РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Сургут 13 мая 2015 года
Сургутский городской суд Ханты - Мансийского автономного округа -Югры в составе:
председательствующего судьи Хуруджи В.Н.,
при секретаре Алексеенко И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Сургутского городского суда гражданское дело № 2-3749/2015 по иску Соколовой Т.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сургуте ХМАО – Югры об обязании включения в специальный стаж дающий право на назначение трудовой пенсии периода работы и назначении трудовой пенсии с определенной даты,
установил:
Истец Соколова Т.В. обратилась в Сургутский городской суд с требованиями к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сургуте ХМАО – Югры об обязании включения в специальный стаж дающий право на назначение трудовой пенсии периода работы и назначении трудовой пенсии с определенной даты.
Свои требования мотивирует тем, что при обращении в отделение пенсионного фонда г. Сургута, ей не зачислили в трудовой стаж время работы в <данные изъяты>, поскольку запись об увольнении заверена печатью <данные изъяты>, так как в период работы истца <данные изъяты> было преобразовано в <данные изъяты>, о чем кадровая служба не внесла запись о реорганизации в трудовую книжку истца.
Просит включить период работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж; обязать ПФР выплатить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ года.
В ходе рассмотрения дела истец заявленные исковые требования уточнила, просит включить период работы в условия Крайнего Севера с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты> в страховой стажи в стаж работы в условиях, приравненным к условиям Крайнего Севера, и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ года.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, представил письменное заявление, согласно которого просит гражданское дело рассмотреть в свое отсутствие, на заявленных требованиях настаивает.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, предоставив заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя и отзыв на исковое заявление. Не признание иска обосновывает тем, что по представленным для назначения досрочной трудовой пенсии документам и сведениям индивидуального (персонифицированного) учета стаж работы Соколовой Т.В. на дату подачи заявления составил: <данные изъяты> (с учетом Постановления Конституционного суда от 29.01.2004 года № 2-П); стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – <данные изъяты>. В страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера не включены периоды работы по трудовой книжке заявителя, заполненной ДД.ММ.ГГГГ года, так как текст печати на титульном листе нечитаем. Период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не может быть учтен в страховой стаж, так как отражен в трудовой книжке, которая не принята к рассмотрению. Кроме того, необходимо подтвердить территориальную принадлежность оспариваемого периода работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Требование об установлении периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании свидетельских показаний в соответствии с п. 28 Правил от 24.07.2002 года № 555 не состоятельно, так как документы организации <данные изъяты> не утрачены в связи со стихийным бедствием.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствии истца и представителя ответчика.
Исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
На основании ст. 7 Федерального закона № 173-ФЗ, право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта;
Таким образом, для назначения пенсии по вышеуказанному основанию женщине в возрасте <данные изъяты> необходимо наличие одновременно следующих условий: 1) страховой стаж – 20 лет; стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – 10 лет.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с абз. 3 пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В соответствии с п. 2 «Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утв. Постановлением Министерства труда и социального развития РФ № 16 и Пенсионного фонда РФ № 19па от 27.02.2002 г., (далее - Перечень) к заявлению гражданина, обратившегося за назначением трудовой пенсии по старости должны быть приложены документы о страховом стаже.
Согласно пунктам 12,13 Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в РФ» и « О государственном пенсионном обеспечении в РФ», утвержденных постановлением Минтруда РФ и ПФР от 27.02.2002г. № 17/19пб, при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган ПФР дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов, принимает решения об установлении пенсии либо отказе в её установлении на основании совокупности представленных документов на основе всестороннего, полного и объективного их рассмотрения.
Решением комиссии ГУ – УПФ РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) в назначении досрочной трудовой пенсии по старости истцу было отказано, в связи с отсутствием необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости страхового стажа и стажа работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
По представленным для назначения досрочной трудовой пенсии документам и сведениям индивидуального (персонифицированного) учета стаж работы Соколовой Т.В. по мнению ответчика на дату подачи заявления составил: <данные изъяты> (с учетом Постановления Конституционного суда от 29.01.2004 года № 2-П); стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера – <данные изъяты>.
В страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера не включены периоды работы по трудовой книжке заявителя, заполненной ДД.ММ.ГГГГ года, так как трудовая книжка заведена с нарушением Инструкции. Соколова Т.В. поставлена в известность о необходимости подтверждения всего трудового стажа справками. Заявителю рекомендовано предоставить справку о работе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, с указанием территориальной принадлежности данного предприятия. Согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной <адрес>, документы по личному составу данной организации на хранение в архив не поступали. Таким образом, данный период не может быть включен в страховой стаж и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
При имеющихся условиях прав на страховую пенсию по старости у Соколовой Т.В. в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» возникает в 55 лет.
В соответствии со ст.66 Трудового Кодекса РФ и пункта 6 раздела II (Документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж) Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановление Правительства РФ от 24 июля 2002 г. N 555 основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Согласно предоставленной копии трудовой книжки истца серии №, заполненной ДД.ММ.ГГГГ истец ДД.ММ.ГГГГ принята <данные изъяты> (<адрес>) (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ года). ДД.ММ.ГГГГ истец уволена по ст. 31 КЗоТ РСФСР (по уходу за ребенком дошкольного возраста) (приказ № от ДД.ММ.ГГГГ года). При этом, запись об увольнении заверена печатью «<данные изъяты>
При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной <данные изъяты>, документы по личному составу (приказы, ведомости (лицевые счета) по начислению заработной платы, личные карточки (ф. Т-2), личные дела и др.) <данные изъяты> (согласно оттиска печати) на государственное хранение в архив не поступали, в связи с чем, не представляется возможным подтвердить стаж работы и заработную плату Соколовой Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. Сведениями о местонахождении документов архив не располагает.
Аналогичные сведения содержатся в архивной справке № от ДД.ММ.ГГГГ года, выданной Архивным отделом управления делами Администрации <адрес>.
Согласно представленной копии трудовой книжки Соколова А.А, супруга Соколовой Т.В., в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в филиале <данные изъяты>.
В соответствии с записями трудовой книжки на основании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ треста «Главтюменьнефтегазстрой» и приказа № от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> реорганизовано в <данные изъяты>.
<данные изъяты> переименовано в <данные изъяты>.
Таким образом, оценив представленные доказательства в совокупности суд делает вывод о том, что в период работы истца <данные изъяты> было преобразовано в <данные изъяты>, о чем кадровая служба не внесла запись о реорганизации в трудовую книжку истца.
Возникновение конституционного права Соколовой Т.В. на социальное обеспечение по возрасту не может быть постановлено в зависимость от прекращения деятельности юридического лица, неисполнения или ненадлежащего исполнения иными лицами своих обязательств, вытекающих из служебных полномочий (неверное заполнение первичных кадровых документов, несвоевременная передача документов в архив либо утрата указанных документов и т.д.), и не может являться препятствием для реализации прав Соколовой Т.В. на получение пенсии (ст.2 Конституции РФ).
Стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, является одним из видов специального трудового стажа, дающего право на назначение трудовой пенсии по особым правилам ранее общеустановленного пенсионного возраста.
В соответствии с Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 года № 1029 и Указа ПВС СССР от 10.02.1960 года № 148 о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях - ХМАО относится к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
На основании вышеизложенного, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности суд приходит к выводу, что представленные истцом доказательства, бесспорно свидетельствуют о том, что в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в качестве воспитателя в общежитии в <данные изъяты> в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, а следовательно, исковые требования в данной части подлежат удовлетворению.
В силу ст. 19 Закона РФ № 173-ФЗ, трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Истец обратилась с заявлением в пенсионный орган ДД.ММ.ГГГГ года. Решение об отказе в назначении пенсии по старости пенсионным органом принято ДД.ММ.ГГГГ года.
Таким образом, с учетом включенных периодов работы и не оспариваемого стажа ответчиком, истец, на момент обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, выработала страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии в возрасте <данные изъяты>.
Исходя из вышеизложенного, требование истца об обязании пенсионного органа назначить трудовую пенсию по старости по основаниям абз. 3 пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» подлежит удовлетворению с ДД.ММ.ГГГГ года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 94-101, 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Соколовой Т.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сургуте ХМАО – Югры об обязании включения в специальный стаж дающий право на назначение трудовой пенсии периода работы и назначении трудовой пенсии с определенной даты - удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Сургуте ХМАО – Югры включить в стаж работы Соколовой Т.В. дающий право на назначение трудовой пенсии по старости в местности, приравненной к районам Крайнего Севера период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты> и обязать назначить трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течении месяца через Сургутский городской суд с момента изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий судья В.Н.Хуруджи
Копия верна: В.Н.Хуруджи