Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-154/2017 ~ М-146/2017 от 07.11.2017

Дело №2-154/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с.Б.Сорокино 12 декабря 2017 года

Сорокинский районный суд Тюменской области в составе:

председательствующего судьи – Лощакова С.А.,

при секретаре – Рева О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-154/2017 по иску Достоваловой В.В. к администрации Сорокинского муниципального района о признании незаконным заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от <адрес>

УСТАНОВИЛ:

Достовалова В.В. обратилась в суд с вышеназванным иском к ответчику.

В обоснование иска указала, что она является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ по ее заявлению межведомственная комиссия произвела обследование указанного жилого дома и на основании акта обследования от 09.03.2017г. признала его подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ администрация Сорокинского муниципального района вынесла распоряжение «О результатах обследования жилого дома», которым признала ее дом подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствии с установленными в Положении о признании помещения жилым помещением непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. , требованиями. Истица не согласилась с заключением межведомственной комиссии и обратилась в суд с иском о признании заключения межведомственной комиссии незаконным. Решением Сорокинского районного суда Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ требования истицы были удовлетворены, решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия произвела обследование жилого дома истицы по указанному адресу и признала жилой дом подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения. С данным заключением истица не согласна по следующим основаниям: нарушен срок рассмотрения заявления истицы; в состав комиссии не был включен специалист в области инвентаризации и регистрации объектов недвижимости; в заседании комиссии не принимала участия собственник жилого помещения; комиссия не приняла во внимание техническое обследование строительных конструкций жилого дома, проведенное истицей при содействии ООО «Дирекция единого заказчика».

Просит признать незаконным заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ., обязать межведомственную комиссию рассмотреть ее заявление о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, непригодным для проживания в установленный законодательством срок.

Истец Достовалова В.В. в судебном заседании на исковых требованиях настаивала в полном объеме. Пояснила, что осмотр ее жилого дома комиссией проводился визуально. О дне заседания межведомственной комиссии ее не извещали, участия в заседании она не принимала.

В судебном заседании представитель истца Кошин О.В. (по доверенности от 24.04.2017г.) требования поддержал, пояснив аналогичное тому, что было изложено в исковом заявлении, дополнил, что при работе межведомственной комиссии была нарушена процедура, в соответствии с которой необходимо было участие представителя Роспотребнадзора и БТИ. Он сам участвовал при обследовании жилого дома истицы и знает, что в тот момент отсутствовали руководители Роспотребнадзора, БТИ и директор ООО «Сорокинские коммунальные системы». Осмотр проводился визуально, без применения каких-либо приборов и средств измерения.

Представитель ответчика Полеваев А.М. (по доверенности от 26.10.2017г.) в судебном заседании против иска возражал, пояснив, что заключение межведомственной комиссии выносилось коллегиально, кворум имелся, подтвердил, что обследование жилого дома истицы проводилось визуально с использованием рулетки.

Представитель ответчика Медведева Г.В. (по доверенности от 19.09.2017г.) в судебном заседании против иска возражала, пояснив, что отсутствие руководителя БТИ на заседании комиссии было обосновано на ее несогласии участвовать в такого рода работе. Дополнила, что срок заседания комиссии неоднократно переносился, так как трудно было обеспечить участие всех ее членов. Много времени ушло на переписку с соответствующими структурами.

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления обязаны обеспечить условия для осуществления гражданами права на жилище и его безопасность.

Согласно части 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.

Как следует из пунктов 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в числе прочих: признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.

Положениями части 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, устанавливаются Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Во исполнение данной нормы Жилищного Кодекса, постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение).

Согласно пунктам 7, 43, 44 данного Положения, уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещение жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия.

Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.

Данным Положением также урегулированы порядок создания комиссии и ее состав, в который включаются: представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Судом установлено, что по итогам обследования жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес> межведомственной комиссией, утвержденной распоряжением администрации Сорокинского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. , вынесено заключение о признании указанного дома подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения (л.д.14-15), составлен акт обследования жилого дома от 22.09.2017г. (л.д.11-13).

Вместе с тем, как следует из материалов дела, в работе межведомственной комиссии администрации Сорокинского муниципального района по обследованию и составлению соответствующего заключения (оформленного актом обследования жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ.) в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> не принимал участие специалист органа, уполномоченного на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, что стороной ответчика не оспаривалось. Также установлено, что в работе комиссии не принимал участие истец по делу, Достовалова В.В., что подтверждается сторонами и содержанием заключения и акта обследования жилого дома.

Неучастие в работе межведомственной комиссии вышеуказанного специалиста и заявителя Достоваловой В.В. суд расценивает в качестве существенного нарушения прав истца, имеющего в собственности указанный жилой дом (копия свидетельства о государственной регистрации права от 14.08.2015г. – л.д.10), на полное и объективное обследование жилого дома с целью определения соответствия либо несоответствия его установленным требованиям, предъявляемым к жилому помещению, в том числе по уровню санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности.

Согласно п.43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в Положении требованиям включает: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения (акты) соответствующих органов государственного надзора (контроля), заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в Положении требованиям (пункт 44).

Выявив, что осмотр жилого дома истицы проводился только визуально, без применения каких-либо измерительных приборов и приспособлений, суд приходит к выводу о нарушении процедуры проведения оценки соответствия помещения установленным в пункте 44 Положения требованиям.

Поскольку состав межведомственной комиссии не соответствовал требованиям пункта 7 Положения, обследование жилого дома производилось незаконным составом комиссии с нарушением процедуры проведения оценки, следовательно, составленное межведомственной комиссией по результатам такого обследования заключение является незаконным.

В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

В Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014г., разъяснено, что, удовлетворяя заявление о признании незаконным решения межведомственной комиссии, суд вправе возложить на межведомственную комиссию обязанность в определенный срок провести оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям, не предрешая ее существа.

Последствия вынесенного судом решения о признании заключения межведомственной комиссии незаконным заключаются в том, что недействительное заключение рассматривается как акт, не имеющий юридической силы и не подлежащий применению, следовательно, у принявшего его органа в соответствии с функциональными полномочиями возникает обязанность повторного рассмотрения относящегося к его компетенции вопроса и принятия по нему нового решения.

Таким образом, суд возлагает на администрацию Сорокинского муниципального района обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести повторное обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Достоваловой В.В. удовлетворить.

Признать незаконным заключение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания.

Возложить на администрацию Сорокинского муниципального района обязанность в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу провести обследование жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес> на предмет соответствия требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. №47.

Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца с момента его принятия путем подачи апелляционной жалобы через Сорокинский районный суд Тюменской области.

Председательствующий Лощаков С.А.

2-154/2017 ~ М-146/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Достовалова Валентина Васильевна
Ответчики
Администрация Сорокинского муниципального района Тюменской области
Другие
Полеваев Андрей Михайлович
Кошин Олег Вадимович
Медведева Галина Владимировна
Суд
Сорокинский районный суд Тюменской области
Судья
Лощаков С.А
Дело на странице суда
sorokinsky--tum.sudrf.ru
07.11.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.11.2017Передача материалов судье
09.11.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.11.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.12.2017Судебное заседание
12.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.01.2018Дело оформлено
23.03.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее