ЗАОЧНОЕ Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 декабря 2012 года г. Тула
Привокзальный районный суд г.Тулы в составе:
председательствующего Щербаковой Л.А.,
при секретаре Локтионовой Е.В.,
с участием
представителя истца Колосницына И.И., по доверенности Карпенко А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Привокзального районного суда г. Тулы гражданское дело № 2-1366/12 по иску Колосницына И.И. к территориальному управлению Федерального агентства по управлению Государственным имуществом по Тульской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
у с т а н о в и л:
Колосницын И.И. обратился в суд с иском к территориальному управлению Федерального агентства по управлению Государственным имуществом по Тульской области о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, мотивируя свои требования тем, что в августе 1988 года ему и его сыну Колосницыну Д.И. для проживания была предоставлена квартира № по адресу: г.Тула, ..., д.№.
Решением Привокзального районного суда ... от дата, вступившим в законную силу дата за ним и Колосницыным Д.И. признано право пользования на жилое помещение – квартиру №, расположенную по адресу: г.Тула, ..., д.№
В настоящее время в квартире зарегистрированы он и его сын. В настоящее время его сын Колосницын Д.И. отбывает наказание в *. Они являются нанимателями квартиры, оплачивают коммунальные услуги платежи. Он и сын решили приватизировать занимаемую ими квартиру с передачей квартиры в собственность ему, истцу, который ранее в приватизации не участвовал. Член его семьи Колосницын Д.И. не возражает против приватизации спорной квартиры, но сам от участия в приватизации отказывается. 14.08.2012 года он обратился в территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом с заявлением о передаче занимаемого жилого помещения в собственность, но до настоящего времени ответ не получил.
Поскольку иным способом решить данный вопрос не представляется возможным, он вынужден обратиться в суд.
На основании изложенного, просил передать ему в собственность квартиру №, общей площадью 42,1 кв.м., расположенную по адресу: г.Тула, ..., д.№ в порядке приватизации.
До рассмотрения дела по существу, в соответствии со ст.39 ГПК Российской Федерации истец Колосницын И.И. представил суду письменное заявление об уточнении исковых требований, в котором просит признать за ним право собственности на квартиру № общей площадью 42,1 кв.м., расположенную по адресу: г.Тула, ..., д.№, в порядке приватизации.
Истец Колосницын И.И. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил суду письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме, просит их удовлетворить.
Представитель истца Колосницына И.И. по доверенности Карпенко А.И. в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования с учетом уточнений в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что истец Колосницын И.И. проживает в спорной квартире, оплачивает коммунальные платежи. Решил воспользоваться правом приватизации занимаемого помещения, но не имеет возможности разрешить данный вопрос без суда. Ранее участия в приватизации жилого помещения не принимал. В спорной квартире зарегистрирован сын истца, который настоящее время отбывает наказание в местах лишения свободы, от участия в приватизации квартиры № дома № по ... г.Тулы отказывается добровольно. Просил признать за Колосницыным И.И. право собственности на квартиру № общей площадью 42,1 кв.м., расположенную по адресу: г.Тула, ..., д.№ в порядке приватизации.
Представитель ответчика Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суд не уведомил, об отложении рассмотрения дела не просил.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора Колосницын Д.И. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с исковыми требованиями и условиями передачи квартиры в собственность Колосницына И.И. согласен, от участия в приватизации отказывается.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрации г.Тулы по доверенности Радецкая Н.Г. в судебное заседание не явилась, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила письменное ходатайство с просьбой о рассмотрении дела в её отсутствие и вынести решение в соответствии с действующим законодательством.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора территориального управления администрации г.Тулы по Привокзальному району по доверенности Офицерова Т.Е. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие.
В соответствии со ст. 167, 233 ГПК Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса в порядке заочного производства.
Выслушав пояснения представителя истца Колосницына И.И. по доверенности Карпенко А.И., исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Привокзального районного суда г.Тулы от 13.09.2011 года, вступившим в законную силу 26.09.2011 года, за Колосницыным И.И., Колосницыным Д.И. признано право пользования жилым помещением – квартирой № в доме № по ... г.Тулы на условиях социального найма.
При этом судом было установлено, что жилой дом № по ... г.Тулы находится в федеральной собственности, полномочия по управлению которой возложены на Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тульской области. Фактически указанный жилой дом, включая квартиру № находится на балансе ОАО «ЦСЭСС».
На спорную квартиру открыт лицевой счет для оплаты жилья и коммунальных услуг, начисляемых по квартире на двоих проживающих. Оплата коммунальных услуг производится истцом в полном объеме.
Судом также было установлено, что Колосницын И.И., согласно приказу № от 30.03.1988 года был принят на работу в Тульскую механизированную колонну № АО «Центрсельэлектросетьстрой», уволен из АО «Центрсельэлектросетьстрой» 26.02.1996 года по собственному желанию.
При принятии Колосницына И.И. на работу в Тульскую механизированную колонну № АО «Центрсельэлектросетьстрой» ему была предоставлена вместе с сыном квартира № дома № по ... г.Тулы.
Истец Колосницын И.И. зарегистрирован по месту жительства в квартире № дома № по ... г.Тулы с 21.12.2011года.
В силу п.2 ст.61 ГПК Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Действующее гражданско-процессуальное законодательство не позволяет изменить вступившее в законную силу решение суда другим судебным решением.
В силу ст. 13 ГПК Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Из представленных квитанций за период с января 2012 года по ноябрь 2012 года на имя Колосницына И.И. усматривается, что коммунальные платежи начисляются на двоих человек, своевременно оплачены, задолженности не имеется.
В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от 4 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" (с 23 декабря 1992 года Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации") жилищный фонд, закрепленный за предприятиями на праве полного хозяйственного ведения либо переданный учреждениям в оперативное управление, в случае приватизации этих предприятий, учреждений подлежал приватизации совместно с ними на условиях, установленных законодательством, либо передаче соответствующему Совету народных депутатов, на территории которого находится.
Федеральным законом от 23 декабря 1992 года N 4199-1 "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О приватизации жилищного фонда в РСФСР" в статью 18 названного Закона внесены изменения, в соответствии с которыми при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе и права на приватизацию жилья.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 года N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" устанавливался запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Норма, содержащая запрет на приватизацию в составе имущественного комплекса предприятия жилищного фонда и объектов его инфраструктуры, установлена и в статье 30 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
В соответствии с абзацем 1 пункта 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 августа 1993 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" переход государственных и муниципальных предприятий в иную форму собственности либо их ликвидация не влияют на жилищные права граждан, в том числе и на право бесплатной приватизации жилья.
Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 года №235 общежития, расположенные по адресу: г.Тула, ..., д№ № подлежали передаче в муниципальную собственность, фактически данные объекты администрацией города в муниципальную собственность не приняты.
Как следует из технического паспорта помещения, составленного по состоянию на 25.10.2012 года, право собственности на квартиру № в доме № по ... г.Тулы ни за кем не зарегистрировано.
Учитывая то, что фактически спорные объекты администрацией города не приняты в муниципальную собственность, в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.
Из данной правовой нормы следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
После вступления в силу Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" статус данного дома как общежития был утрачен в силу закона, и у граждан, занимающих в этом доме изолированные жилые помещения, имеется право приобрести их в собственность в соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Жилые помещения, переданные в пользование таким гражданам по договору социального найма, подлежат последующей приватизации на основании Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в равных долях при условии согласия каждого из них на получение жилья в собственность.
В соответствии со ст.ст. 2, 11 Закона Российской Федерации от 04.07.1991года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» /с последующими изменениями и дополнениями/ каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального фонда, включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений.
В силу ст.ст.217, 218 ГК Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
В соответствии со ст.6 Закона Российской Федерации от 04.07.1991года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» /с последующими изменениями и дополнениями/ передача в собственность гражданам жилых помещений может осуществляться только соответствующим Советом народных депутатов или его исполнительным органом/ в настоящее время - органами местного самоуправления/, предприятием, за которым закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, либо учреждением, в оперативное управление которого передан жилищный фонд. Граждане занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда включая жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, по договору социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом. Жилые помещения передаются в общую собственность либо собственность одного из совместно проживающих лиц.
В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилья он вправе обратиться в суд.
При обращении Колосницына И.И. в территориальное управление Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Тульской области с заявлением о передаче ему в собственность в порядке приватизации занимаемой им квартиры № в доме № по ... г.Тулы ответа не получено. Колосницын Д.И. от участия в приватизации квартиры отказался, при этом выразил согласие на передачу жилья в собственность его отца, истца по делу.
Поскольку решением суда за Колосницыным И.И. признано право пользования жилым помещением – квартирой № в доме № по ... г. Тулы на условиях социального найма, он состоит в данном помещении на регистрационном учете, фактически в нем проживает, в связи, с чем истец Колосницын И.И. вправе приобрести её в собственность однократно в порядке приватизации.
При этом отсутствие договора социального найма не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Ранее Колосницын И.И. в приватизации жилых помещений не участвовал, в собственности жилья не имеет, что установлено ранее решением Привокзального районного суда г. Тулы от 13.09.2011 года.
Анализируя и оценивая исследованные доказательства в их совокупности, суд находит исковые требования Колосницына И.И. о признании за ним права собственности на занимаемое жилое помещение в порядке бесплатной приватизации подлежащими удовлетворению.
Член семьи истца, Колосницын Д.И., имеющий равное с ним право пользования спорным жилым помещением, от приобретения права собственности на долю в данном жилом помещении в порядке приватизации отказался и согласился с тем, чтобы квартира была передана в собственность Колосницыну И.И.
Таким образом, обстоятельств, исключающих возможность признания за истцом права собственности в порядке приватизации, судом не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 235 ГПК Российской Федерации, судр е ш и л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ № ░░ ... ░.░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 18.12.2012░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░