Дело № 12-1285/2021 (№24RS0028-01-2021-003554-43)
РЕШЕНИЕ
21 декабря 2021 г. г. Красноярск
Судья Советского районного суда г. Красноярска ФИО3, рассмотрев в судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, по жалобе начальника ФГКУ «Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» ФИО1 на постановление заместителя начальника отдела по надзору за соблюдением законодательства о труде по 1 группе отраслей государственной инспекции труда в Красноярском крае №-И/422/7 от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
ФГКУ «Сибирский региональный поисково-спасательный отряд МЧС России» (далее ФГКУ «СРПСО МЧС России») признано виновным в нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; подвергнуто административному наказанию в виде предупреждения.
Согласно постановлению, ФГКУ «СРПСО МЧС России» допустило нарушение трудового законодательства, а именно, требований ст. 8 ТК РФ, выразившиеся в том, что положения ч. 2 п. 3.1.3. коллективного договора, заключенного между организаций и ее сотрудниками, ухудшает положение работников по сравнению с положениями, установленными п. 12 приказа МЧС России от 28.02.2020 г. №136 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников аварийно- спасательных и поисково-спасательных формирований Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, работа которых непосредственно связана с проведением аварийно-спасательных работ», за счет не включения времени приема пищи спасателями в рабочее время.
В жалобе, поданной в суд, ФИО1, просит постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что коллективный договор принимался до издания приказа МЧС России от 28.02.2020 г. №136, соответствовал действующим на то время правовым актам, в том числе Положению по учету рабочего времени граждан, принятых в профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей, утвержденному постановлением Минтруда РФ от 08.06.1998 г. №23; после издания приказа МЧС №136 учреждением принимались меры для приведения коллективного договора в соответствие с действующим законодательством, в том числе путем издания приказов о проведении коллективных переговоров для внесения изменений в договор, однако комиссии по ведению коллективных переговоров не завершили свою работу по причине введения ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции; 28.06.2021 г. в коллективный договор были внесены соответствующие изменения.
Проверив материалы дела, заслушав защитника ФИО2, поддержавшую жалобу, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, если иное не предусмотрено частями 2 и 3 настоящей статьи и статьей 5.27.1 КоАП РФ.
Исходя из положений ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.
На основании ч. 1 ст. 8 Трудового кодекса РФ, работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Трудового кодекса РФ нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
ДД.ММ.ГГГГ государственной инспекцией труда в Красноярском крае на основании распоряжения руководителя инспекции от ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая документарная проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, в отношении ФГКУ «СРПСО МЧС России».
Актом проверки установлено, что в соответствии с ч. 2 п. 3.1.3. коллективного договора ФГКУ «СРПСО МЧС России» от ДД.ММ.ГГГГ в состав времени выполнения спасателями работ в повседневной деятельности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, графиками дежурств и т.д. учитывается время, затраченное на дежурства, учебные сборы, тренировки, профилактические мероприятия, медицинское обследования (плановые, предэкспедиционные, текущие, послеэкспедиционные), работы по обслуживанию техники и снаряжения.
Вместе с тем, в соответствии с п. 12 приказа МЧС России от 28.02.2020 г. №136 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников аварийно- спасательных и поисково-спасательных формирований Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, работа которых непосредственно связана с проведением аварийно-спасательных работ» (начало действия документа 14.04.2020 г.) к рабочему времени в повседневной деятельности относится время, в течение которого спасатель в соответствии с распорядком дня выполняет свои трудовые обязанности в подразделении и при проведении аварийно-спасательных работ, в том числе время, затраченное на несение дежурства, профессиональную подготовку, учебные сборы, учения, тренировки, прием пищи, профилактические мероприятия, медицинские обследования (предварительные, периодические), время технического обслуживания и ремонта техники, аварийно-спасательного инструмента, оборудования и других видов работ, а также время, свободное от выполнения основных обязанностей (отдых).
Таким образом, в ФГКУ «СРПСО МЧС России» действовал коллективный договор, ухудшающий положение работников по сравнению с действующим законодательством, содержащем нормы трудового права, за счет не включения времени приема пищи спасателями в рабочее время.
При таких обстоятельствах вывод государственного инспектора труда о наличии в деянии ФГКУ «СРПСО МЧС России» признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, сделан законно и обоснованно.
Событие административного правонарушения и вина ФГКУ «СРПСО МЧС России» в его совершении подтверждена совокупностью собранных по делу доказательств, приведенных в постановлении.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия таких мер ФГКУ «СРПСО МЧС России» не представило.
При этом доводы жалобы не опровергают наличие в деянии юридического лица состава административного правонарушения, поскольку ФГКУ «СРПСО МЧС России», как работодатель, был обязан привести коллективный договор в соответствие с действующим законодательством, улучшающим положение его работников.
Наличие ограничительных мер, связанных с противодействием распространению коронавирусной инфекции, с учетом длительного периода времени, прошедшего с момента начала действия приказа МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ № (ДД.ММ.ГГГГ) до внесения соответствующих изменений в коллективный договор (ДД.ММ.ГГГГ), не может считаться обстоятельством, объективно препятствующим ФГКУ «СРПСО МЧС России» выполнению установленных законом обязанностей.
Назначенное постановлением административное наказание в пределах санкции ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ и соразмерно допущенному нарушению.
Признаков малозначительности совершенного административного правонарушения не установлено.
Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░ 1 ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №-░/422/7 ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 5.27 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░