УИД 10RS0011-01-2020-016702-52
(Дело №2а-1025/2021)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 января 2021 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Сааринен И.А.,
при секретаре Мельниченко Ю.А.,
с участием представителя административного истца – помощника Карельского транспортного прокурора Ильницкого В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Карельского транспортного прокурора, поданному в защиту интересов прав, свобод неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации, о признании информации, размещенной в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по сетевым адресам: <данные изъяты> и <данные изъяты> информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,
у с т а н о в и л:
Карельский транспортный прокурор обратился в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с административным исковым заявлением в защиту интересов прав, свобод неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации о признании информации, размещенной в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по сетевым адресам: <данные изъяты> и <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Представитель административного истца – помощник Карельского транспортного прокурора Ильницкий В.А. в судебном заседании административный иск поддержал.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в лице Управления Роскомнадзора по Республике Карелия, извещенная о месте и времени слушания дела, своего представителя в суд не направила, представила письменный отзыв, согласно которому полагают иск подлежащим удовлетворению.
Заслушав представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 2.2 ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Статьей 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон №149-ФЗ) определено, что сайт в сети «Интернет» - это совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет» (пункт 13); страница сайта в сети «Интернет» (интернет-страница) - это часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет» (пункт 14); доменное имя - обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети «Интернет» в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети «Интернет» (пункт 15); сетевой адрес - идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему (пункт 16).
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Согласно ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ в реестр включаются: 1) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; 2) сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Основаниями для включения в Реестр сведений, указанных в части 2 названной статьи, являются согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с п. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре» и ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Карельской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации при размещении информации в телекоммуникационной сети «Интернет».
В ходе мониторинга интернет-сайта по сетевым адресам: <данные изъяты> и <данные изъяты> установлено, что на сайтах размещены объявления с предложениями о покупке паспорта Российской Федерации с проводкой по всем базам со всеми защитными элементами.
Таким образом, интернет-сайты содержат сведения, пропагандирующие такие противоправные деяния, как подделка документов, удостоверяющих личность, их дальнейшая реализация и использование.
Сведения о владельцах сайта, разработчиках, а также какие-либо контактные адреса на указанном интернет-сайте отсутствуют.
Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона №149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона №149-ФЗ).
Частью 6 статьи 10 Федерального закона №149-ФЗ запрещено распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с Положением о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 №828, паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (п. 1 Положения).
Для получения паспорта гражданин представляет заявление, свидетельство о рождении, две фотографии; при необходимости для получения паспорта представляются документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации (п. 11 Положения).
Согласно пункту 51 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие или отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка наличия соответствующих обстоятельств.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальных органов.
Статьей 19.23 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за подделку документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделку штампа, печати, бланка, их использование, передачу либо сбыт.
Часть 1 статьи 327 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за подделку официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа.
Статьей 324 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2014 года № 742 «Об отдельных полномочиях Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций», Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет контроль за деятельностью организаторов распространения информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Согласно п. 5 Правил создания, формирования и ведения Единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 года № 1101, основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, являются в частности вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что информация, содержащаяся на спорных сайтах, является информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
На основании изложенного, суд полагает необходимым признать информацию, распространяемую в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по сетевым адресам: <данные изъяты> и <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
С учетом очевидного противоправного характера размещенной на спорных сайтах информации, доступной неопределенному кругу лиц, в том числе, в период до вступления решения в законную силу, суд полагает необходимым обратить решение к немедленному исполнению, поскольку вследствие указанных особых обстоятельств замедление его исполнения может нанести значительный ущерб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 228, 265.5, 295-298 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск удовлетворить.
Признать информацию, распространяемую в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по сетевым адресам: <данные изъяты> и <данные изъяты>, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя интернет страниц с URL-адресами: <данные изъяты> и <данные изъяты> в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:
– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;
– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.
Судья Сааринен И.А.
Мотивированное решение изготовлено 13.01.2021.