дело № 2-274/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Зея 17 марта 2017 года
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Охотской Е.В.,
при секретаре Легкой М.Д.,
с участием: истца Козодой В.А., представителей ответчиков Свистунова И.А., Ткачева Д.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Козодой В.А. к обществу с ограниченной ответственностью «Зейские тепловые сети» и обществу с ограниченной ответственностью «Городские коммунальные системы» о защите прав потребителей,
установил:
Козодой В.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и проживает в нем.
Между обществом с ограниченной ответственностью «Городские коммунальные системы» (далее – ООО «ГКС») и Козодой В.А. 01 июня 2013 года заключен договор № 320-076-13 на предоставление в указанное жилое помещение жилищно-коммунальных услуг, в том числе на отопление и горячее водоснабжение.
В свою очередь между ООО «ГКС», абонентом и обществом с ограниченной ответственностью «Зейские тепловые сети» (далее – ООО «ЗТС»), ресурсоснабжающей организацией, 26 декабря 2014 года заключен договор энергоснабжения № 008-060-14 на поставку тепловой энергии в горячей воде для целей обеспечения предоставления собственникам, пользователям помещений в многоквартирном доме или индивидуальных жилых домах коммунальных услуг отопление и горячее водоснабжение.
Козодой В.А. обратилась в суд с иском, в котором просит признать незаконным решение ООО «ЗТС» о недопуске узла учета тепловой энергии, установленного в ее квартире, к эксплуатации, а также обязать ООО «ГКС» рассчитывать плату за отопление с использованием показаний теплосчетчика, сделать перерасчет платы за отопление за весь период начисления с применением норматива за тепло, то есть с декабря 2016 года.
Данное требование истец мотивирует тем, что в 2008 году в ее квартире в установленном порядке был установлен и принят в эксплуатацию узел учета тепловой энергии, который имел в своем составе один расходомер на подающем теплопроводе. В 2015 году все входящие в состав узла учета приборы прошли очередную поверку, были осмотрены представителями ООО «ЗТС» и ООО «ГКС», которые вручили ей акт допуска узла учета в эксплуатацию, но с предписанием установить к 18 ноября 2016 года расходомер на обратном трубопроводе, с чем она выразила несогласие, поскольку п.6 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1034, допускает использование для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу данных Правил, до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, вычислитель). Поскольку она не установила расходомер на обратном трубопроводе к указанному сроку, ООО «ЗТС» не допустило узел учета тепловой энергии, установленный в ее квартире, к расчетам, в связи с чем, начиная с декабря 2016 года, ООО «ГКС» плату за тепло рассчитывает с применением норматива. Полагает, что ссылка ответчиков на иные пункты указанных Правил (пункты 7, 95, 97, 98) является несостоятельной, и установка дополнительных приборов на узле учета должна проводиться одновременно с установкой новых приборов взамен тех, у которых истек срок службы. При этом все приборы в ее узле учета работоспособны.
В судебном заседании Козодой В.А. заявленные требования поддержала, полагает, что установленные в узле учета тепловой энергии в ее квартире приборы с достоверностью фиксируют количество переданной тепловой энергии, пояснила, что, несмотря на расчеты тепловой энергии с декабря 2016 года по нормативу, она регулярно передавала в ООО «ГКС» показания прибора учета, в ее квартиру осуществляется горячее водоснабжение, при этом установлен соответствующий счетчик горячего водоснабжения, система теплоснабжения не позволяет получать горячую воду напрямую из имеющейся в квартире системы теплоснабжения, поскольку на ней установлена запорная арматура, которая опломбирована.
Представитель ответчика ООО «ГКС» Ткачев Д.Л. исковые требования не признал, пояснил, что между ООО «ГКС» и Козодой В.А. заключен договор на предоставление жилищно-коммунальных услуг в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, соответственно, ООО «ГКС» заключило договоры с ресурсоснабжающими организациями, в том числе с ООО «ЗТС» на поставку тепловой энергии. Исходя из положений ст.2 Федерального закона «О теплоснабжении», требования Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1034, не распространяются на собственников домовладений, так как они не подпадают под понятие потребителя тепловой энергии. В силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещении в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 (п.п. «б» п.10, п.16) ООО «ГКС» является исполнителем коммунальной услуги, а собственник домовладения – ее потребителем. Согласно п.2 Правил № 354 индивидуальный прибор учета – средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребленного коммунального ресурса, в том числе в жилом доме (части жилого дома). При этом Правила № 354 не содержат требований к индивидуальному прибору учета, в связи с чем в отношении требований к прибору учета тепловой энергии должны применяться Правила № 1034, которые предусматривают обязательное наличие в теплосчетчике расходомера возвращенного теплоносителя, который в теплосчетчике истца отсутствует, а поскольку данными Правилами установлен трехлетний срок на приведение теплосчетчиков в соответствие с закрепленными в них требованиями, но Козодой В.А., несмотря на выданное предписание, не установила расходомер на обратном трубопроводе. Установленный в квартире Козодой В.А. узел учета и теплосчетчик позволяют дооборудовать его указанным прибором. Таким образом, с декабря 2016 года учет количества потребленной истцом тепловой энергии не может производиться по установленным в ее квартире приборам, в связи с чем с 01 декабря 2016 года начисление платы за отопление Козодой В.А. производилось по утвержденным в соответствии с законодательством нормативам. Вместе с тем, с учетом положений п.59 Правил № 354 за декабрь 2016 года – февраль 2017 года ООО «ГКС» был произведен перерасчет платы за отопление исходя из среднемесячного объема потребления данного коммунального ресурса потребителем. Акт ввода узла учета Козодой В.А. в эксплуатацию от 10 ноября 2016 года был утвержден ООО «ГКС», но ООО «ЗТС» отказало в его согласовании по причине отсутствия в узле учета указанного расходомера возвращенного теплоносителя. Между ООО «ГКС» и ресурсоснабжающими организациями существует устная договоренность о совместном участии в согласовании актов приема приборов учета потребителей с целью избежания дальнейших разногласий по вопросам предоставления и оплаты коммунальных ресурсов. ООО «ГКС» приобретает у ООО «ЗТС» тепловую энергию в горячей воде, Козодой – соответственно предоставляется коммунальная услуга - отопление, количество потребленной тепловой энергии измеряется в гигокалориях, оплата за количество потребленной при этом воды не производится, однако расходомер на обратном трубопроводе позволяет контролировать работу остальных приборов, а также не допускать злоупотреблений со стороны потребителей по расходованию теплоносителя.
Представитель ответчика ООО «ЗТС» Свистунов И.А. просит отказать в удовлетворении заявленных требований, указывает на то, что в отношении узла учета тепловой энергии, установленного в квартире истца, подлежат применению требования Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1034. Установленный до вступления в силу данных Правил узел учета и входящие в его состав приборы, действительно, могут использоваться до окончания срока службы основных приборов, однако имеющийся в составе узла учета в квартире Козодой В.А. теплосчетчик в течение переходного периода, установленного п.7 Правил, - в течение трех лет должен быть приведен в соответствии с данными Правилами, пункты 95, 97, 99 которые требуют измерение объема теплоносителя, возвращенного по обратному трубопроводу. Следовательно, теплосчетчик, установленный в узле учета в квартире истца, в срок до 28 ноября 2016 года должен был дооборудован расходомером на обратном трубопроводе, без замены остальных приборов, входящих в состав узла учета, техническая возможность для этого имеется. При этом расходомер на обратном трубопроводе помимо измерения количества возвращенного теплоносителя позволяет также установить, насколько корректно работают остальные приборы, в том числе расходомер на подающем трубопроводе, согласно личному опыту представителя ответчика, он позволяет установить, что в теплосчетчик попала грязь, что он выдает неверные, иногда в разы, показания. Кроме того, многие потребители в системах открытого теплоснабжения незаконно расходуют теплоноситель – горячую воду для личных нужд, расходомер на обратном трубопроводе позволит исключить такие действия потребителя. Теплоснабжающая организация правом установки на узле учета дополнительных приборов для контроля режима подачи и потребления теплоносителя воспользоваться не желает. Также обращает внимание на то, что и на момент установки узла учета в квартире истца требовалось наличие двух расходомеров, установка одного расходомера допускалась по согласованию с энергоснабжающей организацией только в закрытых системах теплоснабжения, но система абонента является открытой, несмотря на то, что в проекте искусственно создана закрытая система за счет переноса горячего водоснабжения за узел учета тепловой энергии, однако проект все-таки был по каким-то причинам согласован, узел учета введен в эксплуатацию. Акты допуска приборов учета в эксплуатацию населению выдаются ООО «ГКС», ООО «ЗТС», являясь энергоснабжающей организацией, только по устной договоренности с управляющей организацией контролирует правильность оформления и соответствие требований к приборам учета, узлам учета, указанных в актах допуска, существующему законодательству.
Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Козодой В.А. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и проживает в нем.
В 2008 году проектно-производственным бюро «Базис» разработан проект узла коммерческого учета расхода тепловой энергии и теплоносителя квартиры № <адрес>, согласно которому в узле учета в числе прочих приборов предусмотрено наличие теплосчетчика в составе: тепловычислителя ВТЭ-1К (1 шт.), расходомера ВСТ-32 (1шт.), датчиков температуры Рt-500 (2 шт.), а также наличие счетчика горячей воды ВСТГ-20 (1 шт.).
Узел учета тепловой энергии смонтирован в квартире истца и допущен в эксплуатацию.
Согласно акту повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя, утвержденному директором ООО «ГКС» 08 августа 2011 года, подписанному представителем энергоснабжающей организации, произведен технический осмотр приборов узла учета тепловой энергии по адресу: <адрес>, проверена комплектность, и установлено, что потребителем предъявлены: принципиальная схема теплового пункта, проект на узел учета, согласованный с энергоснабжающей организацией, паспорта на приборы узла учета, документы о поверке приборов узла учета с действующим клеймом госповерителя, смонтированный и проверенный на работоспособность узел учета тепловой энергии, узел учета тепловой энергии допущен в эксплуатацию и опломбирован со следующим составом оборудования: вычислитель ВТЭ-1К2, термометры Рt-500 (2 шт. - на подачу и на обратку), расходомер ВСТ-32 (1 шт.), счетчик СГВ 15.
01 июня 2013 года между Козодой В.А., именуемой потребителем, и ООО «ГКС», именуемым управляющей компанией, заключен договор № 320-076-13 на предоставление в рассматриваемое жилое помещение жилищно-коммунальных услуг, в том числе на отопление и горячее водоснабжение, сроком на пять лет.
Согласно данному договору управляющая компания в числе прочего обязана заключать договоры с ресурсоснабжающими организациями для предоставления жилищно-коммунальных услуг, а также с другими юридическими и физическими лицами, деятельность которых направлена на выполнение условий договора (п.2.1.1.), осуществлять начисление и сбор платы за жилищно-коммунальные услуги с предоставлением потребителю расчетных документов (счет-извещение, квитанция об оплате) (п.2.1.7.);
потребитель обязан производить передачу показаний прибора учета тепловой энергии с 23 по 26 число каждого месяца письменно (п.2.2.4.), не нарушать имеющиеся схемы учета поставки коммунальных услуг (п.2.2.5.); не использовать теплоносители в системах отопления не по прямому назначению (производить слив воды из систем и приборов отопления) (п.2.2.6.);
размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых уполномоченным органом (п.3.1.); количество тепловой энергии определяется по нормативу за расчетный период в случаях: при истечении сроков госповерки приборов учета; при задержке передачи показаний приборов учета; при недопущении к приборам учета представителей управляющей компании; при неисправности приборов учета свыше 5 суток в течение расчетного периода; при обнаружении повреждений или отсутствия пломб управляющей компанией; при превышении нормативной погрешности приборов (п.3.2);
стоимость услуги отопления осуществляется исходя из тарифа за единицу изменения – 1 Гкал, за горячее водоснабжение – руб./куб.м.
26 декабря 2014 года между ООО «ЗТС», энергоснабжающей организацией и ООО «ГКС», абонентом, заключен договор энергоснабжения № 008-060-14, по условиям которого энергоснабжающая организация приняла на себя обязательство подавать абоненту тепловую энергию в горячей воде для целей обеспечения предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном или индивидуальных жилых домах (потребителям) коммунальных услуг отопление и горячее водоснабжение (п.1.1.)
Как следует из акта допуска узла учета тепловой энергии у потребителя по адресу: <адрес>, утвержденного руководителями ООО «ГКС» и ООО «ЗТС», от 18 сентября 2015 года, прибор учета тепловой энергии допущен учета допущен в эксплуатацию с момента подписания и до сентября 2016 года в составе оборудования: термометры Рt-500 (2 шт.), расходомер ВСТ-32 на подающем трубопроводе, расходомер ДУ-15 (ГВС). В этом же акте потребителю указано на необходимость в срок до 18 ноября 2016 года привести узел учета в соответствие с требованиями постановления Правительства РФ № 1034, для чего обратиться с заявлением о получении технических условий на реконструкцию узла учета тепловой энергии в ООО «ГКС» или ООО «ЗТС». В протоколе разногласий от 30 мая 2015 года Козодой В.А. выразила несогласие на проведение указанной реконструкции.
26 декабря 2014 года между ООО «ГКС», абонентом и ООО «ЗТС», ресурсоснабжающей организацией, заключен договор энергоснабжения № 008-060-14 на поставку тепловой энергии в горячей воде для целей обеспечения предоставления собственникам пользователям помещений в многоквартирном доме или индивидуальных жилых домах (потребителям) коммунальных услуг отопление и горячее водоснабжение, в том числе в квартиру № <адрес>. Из договора усматривается, что объем предоставленных услуг рассчитывается: по отоплению – в Гкал, по горячему водоснабжению – в куб.м.
10 ноября 2016 года директором ООО «ГКС» утвержден акт допуска в эксплуатацию на период до сентября 2017 года узла учета тепловой энергии у потребителя по адресу: <адрес> в прежнем составе оборудования (термометры (2 шт.), расходомер на подающем трубопроводе, расходомер ГВС).
Данный акт 15 ноября 2016 года направлен в ООО «ЗТС» для его подписания, письмом от 21 ноября 2016 года ООО «ЗТС» возвратило акт со ссылкой на несоответствие узла учета требованиям п.п.95, 97, 100 постановления Правительства РФ № 1034 от 18 ноября 2013 года.
Письмом ООО «ГКС» от 28 ноября 2016 года Козодой В.А. уведомлена о тем, что имеющийся у нее узел учета тепловой энергии не принимается для расчета с ноября 2016 года, с этой даты начисление платы за отопление будет производиться по нормативам, утвержденным в соответствии с действующим законодательством, потребителю предложено согласовать установку второго расходомера с ресурсоснабжающей организацией.
Согласно представленным истцом квитанциям, с 01 декабря 2016 года ООО «ГКС» производило начисление платы за отопление исходя из норматива потребления, в ходе рассмотрения настоящего дела ответчиком произведен перерасчет платы за отопление за декабрь 2016 года, январь, февраль 2017 года исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребленного коммунального ресурса.
Давая оценку возникшим между сторонами отношениям и определяя нормативно-правовые акты, регламентирующие такие отношения, суд приходит к следующему
В соответствии с п. 1 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, применяются правила об энергоснабжении, предусмотренные статьями 539 - 547 ГК РФ, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу п. 1 ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Жилищным кодексом РФ установлено, что жилищное законодательство регулирует отношения по поводу, в том числе предоставления коммунальных услуг; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее также - взнос на капитальный ремонт) (п.10, 11 ч.1 ст.4); жилищное законодательство состоит из Жилищного кодекса РФ, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления; Правительство РФ вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение Жилищного кодекса РФ, других федеральных законов, нормативных указов Президента РФ (ч.2, 4 ст.5); к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных Жилищным кодексом РФ (ст.8).
Согласно ст.154 Жилищного кодекса РФ, плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами. (ч.4)
В силу ст.157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством РФ (ч.1).
В соответствии с данной статьей Жилищного кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее – Правила № 354), которыми, в частности, регламентированы отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
Согласно пункту 2 Правил № 354 «коммунальные ресурсы» - в числе прочего тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), «коммунальные услуги» - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; «потребитель» - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги; «ресурсоснабжающая организация» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Таким образом, исходя из установленных обстоятельств, исследованных договоров, заключенных между истцом и ООО «ГКС», а также между ответчиками, к сложившимся между сторонами отношениям подлежат применению нормы Жилищного кодекса РФ, положения Правил № 354, по смыслу которых Козодой В.А. является потребителем коммунальной услуги – отопления и горячего водоснабжения, ООО «ГКС» – исполнителем, предоставляющим ей такие услуги, а ООО «ЗТС» - ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу коммунальных ресурсов – тепловой энергии, теплоносителя в виде горячей воды.
Ответчики ссылаются на необходимость применения при учете количества принятой абонентом Козодой В.А. тепловой энергии Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1034 и которые устанавливают порядок организации коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя (далее – Правила <Номер обезличен>).
Действовавшими до 29 ноября 2013 года, то есть на момент установки в квартире № <адрес> узла учета тепловой энергии, Правилами учета тепловой энергии и теплоносителя, утвержденными Минтопэнерго РФ 12 сентября 1995 года № Вк-4936 потребителем тепловой энергии признавалось юридическое или физическое лицо, которому принадлежат теплопотребляющие установки, присоединенные к системе теплоснабжения энергоснабжающей организации.
Правила № 1034 используют, но не регламентируют такое понятие как «потребитель тепловой энергии», между тем они утверждены Правительством РФ в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении».
В силу п.9 ст.2 данного Федерального закона «потребителем тепловой энергии» является лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Следовательно, Козодой В.А., являющаяся собственником квартиры в жилом доме, не подпадает под понятие «потребитель тепловой энергии» в том смысле, который заложен в названное определение Федеральным законом «О теплоснабжении» и, соответственно Правилами № 1034.
Далее, согласно Правилам № 1034 «узел учета» представляет собой техническую систему, состоящую из средств измерений и устройств, обеспечивающих учет тепловой энергии, массы (объема) теплоносителя, а также контроль и регистрацию параметров теплоносителя; «прибор учета» - это средство измерений, включающее технические устройства, которые выполняют функции измерения, накопления, хранения и отображения информации о количестве тепловой энергии, а также о массе (объеме), температуре, давлении теплоносителя и времени работы приборов; «теплосчетчик» - прибор, предназначенный для измерения отдаваемой теплоносителем или расходуемой вместе с ним тепловой энергии, представляющий собой единую конструкцию либо состоящий из составных элементов - преобразователей расхода, расходомеров, водосчетчиков, датчиков температуры (давления) и вычислителя; «расходомер» - прибор, предназначенный для измерения расхода теплоносителя (п.2).
Узлы учета, введенные в эксплуатацию до вступления в силу данных Правил, могут быть использованы для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя до истечения срока службы основных приборов учета (расходомер, тепловычислитель), входящих в состав узлов учета (п.6).
По истечении 3 лет со дня вступления в силу данных Правил, то есть с 29 ноября 2016 года, теплосчетчики, не отвечающие требованиям Правил, не могут использоваться для установки как в новых, так и существующих узлах учета (п.7).
В целях коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя и контроля качества теплоснабжения осуществляется измерение, в том числе расхода теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах (п.п. «г» п.95); в открытых и закрытых системах теплопотребления на узле учета тепловой энергии и теплоносителя с помощью прибора (приборов) определяются, в том числе масса (объем) теплоносителя, полученного по подающему трубопроводу и возвращенного по обратному трубопроводу (п.п. «а» п.97); в открытых и закрытых системах теплопотребления, суммарная тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/ч, на узле учета с помощью приборов определяется только время работы приборов узла учета, масса (объем) полученного и возвращенного теплоносителя, а также масса (объем) теплоносителя, расходуемого на подпитку (п.98).
Организация коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, если иное не предусмотрено положениями настоящих правил, включает: а) получение технических условий на проектирование узла учета; б) проектирование и установку приборов учета; в) ввод в эксплуатацию узла учета; г) эксплуатацию приборов учета, в том числе процедуру регулярного снятия показаний приборов учета и использование их для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя; д) поверку, ремонт и замену приборов учета (п.17).
Проект учета узла учета должен содержать, в том числе: копию договора теплоснабжения с приложением актов разграничения балансовой принадлежности и сведения о расчетных нагрузках для действующих объектов. Для вновь вводимых в эксплуатацию объектов прилагаются сведения о проектных нагрузках или условиях подключения; план подключения потребителя к тепловой сети; принципиальную схему теплового пункта с узлом учета; план теплового пункта с указанием мест установки датчиков, размещения приборов учета и схемы кабельных проводок; электрические и монтажные схемы подключения приборов учета; настроечную базу данных, вводимую в тепловычислитель (в том числе при переходе на летний и зимний режимы работы); схему пломбирования средств измерений и устройств, входящих в состав узла учета, в соответствии с пунктом 71 настоящих Правил; монтажные схемы установки расходомеров, датчиков температуры и датчиков давления; спецификацию применяемого оборудования и материалов (п. 44).
Ввод в эксплуатацию узла учета, установленного у потребителя, осуществляется комиссией в следующем составе: а) представитель теплоснабжающей организации; б) представитель потребителя; в) представитель организации, осуществлявшей монтаж и наладку вводимого в эксплуатацию узла учета (п.62).
В свою очередь Правила № 354 не содержат и не используют такого понятия как «узел учета тепловой энергии», оперируют термином «индивидуальный прибор учета».
Так, согласно пункту 2 Правил № 354 «индивидуальный прибор учета» - средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) потребления коммунального ресурса, в том числе в жилом доме (части жилого дома) или домовладении.
В силу тех же Правил № 354 учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Информация о соответствии прибора учета утвержденному типу, сведения о дате первичной поверки прибора учета и об установленном для прибора учета межповерочном интервале, а также требования к условиям эксплуатации прибора учета должны быть указаны в сопроводительных документах к прибору учета (п.80);
Оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю (п.81);
В ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежат: а) соответствие заводского номера на приборе учета номеру, указанному в его паспорте; б) соответствие прибора учета технической документации изготовителя прибора, в том числе комплектации и схеме монтажа прибора учета; в) наличие знаков последней поверки (за исключением новых приборов учета); г) работоспособность прибора учета (п.81(4)).
Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию (п.81.(5)).
По результатам проверки прибора учета исполнитель оформляет акт ввода прибора учета в эксплуатацию (п.81(6)).
Акт ввода прибора учета в эксплуатацию составляется в 2 экземплярах и подписывается потребителем и представителями исполнителя, принимавшими участие в процедуре ввода прибора учета в эксплуатацию (п.81(7)).
Перед подписанием акта ввода прибора учета в эксплуатацию (при отсутствии оснований для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию) представитель исполнителя осуществляет установку контрольных пломб на приборе учета. (п.81(8)).
Эксплуатация, ремонт и замена приборов учета осуществляются в соответствии с технической документацией. Поверка приборов учета осуществляется в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. (п.81(10)).
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что Правила № 1034 регламентируют требования к узлам учета тепловой энергии, а не индивидуального прибора учета по смыслу Правил № 354, сами понятия «узел учета тепловой энергии», и даже «теплосчетчик» и «индивидуальный прибор учета» не являются идентичными, приведенными нормативными актами также предусмотрен различный порядок ввода эксплуатацию, эксплуатации узлов учета тепловой энергии и индивидуальных приборов учета.
В связи с этим доводы представителей ответчиков о том, что к установленным в квартире истца приборам учета тепловой энергии подлежат применению требования, предъявляемые Правилами № 1034, принятыми не в соответствии с жилищным законодательством и не согласующимися в рассматриваемой части с Правилами № 354, являются несостоятельными.
Сам по себе факт того, что в 2008 году был разработан проект узла учета тепловой энергии и такой узел учета был установлен в квартире истца не свидетельствует о том, что Козодой В.А. стала потребителем тепловой энергии по смыслу Федерального закона «О теплоснабжении» и о том, что в отношении установленного узла учета должны действовать требования Правил № 1034.
Как указывалось выше, требованием к индивидуальному прибору учета является использование приборов учета утвержденного типа и прошедших поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.
Судом установлено, что узел учета тепловой энергии, установленный в жилом помещении Козодой В.А., имеет в своем составе счетчик горячей воды, теплосчетчик, состоящий из тепловычислителя, расходомера на подающем трубопроводе, двух датчиков температуры. Расходомер на обратном трубопроводе в составе иных приборов отсутствует.
Из показаний свидетеля ЯМА, работника ООО «ГКС», производившего осмотр приборов, следует, что имеется техническая возможность для установки расходомера на обратный трубопровод без замены других приборов.
Между тем, со стороны ответчиков в нарушение требований ст.56 ГПК РФ не представлено объективных, достоверных и убедительных доказательств не только необходимости предъявления требований к установленным в квартире истца приборам как к узлу учета, но и несоответствия их как индивидуального прибора учета тепловой энергии требованиям действующих нормативных актов, в частности того, что они не могут быть использованы по данному назначению – для учета тепловой энергии.
Напротив, истцом представлена техническая документация на приборы, входящие в установленный теплосчетчик, а также на счетчик горячего водоснабжения, в которых имеются отметки о поверке приборов (теплосчетчик 7КТ – годен до 17 марта 2019 года, комплект термопреобразователей сопротивления платиновых для теплосчетчиков Рt-500 – годен до 22 июля 2019 года, расходомер ВСТ-32 – годен до 22 июля 2019 года, счетчик горячей воды – признан годным и допущен к эксплуатации 24 февраля 2016 года, межповерочный интервал не истек).
Ответчиками не оспаривается, что все указанные приборы находятся в исправном состоянии, данный факт подтверждается показаниями свидетеля ЯМА
В силу п.41, п.42(1) Правил № 354 потребитель коммунальных услуг в домовладении вносит плату за коммунальные услуги, в составе которой оплачиваются коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом помещении, а также коммунальные услуги, потребленные при использовании земельного участка и расположенных на нем надворных построек; размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом доме, который оборудован индивидуальным прибором учета тепловой энергии, определяется по формуле 3(5) приложения № 2 к Правилам исходя из показаний индивидуального прибора учета тепловой энергии, то есть как произведение объема (количества) потребленной за расчетный период в жилом доме тепловой энергии и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с законодательством РФ.
Объем (количество) потребленной тепловой энергии определяется в гигокалориях (Гкал), тариф устанавливается в рублях за 1 Гкал (постановление Правительства РФ от 22 октября 2012 года № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме»).
Из заключенного между истцом и ООО «ГКС» договора от 01 июня 2013 года № 320-076-13, заключенного между ответчиками договора энергоснабжения от 26 декабря 2014 года № 008-060-14, а также приложения № 73 к приказу Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 20 декабря 2016 г. N 178-пр/т, утвердившего льготные тарифы на тепловую энергию, отпускаемую ООО «Зейские тепловые сети» для оказания населению коммунальных услуг, на 2017 год также усматривается, что в расчетах за тепловую энергию объем (количество) ее определяется в Гкал, плата за израсходованный теплоноситель для целей отопления не предусмотрена (учет ведется для предоставления услуги по горячему водоснабжению).
Допрошенный в качестве специалиста главный специалист комитета ЖКХ администрации г.Зеи МАВ пояснил, что имеющиеся в составе узла учета тепловой энергии в квартире Козодой В.А. приборы (тепловычислитель, расходомер на подающем трубопроводе, два датчика температуры) с достоверностью обеспечивают измерение объема (количества) потребленной тепловой энергии, установка расходомера на обратном трубопроводе не окажет никакого влияния на точность измерений количества потребленного тепла в Гкал, поскольку в существующей Козодой В.А. системе отопления количество тепла определяется с помощью тепловычислителя как произведение количества израсходованной на отопление горячей воды (по расходомеру, установленному на подающем трубопроводе) и разности температур на подающем и обратном трубопроводах (по датчикам температуры). Для учета количества потребленной горячей воды установлен отдельный счетчик.
Достоверных доказательств того, что для определения объема (количества) потребленной тепловой энергии необходимо исчисление количества выходящего по обратному трубопроводу теплоносителя, что отсутствие расходомера на обратном трубопроводе может оказать влияние на точность показаний остальных приборов, не представлено. Как установлено в судебном заседании, ранее в течение длительного времени имеющийся прибор учета использовался для определения количества потребленной тепловой энергии. Доводы представителя ООО «ЗТС» о том, что наличие расходомера на обратном трубопроводе позволяет установить, корректно ли работает тепловычислитель, не забиты ли приборы грязью, основанные на его личном опыте, не могут быть приняты в качестве таких доказательств при установленных обстоятельствах, кроме того, такие данные могут быть получены иным путем (осмотры приборов, их поверка).
Доводы ответчиков в обоснование необходимости установки второго расходомера в связи с тем, что его отсутствие способствует неправомерному потреблению потребителями, в том числе Козодой В.А., теплоносителя не соответствуют требованиям Правил № 354.
При этом ответчики не лишены права установки на узле учета, на границе балансовой принадлежности дополнительных приборов для контроля режима потребления потребителем теплоносителя, в том числе для дистанционного снятия показаний с тепловычислителя.
В силу п.81(12) Правил № 354 прибор учета считается вышедшим из строя в случаях: а) неотображения приборами учета результатов измерений; б) нарушения контрольных пломб и (или) знаков поверки; в) механического повреждения прибора учета; г) превышения допустимой погрешности показаний прибора учета; д) истечения межповерочного интервала поверки приборов учета.
Между тем таких обстоятельств в судебном заседании не установлено, кроме того, акт ввода прибора в эксплуатацию от 10 ноября 2016 года фактически подписан исполнителем в соответствии с Правилами № 354.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что установленные в квартире истца приборы для учета тепловой энергии являются индивидуальным прибором учета тепловой энергии, срок службы которого и срок поверки входящих в него приборов не истек, приборы работоспособны, оснований считать прибор вышедшим из строя не имеется.
В связи с этим у исполнителя - ООО «ГКС» отсутствовали основания для применения в расчетах оплаты за отопление как норматива потребления тепловой энергии, так и среднемесячного объема потребленного коммунального ресурса, следовательно, требования Козодой В.А., заявленные к ООО «ГКС», о возложении обязанности произвести расчет платы за отопление исходя из показаний прибора учета тепловой энергии и произвести соответствующий перерасчет платы за отопление, начиная с 01 декабря 2016 года, являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, ни подлежащими применению к рассматриваемым правоотношениям по предоставлению коммунальных услуг собственнику жилого помещения Козодой В.А. Правилами № 354, ни договором между потребителем и исполнителем, ни иными нормативными правовыми актами не предусмотрено участие в составлении, утверждении, согласовании актов ввода в эксплуатацию приборов учета потребителя коммунальных услуг, иных актов проверки приборов учета коммунальных ресурсов, принятия по ним решений со стороны ресурсоснабжеющей организации, на что обращал в судебном заседании внимание представитель ООО «ЗТС», предусмотренное Правилами № 354 решение в отношении приборов учета данным ответчиком не принималось, в связи с чем оснований для признания такового незаконным не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Козодой В.А. удовлетворить частично.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Городские коммунальные системы» производить расчет платы за отопление за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, исходя из показаний прибора учета тепловой энергии.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Городские коммунальные системы» произвести перерасчет платы за отопление за жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, исходя из показаний прибора учета тепловой энергии, начиная с 01 декабря 2016 года.
В удовлетворении иска в остальной части отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Зейский районный суд в течение одного месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Е.В. Охотская
Мотивированное решение составлено 22 марта 2017 года
Судья Е.В. Охотская