2-3095/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июля 2012 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи: Мухиной Т.А.
при секретаре Пироговой Ю.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Захарченко В.Н. к ОГКУ «Центр социальной поддержки населения», Министерству социальной политики Правительства Калининградской области о признании права на обеспечение жилым помещением без предоставления справки о сдаче жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Захарченко В.Н. обратился в суд с иском к ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» Калининградской области и Министерству социальной политики Правительства Калининградской области о признании права на обеспечение жилым помещением, без предоставления справки о сдаче жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>, указывая, что он, уволен из Вооруженных Сил РФ приказом командующего ВВС БФ № от ДД.ММ.ГГГГ. При увольнении с военной службы ему на состав семьи 4 человека, в том числе супруга Захарченко Т.А., дочь З.Е.В., сын З.Н.В., было предоставлено жилое помещение – двухкомнатная квартира жилой площадью 29,3 кв.м. Но поскольку он и члены его семьи не были обеспечены жилым помещением по установленным жилищным законодательством нормам исходя из нормы от 9 до 12 кв.м. жилой площади на человека, ему было выдано льготное удостоверение на предоставление жилых помещений для обеспечения жилым помещением по норме. В связи с указанным ДД.ММ.ГГГГ решением администрации Центрального района он был поставлен в очередь военнослужащих запаса, нуждающихся в предоставлении жилых помещений. В ДД.ММ.ГГГГ брак между ним и Захарченко Т.А. был расторгнут, и ДД.ММ.ГГГГ он снялся с регистрационного учета по месту жительства по выше указанному адресу, выехал из квартиры. За период с 1997 год по настоящее время жилых помещений на праве собственности или по договору социального найму не имел. На его обращение в ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» о предоставлении ему в соответствии с действующим законодательством жилого помещения путем предоставления жилого помещения в собственность бесплатно ответчиком письмом от ДД.ММ.ГГГГ было предложено предоставить справку о сдаче ранее занимаемого жилого помещения по адресу <адрес>, предоставленного в связи с увольнением из ВС РФ, либо предоставить решение суда о предоставлении жилого помещения без справки о сдаче полученного жилого помещения от Министерства обороны РФ. Считает данное требование незаконным, необоснованным и нарушающим его права на предоставление жилого помещения, поскольку квартира <адрес> предоставлена менее норм, установленных как в соответствии с ранее действующим жилищным законодательством, так и действующим в настоящее время. Полагает, что жилым помещением были обеспечены только члены его бывшей семьи. Он же жилой площадью не обеспечен. В связи с указанным просил его требования удовлетворить и признать за ним право на получение жилого помещения в собственность бесплатно, без предоставления справки, о сдаче жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>.
Истец в судебное заседание не прибыл, о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, для участия в деле направил своего представителя.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Афремова О.Н. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным выше, просила иск удовлетворить.
Представитель ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» по доверенности Быков Ю.И. просил дело слушанием отложить, поскольку лично им не получено исковое заявление.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о получении ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» копии иска, судом представителю ответчика было предоставлено время для ознакомления с материалами дела. После перерыва представитель в судебное заседание не явился, представил заявление об отложении дела слушанием, в данном заявлении также указано, что с исковыми требования не согласен, просит в иске Захарченко отказать. А, кроме того, в связи с его занятостью в процессе в Центральном суде г. Калининграда просил дело рассмотреть без его участия.
Учитывая, что фактически представителем была высказана позиция по исковым требования, учетное дело Захарченко предоставлено в судебное заседание, и заявление представителя Быкова Ю.И. содержит также ходатайство о рассмотрении дела без его участия, суд полагает возможным рассмотреть дело без представителя данного ответчика.
Представитель министерства социальной политики Калининградской области по доверенности Антонова М.А. в судебное заседание не явилась, предоставила отзыв, в котором, указала, что требования ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» в предоставлении необходимых документов основаны на правовых нормах, изложенных в Федеральном законе №342- ФЗ от 08 декабря 2010 года о внесении изменений в ФЗ «О статусе военнослужащих». В соответствии с которым, порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с указанным федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектом РФ.
В целях реализации указанного закона принят Указ Губернатора Калининградской области от 24 августа 2011 года №191 «Об организации деятельности по осуществлению переданных РФ полномочий по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями». В соответствии с положениями указанного порядка в учетное дело рекомендовано представлять документы, подтверждающие, в том числе, и обязательство по освобождению и сдаче жилого помещения.
Привлеченная в качестве третьего лица по делу администрация ГО «Город Калининград» в судебное заседание не явилась, о дне рассмотрения дела извещена надлежащим образом, своего представителя для участия в деле не направила, об отложении дела слушанием ходатайств не поступало.
Привлеченная в качестве 3-его лица по делу Лобачева Е.П. в судебное заседание не явилась, предоставила объяснения в которых указала, что не возражает против удовлетворения иска Захарченко В.Н. Брачные отношения между ней и истцом прекращены. Квартира <адрес> находится в ее единоличной собственности, проживание в квартире Захарченко В.Н. носит временный характер. В настоящее время она намерена продать данную квартиру и будет вынуждена обратиться с иском о выселении Захарченко В.Н.
Привлеченная в качестве 3-его лица по делу Захарченко Т.А. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть без ее участия. По существу заявленных требований в заявлении указала, что в настоящее время квартира <адрес> приватизирована в собственность ее и детей. Считает, что Захарченко В.Н., не проживающий в квартире с 1997 года утратил право пользования квартирой.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования истца подлежащими удовлетворению в силу следующего.
В силу пунктов 1 и 2.1 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ; обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В силу статьи 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», порядок и условия обеспечения жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и совместно проживающих с ними членов их семей, предусмотренные пунктом 2.1 статьи 15 и статьей 15.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», распространяются на следующие категории граждан, которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей, являющихся таковыми в соответствии с Жилищным кодексом РФ: 1) граждане, уволенные со службы из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более; 2) граждане, уволенные с военной службы, имеющие право на обеспечение жилыми помещениями в соответствии с законодательством СССР и подлежащие обеспечению жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и статье 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», жилыми помещениями: 1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно; 2) предоставление жилого помещения по договору социального найма; 3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ: 1) самостоятельно организует деятельность по осуществлению переданных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе передавать законами субъектов РФ вышеуказанные полномочия органам местного самоуправления.
Пунктом 4 Порядка деятельности органов исполнительной власти Калининградской области по осуществлению переданных Российской Федерацией полномочий по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями, утвержденных Указом Губернатора Калининградской области от 24 августа 2011 г. N 191, установлено, что Министерство социальной политики Калининградской области: 1) утверждает сводные списки граждан - получателей жилых помещений или единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилья (далее - ЕДВ), представленные органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области в областное государственное казенное учреждение Калининградской области "Центр социальной поддержки населения"; 2) обеспечивает подписание свидетельств на получение ЕДВ; 3) организует работу областного государственного казенного учреждения Калининградской области "Центр социальной поддержки населения" в соответствии с подпрограммой "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050: по исполнению полномочий по обеспечению жилыми помещениями граждан, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации; по исполнению полномочий по предоставлению социальных выплат гражданам Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации;
В соответствии с пунктом 8 Порядка деятельности органов исполнительной власти Калининградской области по осуществлению переданных Российской Федерацией полномочий по обеспечению отдельных категорий граждан жилыми помещениями, утвержденных Указом Губернатора Калининградской области от 24 августа 2011 г. N 1918, Областное государственное казенное учреждение Калининградской области "Центр социальной поддержки населения": 1) формирует сводные списки граждан - получателей жилых помещений или ЕДВ по избранной ими форме предоставления жилого помещения на основании представляемых органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области списков граждан, обеспечиваемых жильем, с учетом объема субвенции, предоставленной федеральным бюджетом на финансовое обеспечение переданных полномочий на соответствующий финансовый год; 2) проверяет учетные дела, сформированные органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области; 3) принимает решения о предоставлении или об отказе в предоставлении ЕДВ гражданам; 6) осуществляет расчет размера ЕДВ на каждую семью и расчет необходимой площади предоставляемого жилья; 7) оформляет и выдает свидетельства на получение ЕДВ.
Согласно пункту 4 Порядка предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета, утвержденного Указом Губернатора Калининградской области от 24 августа 2011 г. N 191, предоставление жилых помещений или предоставление ЕДВ гражданам, осуществляется в порядке очередности исходя из времени постановки таких граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если иной порядок не установлен законодательством РФ.
Пунктами 7-12 Порядка предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета, утвержденного Указом Губернатора Калининградской области от 24 августа 2011 г. N 191 установлено, что формирование сводных списков граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями в собственность бесплатно, по договору социального найма, и сводного списка граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями путем предоставления ЕДВ, осуществляется Центром до 1 октября года, предшествующего планируемому; для включения в сводный список гражданин представляет в Центр заявление по форме согласно приложению N 1 к указанному Порядку с указанием формы обеспечения его жилым помещением; органам местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области рекомендуется передавать в Центр по его запросу учетное дело гражданина, которое должно содержать, в том числе, справку квартирно-эксплуатационного органа Министерства обороны РФ или иного федерального органа исполнительной власти, где предусмотрена военная служба (служба), либо справка от органа местного самоуправления о сдаче жилого помещения по последнему месту военной службы (службы) (в случае, если такое жилое помещение предоставлялось) или документ, подтверждающий отсутствие у заявителя жилого помещения для постоянного проживания (для не имеющих жилых помещений для постоянного проживания).
Согласно пункту 12 Порядка предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета, утвержденного Указом Губернатора Калининградской области от 24 августа 2011 г. N 191, гражданин включается в сводные списки граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями в собственность бесплатно, по договору социального найма, и сводный список граждан, обеспечиваемых жилыми помещениями путем предоставления ЕДВ, при наличии полного комплекта документов, указанного в пункте 11 указанного Порядка.
Судом установлено, что приказом командующего военно-воздушными силами Балтфлота № от ДД.ММ.ГГГГ Захарченко В.Н. был досрочно уволен по ст. № ( <данные изъяты>). При увольнении с военной службы ему на состав семьи 4 человека была предоставлена двухкомнатная квартира <адрес>, общей площадью 53,8 кв.м., жилой-29,3 кв.м.
Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ администрации Центрального района г. Калининграда Захарченко В.Н. составом семьи 4 человека принят в общую очередь военнослужащих, уволенных с военной службы.
ДД.ММ.ГГГГ брак между супругами Захарченко был расторгнут. После чего Захарченко снялся с регистрационного учета по указанной выше квартире, и выехал из нее.
ДД.ММ.ГГГГ истец вступил в брак с Лобачевой Е.П.
ДД.ММ.ГГГГ супругами был заключен брачный договор, в соответствии с которым на момент брачного договора на имени Лобачевой Е.П. по праву единоличной собственности значатся объекты недвижимости, приобретенные ею до заключения настоящего брака:
Квартира <адрес>; квартира <адрес>; дом <адрес>. В договоре оговорено, что Лобачева Е.П. имеет намерение приобрести в свою единоличную собственность четырехкомнатную квартиру, находящуюся по адрес у <адрес>, за счет денежных средств, полученных в результате отчуждения вышеуказанной квартиры по <адрес>, и вложения денежных средств, которые получены ею до заключения брака. В связи с указанным приобретаемая квартира будет находиться в единоличной собственности супруги.
ДД.ММ.ГГГГ брак между Захарченко В.Н. и Лобачевой Е.П. прекращен.
В настоящее время Захарченко В.Н. проживает и зарегистрирован в квартире <адрес> на основании договора коммерческого найма с собственником квартиры Лобачевой Е.П. и Захарченко В.Н.
ДД.ММ.ГГГГ Захарченко В.Н. обратился к директору ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о предоставлении ему в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 08 декабря 2010 года №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» составом семьи один человек. Однако, письмом начальника отдела обеспечения отдельных категорий граждан жилыми помещениями ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» Б. ему в этом было отказано, в том числе по тому основанию, что в материалах учетного дела отсутствует справка о сдаче жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>.
Между тем, из материалов учетного дела Захарченко В.Н. следует, он отвечает вышеуказанным критериям, установленным для лиц, имеющих право на получение жилого помещения в собственность бесплатно, поскольку был уволен с военной службы в связи организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность его военной службы составляет более 10 лет, и он до ДД.ММ.ГГГГ был принят органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Как следует из иска и пояснений сторон, истцом для получения жилого помещения в собственность бесплатно были представлены все необходимые документы, кроме справки о сдаче жилого помещения по адресу <адрес>.
Вместе с тем, учитывая, что в соответствии с п.2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких помещений, занимаемым по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Квартира <адрес> имеет общую площадь 53,8 кв.м, в том числе жилой-29,3 кв.м. Предоставлялась в 1996 году она Захарченко на состав семьи 4 человека. В соответствии с действовавшими на том период времени Порядком учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Калининградской области, утвержденного Постановлением Калининградской областной Думы от 11 сентября 1997 года №64 жилое помещение предоставлялось исходя из нормы от 9 до 12 кв.м. жилой площади. Следовательно, жилое помещение должно быть предоставлено на 4 человек жилой площадью не менее 36 кв.м. Между тем, предоставленная квартира не отвечала указанным требованиям, и могла быть предоставлена на состав семьи 3 человека.
При таких обстоятельствах, оценивая изложенное в совокупности, суд полагает, что доводы истца о том, что обеспеченными жилым помещением следует считать только членов его бывшей семьи, обоснованы.
Принимая во внимание, что из материалов гражданского дела, а также из материалов учетного дела видно, что иным жилым помещением истец не обеспечивался, жилых помещений в собственности не имеет, за время прохождения службы в войсковой части № с 1991 года по 1996 год, безвозмездную финансовую помощь на строительство (покупку ) жилья не получал, в настоящее время пользуется жилым помещением по договору коммерческого найма, суд приходит к выводу, что истцом представлены достаточные доказательства для удовлетворения исковых требований.
Что касается решения Центрального районного суда г. Калининграда от ДД.ММ.ГГГГ вынесенного по иску Захарченко В.Н. к администрации ГО «Город Калининград», Правительству Калининградской области и Министерству ЖКХ и строительства о признании незаконным и необоснованным решения управления учета и распределения жилья мэрии г. Калининграда об отказе в выдаче ГЖС, то в данном случае, с учетом изложенных выше обстоятельств, оно правового значения для настоящего дела не имеет.
Оценивая изложенное в совокупности, принимая во внимание, что истец просит предоставить ему жилое помещение в собственность составом семьи 1 человек, суд полагает, что исковые требования Захарченко В.Н. подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Захарченко В.Н. удовлетворить.
Признать за Захарченко В.Н. право на получение жилого помещения в собственность бесплатно составом семьи 1 человек, без предоставления справки, предусмотренной подпунктом 11 пункта 11 Порядка предоставления жилых помещений отдельным категориям граждан за счет средств федерального бюджета, утвержденного Указом Губернатора Калининградской области от 24 августа 2011 г. N 191 о сдаче жилого помещения, расположенного по адресу <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд, через Ленинградский районный суд в течение месяца с даты изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 10 июля 2012 года.
Судья