Дело № 2-156/2012г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 мая 2012 года г. Зея Амурской области
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Быстрянцевой И.И.,
при секретаре Карнауховой И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Широкова ММ к Открытому акционерному обществу «Коммунальные системы БАМа» о защите прав потребителей и по встречному иску Открытого акционерного общества «Коммунальные системы БАМа»» к Широкову ММ о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг,
УСТАНОВИЛ:
Широков М.М. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, при этом между Широковым М.М. и управляющей компанией ОАО «Коммунальные системы БАМа» заключен публичный договор на оказание коммунальных услуг.
Широков М.М. обратился в суд с иском к ОАО «Коммунальные системы БАМа» о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет по коммунальным платежам в принадлежащем ему жилом помещении за период с 1 апреля 2009 года по 1 апреля 2011 года, а также представлять квитанции для оплаты по коммунальным услугам своевременно и полностью заполненные, в обоснование исковых требований указав, что с лета 2008 года в <адрес> были установлены общедомовые приборы учета воды, по показаниям которых один раз в несколько месяцев производится корректировка квартплаты, при этом сумма долга по коммунальным платежам, которая числилась за ним по состоянию на 11 апреля 2011 года по разным данным составляла разную сумму. В мае 2011 года, запросив распечатку начисленных и оплаченных коммунальных платежей, он установил, что квартплата помесячно выставлялась не фиксированной суммой, а по разному, что, по его мнению, не допустимо. Кроме того, 11 апреля 2011 года он со своей семьей снялся с регистрационного учета по указанному адресу, а также обратился в управляющую компанию с заявлением о разделении лицевых счетов с зарегистрированным в спорной квартире САЮ, однако счета на оплату коммунальных услуг до сих пор выставляются на его имя.
В дальнейшем Широков М.М. изменил исковые требования, окончательно предъявив их следующим образом: просит обязать ОАО «Коммунальные системы БАМа» произвести перерасчет коммунальных платежей за период с 1 апреля 2011 года по 01 февраля 2012 года по нормативам потребления, поскольку полагает, что установка общедомовых приборов учета горячей и холодной воды была произведена незаконно, без решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, соответственно начисление оплаты за названные услуги должно производиться по нормативам потребления, а не исходя из показаний общедомовых приборов учета. Кроме того, просит взыскать с ОАО «Коммунальные системы БАМа» расходы по оплате услуг представителя в сумме 20000 рублей.
Одновременно представитель истца отказался от исковых требований в части возложения на ОАО «Коммунальные системы БАМа» обязанности предоставлять счет-квитанции для оплаты коммунальных услуг своевременно и полностью заполненные с указанием потребленного количества услуг, тарифа, начислений по тарифу, начисления льгот, субсидий и суммы оплаты по итогам.
Требования истца в указанной части разрешены отдельным определением суда.
В свою очередь ОАО «Коммунальные системы БАМа» предъявило встречный иск к Широкову М.М. о взыскании задолженности по коммунальным платежам в сумме 32907 рублей 93 коп., а также судебных расходов по оплате государственной пошлины, в обоснование исковых требований указав, что Широков М.М. является собственником жилого помещения, расположенного в <адрес>, пользуется коммунальными услугами, предоставляемыми ранее ГУП Амурской области «Коммунальные системы БАМа», а в дальнейшем и ОАО «Коммунальные системы БАМа», однако свои обязанности по оплате коммунальных услуг исполняет не в полном объеме, в связи с чем у него имеется задолженность за период с 1 апреля 2009 года по 31 декабря 2011 года в сумме 32907 рублей 93 коп.
В судебное заседание истец по первоначальному иску и ответчик по встречному иску Широков М.М. не явился, обеспечив явку своего представителя на основании доверенности.
Представитель истца по первоначальному иску на удовлетворении исковых требований Широкова М.М. настаивал, пояснив о вышеизложенном.
Представитель ответчика по первоначальному иску и истца по встречному иску ОАО «Коммунальные системы БАМа» в судебное заседание не явился, ходатайствовав о рассмотрении дела в свое отсутствие, с исковыми требованиями Широкова М.М. не согласны, на удовлетворении встречных исковых требований настаивают.
Из отзыва ОАО «Коммунальные системы БАМа» на исковые требования Широкова М.М. следует, что в квартире истца не установлены индивидуальные приборы учета потребления коммунальных услуг, однако <адрес> в 2008 году по инициативе ТСЖ «Огорон» был оборудован общедомовыми приборами учета холодного и горячего водоснабжения, при этом акты допуска в эксплуатацию приборов учета были подписаны главой администрации п.Огорон и представителем ГУП Амурской области «Коммунальные системы БАМа». На основании названных актов коммунальные услуги начисляются исходя из показаний общедомовых приборов учета в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ № 307 от 23 мая 2006 года. При этом до 1 июня 2011 года в связи с отсутствием в квартире индивидуальных приборов учета Широкову М.М. начисление коммунальных услуг производилось по нормативу потребления, а с июля 2011 года в связи со вступлением в законную силу изменений к Правилам предоставления коммунальных услуг, которыми был изменен порядок расчетов коммунальных услуг в многоквартирных домах, оборудованных общедомовыми приборами учета, также исходя из показаний общедомовых приборов учета, поскольку в соответствии с формулой названных Правил в новой редакции разница между показаниями общедомового прибора учета и суммарным объемом потребления коммунальных услуг во всех жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома распределяется не только между потребителями, установившими индивидуальные приборы учета, а между всеми потребителями, проживающими в доме пропорционально объему потребления коммунальных услуг внутри жилого помещения не оборудованного индивидуальными приборами учета – пропорционально объему коммунальных услуг, определенному исходя из норматива потребления для жилого помещения.
Доводы Широкова М.М. в части незаконной установки общедомовых приборов учета горячей и холодной воды полагают не обоснованными, поскольку доказательств этому не представлено. В связи с изложенным, полагают требования Широкова М.М. не подлежащими удовлетворению, поскольку начисление оплаты за коммунальные услуги происходит в установленном законом порядке.
Представитель ответчика по встречному иску с исковыми требованиями ОАО «Коммунальные системы БАМа» не согласен, поскольку расчет суммы задолженности произведен исходя из начислений с учетом показаний общедомовых приборов учета.
Изучив и оценив материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст.309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Истец по первоначальному иску Широков М.М. на основании свидетельства о государственной регистрации права от <Дата обезличена> является собственником жилого помещения по адресу: <адрес>.
Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной правовой нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 были утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, регулирующие отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 названного Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в порядке, установленном федеральным законом (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд разрешает дело в пределах заявленных истцом требований, объем которых истец должен четко обозначить в тексте искового заявления. Заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ.
В силу положений ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Законом (ст.57 ГПК РФ) обязанность по представлению доказательств возложена на стороны и другие лица, участвующие в деле.
Согласно ч.3 ст.67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Истцом по первоначальному иску Широковым М.М. заявлены требования о возложении на ОАО «Коммунальные системы БАМа» обязанности произвести перерасчет по коммунальным платежам по нормативам потребления без учета показаний общедомовых приборов учета потребления горячей и холодной воды, в обоснование которых положены доводы о незаконности установки названных приборов учета, в том числе по причине отсутствия решения общего собрания собственников жилья в многоквартирном жилом доме.В соответствии с п.15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307 (с изменениями от 29 июля 2010 г., 6 мая 2011 г.), размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Собственники жилых помещений вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей компании коммунальные услуги исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества (абз.2 п.7 Правил).
В соответствии с пунктом 22 Правил собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
При оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется:
а) для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 приложения N 2 к настоящим Правилам (п.23 Правил), то есть в соответствии с формулой 9:
где:
- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), фактически потребленный за расчетный период, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме или в жилом доме (куб. м, кВт·час);
- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, оборудованных приборами учета, измеренный индивидуальными приборами учета, а в коммунальных квартирах - общими (квартирными) приборами учета (куб. м, кВт·час);
- суммарный объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в жилых или нежилых помещениях, не оборудованных приборами учета, определенный для жилых помещений - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилых помещений - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт·час);
- объем (количество) коммунального ресурса (холодной воды, горячей воды, газа или электрической энергии), потребленный за расчетный период в i-том жилом или нежилом помещении, оборудованном прибором учета, измеренный индивидуальным прибором учета, а в коммунальных квартирах - общим (квартирным) прибором учета, или в i-том жилом или нежилом помещении, не оборудованном прибором учета, определенный для жилого помещения - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг по формулам 3 и 5, для нежилого помещения - в соответствии с пунктом 20 настоящих Правил (куб. м, кВт·час);
- тариф на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и водоотведения - руб./куб. м; для электроснабжения - руб./кВт·час).
В ноябре 2009 г. вступил в силу (за исключением отдельных положений) Федеральный закон от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». Главным новшеством указанного Закона является перевод всех пользователей на непременный приборный учет всех потребляемых энергоресурсов - это значит обязательную установку приборов учета на все виды коммунальных услуг.
В соответствии с п. 4 ст. 13 указанного Закона до 1 января 2012 г. собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу данного закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом в указанный срок многоквартирные дома должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, природного газа, электрической энергии. Исключение составляют аварийные и ветхие объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту до 1 января 2013 г., а также объекты с мощностью потребления электроэнергии до 5 кВт или тепловой энергии до 0,2 Гкал в час.
В судебном заседании установлено, что в 2008 году по адресу: <адрес> были установлены приборы учета холодной и горячей воды. При этом комиссией в составе главы администрации п.Огорон, представителей ТСЖ «Огорон» и ГУП «Коммунальные системы БАМа» был произведен технический осмотр названных приборов учета холодной и горячей воды и принятие в эксплуатацию приборов учета, о чем были составлены соответствующие акты, согласно которым прибор учета холодной воды ОСВХ 40 по адресу <адрес> допущен в эксплуатацию с 1 марта 2008 года, прибор учета горячей воды СКВГ 90-20/40 – с 23 апреля 2008 года, дата продажи согласно отметке в гарантийном талоне на прибор учета СКВГ – 10 апреля 2008 года. Согласно имеющихся в материалах дела технических паспортов приборов учета горячей и холодной воды, установленных в указанном многоквартирном жилом доме, срок государственной поверки приборов на момент рассмотрения дела не наступил.
Таким образом, в соответствии с вышеназванными нормами и на основании установленных в судебном заседании обстоятельств корректировка размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний общедомовых приборов учета, производимая ОАО «Коммунальные системы БАМа» в спорный период, а именно в период с июля 2011 по февраль 2012 года не противоречит действующему законодательству, соответственно доводы Широкова М.М. о необходимости начисления оплаты за коммунальные услуги только лишь исходя из нормативов потребления, не нашли своего подтверждения в судебном заседании.
Из представленных ОАО «Коммунальные системы БАМа» документов и расчетов, Широкову М.М. начисляется оплата за потребленные услуги с корректировкой исходя из показаний общедомовых приборов учета, с учетом всех необходимых параметров начисления, то есть механизм начисления оплаты за коммунальные услуги, применяемый ответчиком по первоначальному иску верный. При этом суд также учитывает, что до июля 2011 года начисление оплаты за коммунальные услуги Широкову М.М. было произведено по нормативам потребления, а в дальнейшем, в связи со вступлением в силу изменений в Правила предоставления коммунальный услуг, с учетом показаний общедомовых приборов учета.
Одновременно доводы представителя истца по встречному иску о незаконности применения при производстве расчетов показаний общедомовых приборов учета ввиду незаконности их установки по причине отсутствия соответствующего решения общего собрания собственников жилья, суд считает несостоятельными, поскольку действующим законодательством указанные представителем истца по первоначальному иску условия, которые, по его мнению, должны предшествовать установке общедомовых приборов учета, не предусмотрены.
Иных доказательств, свидетельствующих о необходимости начисления оплаты по коммунальным услугам по нормативам потребления без учета показаний общедомовых приборов истцом Широковым М.М. не представлено.
На основании изложенного суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований Широкова М.М. в полном объеме.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ, поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований по первоначальному иску, не подлежат удовлетворению и требования Широкова М.М. о взыскании расходов на оплату услуг представителя.
Встречные исковые требования ОАО «Коммунальные системы БАМа» о взыскании с Широкова М.М. задолженности по коммунальным платежам подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
В соответствии со ст. 153 ЖК РФ:
1. Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
2. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
Согласно ст. 155 ЖК РФ:
1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.
11. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием не внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги.
14. Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
В судебном заседании установлено и подтверждено представленными документами, что ответчик Широков М.М. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В соответствии с вышеназванными нормами ответчик обязан своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги.
Согласно представленному истцом по встречному иску расчету задолженность по оплате коммунальных услуг по состоянию на 31 декабря 2011 г. составила 32907 рублей 93 коп., которая подлежит взысканию с ответчика в пользу ОАО «Коммунальные системы БАМа».
Расчет суммы задолженности судом проверен, является верным, ответчиком по встречному иску, кроме как по мотиву начисления оплаты с учетом показаний общедомовым приборов учета, не оспаривается.
В соответствии со ст.98 ГПК РФ подлежат удовлетворению требования истца по встречному иску о взыскании с ответчика расходов, понесенных по оплате государственной пошлины в сумме 1187 рублей 23 коп.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Широкова ММ к Открытому акционерному обществу «Коммунальные системы БАМа» о возложении обязанности произвести перерасчет коммунальных платежей за период с 01 апреля 2011 года по 01 февраля 2012 года исходя из нормативов потребления и взыскании судебных расходов, отказать.
Исковые требования Открытого акционерного общества «Коммунальные системы БАМа» к Широкову ММ удовлетворить.
Взыскать с Широкова ММ в пользу Открытого акционерного общества «Коммунальные системы БАМа» 34095 рублей 16 коп (тридцать четыре тысячи девяносто пять рублей 16 коп), в том числе: задолженность по коммунальным услугам по состоянию на 31 декабря 2011 года в сумме 32907 рублей 93 коп, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1187 рублей 23 коп.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 14 мая 2012 г.
Председательствующий