Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3/2017 (2-114/2016;) ~ М-104/2016 от 07.12.2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Кедровый                                 06 февраля 2017 года

Кедровский городской суд Томской области в составе:

председательствующего судьи Ситникова К.Ю., с участием:

истца - заместителя прокурора города Кедрового Кильман Т.В.,

ответчика – представителя администрации города Кедрового Харенковой Т.А.,

при секретаре Горячевой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кедрового в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Кедрового о возложении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Кедрового, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации города Кедрового о возложении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Исковые требования мотивировал следующим.

Прокуратурой города Кедрового проведена проверка соблюдения администрацией города Кедрового законодательства о похоронном деле.

По выявленным фактам 20.10.2015 года Мэру города Кедрового внесено представление об устранении нарушения законодательства, законодательства о регламентирующего ритуальные услуги и содержание мест захоронений.

На указанное выше представление поступил ответ от ДД.ММ.ГГГГ исх. , в соответствии с положение об организации ритуальных услуг и содержания мест захоронений на территории муниципального образования «Город Кедровый» будет принято в 1 квартале 2016 года.

В ноябре 2016 года прокуратурой города проведена проверка исполнения ранее внесенных представлений, по результатам которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ администрацией города Кедрового заключен договора аренды транспортного средства с ИП <данные изъяты>.

Таким образом, нарушения администрацией города Кедрового не устранены, конкретные меры в данной сфере органом местного самоуправления не предприняты.

Просит обязать Администрацию города Кедрового создать специализированную службу по вопросам похоронного дела не позднее трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании заместитель прокурора города Кедрового поддержала исковые требования в полном объеме.

Ответчик - представитель администрации города Кедрового Харенкова Т.А., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , исковые требования прокурора не признала, поскольку считает, что в соответствии с пунктом 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее по тексту – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Согласно принципам самостоятельности органов местного самоуправления и разделения властей, закрепленного в статьях 10 и 12 Конституции РФ, данный вопрос относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления. То есть органам местного самоуправления предоставлено право принимать муниципальные правовые акты по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных им Федеральными законами и законами субъектов РФ. Согласно нормам действующего законодательства, можно установить, что на органы местного самоуправления возложено не оказание ритуальных услуг, а организация оказания таковых. Организация оказания услуг – это создание условий, при которых гражданам обеспечивает предоставление этих услуг, а это возможно, как силами специально учреждаемых муниципальных организаций, так и путем привлечения и стимулирования хозяйствующих объектов немуниципальной формы собственности. Необходимости в создании соответствующей специализированной службы, специально учрежденной муниципальным образованием, для осуществления похорон в муниципальном образовании «Город Кедровый» с численностью около 3000 человек не имеется. На территории муниципального образования смертность населения за последние три года составляет 25-40 смертей в год, в течение 2014 года получено 4 разрешения на захоронение, в 2015 году – 5, в 2016 году – 2. конкурентная среда в сфере похоронного дела в муниципальном образовании отсутствует. На территории муниципального образования, в частности и в сфере похоронного дела, осуществляют свою деятельность: ООО «Центр ритуальных услуг», ИП Ухов А.В., ИП Гриднев А.В. все захоронения осуществляются по мере необходимости в штатном режиме. На похороны граждан, не имеющих родственников, выделяются средства ОГКУ «Центр социальной поддержки населения г.Кедрового» из областного бюджета. Муниципальное образование «Город Кедровый» является высокодотационным и не имеет возможности содержать специализированную службу и его штат. Таким образом на территории муниципального образования специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана в связи с нецелесообразностью содержания предприятия по оказанию услуг по погребению и в связи с предоставлением необходимых ритуальных услуг хозяйствующими субъектами немуниципальной формы собственности. Прокурор, предъявляя требования о возложении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, фактически вторгся в сферу действия органа местного самоуправления, имеющего право самостоятельно определить на какой орган, организацию или лицо возложить обязанности по разрешению подобных задач. Просит в удовлетворении исковых требований прокурора города Кедрового к администрации города Кедрового отказать.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав представленные материалы, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации защита нарушенных прав и свобод граждан осуществляется в судебном порядке.

В соответствии с п.1, 2 статьи 25 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.

В силу п. 1 ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Статьей 9 названного Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ установлен следующий гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств соответствующих бюджетов.

Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет супруга, родственников и иных лиц, взявших на себя обязанности осуществить погребение умершего (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ).

При этом ст. 12 указанного Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ предусмотрено, что возможность осуществления погребения специализированной службой по вопросам похоронного дела является социальной гарантией для лица, личность которого не установлена, либо у которого отсутствуют родственники или иные законные представители, на достойное отношение к его телу после смерти.

Таким образом, Федеральный закон от 12.01.1996 года № 8-ФЗ предусматривает как безвозмездное оказание ритуальных услуг специализированной службой органа местного самоуправления, так и осуществление погребения родственниками умершего за свой счет; в последнем случае родственники могут получать ритуальные услуги у любого лица, осуществляющего оказание таких услуг.

Прокурорской проверкой исполнения требований федерального законодательства в сфере организации похоронного дела в администрации города Кедрового установлено, что администрацией города Кедрового в нарушение требований ст. 14, Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" и ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 года № 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" не организована специализированная служба по вопросам похоронного дела (погребение умершего и оказание услуг по погребению) <данные изъяты>.

Согласно п. 22 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Пунктом 2 Указа Президента РФ от 29.06.1996 № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» органам местного самоуправления предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе услуг, предусмотренных статьей 9 Закона. Статьей 9 Закона установлен следующий гарантированный перечень услуг по погребению, оказываемый гражданам на безвозмездной основе: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

Таким образом, отсутствие на территории муниципального образования «Город Кедровый» специализированной службы по вопросам похоронного дела нарушает права неопределенного круга лиц, на получение на безвозмездной основе услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг, прямо предусмотренного законодательством Российской Федерации, а также лишает лицо, принявшее на себя обязанность осуществлять погребение умершего, права выбора между осуществлением погребения умершего безвозмездно указанной специализированной службой либо самостоятельно, с последующим получением социального пособия на погребение.

Федеральный закон № 8-ФЗ не дает законодательного определения понятия "специализированная служба по вопросам похоронного дела" и не устанавливает ее организационно-правовую форму. В Федеральном законе № 131-ФЗ термин "служба" также отсутствует. Не используется подобное понятие и в гражданском законодательстве. В связи с этим специализированная служба - это не вид организации, не определенная организационно-правовая форма юридического лица, а статус, присваиваемый субъекту в связи с выполнением функций по оказанию гражданам гарантированных законом ритуальных услуг.

По терминологии гражданского законодательства создание специализированной службы не означает обязательно учреждение какой-либо муниципальной организации (предприятия или учреждения).

Согласно п. 5.13 Рекомендаций о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002 (рекомендованы Протоколом НТС Госстроя России от 25.12.2001 N 01-НС-22/1) специализированные службы по вопросам похоронного дела создаются в предусмотренных Российским гражданским законодательством организационно-правовых формах и в зависимости от этого действуют на основании уставов или положений, которые не противоречат законодательным актам Российской Федерации и ее субъектов, а также зарегистрированы в установленном порядке.

Таким образом, если исходить из того, что специализированная служба - это лишь определенный статус, отражающий круг выполняемых хозяйствующим субъектом функций, то следует признать закономерной возможность наделения этим статусом субъекта, созданного в любой организационно-правовой форме.

Как следует из представленных материалов, специализированная службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования «Город Кедровый» до сегодняшнего момента не создана. Кроме того, отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела затрагивает права всех без исключения граждан, проживающих на территории муниципального образования, поскольку в правоотношениях, возникших в связи со смертью человека, его погребением, участвует неограниченное число субъектов: супруг, близкие родственники, иные лица, взявшие на себя обязательства по погребению.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о законности заявленных прокурором города Кедрового требований.

Доводы ответчика о нецелесообразности создания специализированной службы по вопросам похоронного дела не основаны на законе. Наличие заключения договора от ДД.ММ.ГГГГ с ИП <данные изъяты> на аренду транспортного средства, предназначенного для оказания ритуальных услуг не снимает с администрации города Кедрового ответственности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории муниципального образования «Город Кедровый».

Администрацию города Кедрового следует обязать создать на территории муниципального образования специализированную службу по вопросам похоронного дела.

В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов, ответчиков, в связи с чем государственная пошлина с ответчика взысканию не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░                                 ░.░. ░░░░░░░░

2-3/2017 (2-114/2016;) ~ М-104/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор города
Ответчики
Администрация города Кедрового
Суд
Кедровский городской суд Томской области
Судья
Ситников К.Ю.
Дело на сайте суда
kedrovsky--tms.sudrf.ru
07.12.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.12.2016Передача материалов судье
08.12.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.12.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2016Подготовка дела (собеседование)
26.12.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2017Судебное заседание
06.02.2017Судебное заседание
06.02.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.02.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.03.2017Дело оформлено
18.08.2017Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее