Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3611/2016 ~ М-3609/2016 от 12.09.2016

Дело № 2-3611/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 октября 2016 года                       г.Волгоград

Ворошиловский районный суд г.Волгограда

в составе: председательствующего судьи Чуриной Е.В.,

при секретаре судебного заседания Соколовой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дубовского района Волгоградской области в защиту интересов Радиславского ФИО9 к Комитету строительства Волгоградской области об обеспечении благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения,

установил:

Прокурор Дубовского района Волгоградской области обратился в суд в защиту интересов Радиславского Д.В. к Комитету строительства Волгоградской области об обеспечении благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование требований указав, что Радиславский Д.В. относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку мать ФИО4 решением Дубовского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав в отношении сына Радиславского Д.В. В соответствии с приказом Комитета образования и науки Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ Радиславский Д.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, формируемый Комитетом образования и науки Волгоградской области. Однако, как следует из обращения Радиславского Д.В., поступившего в прокуратуру Дубовского района Волгоградской области, жилое помещение заявителю до настоящего времени не предоставлено. Полагает, что сложившееся положение дел существенно нарушает жилищные права Радиславского Д.В., который не имеет возможности реализовать своё право на получение гарантированного ему государством жилья.

Помощник прокурора Ворошиловского района г. Волгограда Новомлинова Ю.С. в судебном заседании исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении в полном объеме.

Истец Радиславский Д.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил удовлетворить по доводам изложенным в заявлении.

Представитель ответчика Комитета строительства Волгоградской области – Петров В.В., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании против удовлетворения исковых требований прокурора возражал, пояснив, что для предоставления жилого помещения в специализированном жилищном фонде необходимо соблюдение процедуры и условий предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, установленных нормативно-правовыми актами. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Радиславский Д.В. включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2016 году, под по <адрес>, под по <адрес>. В настоящее время в Волгоградской области, в том числе и на территории Дубовского муниципального района свободные (нераспределенные) жилые помещения специализированного жилищного фонда отсутствуют. В 2016 году приобретение жилых помещений на территории Волгоградской области, в том числе на территории Дубовского муниципального района, будет осуществляться исходя из бюджетного финансирования и наличия жилья на рынке жилой недвижимости города. В целях формирования специализированного жилищного фонда и обеспечения детей-сирот жилыми помещениями, государственным казенным учреждением Волгоградской области «Управление капитального строительства» заключен государственный контракт от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «БалтСтройСервис» на строительство объекта «Жилой <адрес> 10 017» на 210 квартир по <адрес> <адрес>. С учетом сроков производства строительных работ и ввода в эксплуатацию, предоставление квартир детям – сиротам планируется в 2017 году. В целях обеспечения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями Комитетом строительства Волгоградской области заключены государственные контракты на приобретение 99 жилых помещений: в <адрес> – 5 кв., в <адрес> – 8 кв., в <адрес> – 3 кв., в <адрес> – 1 кв., в <адрес> – 6 кв., в <адрес> – 1 кв., в <адрес> – 16 кв., в <адрес> – 4 кв., в <адрес> – 15 кв., в <адрес> – 8 кв., в <адрес> – 1 кв., в <адрес> – 24 кв., в <адрес> – 3 кв., в <адрес> – 4 кв. Из них уже предоставлены детям – сиротам в <адрес> – 8 кв., в <адрес> – 2 кв., в <адрес> – 5 кв., в <адрес> – 2 кв., в <адрес> – 1 кв., в <адрес> – 4 кв. В настоящее время проводятся мероприятия по оформлению остальных жилых помещений в государственную собственность <адрес>, по завершению которых квартиры будут предоставлены детям – сиротам по исполнение вступивших в законную силу судебных решений. В <адрес> ведется строительство 11 домов блокированной застройки на 22 квартиры. В <адрес> ведется строительство 6 домов блокированной застройки на 12 квартир. В 2016 году Комитетом строительства <адрес> планируется приобретение жилых помещений в следующих районах: в <адрес> – 2 кв., в <адрес> – 4 кв., в <адрес> – 5 кв., в <адрес> – 2 кв., в <адрес> – 3 кв., в <адрес> – 5 кв., в <адрес> – 1 кв., в <адрес> – 5 кв., в <адрес> – 9 кв. После принятия указанных жилых помещений в государственную собственность <адрес>, Радиславскому Д.В. будет предоставлено жилое помещение. Полагает, что со своей стороны Комитетом приняты все предусмотренные законом меры, направленные на обеспечение Радиславского Д.В. жилым помещением.

Представитель третьего лица Комитета образования и науки Волгоградской области в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, представил в суд заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя Комитета образования и науки Волгоградской области.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» регулируются отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 1 указанного Федерального закона лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», имеющий целью конкретизацию государственных полномочий субъектов Российской Федерации в указанной сфере, регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением и обеспечением органами государственной власти дополнительных гарантий по социальной защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (статья 2).

В частности, данный Федеральный закон предусматривает обязанность обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, органами исполнительной власти по месту жительства (абзац второй пункта 1 статьи 8), при этом дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством (статья 4) и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации, за исключением дополнительных гарантий для детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, которые являются расходными обязательствами Российской Федерации (статья 5).

В соответствии со статьей 109.1 ЖК РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Разрешение вопросов социальной поддержки детей-сирот, безнадзорных детей и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемым ими самостоятельно за счет средств субъектов Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Таким образом, федеральным законодательством обязанность по предоставлению благоустроенных жилых помещений детям-сиротам возложена на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены полномочия по установлению порядка предоставления жилых помещений данной категории лиц.

В целях реализации приведенных выше законоположений, Волгоградской областной Думой принят Закон Волгоградской области от 05 февраля 2013 года №5-ОД «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Волгоградской области».

Из указанного свидетельства также усматривается, что мать ФИО4 являлась единственным родителем Радиславского Д.В., поскольку в графе отец стоит прочерк.

Вступившим в законную силу решением Дубовского районного суда Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО4 лишена родительских прав в отношении своего сына Радиславского Д.В. (л.д. 10).

Постановлением администрации Дубовского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Радиславский Д.В. направлен в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение. За несовершеннолетним Радиславским Д.В. закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. 29).

Постановлением администрации Дубовского района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ об установлении опеки над несовершеннолетним Радиславским Д.В., опекуном назначена ФИО7, определено место жительства несовершеннолетнего Радиславского Д.В. по месту жительства опекуна ФИО7 в <адрес> (л.д. 30-31).

Как следует из материалов дела, постановлением главы Пичужинского сельского поселения Дубовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение, закрепленное за несовершеннолетним Радиславским Д.В. по адресу: <адрес> признано непригодным для проживания, в связи с чем п.2, п.3 из постановления главы Дубовского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О направлении несовершеннолетнего Радиславского Д.В. в детское государственное учреждение и закреплении жилья» был исключен, что подтверждается постановлением администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32).

Из материалов дела также следует, что постановлением администрации Давыдовского сельского поселения Дубовского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ несовершеннолетний Радиславский Д.В. принят на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом 1 человек (л.д. 33).

Заключением администрации Дубовского муниципального района Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ Радиславского Д.В. рекомендовано включить в список детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (л.д. 36).

Исходя из этого, Радиславского Д.В. необходимо отнести к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, а, следовательно, на него распространяются гарантии, предусмотренные Законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В соответствии с приказом Комитета образования и науки Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ Радиславский Д.В. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Согласно выписке из приказа Министерства образования и молодежной политики Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ ) Радиславский Д.В. включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в 2016 году под по <адрес>, под по <адрес>.

Сведения о принадлежности Радиславскому Д.В. на праве собственности жилого помещения в материалах дела отсутствуют, что также подтверждается уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ни запрашиваемых сведении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15).

Проанализировав с учетом вышеприведенных норм указанные обстоятельства, пояснения участвующих в деле лиц, исследованные письменные доказательства и дав этому оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, то есть по их относимости, допустимости, достоверности, как каждого в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что непредоставление Радиславскому Д.В. жилого помещения нарушает его конституционное право на предоставление жилья, в связи с чем, на Комитет строительства Волгоградской области должна быть возложена обязанность предоставить Радиславскому Д.В. жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм, применительно к соответствующему населенному пункту и отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Указанная норма не ставит предоставление жилого помещения в зависимость от наличия или отсутствия финансирования областного бюджета и свободных жилых помещений у администрации городского округа.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Как следует из преамбулы к указанному Закону, а также из ст. 1, его положения распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.

Это значит, что гарантируемая данным лицам социальная поддержка, в том числе, внеочередное обеспечение жилой площадью должна предоставляться до достижения детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей и лицами из их числа до вышеуказанного возраста.

Однако социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Материалами дела также установлено, что Радиславский Д.В. достиг совершеннолетия, следовательно, у него возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

В этой связи, доводы ответчика на то обстоятельство, что Комитет строительства Волгоградской области не бездействует, а предпринимает комплекс мер по обеспечению детей - сирот жилыми помещениями, в том числе путем проведения аукционных процедур и заключения государственных контрактов на приобретение жилья и после принятия жилых помещений в государственную собственность Радиславскому Д.В. будет предоставлена квартира, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении иска.

Обеспечение жилыми помещениями указанных категорий граждан не ставится законом в зависимость от времени включения граждан в список, наличия других граждан, имеющих такое же право на обеспечение жилыми помещениями, соблюдения между гражданами очередности или финансового обеспечения государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления.

Таким образом, проанализировав приведенные нормы закона, изучив письменные материалы дела в их совокупности и дав правовой анализ доводам сторон, суд приходит к выводу о нарушении прав Радиславского Д.В. на предоставление жилого помещения, так как оспариваемые стороной истца действия ответчика, а фактически – бездействие, нарушают права и законные интересы Радиславского Д.В., тем самым, создавая препятствия в реализации гарантированного государством права.

При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования прокурора Дубовского района Волгоградской области в защиту интересов Радиславского Д.В. к Комитету строительства Волгоградской области об обеспечении благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилищного помещения, подлежащими удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Дубовского района Волгоградской области в защиту интересов Радиславского ФИО9 к Комитету строительства Волгоградской области об обеспечении благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения – удовлетворить.

Обязать Комитет строительства Волгоградской области предоставить Радиславскому ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям для проживания по договору найма специализированного жилого помещения на территории Дубовского муниципального района Волгоградской области.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Ворошиловский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Справка: решение принято в окончательной форме 31 октября 2016 года в виду того, что пятый день, установленный ст.199 ГПК РФ пришелся на выходной день.

Председательствующий:                  Чурина Е.В.

2-3611/2016 ~ М-3609/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Дубовского района Волгоградской области
Радиславский Денис Вячеславович
Ответчики
Комитет строительства Волгоградской области
Другие
Комитет образования и науки Волгоградской области
Суд
Ворошиловский районный суд г. Волгограда
Судья
Чурина Елена Владимировна
Дело на странице суда
vor--vol.sudrf.ru
12.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.09.2016Передача материалов судье
16.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.10.2016Подготовка дела (собеседование)
05.10.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.10.2016Судебное заседание
31.10.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2017Дело оформлено
11.03.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее