>, занимаемом на основании договора социального найма, квартиросъемщик ФИО9 (мать супруги). Договор не представлен. Жилое помещение находится в ведении Министерства обороны Российской Федерации. Заявитель с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ временно зарегистрирован по адресу: <адрес>, ДОС-2, <адрес>. Свидетельство о регистрации по месту пребывания представлены.
Представлены справки БТИ и выписки из ЕГРП на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества, представленные всеми территориальными Управлениями Росреестра с указанием девичьей фамилии супруги заявителя.
Иных жилых помещений в собственности и (или) занимаемые по договорам социального найма на территории Российской Федерации Киреев А.В. и члены его семьи не имеют.
Ранее Кирееву А.В. социальная выплата на приобретение или строительство жилого помещения не предоставлялась.
Поскольку право сотрудника органов уголовно-исполнительной системы на предоставление единовременной социальной выплаты возникает при условии его нуждаемости в жилом помещении, при этом, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений, имеющихся в собственности или в пользовании на основании договора социального найма у сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи, а оценка нуждаемости сотрудника в жилом помещении осуществляется комиссией на основании представляемых сотрудником в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения в целях постановки на учет документов, перечень которых указан в пункте 5 Правил, суд не может согласиться с доводами стороны истца о том, что были представлены все необходимые документы.
В соответствии с указанным пунктом 5 Правил наряду с заявлением сотрудник должен предоставить также выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт «к»); копию договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма) (подпункт «з»).
Как следует из материалов учетного дела, Киреевым А.В. не представлены документы, позволяющие определить сведения о собственниках жилого помещения, степени родства зарегистрированных с истцом лиц, общую площадь жилого помещения по адресу: <адрес> «А», <адрес>.
Вместе с тем, данные документы имели существенное значение при оценке комиссией нуждаемости в жилом помещении, учитывая, что если сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, то данное жилое помещение подлежит учету при расчете обеспеченности общей площадью жилого помещения каждого члена семьи.
В связи с тем, что истцом не были представлены все необходимые документы, предусмотренные Правилами, комиссия правильно пришла к выводу об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, поскольку указанная информация должна быть в материалах учетного дела, чтобы определить нуждаемость в жилом помещении и уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения.
Именно заявитель несет ответственность за предоставляемый пакет документов или доказательств невозможности получения документов.
Кроме того, Киреев А.В. не лишен права повторно обратиться с заявлением (рапортом), устранив имеющиеся недостатки.
При таких обстоятельствах не имеется оснований для признания незаконными действия территориальной подкомиссии, выразившиеся в принятии положительного решения на основании представленного неполного пакета документов необходимого для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании заявления (рапорта) от ДД.ММ.ГГГГ, признания незаконным решения комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, возложении обязанности по постановке истца на учет для получение указанной выплаты с даты подачи заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В иске Киреева АВ к Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Челябинской области, Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконными действия в принятии положительного решения на основании неполного пакета документов и решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности поставить на учет – отказать.
На настоящее решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Челябинска.
Председательствующий: п/п Ю.Н. Резниченко
Копия верна.
Решение не вступило в законную силу.
27.10.2017
Судья Центрального районного суда г. Челябинска: Ю.Н. Резниченко
Секретарь: А.А. Король
Решение вступило в законную силу «___»_________2017 г.
Судья Центрального районного суда г. Челябинска: Ю.Н. Резниченко
Секретарь: