Дело № 2-745/18
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
6 июня 2018 года г. Владикавказ
Ленинский районный суд г. Владикавказа РСО-Алания в составе:
председательствующего судьи Хадиковой З.Т.,
при секретаре Цопановой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дзарахохова Виталия Солтановича к МВД по РСО – Алания, отделу МВД России по Алагирскому району РСО-Алания об обязании восстановить в списках сотрудников отдела МВД России по Алагирскому району РСО-Алания, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
установил:
Дзарахохов В.С. обратился в суд с иском к МВД по РСО-Алания о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий и включении в список нуждающихся в улучшении жилищных условий, об обязании предоставить на состав семьи из четырех человек квартиру, соответствующую техническим и санитарным требованиям в черте г.Владикавказа по нормам, установленным законодательством РСО-Алания.
В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика привлечен отдел МВД России по Алагирскому району РСО-Алания.
В судебном заседании представитель Дзарахохова В.С. – Бибилова Ж.Л., действующая на основании доверенности от 19.12.2017 года, поддержала заявленные требования уточнила, просила обязать отдел МВД России по Алагирскому району Республики Северная Осетия – Алания восстановить Дзарахохова В. С. в очередь сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в обоснование указала следующее:
Дзарахохов В.С. с 25 июля 1983 года проходил службу в органах внутренних дел, а именно, в Алагирском РОВД. 22 апреля 2003 года Дзарахохов В.С. подал рапорт о постановке на жилищный учет для получения жилья, представив все необходимые документы, подтверждающие его нуждаемость в улучшении жилищных условий. Рапорт истца был рассмотрен на заседании жилищно-бытовой комиссии, и он был включен в список сотрудников Алагирского РОВД, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ежегодно истец обновлял все необходимые документы, предоставлял их для приобщения в свое учетное дело. В период прохождения службы в органах внутренних дел он неоднократно выяснял наличие его учета в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий, получал утвердительный ответ. В 2012 году истец был уволен по пункту 2 части 1 статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел - по достижению предельного возраста. После увольнения он письменно и устно обращался в отдел МВД России по Алагирскому району по вопросу предоставления жилья, получал ответы об отсутствии свободного жилья и о предоставлении в последующем по мере строительства жилья. При очередном обращении в 2016 году по данному вопросу, он получил ответ от 27 декабря 2012 года об отсутствии документальных данных, подтверждающих факт его постановки на жилищный учет по месту службы, чем обусловлено его обращение в суд с данным иском. Факт постановки Дзарахохова В.С. на жилищный учет в 2003 году подтверждается копией рапорта истца, которую он предусмотрительно получил в Алагирском РОВД в 2003 году после рассмотрения его вопроса на заседании жилищно-бытовой комиссии, которая приняла решение о включении его в список нуждающихся в улучшении жилищных условий. Доводы ответчика о том, что списки очередников в Алагирском РОВД отсутствовали, несостоятельны, опровергаются материалами аналогичного гражданского дела по иску ФИО36, который был восстановлен в этих списках. С учетом изложенного, просила удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В судебное заседание Дзарахохов В.С. не явился, извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель МВД по РСО-Алания Елканов З.М., действующий на основании доверенности от 4 января 2018 года, просил отказать истцу в удовлетворении заявленных требований, заявил о пропуске предусмотренного частью 1 статьи 392 Трудового кодекса РФ трехмесячного срока для обращения в суд за разрешением трудового спора и защитой нарушенного права, о котором истцу стало известно из письма начальника отдела МВД России по Алагирскому району от 28 сентября 2016 года. Также указал, что истцом не представлены какие-либо надлежащие доказательства, подтверждающие постановку его на жилищный учет в 2003 году, его нуждаемость в улучшении жилищных условий момент на подачи рапорта, представленная копия которого не содержит сведений о регистрации, адресован рапорт К.П., который не являлся членом жилищно-бытовой комиссии, не имел права единолично принимать решения о постановке на жилищный учет. По сведениям Тыла МВД по РСО-Алания в ОМВД России по Алагирскому району РСО-Алания отсутствуют сведения о постановке сотрудников на учет на получение жилья до 1 марта 2005 года. С учетом изложенного, просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель отдела МВД России по Алагирскому району РСО-Алания Ревазова Л.К., действующая на основании доверенности от 9 января 2018 года, заявленные требования не признала, доводы представителя МВД ПО РСО – Алания поддержала, дополнительно пояснила, что в отделе МВД России по Алагирскому району отсутствуют какие-либо документы или сведения о постановке в 2003 году сотрудников на жилищный учет.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц ( части 2 и 3 статьи 17 Конституции РФ). Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18). Все равны перед законом и судом (статья 19). Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное законодательство, создают условия для осуществления права на жилище (статья 40). Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд (статья 46).
Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами своих прав на жилище, необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
Как установлено в судебном заседании, Дзарахохов В.С. проходил службу в органах внутренних дел МВД по РСО-Алания с 25.07.1983 года по 30.09.2012 года в ОВД Алагирского района в различных должностях.
С 01.09.2000 года по 01.07.2003 года истец состоял в должности оперативного дежурного специальной группы немедленного реагирования «Захват» Алагирского РОВД, был уволен со службы на основании приказа МВД по РСО-Алания № 1258 л/с от 29.09.2012 года с должности участкового уполномоченного полиции отделения УУП ОМВД РФ по Алагирскому району РСО-Алания по пункту 2 части 1 статьи 82 Положения о службе в органах внутренних дел ( по достижению сотрудником предельного возраста).
В соответствии со ст. 30 Закона РСФСР № 1026-1 от 18.04.1991 года «О милиции» (в редакции от 15.06.1996 года), лицам принятым на службу в милицию жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется местными Советами народных депутатов, соответствующими министерствами, ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями в первоочередном порядке, а участковым инспекторам милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Как следует из статьи указанного Закона в последующих редакциях (31.03.1999 года и 29.12.2000 года), сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Согласно статьи 30 ЖК РСФСР, действовавшего до 01.03.2005 года, учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется, как правило, по месту жительства в исполнительном комитете районного, городского и т.д. Совета народных депутатов. Учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство, осуществляется по месту работы, а по их желанию – также и по месту жительства.
В силу статьи 31 ЖК РСФСР принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации.
В обоснование иска Дзарахохов В.С. указывал, что в соответствии со ст. 30 Закона РСФСР «О милиции», он имел право на получение квартиры и был принят в 2003 году по месту службы в Алагирском РОВД на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование заявленных требований истцом была представлена суду копия его рапорта от 22 апреля 2003 года на имя начальника Алагирского РОВД Ц.И., адресованная им 22 апреля 2003 года резолюцией « поставить на очередь» К.П.
Не признавая исковые требования Дзарахохова В.С., ответчики ссылались на отсутствие в МВД по РСО-Алания, в отделе МВД России по Алагирскому району РСО-Алания каких-либо документов, касающихся постановки до 2005 года на жилищный учет сотрудников Алагирского РОВД, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Из письма начальника Отдела МВД России по Алагирскому району РСО-Алания от 29 января 2018 года следует, что списков сотрудников и пенсионеров, принятых до 1 марта 2005 года на учет в качестве нуждающихся в получении жилья и улучшении жилищных условий в Отделе МВД России по Алагирскому району РСО-Алания, не имеется.
Из письма врио начальника ОРЛС Отдела МВД России по Алагирскому району РСО-Алания от 12.04.2018 года следует, что в ОРЛС Отдела МВД по Алагирскому району РСО-Алания отсутствуют материалы жилищной комиссии, а также списки сотрудников, состоящих в очереди на получение жилья, либо нуждающихся в улучшение жилищных, в том числе и по состоянию на 2005 год.
Из письма начальника Информационного центра МВД по РСО-Алания от 10.04.2018 года следует, что протоколы заседаний жилищно- бытовой комиссии, списки очередников на хранение в специальные фонды Информационного центра МВД по РСО-Алания не поступали.
Из письма начальника отдела МВД России по Алагирскому району РСО-Алания от 29.09.2016 года следует, что Дзарахохову В.С. отказано в выдаче справке о том, что он состоит в очереди на получение жилья в связи с отсутствием в отделе МВД России по Алагирскому району РСО-Алания указанных сведений.
Вместе с тем, приказом ОВД Алагирского района № от 4 марта 2003 года подтверждается назначение жилищно- бытовой комиссии Алагирского РОВД под председательством подполковника Г.С., заместителя председателя комиссии – К.С., членов комиссии из шести человек, что не оспаривалось ответчиками в судебном заседании.
В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доводы истца о постановке его на жилищный учет в 2003 году на основании его письменного рапорта от 22 апреля 2003 года, подтверждаются следующими собранными в ходе рассмотрения дела доказательствами.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля К.П. пояснил суду, что с 1999 года по 2010 год состоял в должности заместителя начальника - начальника отделения по работе с личным составом ОВД по Алагирскому району. С момента назначения на указанную должность в 1999 году он в соответствии со своими должностными обязанностями отвечал за работу жилищно- бытовой комиссии, в связи с чем, его предшественник, бывший заместитель по кадрам отдела передал ему все документы, касающиеся жилищного учета сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, их было в очереди около 20 человек, в том числе, их учетные дела с рапортами о постановке на жилищный учет, справки о составе семьи, журнал регистрации рапортов о постановке в очередь, протоколы заседания жилищно- бытовой комиссии, списки сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Председателем жилищно- бытовой комиссии на тот момент являлся Г.С., заседания комиссии проводились один раз в квартал, на основании представленных рапортов и необходимых документов комиссия на заседаниях принимала решение о постановке сотрудников на жилищный учет. Подлинность представленной светокопии рапорта Дзарахохова В.С. свидетель К.П. подтвердил, при этом пояснил, что ему указанный рапорт мог быть адресован начальником Алагирского ОВД ввиду отсутствия на тот момента на службе председателя жилищно- бытовой комиссии Г.С., а также ввиду его служебных обязанностей, которые предусматривали контроль за работой жилищно- бытовой комиссии. Рапорт Дзарахохова В.С. был рассмотрен на заседании жилищно- бытовой комиссии, поскольку его нуждаемость в улучшении жилищных условий достоверно подтверждалась, он был принят на учет, каждый год обновлял документы и состоял в списках, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Эти списки передавались ежегодно в МВД по РСО-Алания. В 2005 году все документы, касающиеся жилищного учета сотрудников Алагирского ОВД, учетные дела, списки, переданные по запросу в МВД РСО-Алания, были утеряны, сотрудники были вынуждены их заново собирать и восстанавливать. Дзарахохов В.С., узнав о пропаже документов, сильно возмущался, постоянно жаловался, затем также восстановил свои документы и совместно с другими сотрудниками был восстановлен в списках. Восстановленные документы хранились затем у председателя жилищно- бытовой комиссии Г.С. После 2005 года он, К.П., не занимался данным вопросом, так как эти полномочия были возложены на заместителя по тылу.
Приказами МВД по РСО-Алания от 28 января 1999 года № л/с, от 24 декабря 2010 года № л/с подтверждается, что К.П., которому был адресован рапорт Дзарахохова В.С. 22 апреля 2003 года, подтвердивший суду достоверность этого рапорта и факт постановки Дзарахохова В.С. в 2003 году в очередь сотрудников Алагирского РОВД, нуждающихся в улучшении жилищных условий, состоял в должности заместителя начальника отдела группы кадров Алагирского РОВД.
Ответчики не представили суду доказательства, опровергающие показания свидетеля К.П. о том, что он в соответствии с должностными обязанностями осуществлял контроль за работой жилищно- бытовой комиссии и подтверждающие доводы стороны ответчика о том, что рапорт истца не мог быть адресован К.П., который не являлся членом жилищно- бытовой комиссии, не имел отношения к ней. Должностная инструкция бывшего начальника ОРЛС Отдела МВД России по Алагирскому району РСО-Алания К.П. ответчиками суду не представлена, как следует из письма начальника ГДиР Отдела МВД России по Алагирскому району РСО-Алания от 29 мая 2018 года, на хранение в архив Отдела МВД России по Алагирскому району РСО-Алания не сдавалась.
Опрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Г.С. показал суду, что с 2002 г. по 2005 г. он был председателем жилищно-бытовой комиссии в Алагирском РОВД. Комиссия полноценно работала, проводились ежеквартально заседания, велись учетные дела, рапорта сотрудников регистрировались в специальном журнале. Дзарахохов В.С. на основании рапорта от 22 апреля 2003 года, достоверность которого он подтверждает, был принят на заседании жилищно-бытовой комиссии в 2003 году на жилищный учет, так как его нуждаемость подтверждалась представленными документами, также члены комиссии выезжали и осматривали место жительства истца до заседания комиссии. В 2005 году МВД по РСО-Алания были истребованы списки очередности, журнал регистрации рапортов, которые были впоследствии утеряны при неустановленных обстоятельствах. Сотрудники восстанавливали свои документы, в том числе, Дзарахохов В.С.
Суд полагает, что показаниями свидетелей К.П., Г.С., которые не были опровергнуты в ходе рассмотрения дела какими-либо иными доказательствами, подтверждается факт постановки Дзарахохова В.С. на жилищный учет в 2003 году на основании его рапорта, рассмотренного на заседании жилищно-бытовой комиссии.
Оснований ставить под сомнение показания свидетелей К.П., Г.С. у суда не имеется, данных об их заинтересованности в исходе данного дела в ходе рассмотрения дела не установлены.
Справкой начальника Алагирского РОВД от 21 августа 2006 года, подписанной начальником Алагирского РОВД подполковником милиции М.М., подтверждается, что в Алагирском РОВД велся учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании списков.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела установлено, что в 2005 году учетные дела части сотрудников, состоявших в очереди на получения жилья, списки очередности, журналы регистрации рапортов были утеряны ввиду их ненадлежащего хранения, восстанавливались самими сотрудниками для повторного включения в очередь.
Доводы ответчиков об отсутствии учетного дела Дзарахохова В.С. суд считает несостоятельными, поскольку учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и, соответственно, обязанность по ведению и хранению их жилищных дел, возложена не на самих сотрудников, а согласно Приказу МВД РФ от 24.05. 2003 года № 345 (ред. от 27.07.2004 года) «Об упорядочении учета лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и распределения жилой площади в органах внутренних дел» на соответствующие УВД субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены данные подразделения.
В судебном заседании представителем МВД было заявлено о пропуске истцом трехмесячного срока обращения в суд с указанными требованиями, который исчисляется с момента получения ответа начальника Отдела МВД по Алагирскому району от 29 сентября 2016 года.
Как пояснял в судебном заседании представитель истца, о том, что Дзарахохов В.С. исключен из очереди на получение жилья ему стало известно впервые в 2016 году из ответа начальника Отдела МВД России по Алагирскому району от 28 сентября 2016 года, после чего он на протяжении двух лет пытался выяснить при каких обстоятельствах утеряны его документы и восстановить их.
Поскольку каких-либо иных доказательств, подтверждающих, что Дзарахохову В.С. ранее 2016 года было известно об отсутствии данных о постановке на жилищный учет по месту службы, суду не представлено, срок исковой данности, установленный статьей 196 Гражданского кодекса РФ, который составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, истцом не пропущен, доводы ответчика о пропуске истцом срока обращения в суд за защитой нарушенного права не основаны на законе.
При указанных обстоятельствах, суд считает несостоятельным доводы представителя соответчика МВД по РСО-Алания об отказе Дзарахохову В.С. в иске ввиду того, что МВД по РСО-Алания является ненадлежащим ответчиком по делу, принимая во внимание пояснения истца о том, что документы, касающиеся постановки истца на жилищный учет были истребованы из Алагирского РОВД в 2005 году МВД по РСО-Алания.
Совокупность приведенных доказательств обуславливает вывод суда о том, что Дзарахохов В.С. был с 2003 года включен в очередь сотрудников Алагирского РОВД, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а ссылки ответчиков на отсутствие ее жилищного дела, документов подтверждающих нуждаемость истца в 2003 году с учетом установленных судом обстоятельств, суд считает несостоятельными.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Дзарахохова Виталия Солтановича удовлетворить.
Обязать Отдел МВД России по Алагирскому району Республики Северная Осетия – Алания восстановить Дзарахохова Виталия Солтановича в очередь сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда РСО-Алания в течение месяца.
Судья З.Т.Хадикова