Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-69/2020 от 28.05.2020

Дело № 12-69/2020

№***

Р Е Ш Е Н И Е

27 июля 2020 года Можга УР

Судья Можгинского районного суда Удмуртской Республики Хисамутдинова Е.В.,

при секретаре Груздевой С.В.,

с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - Солдатова В.В., действующего на основании доверенности №***-№*** от 04.10.2018 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства на постановление по делу об административном правонарушении,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением №***-№*** от 06.05.2020 г., вынесенным старшим государственным инспектором в области охраны окружающей среды Удмуртской Республики Сутыгиным Ф.Н., Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства (далее по тексту – МУП ЖКХ) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 152 000 рублей.

МУП ЖКХ с указанным постановлением не согласилось и обратилось в суд с жалобой, которой просит отменить постановление должностного лица, ссылаясь на его незаконность. Жалоба мотивирована тем, что для обеспечения очистки сточных вод необходим комплекс мероприятий по удалению загрязнений, содержащихся в бытовых и промышленных сточных водах. Очистка осуществляется в канализационно-очистных сооружениях (очистные сооружения). Других технических способов, кроме очистных сооружений, по снижению содержания загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах нет. В настоящее время МУП ЖКХ ведет строительство второй очереди очистных сооружений с полной биологической очисткой сточных вод, до 2024 года разработан План водоохранных мероприятий, в 2020 году из федерального бюджета на строительство очистных сооружений выделено 214385,3 тыс. руб., в 2021 году для завершения строительства запланировано еще 262982 тыс. руб. В связи с чем МУП ЖКХ принимает все возможные меры для обеспечения полной очистки сточных вод и завершению строительства очистных сооружений, соблюдению требований к охране водных объектов. Кроме того, в целях организации наблюдений за состоянием и загрязнением водного объекта в районе водопользования Удмуртским ЦГМС – филиал ФГБУ «Верхне-Волжское УГМС» для измерений качества сточных вод МУП ЖКХ определено два створа отбора проб – 500 метров выше выпуска сточных вод и 500 метров ниже выпуска сточных вод. Вместе с тем, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды пробы были отобраны в 100 метрах выше и ниже спуска сточных вод, то есть не в пределах установленного расстояния.

В судебном заседании защитник лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Солдатов В.В. поддержал доводы, изложенные в жалобе на постановление по делу об административном правонарушении.

Представитель административного органа – Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав защитника, исследовав материалы дела, материалы внеплановой выездной проверки в отношении МУП ЖКХ, судья приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

Часть 4 статьи 8.13 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 настоящего Кодекса.

В силу п. 6 ст. 56 ВК РФ - сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

Основанием для привлечения МУП ЖКХ к административной ответственности явились следующие обстоятельства.

МУП ЖКХ, находящееся по адресу: Удмуртская Республика, <***>, осуществляя сброс сточных вод в <***> с очистных сооружений, расположенных по адресу: Удмуртская Республика, <***>, с превышением допустимых нормативов воздействия на водный объект, нарушает требования, предусмотренные с. 4 ст. 35, ч. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации. Указанные обстоятельства были выявлены 08.04.2020 г. в ходе внеплановой выездной проверки в отношении МУП ЖКХ на основании приказа Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики № 222 от 03.03.2020 г.

На основании ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ч.2 ст.26.2 КоАП РФ обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Из протокола об административном правонарушении №*** от 22.04.2020 г. и постановления по делу следует, что негативное влияние деятельности МУП ЖКХ на качество поверхностных вод <***> установлено на основании отбора и экспертизы проб, которые проводились центральной экоаналитической лабораторией АУ «Управление Минприроды УР», из полученных результатов количественного химического анализа проб природной воды в <***> и сточных вод, сбрасываемых МУП ЖКХ в <***>, установлено превышение допустимых концентраций вредных веществ в сточной воде.

Согласно актам отбора проб от 16.03.2020 г. были взяты пробы воды в 100 выше по течению от места сброса, сбрасываемых вод и в 100 метрах ниже по течению от места сброса.

Вместе с тем, в материалах внеплановой выездной проверки МУП ЖКХ отсутствует заключение эксперта, тогда как для исследования проб воды и оценки влияния сброса сточных вод на водный объект необходимы специальные познания, которыми должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, не обладает, поэтому в соответствии с требованиями статьи 26.4 КоАП РФ административному органу следовало назначить экспертизу в рамках производства по делу об административном правонарушении.

В протоколе об административном правонарушении и обжалуемом постановлении изложены следующие выводы. Из полученных результатов КХА установлено превышение содержания вредных веществ в сточной воде по следующим показателям: взвешенные вещества, аммоний-ион, нефтепродукты, нитрит-ион (в первой пробе), сульфат-ион (во второй пробе), фосфаты, АПАВ, БПКполн, ХПК, железо общее. Предприятие, осуществив сброс сточных вод в <***> с превышением установленных нормативов допустимого воздействия, нанесло вред указанному водному объекту.

Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства влияния сброса сточных вод на водный объект <***>, не установлено, имеется ли загрязнение данного водного объекта от выпуска сточных вод. Из представленных материалов не следует, что загрязнение вод <***> происходит вследствие сброса сточных вод в результате деятельности МУП ЖКХ, так отсутствуют доказательства, позволяющие установить, что воды, сбрасываемые МУП ЖКХ, ухудшают качество воды в <***>, и превышение допустимого уровня загрязняющих веществ имеет место по отношению к качеству воды до места водосброса.

Таким образом, материалы дела не содержат не вызывающих сомнение доказательств, что МУП ЖКХ нарушает требования к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.

Как разъяснил Верховный Суд РФ в п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» - при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

В связи с указанным, вынесенное должностным лицом постановление о привлечении МУП ЖКХ к административной ответственности по ч.4 статье 8.13 КоАП РФ основано на доказательствах, не свидетельствующих о виновных действиях МУП ЖКХ, поскольку не доказано, что загрязнение вод реки Сюга вызвано сбросом сточных вод, образуемых в результате деятельности МУП ЖКХ.

При таких обстоятельствах, вынесенные по делу постановление не может быть признано законным и обоснованным, оно подлежат отмене на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено состоявшееся постановление.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Удмуртской Республики от 06.05.2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 8.13 КоАП РФ в отношении Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства - отменить, производство по данному делу прекратить, жалобу Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства удовлетворить.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Можгинский районный суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Е.В. Хисамутдинова

12-69/2020

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с прекращением производства
Ответчики
МУП ЖКХ
Суд
Можгинский районный суд Удмуртской Республики
Судья
Хисамутдинова Елена Владимировна
Статьи

КоАП: ст. 8.13 ч.4

Дело на странице суда
mozhginskiygor--udm.sudrf.ru
29.05.2020Материалы переданы в производство судье
29.05.2020Истребованы материалы
10.06.2020Поступили истребованные материалы
25.06.2020Судебное заседание
25.06.2020Поступили истребованные материалы
16.07.2020Судебное заседание
27.07.2020Судебное заседание
28.07.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
28.07.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.08.2020Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее