Дело №2-1747/2021.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 июля 2021 года г.Улан-Удэ
Советский районный суд г.Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Тумуровой А.А., при помощнике судьи Тагласовой Б.В., секретаре судебного заседания Бальхеевой Ю.Н.,
при участии представителя истца по доверенности Жамбаловой Ю.В., представителя ответчика по доверенности Базарон М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия к Местной религиозной организации православный приход храма в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» г.Улан-Удэ Республики Бурятия Улан-Удэнской и Бурятской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) о понуждении исполнить обязательства по сохранению объекта культурного наследия,
установил:
Администрация Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия обратилась в суд с иском о понуждении Местной религиозной организации православный приход храма в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» г.Улан-Удэ Республики Бурятия Улан-Удэнской и Бурятской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) исполнить обязательства по сохранению объекта культурного наследия: разработать научно-проектную документацию в отношении объекта культурного наследия федерального значения «Собор Одигитриевский», расположенного по адресу: г.Улан-Удэ ул.Ленина, д. 2 – в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда; выполнить ремонтно-реставрационные работы согласно научно-проектной документации в течение двух лет с момента вступления в законную силу решения суда.
В обоснование указано, что ответчику по договору, заключенному с ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РБ, в безвозмездное пользование передан объект культурного наследия, являющийся имуществом религиозного значения - «Собор Одигитриевский», расположенного по адресу: . Распоряжением Администрации Главы РБ и Правительства РБ от 16.03.2017 года №27 утверждено охранное обязательство на Памятник, п.25 раздела 6 которого пользователю предписано: разработать научно-проектную документацию в срок до 01.12.2018 года, выполнить ремонтно-реставрационные работы согласно научно-проектной документации в срок до 01.10.2020 года. По ходатайству ответчика о переносе сроков исполнения охранного обязательства согласованы следующие сроки: разработать научно-проектную документацию в срок до 01.12.2020 года, выполнить ремонтно-реставрационные работы согласно научно-проектной документации в срок до 01.10.2021 года. В установленный срок пп.1 п.25 раздела 6 охранного обязательства ответчиком не исполнен. Непринятие мер по реализации мероприятий по сохранению объекта культурного наследия создает угрозу ухудшения состояния памятника истории и культуры, утраты Памятника, в связи с чем нарушаются права и интересы государства. Неисполнение пп.1 п.25 раздела 6 охранного обязательства в установленный срок повлечет неисполнение пп.2 п.25 раздела 6 охранного обязательства, поскольку ремонтно-реставрационные работы необходимо выполнять на основании разработанной научно-проектной документации.
В судебном заседании представитель истца по доверенности Жамбалова Ю.В. просила иск удовлетворить по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика Местной религиозной организации православный приход храма в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» г.Улан-Удэ Республики Бурятия Улан-Удэнской и Бурятской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) по доверенности Базарон М.В. возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что оснований для возложения предусмотренных охранным обязательством обязанностей не имеется, поскольку здание находится в технически исправном состоянии. Кроме того, срок выполнения ремонтно-реставрационных работ в настоящее время не истек, поэтому удовлетворение иска в данной части невозможно в соответствии со ст.3 ГПК РФ. Просила учесть отсутствие реальной возможности исполнить решение суда, в связи с отсутствием финансирования.
Представитель третьего лица Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Забайкальском крае и Республике Бурятия в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения участников судебного разбирательства, суд приходит к следующим выводам.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Статьей 44 Конституции Российской Федерации предусмотрена обязанность каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее Закон N 73-ФЗ).
Как следует из материалов дела, сведения об объекте культурного наследия «Собор Одигитриевский» по адресу: внесены в Единый государственный реестре недвижимости ( , представляет историко-культурную ценность).
Данный объект передан ответчику по договору от 18.01.2012 года №01-п/12, заключенному с ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Бурятия, в безвозмездное пользование.
В соответствии с п. 1 ст. 47.6 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" охрана объектов культурного наследия обеспечивается, в том числе заключением охранного обязательства объекта культурного наследия, предусматривающего определенные требования, направленные на сохранение, содержание и использование объекта в случае угрозы ухудшения его состояния.
Распоряжением Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия от 16.03.2017 года №27 утверждено охранное обязательство вышеуказанного объекта культурного наследия.
В силу положений п.11 ст.47.6 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению, а передан в безвозмездное пользование на основании гражданско-правового договора юридическому лицу, охранное обязательство подлежит выполнению таким лицом.
Согласно п.14 Охранного обязательства лицо (лица), указанное (указанные) в п.11 ст.47.6 Закона 73-ФЗ обязано (обязаны) обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия и сохранения предмета охраны объекта культурного наследия в порядке, установленном Законом 73-ФЗ.
В п.23 Охранного обязательства установлена, в частности, обязанность лиц, указанных в п.11 ст.47.6 Закона 73-ФЗ, по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, включенного в реестр, установленных статьями 47.2-47.4 Закона 73-ФЗ.
В п.25 Охранного обязательства установлены обязанности по сохранению объекта культурного наследия: по разработке научно-проектную документацию в срок до 01.12.2018 года (пп.1), выполнению ремонтно-реставрационных работ согласно научно-проектной документации в срок до 01.10.2020 года (пп.2).
В соответствии с обращением ответчика были изменены сроки исполнения вышеуказанных обязательств, согласно которым разработать научно-проектную документацию необходимо в срок до 01.12.2020 года, выполнить ремонтно-реставрационных работ согласно научно-проектной документации - в срок до 01.10.2021 года.
До настоящего времени обязанность разработать научно-проектную документацию ответчиком не исполнена, что ответчиком не оспаривается.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что на ответчика должна быть возложена обязанность по исполнению обязательства в области сохранения объекта культурного наследия, а именно: разработать научно-проектную документацию в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда.
Возражения ответчика о том, что оснований для возложения предусмотренных охранным обязательством обязанностей не имеется, поскольку здание находится в технически исправном состоянии, суд не принимает во внимание, поскольку положения охранного обязательства в установленном порядке оспорены не были.
Отсутствие финансирования предусмотренных охранным обязательством работ не свидетельствует о необоснованности иска, поскольку такая обязанность возложена на пользователя объекта культурного наследия Охранным обязательством в соответствии с требованиями вышеуказанного Федерального закона.
Вместе с тем, поскольку сроки исполнения обязательства по выполнению ремонтно-реставрационных работ на момент предъявления иска и рассмотрения дела по существу не истекли, оснований для возложения на ответчика данной обязанности в судебном порядке не имеется.
При этом доводы истца о том, что неисполнение обязанности по разработке научно-проектной документации неизбежно повлечет неисполнение обязанности по выполнению ремонтно-реставрационных работ суд не принимает во внимание, поскольку в данном случае истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика в доход бюджету муниципального образования госпошлина в размере 6 тыс. рублей, от которой истец при подаче иска освобожден в силу ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Администрации Главы Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия удовлетворить частично.
Обязать Местную религиозную организацию православный приход храма в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» г.Улан-Удэ Республики Бурятия Улан-Удэнской и Бурятской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) разработать научно-проектную документацию в отношении объекта культурного наследия федерального значения «Собор Одигитриевский», расположенного по адресу: г.Улан-Удэ ул.Ленина, д. 2 – в течение одного года с момента вступления в законную силу решения суда.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с Местной религиозной организации православный приход храма в честь иконы Божией Матери «Одигитрия» г.Улан-Удэ Республики Бурятия Улан-Удэнской и Бурятской Епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат) в доход бюджета муниципального образования г.Улан-Удэ государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд г.Улан-Удэ.
Судья: А.А. Тумурова