Судья Гурьева Е.П.
Дело № 7-628/2017 (21-390/2017)
Р Е Ш Е Н И Е
11 апреля 2017 года г. Пермь
Судья Пермского краевого суда Ефремова О.Н.,при ведении протокола судебного заседания секретарем Силенок О.В., с участием защитника Перелыгиной С.В., рассмотрев в судебном заседании жалобу заместителя главного государственного инспектора г. Перми по пожарному надзору У. на решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 30 января 2017 года по делу по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в отношении администрации поселка Новые Ляды г. Перми
у с т а н о в и л :
Постановлением заместителя главного государственного инспектора г. Перми по пожарному надзору ГУ МЧС России по Пермскому краю У. от 26.07.2016 № ** администрация поселка Новые Ляды г. Перми признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде предупреждения.
Решением судьи Свердловского районного суда г. Перми от 30.01.2017, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы администрация поселка Новые Ляды г. Перми, указанное выше постановление отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, заместитель главного государственного инспектора г. Перми по пожарному надзору У. просит отменить решение судьи районного суда, указывая на то, что в бездействии лица имеется состава вменяемого административного правонарушения.
Данная жалоба подана в пределах установленного ст. 30.3 КоАП РФ срока обжалования, поскольку изначально жалоба на постановление было подана в Пермский краевой суд 02.03.2017, то есть своевременно с момента получения копии данного постановления должностным лицом надзорного органа (27.02.2017). При таких обстоятельствах оснований для восстановления срока не имеется, поскольку настоящая жалоба в указанной части соответствует требованиям ст. 30.3 КоАП РФ.
В судебном заседании в краевом суде защитник администрации поселка Новые Ляды г. Перми - Перелыгина С.В. с доводами жалобы не согласилась, просила решение судьи районного суда оставить без изменения.
Заместитель главного государственного инспектора г. Перми по пожарному надзору У., будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.
Заслушав участвующих в деле лиц, изучив материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Часть 1 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 25.04.2016 в районе 17 часов 00 минут на ул. Транспортная, 2 пос. Новые Ляды г. Перми произошло возгорание травы на площади 200 кв.м. Факт возгорания лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не оспаривается. В вину администрации поселка Новые Ляды г. Перми факт возгорания травы непосредственно не вменяется.
Основанием для составления протокола об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ послужило нарушение п. 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, в силу которых руководитель организации обеспечивает очистку объекта и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.
Привлекая администрацию поселка Новые Ляды к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, должностное лицо исходило из факта наличия сухой травы, возгорание которой произошло, и отнесения ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к вопросам местного самоуправления по обеспечению первичных мер пожарной безопасности.
Судья районного суда, отменяя вынесенное постановление и прекращая производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения, исходил из того, что администрация поселка Новые Ляды не является субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку из положений п. 3.2.14.4 Типового положения администрация поселка Новые Ляды осуществляет реализацию лишь отдельных первичных мер пожарной безопасности на территории поселка Новые Ляды, указанных в этом пункте, в связи с этим, предусмотренная п. 77 Правил противопожарного режима обязанность не применима к администрации поселка Новые Ляды.
Судья краевого суда не находит оснований не согласиться с данными выводами судьи районного суда.
Как следует из положений ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
При этом, в силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Положениями ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст.63 настоящего Федерального закона.
Статья 63 названного Федерального закона к первичным мерам пожарной безопасности относит реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования; разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности; разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности; разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением; установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия; обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; обеспечение связи и оповещения населения о пожаре; организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний; социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.
В ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа (п.10 ч.1).
Городской округ - городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ).
Согласно ст. 4 Устава г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 25.08.2015 № 150, территория города Перми включает в себя территории Дзержинского, Индустриального, Кировского, Ленинского, Мотовилихинского, Орджоникидзевского и Свердловского районов, являющихся внутригородскими административно-территориальными единицами.
Согласно п. 4 приложения к решению Пермской городской Думы от 29.06.2006 № 128 «О структуре администрации города Перми» администрация поселка Новые Ляды г. Перми является территориальным органом администрации города Перми.
Утвержденным решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 № 7 Типовым положением о территориальном органе администрации г. Перми администрация поселка Новые Ляды организует реализацию следующих первичных мер пожарной безопасности на территории поселка: обеспечивает надлежащее состояние источников противопожарного водоснабжения, организует проведение работ по содержанию, текущему и капитальному ремонту бесхозяйных источников противопожарного водоснабжения (искусственных водоемов и пирсов) с момента принятия в установленном администрацией г. Перми порядке решения о возможности приемки их в муниципальную собственность и муниципальных противопожарных объектов, переданных в оперативное управление территориальному органу; в соответствии с действующим законодательством принимает меры по обеспечению беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; осуществляет пропаганду в сфере пожарной безопасности на территории поселка, содействует распространению пожарно-технических знаний на территории поселка.
В силу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Статьей 10 данного Федерального закона определено, что финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.
Как установлено судьей районного суда, территория, на которой произошло возгорание, администрации поселка на каком-либо законном основании не принадлежит. Данная территория содержится как бесхозяйная подведомственным учреждением в рамках муниципального контракта на выполнение работ по содержанию пустошей, логов и водоохранных зон в поселке Новые Ляды в 2016 году с обезвреживанием и/или размещением бесхозяйных отходов I-Vклассов опасности на специализированном полигоне ТБО № 1-ЭА, заключенного с подрядной организацией ООО «***» (п. 3.2.7 Типового положения о территориальном органе администрации города Перми).
Сведений о наличии соглашения о передаче на 2016 год администрацией г. Перми администрации поселка Новые Ляды полномочий по вопросу организации в границах территориального органа местного самоуправления полномочий по организации в соответствии с п. 77 Правил противопожарного режима очистку объекта и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности, в материалах дела нет.
С учетом изложенного, вывод судьи районного суда об отсутствии доказательств того, что администрация поселка Новые Ляды является субъектом административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, основан на оценке собранных по делу доказательств, которая произведена судьей районного суда по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.
Таким образом, в силу ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ при пересмотре решения, вынесенного по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, не допускается отмена решения по результатам рассмотрения жалобы, если отсутствуют существенные нарушения процессуальных требований КоАП РФ либо усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, привлекаемого к административной ответственности.
Заявляя требование об отмене решения судьи районного суда, должностное лицо не приводит доводов о существенных нарушениях судьей процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, повлекших отсутствие всесторонности, полноты и объективности рассмотрения дела. Фактически доводы жалобы направлены переоценку доказательств, в связи с чем не могут повлечь отмену вынесенного решения судьи районного суда.
Процессуальные нарушения, которые бы послужили безусловным основанием для отмены либо изменения принятого судьей решения, не установлены.
С учетом изложенного основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л :
Решение судьи Свердловского районного суда г. Перми от 30 января 2017 года оставить без изменения, жалобу заместителя главного государственного инспектора г. Перми по пожарному надзору У. – без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
Судья (подпись)