Дело № 2-289/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июня 2017 года ЧЕРНОМОРСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
в составе председательствующего – судьи Стебивко Е.И.
при секретаре ФИО6
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Оленевского сельского поселения <адрес> Республики ФИО4 к ФИО3, Министерству имущества и земельных отношений Республики ФИО4, третье лицо – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4, о признании права собственности на объект недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Оленевского сельского поселения <адрес> Республики ФИО4 обратилась в суд с иском к ФИО3 о признании права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества с требованием об освобождении спорного нежилого объекта. Свои доводы мотивируют тем, что актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Директивой ФИО2 обороны ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, на основании решения 27 сессии 6 созыва Оленевского сельского совета от ДД.ММ.ГГГГ, в коммунальную собственность Оленевского сельского совета <адрес> АР ФИО4 был передан военный городок № в/ч А1863. Ликвидационной комиссией исполнительного комитета Оленевского сельского совета указанное имущество было передано актом приема-передачи администрации Оленевского сельского поселения <адрес> Республики ФИО4 в муниципальную собственность. В составе переданного имущества военного городка, в том числе, находилось здание бани, площадью 120,8 кв.м., 1952 года постройки. Указанный объект администрацией поставлен на кадастровый учет. В ходе обследования имущества муниципальной формы собственности, комиссией администрации было установлено, что помещение данного объекта недвижимого имущества используется ответчиком ФИО3 для хранения своего движимого имущества и строительного материала. С указанным лицом истец договоров на право пользования данным имуществом не заключала, правоустанавливающие документы на спорный объект у ответчика отсутствуют. На требование администрации Оленевского сельского поселения <адрес> Республики ФИО4 освободить помещение, ФИО3 ответил отказом, в связи с отсутствием у администрации зарегистрированного в установленном законом порядке права собственности на указанный объект недвижимого имущества.
Основанием для предъявления настоящего иска послужил отказ государственного регистратора провести надлежащую государственную регистрацию права собственности истца на спорное нежилое помещение, в связи с отсутствием раннее зарегистрированного перехода права в установленном законном порядке на вышеуказанный объект недвижимости.
В связи с изложенным, с целью защиты своего законного права управления и распоряжения муниципальным имуществом, администрация Оленевского сельского поселения <адрес> Республики ФИО4 просит суд в судебном порядке признать право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - здание бани, площадью 120,8 кв.м., с требованием об освобождении спорного нежилого объекта ответчиком ФИО3
Определением Черноморского районного суда Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица был привлечен Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4.
ДД.ММ.ГГГГ определением Черноморского районного суда Республики ФИО4 в качестве соответчика привлечено Министерство имущества и земельных отношений Республики ФИО4.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела истцом было подано заявление об увеличении исковых требований, согласно которому администрация Оленевского сельского поселения <адрес> Республики ФИО4 просит дополнить раннее заявленный иск требованием об установлении факта владения на праве муниципальной собственности муниципальным образованием Оленевское сельское поселение <адрес> Республики ФИО4 зданием бани, площадью 120,8 кв.м.
Представитель истца в судебном заседании предоставил суду пояснения аналогичные вышеизложенным, настаивал на удовлетворении исковых требований.
Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен в установленном законом порядке, направил в суд заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика ФИО7, действующий на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных исковых требований.
Представитель ответчика - Министерства имущества и земельных отношений Республики ФИО4, в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения иска был извещен в установленном законом порядке, направил в суд заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
В условиях предоставления законом равного объема процессуальных прав, неявку лиц, перечисленных в ст. 35 ГПК Российской Федерации, в судебное заседание, нельзя расценивать как нарушение принципа состязательности и равноправия сторон.
В соответствии с п. 5 ст. 167 ГПК Российской Федерации, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решения суда.
При изложенных обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся ответчиков и представителя третьего лица, поскольку они самостоятельно распорядились своими процессуальными правами на личное участие в рассмотрении настоящего дела.
Суд, изучив материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующему выводу.
Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК Российской Федерации, каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 67 ГПК Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Из материалов дела усматривается, что в соответствии директивой ФИО2 обороны ФИО2 № Д-14 от ДД.ММ.ГГГГ «О безоплатной передачи военного имущества в коммунальную собственность территориальных громад», на основании решения 27 сессии 6 созыва Оленевского сельского совета <адрес> АР ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии в коммунальную собственность военного городка», исполнительному комитету Оленевского сельского совета поручено начать процедуру принятия военного городка № в/ч А1863 путем создания комиссии по принятию указанного имущества в коммунальную собственность (л.д.4-5).
Решением 28 сессии 6 созыва Оленевского сельского совета <адрес> АР ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ «О принятии в коммунальную собственность военного городка» в коммунальную собственность частично принято имущество военного городка № в/ч А1863, в том числе баня № балансовой (остаточной) стоимостью 1117 гривны (л.д.6-7).
На основании акта приема-передачи военного имущества от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденного председателем Оленевского сельского совета, комиссия, созданная в соответствии с решением исполкома Оленевского сельского совета <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № и представителей Евпаторийской КЭЧ района для документального оформления приема-передачи военного имущества, ДД.ММ.ГГГГ провела обследование военного городка №, жилищного фонда в/ч А1863, расположенного по адресу: <адрес> АР ФИО4, которое подлежит передаче в коммунальную собственность Оленевского сельского совета. В состав объектов передачи в том числе входит спорное нежилое здание бани № (л.д.14-21).
Решением 41 сессии 6 созыва Оленевского сельского совета <адрес> АР ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден акт приема-передачи военного имущества от ДД.ММ.ГГГГ и принято в коммунальную собственность следующее имущество – военный городок № в/ч А1863, в том числе помещения бани № (л.д.13).
В соответствии с решением исполнительного комитета Оленевского сельского совета <адрес> АР ФИО4 № от ДД.ММ.ГГГГ, в состав жилого фонда военного городка №, принимаемого в коммунальную собственность территориальной громады Оленевского сельского совета включены служебные квартиры (л.д.32-33).
Согласно акту № приема-передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия, созданная распоряжением ликвидационной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ на основании решения 1 сессии 1 созыва от ДД.ММ.ГГГГ «О ликвидации Исполнительного комитета Оленевского сельского совета» для приема-передачи имущества Исполнительного комитета Оленевского сельского совета, ДД.ММ.ГГГГ провела инвентаризацию имущества, расположенного по адресу: <адрес>, для передачи в собственность муниципального образования администрации Оленевского сельского совета <адрес> Республики ФИО4. В состав имущества, в том числе включен военный городок № в/ч 1863 (л.д.41-43).
Государственным комитетом по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4, спорное нежилое здание баня площадью 120,8 кв.м., расположенное по адресу: Республика ФИО4, <адрес>, поставлено на кадастровый учет под №, в соответствии с кадастровой выпиской от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.38-40).
Согласно распоряжению администрации Оленевского сельского поселения <адрес> Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №-р, в связи с поступившей информацией относительно использования муниципального имущества третьими лицами, создана комиссия для обследования муниципального имущества здания бани площадью 120,8 кв.м. на предмет использования его третьими лицами (л.д.45). Актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным главой администрации Оленевского сельского поселения, установлено, что некоторые помещения указанного здания используются для хранения личного имущества (движимого имущества, стройматериалов) ФИО3 На требование комиссии освободить занимаемые помещения, ФИО3 отказался, мотивируя отказ тем, что у администрации отсутствуют необходимые правоустанавливающие документы на спорный объект недвижимости (л.д.46).
Сообщением Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № отказано в проведении надлежащей государственной регистрации права собственности истца на спорный объект недвижимости - здание бани, площадью 120,8 кв.м., в связи с отсутствием сведений о сформированном земельном участке соответствующего муниципального образования, на котором находится указанное недвижимое имущество, а также сведений о раннее зарегистрированном праве на объект (л.д.36-37).
Согласно ответу на запрос суда Филиала ГУП РК «КрымБТИ» в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, на объект недвижимого имущества - баня, расположенный по адресу: Россия, Республика ФИО4, <адрес>, военный городок №, в/ч А1863, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ имеется инвентарное дело, но право собственности не зарегистрировано.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 ГК Российской Федерации, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
В соответствии со ст. 1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики ФИО4 и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики ФИО4 и города федерального значения Севастополя», Республика ФИО4 считается принятой в ФИО1 с даты подписания Договора между Российской ФИО1 и Республикой ФИО4 о принятии в ФИО1 Республики ФИО4 и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов.
В соответствии со ст. 23 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики ФИО4 и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики ФИО4 и города федерального значения Севастополя», законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики ФИО4 и города федерального значения Севастополя со дня принятия в ФИО1 Республики ФИО4 и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Согласно ст. 12 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики ФИО4 и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики ФИО4 и города федерального значения Севастополя», на территориях Республики ФИО4 и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности не кредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами ФИО2, государственными и иными официальными органами Автономной Республики ФИО4, государственными и иными официальными органами <адрес>, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики ФИО4 или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии со ст. 1205 ГК Российской Федерации, право собственности и иные вещные права на недвижимое и движимое имущество определяются по праву страны, где это имущество находится.
В связи с тем, что нормы Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ №-ФКЗ «О принятии в ФИО1 Республики ФИО4 и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики ФИО4 и города федерального значения Севастополя» не имеют обратного действия, на правоотношения, возникшие из ранее заключенных договоров, распространяется законодательство, которое действовало в момент их заключения. При этом нормы украинского материального права применяются с учетом отсутствия их противоречий нормам ФИО1 законодательства.
Правоотношения между сторонами возникли на основании законодательства ФИО2, а потому при рассмотрении спора, суд в этой части применяет нормы материального права ФИО2, регулирующие спорные правоотношения и действующие на момент их возникновения, а также нормы законодательства Российской Федерации, действующие на момент рассмотрения данного спора.
В силу положений статьи 7 Закона ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ №-ВР «О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности», из государственной в коммунальную собственность передаются бесплатно следующие объекты: жилые дома и общежития, в частности военных городков, которые высвобождаются в процессе реформирования Вооруженных Сил ФИО2 (вместе со встроенными и пристроенными нежилыми помещениями), в том числе те, строительство которых не завершено. Также передаются бесплатно при условии взятия органами местного самоуправления обязательства использовать по целевому назначению и не отчуждать в частную собственность, в том числе, военные городки (имущественные комплексы), другое недвижимое и отдельное индивидуально определенное (движимое) военное имущество (кроме всех видов вооружения, боевой техники и боеприпасов), которое высвобождается в процессе реформирования Вооруженных Сил ФИО2 и не планируется к использованию в Вооруженных Силах ФИО2 и не включено в соответствующий перечень военного имущества, которое подлежит отчуждению.
Передача оформляется актом приема-передачи, который подписывается председателем и членами комиссии. Форма акта приема-передачи утверждается ФИО2. Право собственности на объект передачи возникает с даты подписания акта приема-передачи, а в случаях, предусмотренных законом, — со дня государственной регистрации такого права.
Передача объекта в государственную или коммунальную собственность является основанием для передачи соответственно в государственную либо коммунальную собственность земельного участка, на котором расположен объект передачи.
Статья 6 названного Закона предусматривает, что передача объектов осуществляется комиссией по вопросам передачи объектов, в состав которой входят представители исполнительных органов соответствующих советов, местных органов исполнительной власти, органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, самоуправляемых организаций, финансовых органов, предприятий, трудовых коллективов предприятий, имущество которых подлежит передаче. Образует комиссию по вопросам передачи объектов и назначает ее председателя - исполнительный орган соответствующего сельского, поселкового, городского, районного в городе совета, если иное не предусмотрено законом, в случае передачи объектов в коммунальную собственность территориальных громад сел, поселков, городов, районов в городах. Порядок образования и работы комиссии по вопросам передачи объектов определяется соответствующими органами местного самоуправления — в случае передачи объектов в коммунальную собственность.
Такая передача в коммунальную собственность территориальной громады в отношении здания бани, площадью 120,8 кв.м., расположенного по адресу: Республика ФИО4, <адрес>., была осуществлена, о чем свидетельствуют исследованные судом выше принятые управленческие решения в отношении указанного объекта недвижимости.
Гражданский кодекс ФИО2 в статье 317 устанавливает: собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Право владения — это юридическая возможность фактического влияния на имущество. Право пользования — это юридическая возможность извлечения собственником потребительских свойств имущества. Право распоряжения — это юридическое право определять судьбу имущества, в том числе изменение собственника этого имущества. Собственник может отказаться от имущества, но необходимо, чтобы ясно было выражено его желание отказаться от права собственности на него и чтобы об этом стало известно другим лицам.
В силу п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом (п. 3 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу ч.1 ст.209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно статье 2 Закона Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики ФИО4», права на имущество, возникшие до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории Республики ФИО4 в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, признаются следующими правами, установленными законодательством Российской Федерации: право коммунальной собственности территориальных громад признается собственностью соответствующих муниципальных образований. Право собственности ФИО2 на имущество, включая земельные участки и иные объекты недвижимости, находившееся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики ФИО4, считать прекращенным на основании Постановления Государственного Совета Республики ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ № «О независимости ФИО4» в связи с возникновением права собственности Республики ФИО4 на такое имущество.
Cтатьей 11 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В силу п. 1 ст. 131 ГК Российской Федерации, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Российской Федерации регулируется Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Согласно п. 1 ст.2 данного Закона, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона № 122-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившее в законную силу решение суда является основанием для государственной регистрации возникновения прав на недвижимое имущество. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда подлежат государственной регистрации на общих основаниях на основании п.1 ст. 28 данного Федерального Закона.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 59 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Поскольку истец по независящим от него причинам не может оформить право собственности на спорный объект недвижимого имущества, что нарушает его права и законные интересы, закрепленные в Конституции Российской Федерации, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Согласно ст. 12 ГК Российской Федерации, защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем признания права.
При таких обстоятельствах суд считает, что требования о признании права собственности на объект недвижимого имущества - здания бани, площадью 120,8 кв.м., расположенное по адресу: Республика ФИО4, <адрес>, обоснованны, а иск в этой части подлежит удовлетворению.
Как установлено актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным главой администрации Оленевского сельского поселения, некоторые помещения спорного нежилого объекта недвижимости используются ответчиком ФИО3 для хранения принадлежащего ему личного имущества, что не отрицает ответчик, добровольно освободить данные помещения отказывается. С указанным лицом истец договоров на право пользования данным имуществом не заключала, правоустанавливающие документы на спорный объект у ответчика отсутствуют.
Поскольку действия ФИО3 в отношении указанного объекта имущества нарушают права муниципального образования Оленевского сельского поселения <адрес> Республики ФИО4, ограничивают муниципалитет в своем законном праве управлять и распоряжаться муниципальным имуществом, суд считает обоснованными требования истца об обязанности освобождения ответчиком помещений здания бани.
В связи с тем, что за истцом признано право собственности на спорное здание бани, в удовлетворении исковых требований относительно установления факта владения на праве муниципальной собственности муниципальным образованием Оленевское сельское поселение <адрес> Республики ФИО4 зданием бани, суд считает целесообразным отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.8,12,165,209,218,223,572 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.ст.23, 98, 194 - 199 ГПК Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования администрации Оленевского сельского поселения <адрес> Республики ФИО4 к ФИО3, Министерству имущества и земельных отношений Республики ФИО4, третье лицо – Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики ФИО4, о признании права собственности на объект недвижимого имущества, - удовлетворить частично.
Признать право муниципальной собственности муниципального образования Оленевское сельское поселение <адрес> Республики ФИО4 на объект недвижимого имущества - здание бани, площадью 120,8 кв.м., кадастровый №, находящееся на территории военного городка № в/ч А1863 по адресу: <адрес>, Республика ФИО4.
Обязать ФИО3 освободить помещения здания бани, площадью 120,8 кв.м., кадастровый №, находящиеся на территории военного городка № в/ч А1863 по адресу: <адрес>, Республика ФИО4.
В остальной части искового заявления – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики ФИО4, в течение месяца, со дня вынесения решения в окончательной форме, через Черноморский районный суд Республики ФИО4.
Судья Стебивко Е.И