63RS0030-01-2019-000799-17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 апреля 2019 года Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в составе председательствующего судьи Лифановой Л.Ю., при секретаре Челюкановой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании с участием административного ответчика Решетова В.Ю., прокурора Роговой О.В., административное дело № 2а-730/2019 по административному исковому заявлению прокурора Комсомольского района г.Тольятти Самарской области к Решетову Владимиру Юрьевичу о прекращении права на управление транспортным средством,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Комсомольского района г. Тольятти Самарской области в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Решетову В.Ю. о прекращении права на управление транспортными средствами. В обоснование административного иска указал, что прокуратурой Комсомольского района г. Тольятти при осуществлении надзора за исполнением требований Федерального закона от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» выявлен факт незаконного использования Решетовым В.Ю. права на управление транспортными средствами при наличии у него диагноза ...», являющегося противопоказанием к управлению транспортными средствами. По информации ОГИБДД УМВД России по г. Тольятти Решетову В.Ю. 26.03.2011 г. выдано водительское удостоверение серии ..., разрешенной категории «В, C, D», со сроком действия до 26.03.2021 г. Согласно информации ГБУЗ СО «Тольяттинский наркологический диспансер» Решетов В.Ю. состоит на учете с диагнозом «...» с 24.04.2017г., ремиссию установить не предоставляется возможным. Таким образом, ответчик незаконно пользуется правом управления транспортными средствами, создавая реальную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц из числа участников дорожного движения.
В судебном заседании прокурор Рогова О.В. административные исковые требования поддержала, просила административный иск удовлетворить, прекратить действие права Решетова В.Ю. на управление транспортным средством на основании водительского удостоверения ..., разрешенной категории «В, C, D» со сроком действия до 26.03.2021 г.
Административный ответчик Решетов В.Ю. в судебном заседании административные исковые требования признал в полном объеме, о чем представил письменное заявление.
Заинтересованные лица ГБУЗ СО «Тольяттинский наркологический диспансер», У МВД России по г.Тольятти в судебное заседание своих представителей не направили, извещены надлежащим образом, письменно просили рассмотреть дело без их участия.
Суд, выслушав пояснения прокурора, административного ответчика, изучив материалы дела, считает иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Статьей 55 Конституции РФ предусмотрена возможность ограничения прав гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц.
В силу ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон № 196-ФЗ) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является, в том числе, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
Согласно абз. 9 ст. 5 Федерального закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, проведения комплекса мероприятий по медицинскому обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу положений ст. 24 Федерального закона № 196-ФЗ права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны выполнять требования указанного Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
Пунктом 1 ст. 23 Федерального закона № 196-ФЗ установлено, что медицинское обеспечение безопасности дорожного движения заключается в обязательном медицинском освидетельствовании кандидатов в водители транспортных средств; обязательном медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после истечения срока лишения права на управление транспортными средствами в случае, если прохождение обязательного медицинского освидетельствования требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, либо в связи с возвратом водительского удостоверения после отбытия наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (в случае лишения права на управление транспортными средствами); внеочередном обязательном медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения; обязательных предварительных, периодических (не реже одного раза в два года), предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотрах; проведении санитарно-просветительной работы по вопросам профилактики управления транспортным средством в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях и обучение участников дорожного движения, сотрудников экстренных оперативных служб, а также населения навыкам оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
Целью обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования является определение у водителей транспортных средств и кандидатов в водители медицинских противопоказаний или ограничений к водительской деятельности.
Согласно п.п. 1, 4 ст. 23.1 Федерального закона № 196-ФЗ медицинскими противопоказаниями к управлению транспортным средством являются заболевания (состояния), наличие которых препятствует возможности управления транспортным средством.
Перечни медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортными средствами устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2014г. № 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством. В п. 7 раздела II указано противопоказание - психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ, F10 - F16, F18, F19. Наличие таких расстройств препятствует управлению транспортными средствами до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона № 196-ФЗ основанием прекращения действия права на управление транспортными средствами является выявленное в результате обязательного медицинского освидетельствования наличие медицинских противопоказаний или ранее не выявлявшихся медицинских ограничений к управлению транспортными средствами в зависимости от их категорий, назначения и конструктивных характеристик.
При установлении факта прямого запрета к управлению гражданином транспортными средствами продолжение действия права управления транспортными средствами противоречит основным принципам законодательства о безопасности дорожного движения, а потому такая деятельность подлежит прекращению.
Снятие с диспансерного учета производится по ряду причин, в том числе стойкая ремиссия (выздоровление).
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Конвенции о дорожном движении водитель должен обладать необходимыми физическими и психическими качествами, и его физическое и умственное состояние должно позволять ему управлять транспортным средством.
Судом установлено, что Решетову В.Ю. 26.03.2011г. выдано водительское удостоверение серии ..., разрешенной категории В, C, D, со сроком действия на 10 лет до 26.03.2021 г., что подтверждается информацией ОГИБДД УМВД России по г.Тольятти от 14.02.2019 г.
Согласно представленной ГБУЗ СО «ТНД» информации от 22.02.2019 г. №... Решетов В.Ю. с 24.04.2017 г. состоит на учете с диагнозом: .... Ремиссию установить не представляется возможным.
При таких обстоятельствах, административный ответчик Решетов В.Ю., управляя транспортным средством, являющимся источником повышенной опасности, создает, а также может создать реальную опасность причинения вреда, как самому себе, так и жизни и здоровью окружающих (участников дорожного движения) и их имуществу, поскольку состояние здоровья Решетова В.Ю., не обеспечивает безопасного управления транспортными средствами, а медицинские противопоказания к управлению с учетом имеющегося у ответчика заболевания являются основанием для прекращения действия права на управление транспортными средствами в соответствии с положениями Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о правомерности требования прокурора о прекращении действия права Решетова В.Ю. на управление транспортными средствами ввиду наличия медицинских противопоказаний, поскольку ответчик страдает заболеванием ...», стойкой ремиссии не обнаруживает, состоит на диспансерном учете с данным заболеванием с24.04.2017 г. Сохранение за Решетовым В.Ю. права на управление транспортными средствами создает реальную угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц из числа участников дорожного движения, что является недопустимым.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Поскольку, административный истец при подаче искового заявления освобожден от уплаты государственной пошлины на основании п. 19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ и требования удовлетворены в полном объеме, то подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования прокурора Комсомольского района г.Тольятти Самарской области удовлетворить.
Прекратить действие права Решетова Владимира Юрьевича, ... года рождения, зарегистрированного по адресу: Самарская область, г.Тольятти, ул. ...., на управление транспортными средствами на основании водительского удостоверения серии ..., выданного 26.03.2011 г., разрешенной категории В, C, D, со сроком действия до 26.03.2021 г.
Взыскать с Решетова Владимира Юрьевича в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.Ю. Лифанова
Решение в окончательной форме принято 19.04.2019 года