Дело №12-170/2021
УИД- 74RS0017-01-2021-002932-78
Р Е Ш Е Н И Е
Город Златоуст 05 июля 2021 года
Златоустовский городской суда Челябинской области в составе судьи Свиридовой Н.В., при секретаре Аникеевой Ю.А., с участием лица, привлеченного к административной ответственности, Щербакова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Златоустовского городского суда жалобу Щербакова Василия Васильевича, <данные изъяты>, привлекавшегося к административной ответственности по главе 20 КоАП РФ,
на постановление № о назначении административного наказания, вынесенное государственным инспектором города Златоуста и Кусинского района по пожарному надзору Дубовой Д.А. 20 мая 2021 года по части 1 статьи 20.4, части 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У с т а н о в и л:
Директор ДОЛ «Солнечный» Щербаков Василий Васильевич на основании постановления № о назначении административного наказания, вынесенного государственным инспектором города Златоуста и Кусинского района по пожарному надзор ФИО4 20 мая 2021 года, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 и частью 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде предупреждения по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и административному штрафу в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей по части 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании ч.2 ст.4.4 КоАП РФ директору ДОЛ «Солнечный» Щерабкову В.В. назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 (пятнадцать тысяч) рублей.
Решением главного государственного инспектора города Златоуста и Кусинского района по пожарному надзору ФИО9 от 08 июня 2021 года жалоба Щербакова В.В. оставлена без удовлетворения, а постановление № от 20 мая 2021 года, вынесенное государственным инспектором города Златоуста и Кусинского района по пожарном надзору Дубовой Д.А., оставлено без изменения.
Лицо, привлеченное к административной ответственности, Щербаков В.В. обратился в Златоустовский городской суд с жалобой на постановление, в которой просит отменить постановление, а производство по делу прекратить. В обоснование своих доводов, лицо, привлеченное к административной ответственности, ссылается на то, что хотя он формально наделен полномочиями по обеспечению пожарной безопасности ДОЛ «Солнечный», однако, у лагеря отсутствует статус юридического лица, у него отсутствует расчетный счет, и финансирование ДОЛ «Солнечный» осуществляется за счет средств ОАО «РЖД». В его компетенцию не входит возможность самостоятельно определять направление денежных средств, в том числе и на обеспечение выполнения норм противопожарной безопасности, что исключает его возможность привлечения к административной ответственности. Лицо, привлеченное к административной ответственности, считает, что в его действиях отсутствует умысел, неосторожность, бездействие в неисполнении обязательных требований пожарной безопасности.
В судебном заседании лицо, привлеченное к административной ответственности, Щербаков В.В., после разъяснения прав, предусмотренных ст.25.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, от услуг защитника отказался и пояснил, что настаивает на удовлетворении своей жалобы. Все акты проверок он направляет в ОАО «РЖД», и руководство организации принимает решение о выделении денежных средств на противопожарные мероприятия либо о заключении договоров для устранения выявленных нарушение. Предписание об устранении выявленных нарушений от 30 июля 2020 года он также направил в ОАО «РЖД», но в 2020 году лагерь находился на консервации и денежные средства для устранения выявленных нарушений не выделялись.
Представитель ОНД № 1 ГУ МЧС России по Челябинской области в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещался, просит рассмотреть жалобу в отсутствие представителя ОНД, с доводами жалобы не согласен, судом вынесено определение о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя ОНД № 1.
Заслушав мнение лица, привлеченного к административной ответственности, исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В силу ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого риска, и выражается в необеспечении работоспособности или исправности систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в области пожарной безопасности определяются Федеральным законом от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года №390, определены требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организации и других объектов в целях пожарной безопасности.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения №73 от 01 апреля 2021 года в период с 30 апреля 2021 года по 14 мая 2021 года государственным инспектором г.Златоуста и Кусинского района по пожарному надзхору ФИО7 проведена плановая выездная проверка объекта защиты – ДОЛ «Солнечный», находящегося в собственности ОАО «РЖД», с целью исполнения ежегодного плана проведения плановых проверок юридических лиц на 2021 год (л.д.5-6 дела об административном правонарушении).
В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, которые зафиксированы и подробно изложены в акте проверки от 14 мая 2021 года ( л.д. 5-6): В спальном корпусе №3 (лит.А4) одна из створок двери выхода из коридора (№8 по тех.паспорту, 2-ой этаж) в лестничную клетку (№9 по тех.паспорту, 2-ой этаж) не имеет приспособления для самозакрывания - Правила противопожарного режима в РФ №1479 от 16 сентября 2020 года (ППР в РФ) п.24; В спальном корпусе №3 (лит.А4) одна из створок двери выхода из коридора (№13 по тех.паспорту, 1-ой этаж) в вестибюль (лестничная клетка) (№14 по тех.паспорту, 1-ой этаж) не имеет приспособления для самозакрывания - ППР в РФ п.24; В спальном корпусе №3 (лит.А4) одна из створок двери выхода из коридора (№15 по тех.паспорту, 1-ой этаж) в вестибюль (лестничная клетка) (№14 по тех.паспорту, 1-ой этаж) не имеет приспособления для самозакрывания - ППР в РФ п.24; В спальном корпусе №4 (лит.А1) одна из створок двери выхода из вестибюля (№22 по тех.паспорту, 2-ой этаж) в лестничную клетку (№9 по тех.паспорту, 2-ой этаж) не имеет приспособления для самозакрывания - ППР в РФ п.24; В спальном корпусе №4 (лит.А1) одна из створок двери выхода из коридора (№13 по тех.паспорту, 1-ой этаж) в вестибюль (лестничная клетка) (№14 по тех.паспорту, 1-ой этаж) не имеет приспособления для самозакрывания - ППР в РФ п.24; В спальном корпусе №4 (лит.А1) одна из створок двери выхода из коридора (№15 по тех.паспорту, 1-ой этаж) в вестибюль (лестничная клетка) (№14 по тех.паспорту, 1-ой этаж) не имеет приспособления для самозакрывания - ППР в РФ п.24; В спальном корпусе №4 (лит.А1) запор на двери эвакуационного выхода из вестибюля (№14 по тех.паспорту, 1-ой этаж) в тамбур (№1 по тех.паспорту, 1-ой этаж) не обеспечивает возможность ее свободного открывания изнутри без ключа (оборудована замком, открывание которого предусмотрено ключом) - ППР в РФ п.26; В спальном корпусе №4 (лит.А1) запор на двери эвакуационного выхода из тамбура (№1 по тех.паспорту, 1-ой этаж) непосредственно наружу не обеспечивает возможность ее свободного открывания изнутри без ключа (оборудована замком, открывание которого предусмотрено ключом) - ППР в РФ п.26; В спальном корпусе №1 (лит.А3) одна из створок двери выхода из коридора (№18 по тех.паспорту, 2-ой этаж) в лестничную клетку (№5 по тех.паспорту, 2-ой этаж) не имеет приспособления для самозакрывания - ППР в РФ п.24; В спальном корпусе №1 (лит.А1) одна из створок двери выхода из коридора (№14 по тех.паспорту, 1-ой этаж) в вестибюль (лестничная клетка) (№15 по тех.паспорту, 1-ой этаж) не имеет приспособления для самозакрывания - ППР в РФ п.24; В спальном корпусе №1 (лит.А3) одна из створок двери выхода из коридора (№20 по тех.паспорту, 1-й этаж) в вестибюль (лестничная клетка) (№15 по тех.паспорту, 1-ой этаж) не имеет приспособления для самозакрывания - ППР в РФ п.24; Не проведено ежегодное техническое обслуживание огнетушителей в требуемом объеме работ с внесением записи в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты - ППР в РФ п.60; СП 9.13130.2009 п.4.3.7, п.4.3.5; На объекте защиты руководителем организации не организовано проведение работ по техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности. Фактически система пожарной сигнализации не обеспечивает подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала, а так же дублирование этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта – Федеральный закон от 22 июля 2008 года №123-ФЗ ст.54 ч.1; ст.83; Автоматическая пожарная сигнализация в здании бассейна находится не в работоспособном состоянии (прибор приемно-контрольный КДЛ-2000 находится в неисправном состоянии) – ППР п.54; В трех этажном спальном корпусе №2, где размещаются дети (класс функциональной пожарной опасности Ф 1.1) каждый этаж здания не имеет второго эвакуационного выхода – Федеральный закон от 22 июля 2008 года ст.4 ч.4; СП 1.13130.2020г. п.4.2.9
По факту выявленных нарушений в отношении должностного лица директора ДОЛ «Солнечный» составлен протокол об административном правонарушении № 106 от 17 мая 2021 года, соответствующий требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л. д. 1-2 дела об административном правонарушении).
Кроме того, на основании распоряжения N 74 от 01 апреля 2021 года ( л.д. 8 дела об административном правонарушении) в период с 30 апреля 2021 года по 14 мая 2021 года государственным инспектором г. Златоуста и Кусинского района по пожарному надзору ФИО7 проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности № от 30 июля 2020 года, срок исполнения которого 01 апреля 2020 года( л.д. 5-6 дела об административном правонарушении).
В ходе проведенной проверки выявлен факт невыполнения предписания № 119/1/1 от 30 июля 2020 года, а именно не выполнены 2 предписания: автоматическая пожарная сигнализация в здании бассейна находится не в работоспособном состоянии ( нарушение п. 54 правил пожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1479 от 16.09.20); в трехэтажном спальном корпусе № 2, где размещаются дети, каждый этаж не имеет эвакуационного выхода ( нарушение ст. 4 ч. 4 Федерального закона № 123-ФЗ от 22 июля 2008 года; п. 4.2.9 СП 1.13130 2009г.).
По факту выявленных нарушений в отношении должностного лица директора ДОЛ «Солнечный» составлен протокол об административном правонарушении № 107 от 17 мая 2021 года ( л.д. 7), соответствующий требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения директором ДОЛ «Солнечный» административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.4 и ч. 2.1 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждается актами проверок № 73 от 14 мая 2021 года ( л.д. 5-6 дела об административном правонарушении) и № 74 от 14 мая 2021 года ( л.д. 10), протоколами об административных правонарушениях: № 106 от 17 мая 2021 года ( л.д. 1-2 дела об административном правонарушении) и № 107 от 17 мая 2021 года ( л.д.7 дела об административном правонарушении); приказом о переводе Щербакова В.В. с 11 января 2020 года на должность директора ДОЛ «Солнечный» ( л.д. 11 дела об административном правонарушении); свидетельствами о государственной регистрации права на недвижимое имущество ДОЛ «Солнечный» ( л.д. 13-18 дела об административном правонарушении); предписанием по устранению нарушений требований пожарной безопасности № 119/1/1 от 30 июля 2020 года, со сроком исполнения 01 апреля 2021 года.
Настоящее дело об административном правонарушении возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, при наличии достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, что согласуется с требованиями статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом административного органа были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие событий административных правонарушений, лицо, их совершившее, виновность Щербакова В.В. в совершении административных правонарушений.
Оспариваемее постановление надлежащим образом мотивировано и соответствуют требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установив все обстоятельства по делу, имеющие существенное значение для его разрешения, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые получили надлежащую правовую оценку, должностное лицо по пожарному надзору пришло к обоснованному выводу о наличии в действиях Щербакова В.В. составов административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частью 1 статьи 20.4, ч. 2.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обоснованно указав, что Щербаков В.В., являясь директором ДОЛ «Солнечный» должен был знать требования норм и правил, предъявляемых к таким объектам, как ДОЛ «Солнечный», предвидеть возможность наступления негативных последствий в случае их несоблюдения, но без достаточных на то оснований рассчитывал на предотвращение таких последствий.
Доводы Щербакова В.В. о том, что он только формально наделен полномочия по обеспечению пожарной безопасности ДОЛ «Солнечный», не могут быть приняты во внимание судом и являться основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении, поскольку в силу ст. 38 Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Таким образом, Щербаков В.В., как ответственный за пожарную безопасность в ДОЛ «Солнечный» несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, о чем обоснованно указано должностным лицом в постановлении о назначении административного наказания.
Кроме того, статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как усматривается из материалов дела, в ходе проведения плановой и внеплановой проверок соблюдения законодательства в области пожарной безопасности с целью контроля за соблюдением требований пожарной безопасности в соответствии с утвержденным ежегодным планом проведения плановых проверок на 2021 года, в зданиях (помещениях) ДОЛ «Солнечный», располдоженных по адресу: Челябинская область, г. Златоуст, за пределами городской черты п/л «Солнечный» в период с 30 апреля по 14 мая 2021 года были проведены плановая выездная проверка и внеплановая выездная проверка, в ходе которых выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, а также неисполнение предписания от 30 июля 2020 года.
При проведении внеплановой проверки выявлено, что часть нарушений в области требований пожарной безопасности, выявленных ранее, устранена не была, нарушения имели место на дату проведения проверки, а в ходе проведения плановой проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных муниципальными правовыми актами.
В данном случае отсутствуют основания полагать, что административный орган, выявивший нарушения пожарной безопасности, вышел за пределы предмета плановой проверки. Проверка проведена в рамках ежегодного плана проведения проверок на 2021 год.
Действия по привлечению Щербакова В.В. к административной ответственности по вмененным составам административных правонарушений согласуются с положениями статьи 17 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", согласно которой в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны принять меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
При этом данная норма не ставит возможность привлечения к административной ответственности в зависимость от вида проводимой проверки и сроков ранее проведенных проверок.
В данном случае при осуществлении плановой и внеплановой проверок, должностным лицом выявлены обстоятельства совершения длящегося правонарушения в части не исполнения требований пожарной безопасности. Доказательства того, что Щербаковым В.В. до проведения проверки принимались все необходимые, достаточные и своевременные меры к соблюдению требований пожарной безопасности, не представлены. Более того, установлено, что Щербаков В.В., ранее привлекавшийся к административной ответственности 06 августа 2020 года, не исполнил выданное ему предписание от 30 июля 2020 года. При этом ДОЛ «Солнечный» на основании распоряжения Главного управления МЧС России по Челябинской области № 24 от 13 ноября 2019 года « О вынесении решения об отнесении объектов защиты к категориям чрезвычайного высокого и высокого риска» отнесен к категории чрезвычайно высокого риска».
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, объективно препятствующих надлежащему выполнению требований пожарной безопасности, Щербаковым В.В. не представлено.
Доводы жалобы Щербакова о том, что он не имеет возможности самостоятельного определения направления денежных средств, не могут служить обстоятельством, исключающим вину Щербакова В.В. в совершении административного правонарушения.
С учетом изложенного суд считает, что директор ДОЛ «Солнечный», на которого в силу закона возложена обязанность по соблюдению требований правил и норм пожарной безопасности, правомерно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 и ч. 2.1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание назначено Щербакову в соответствии с положениями статей 4.1, 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом установленных смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, характера совершенных административных правонарушений, в минимальном размере административного штрафа, предусмотренного санкцией части ч. 2.1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для дел данной категории.
Кроме того, согласно ч. 1 ст. 30.9 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
Постановление по делу об административном правонарушении было обжаловано Щербаковым В.В. главному государственному инспектору г. Златоуста и Кусинскому району по пожарному надзору, и 8 июня 2021 года главным государственным инспектором г. Златоуста и Кусинского района по пожарному надзору вынесено решение об оставлении жалобы Щербакова В.В. без удовлетворения.
При рассмотрении жалобы Главным государственным инспектором неустранимых сомнений в виновности Щербакова В.В. в совершении административных правонарушений не установлено. Принципы презумпции невиновности и объективности, а также иные процессуальные требования, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы не нарушены.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть жалобу Щербакова В.В., допущено не было.
При этом главный государственный инспектор г. Златоуста и Кусинского района обоснованно указал, что на доводы жалобы Щербакова В.В., что он не располагает денежными средствами, следует учесть, что он является лицом, ответственным за обеспечение пожарной безопасности, и до проведения проверки мер к соблюдению требований не предпринимал, при рассмотрении дела данных сведений не представил, а при рассмотрении дела пояснил, что до проведения проверки об имеющихся нарушениях не знал.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены состоявшихся по делу постановления по делу об административном правонарушении решения по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, а также для удовлетворения жалобы Щербакова В.В. не имеется.
Существенных нарушений процессуальных требований по делу не допущено, поэтому оснований для удовлетворения жалобы и отмены обжалуемого постановления не имеется.
Назначенное Щербакову В.В. наказание отвечает требованиям закона, назначено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч.1 ст.4.5 КоАП РФ для дел данной категории.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р е ш и л:
░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. 20 ░░░ 2021 ░░░░, ░░ ░.1 ░░.20.4 ░ ░.2.1 ░░.20.4 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ № ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 20 ░░░ 2021 ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ 08 ░░░░ 2021 ░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░