12-482/2021 � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � � �
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
11 мая 2021 года <адрес>
Судья Кировского районного суда <адрес> Республики Дагестан ФИО6, рассмотрев в судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление заместителя министра финансов Республики Дагестан № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст.7.31 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя министра финансов Республики Дагестан № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо контрактной службы государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан «Махачкалинский родильный <адрес>» ФИО1, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.7.31 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО1 обратился с жалобой в суд, в которой просит постановление отменить и производство прекратить в связи с малозначительностью. ФИО1 заявил ходатайство о восстановлении срока обжалования постановления в связи с тем, что находился на лечении.
В судебном заседании ФИО1 поддержал доводы, изложенные в жалобе, просил постановление отменить. В дополнение указал, что о месте и времени составления протокола об административном правонарушении он не был извещен.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Заявление ФИО1 о восстановлении срока обжалования постановления является обоснованным, так как заявитель в связи с болезнью не смог своевременно обжаловать постановление должностного лица.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного взыскания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях подразумевает обязательное создание судом, административным органом, должностным лицом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В соответствии со ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ч.1 ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, которые согласно части 2 данной статьи устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.
Согласно ст.25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных ч.3 ст.28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях, о чем делается запись в протоколе.
Кроме того, как установлено ч.4 ст.28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанное лицо вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Таким образом, протокол об административном правонарушении составляется при непосредственном участии в его составлении лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица протокол мог быть составлен, если имелись данные о надлежащем извещении лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
При привлечении к административной ответственности должны быть соблюдены требования статей 25.1, 28.2 и 29.7 КоАП РФ, обеспечивающие гарантию прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, при этом административный орган обязан принять меры к надлежащему извещению лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о времени и месте составления протокола и лишь при наличии таких сведений административный орган вправе составить протокол в его отсутствие.
При этом КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением лица, привлекаемого к административной ответственности. Извещение в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п.), что согласуется с разъяснениями п.6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
При выявлении в ходе рассмотрения дела факта составления протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, суду надлежит выяснить, было ли данному лицу сообщено о дате и времени составления протокола, уведомило ли оно административный орган о невозможности прибытия, являются ли причины неявки уважительными.
Таким образом, цель извещения состоит в том, что лицо, в отношении которого составляется протокол, должно иметь точное представление о времени и месте его составления. Надлежащее извещение лица, привлекаемого к ответственности, о времени и месте составления протокола входит в задачу органов, уполномоченных составлять протоколы. В случае извещения, протокол может быть составлен в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, поскольку его неявка или уклонение не свидетельствует о нарушении предоставленных ему гарантий защиты.
Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Данные требования закона административным органом не соблюдены, что объективно подтверждается следующими обстоятельствами.
Из материалов дела следует, что протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1 составлен в его отсутствии ДД.ММ.ГГГГ. Однако, представленные материалы дела не содержат каких-либо документов, указывающих об извещении ФИО1 о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
В судебном заседании ФИО1 пояснил, что при составлении протокола об административном правонарушении не присутствовал, о месте и времени его составления никто не уведомлял. ДД.ММ.ГГГГ посредством мессенджера «WhatsApp» (Вотсап), сотрудник министерства финансов РД ФИО2 вызвала его в министерство для подписания протоколов и ДД.ММ.ГГГГ он поехал и подписал все более двухсот протоколов, составленных в отношении него, указав по просьбе ФИО2 дату ознакомления ДД.ММ.ГГГГ. В министерстве финансов Республики Дагестан он был всего лишь один раз - ДД.ММ.ГГГГ. При подписании протоколов ему ничего не разъяснялось, ни сущность правонарушения, ни его права, ни ответственность. Просто конвейером подписал в течение одного часа 238 протоколов и ушел. Он не является должностным лицом, ответственным за контрактную работу, он просто делал техническую работу. Никаких контрактов не подписывал, так как не было соответствующих полномочий. Почему привлекли к ответственности его, не понимает, хотя ответственным за контрактную работу род<адрес> является руководитель контрактной службы ФИО3. Основной работник контрактной службы род<адрес> ФИО4, находилась в отпуске по уходу за ребенком, а он физически не успевал обработать и своевременно вносить информацию об исполнении контрактов.
В подтверждение своих доводов ФИО1 представлена в суд распечатка переписки посредством мессенджера «WhatsApp» (Вотсап) с сотрудником министерства финансов Республики Дагестан ФИО2 и сотрудником «Махачкалинский родильный <адрес>» Рабазановым Дж.Г. от ДД.ММ.ГГГГ.
Истребованное и представленное в суд министерством финансов Республики Дагестан дело об административном правонарушении в отношении ФИО1, которое исследовано в судебном заседании, не содержит каких-либо документов, указывающих об извещении ФИО1 о месте и времени составления протокола об административном правонарушении.
Доводы ФИО1 о том, что он при составлении протокола об административном правонарушении не участвовал и одновременно подписал все протокола об административных правонарушениях и проставил дату указанную должностным лицом министерства финансов Республики Дагестан подтверждаются, помимо переписки, представленной ФИО1, объяснениями последнего и материалами дел об административных правонарушений и тем, что в протоколе об административном правонарушении указано, что ФИО1 на составление протокола не явился.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что протокол об административном правонарушении должностным лицом в отношении ФИО1 составлен в отсутствие сведений об его надлежащем уведомлении о месте и времени составления протокола об административном правонарушении от 15.05.2020г., данный протокол был составлен с существенным нарушением процессуальных требований, установленных КоАП РФ.
При таких обстоятельствах считаю, что административным органом, лицо, привлекаемое к административной ответственности, надлежащим образом о времени и месте составления протокола об административном правонарушении не был уведомлен.
Оценивая указанные обстоятельства с позиции возможности реализации лицом, в отношении которого ведется соответствующие производство, своих прав, в том числе реализации возможности заявления различных ходатайств, участия в деле посредством защитника, реализации иных прав, суд приходит к выводу, что административным органом не обеспечено надлежащим образом соблюдение прав и законных интересов заявителя ФИО1.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие ФИО1 не извещенного о месте и времени его составления, не отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ и повлекло нарушение права ФИО1 на защиту.
Допущенные по настоящему делу нарушения требований КоАП РФ являются существенными, повлекли нарушение права на защиту лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, и повлияли на законность принятого по делу постановления, в связи с чем, постановление должностного лица не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Кроме того, в соответствии с требованиями статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, то есть бремя доказывания обстоятельств совершения им вмененного правонарушения возложено на административный орган.
В представленных министерством финансов Республики Дагестан в суд оригиналах материалов дела об административном правонарушении в качестве доказательства вины ФИО1 имеется лишь один протокол об административном правонарушении.
Бесспорных доказательств совершения ФИО1 правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при возбуждении дела об административном правонарушении и в ходе его рассмотрения по существу получено не было, а имеющиеся по делу сомнения подлежат толкованию в пользу привлекаемого к ответственности лица.
Таким образом, должностным лицом не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для принятия законного и обоснованного решения по делу, а само постановление о назначении административного наказания вынесено на не достаточных и неполно исследованных доказательствах по делу, в связи с чем, не может быть признано законным и обоснованным.
При рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования данных норм о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела не соблюдены, обстоятельства, подлежащие доказыванию и имеющие значение для правильного разрешения дела, не выяснены, надлежащая оценка им не дана. Доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что ФИО1 является субъектом вмененного ему административного правонарушения, не добыто, представленные материалы дела таких доказательств не содержат.
Указанное подтверждается представленными по запросу суда оригиналами материалов дела об административном правонарушении, которые прошиты и пронумерованы, с соответствующей описью документов, состоящими из: извещений о направлении определений в <адрес> и ГБУ РД «Махачкалинский родильный <адрес>», определения о назначении дела к рассмотрению, извещения о направлении постановления, постановления о назначении административного наказания, протокола об административном правонарушении, извещений (почтовых квитанций).
Должностными лицами министерства финансов Республики Дагестан протокол об административном правонарушении и постановление по делу об административном правонарушении вынесены на основании тех материалов, которые имеются в представленных в суд министерством финансов Республики Дагестан материалах дела.
Суд, рассматривая дело по жалобе ФИО1 на постановление должностного лица министерства финансов Республики Дагестан, оценивает законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имевшихся в распоряжении и представленных административным органом в последующем в суд материалов дела.
В силу положений ч. 1 и 4 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Не обеспечение права лица, привлекаемого к административной ответственности на защиту своих интересов при рассмотрении дела об административном правонарушении и не выполнение требований о всестороннем, полном и объективном рассмотрении дела, носит существенный характер и не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, что в силу п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ является основанием к отмене постановления и прекращению дела, поскольку возможность рассмотрения дела по существу утрачена, так как срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, истек.
Пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Согласно положениям статьи 4.5 части 1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении за нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (в части административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частью 7 статьи 19.5, статьей 19.7.2 настоящего Кодекса) не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Постановление, вынесенное заместителем министра финансов Республики Дагестан № от ДД.ММ.ГГГГ, требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не отвечает, оно не может быть признано законным и подлежит отмене, а производство по делу прекращению.
С учетом того, что правонарушение было совершено ДД.ММ.ГГГГ, на момент рассмотрения жалобы срок давности привлечения ФИО1 к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, после отмены постановления должностного лица данное дело подлежит прекращению.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Восстановить ФИО1 срок для подачи жалобы на постановление заместителя министра финансов Республики Дагестан ФИО5 № от ДД.ММ.ГГГГ.
Жалобу ФИО1 удовлетворить, постановление заместителя министра финансов Республики Дагестан № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.31 КоАП РФ в отношении должностного лица контрактной службы государственного бюджетного учреждения Республики Дагестан «Махачкалинский родильный <адрес>» ФИО1, отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с истечением срока давности привлечения его к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья ФИО6