дело № 2-379/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2018 года г. Изобильный
Изобильненский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Сивцева С.А.,
при секретаре судебного заседания Тимонове С.А.,
с участием помощника прокурора Изобильненского района Ставропольского края Куликовой А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Изобильненского районного суда гражданское дело по заявлению заместителя прокурора Изобильненского района Панасенко С.Н. в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно- коммуникационной сети Интернет на сайтеhttp://biznesprost.com/interesno/obnalichivanie-deneg.html, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
В суд обратился заявитель - заместитель прокурора Изобильненского района Ставропольского края Панасенко С.Н. с заявлением о признании информации, размещенной на интернет-сайте http://biznesprost.com/interesno/obnalichivanie-deneg.html о способах и схемах уклонения от уплаты налогов информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено; направлении решения в Роскомнадзор Российской Федерации (109074, г. Москва, Китайгородский пр., д. 7, стр. 2) для включения сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района в ходе проведения проверки исполнения федерального законодательства осуществлен мониторинг сети Интернет, в ходе которого выявлен факт размещения в данной информационно-коммуникационной сети для свободного доступа неограниченного круга лиц на интернет-сайте с адресом: http://biznesprost.com/interesno/obnalichivanie-deneg.html информации распространение, которой в Российской Федерации запрещено.
Статьей 19 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии со статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. При этом за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 198 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, а ст. 199 УК РФ - за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации.
В ходе мониторинга прокуратурой района установлено, что на сайте в сети «Интернет» с URL-адресом http://biznesprost.com/interesno/obnalichivanie-deneg.html размещена информация, распространение которой в Российской Федерации запрещено, а именно: информация, о способах и схемах ухода от уплаты налогов, что подтверждается актом обследования от 30.01.2018 и скриншотами сайта.
Таким образом, уклонение от уплаты налогов, информация о способах и схемах которого, размещена на указанном сайте, запрещено действующим законодательством, и влечет уголовную ответственность.
Вход на данный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием указанной страницы, скопировать информацию в электронном варианте и распечатать может любой Интернет -пользователь.
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, раскрывающей способы и схемы уклонения от уплаты налогов, через сеть Интернет, фактически способствует совершению административных правонарушений и преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
Указанные обстоятельства являются основанием в соответствии со ст. 45 ГПК РФ для обращения прокурора в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.Просил удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании помощник прокурора Изобильненского района Ставропольского края Куликова А.К. на заявленных требованиях настаивала и просила их удовлетворить в полном объёме в соответствии с доводами, изложенным в заявлении.
Представители заинтересованных лиц Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор России) и Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникацийпо Северо-Кавказскому федеральному округу по доверенности Управлении Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
От представителя заинтересованного лицаУправления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо - Кавказскому Федеральному округу по доверенности Дядюра М.И. поступило заключение, в котором отражена просьба о рассмотрении дела в отсутствие представителя Управления (Роскомнадзор России по Северо - Кавказскому Федеральному округу).Также указал, что доступ к сайту установлен. В связи с тем, что технические работы по внесению решений суда в единый реестр, осуществляется Управлением Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу, просил решение суда с отметкой о вступлении в законную силу направить по адресу: 355040, г.Ставрополь, ул.Тухачевского, дом №8.
Выслушав помощника прокурора Изобильненского района Ставропольского края Куликову А.К., обсудив изложенные доводы, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению последующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (далее - Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ), в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В силу ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ информация - сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления; информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (часть 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).
Статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Согласно части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ основанием для включения в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространениекоторой в Российской Федерации запрещено.
В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому свободу мысли и слова, вместе с тем, запрещает злоупотребление свободой слова, если оно нарушает права других граждан.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Каждое лицо в соответствии со статьей 3 Налогового кодекса Российской Федерации должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ), законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Статьей 3 НК РФ установлено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги, сборы, страховые взносы.
При этом статьей 198 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица - плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.
Статьей 199 УК РФ установлена ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией - плательщиком страховых взносов, путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.
Статьей 15.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета.
Статьей 15.11 КоАП РФ ответственность за грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается:
-занижение сумм налогов и сборов не менее чем на 10 процентов вследствие искажения данных бухгалтерского учета;
-искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10 процентов;
-регистрация не имевшего места факта хозяйственной жизни либо мнимого или притворного объекта бухгалтерского учета в регистрах бухгалтерского учета;
ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;
составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;
отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (в случае, если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.
Таким образом, налоговым законодательством установлена обязанность организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц по уплате налогов, а также установлена уголовная и административная ответственность за нарушение налогового законодательства.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Изобильненского района Ставропольского края в ходе проверки исполнения федерального законодательства осуществлен мониторинг сети Интернет, в ходе которого выявлен факт размещения в данной информационно-коммуникационной сети для свободного доступа неограниченного круга лиц на интернет-сайте с адресом:http://biznesprost.com/interesno/obnalichivanie-deneg.html информации распространение, которой в Российской Федерации запрещено.
При этом из материалов дела следует, что вход на сайты свободный, регистрации пользователей для доступа к использованию ресурсов сайта не требуется.
Так на интернет-сайте с адресом: http://biznesprost.com/interesno/obnalichivanie-deneg.html говорится о том, как заниматься нелегальным бизнесом с целью ухода от налогообложения и о различных способах и схемах ухода от налогов.
Информация на вышеуказанном сайте содержит подробное описание различных схем и методов ухода от налогов и может быть принята неограниченным кругом лиц как руководство к незаконным действиям.
Указанное выше подтверждается актом осмотра сайта сети «Интернет» от30.01.2018г., актом проверки, скриншотами сайта.
Суд считает, что информация о способах и схемах ухода от налогов является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Также из материалов дела следует, что на момент проверки указанные Интернет ресурсы в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» отсутствует, доступ к вышеуказанному сетевому адресу установлен, что подтверждается заключением представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо - Кавказскому Федеральному округу по доверенности Дядюра М.И..
Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации о способах и схемах ухода от налогов, фактически способствует совершению правонарушений, тем самым нарушаются права неопределенного круга лиц.
Свободный доступ к данной информации на сайте побуждает неопределенный круг лиц к совершению действий, за которые ст.ст. 198, 199 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность, ст.ст. 15.5, 15.11 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность.
Следовательно, признание указанной информации, запрещенной к распространению в Российской Федерации, необходимо для последующего ограничения доступа к этим сайтам в установленном действующим законодательством порядке.
Индивидуализировать лиц, имеющих свободный доступ к перечисленным сайтам, не предоставляется возможным.
Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет»‚ содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
В реестр согласно п. 2 ч. 2 ст. 15.1 указанного Федерального закона включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
При этом в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006г. № 149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно п. 3 названной статьи, создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012г. № 1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Согласно пунктам 2, 3 названных Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, способом защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу нарушения права.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
Таким образом, как было установлено судом, доступ к сайту, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт, поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства.
Таким образом, суд находит требования заместителя прокурора законными, обоснованными и полагает возможным и необходимым удовлетворить данные требования.
Внесение в Единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с п. 9 постановления Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 г. №1101 в течении суток со дня получения, вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 193 - 199, 211 и 212 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные заместителем прокурора Изобильненского района Ставропольского края Панасенко С.Н. в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц требования о признании информации, содержащейся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайтеhttp://biznesprost.com/interesno/obnalichivanie-deneg.html запрещённой к распространению на территории Российской Федерации - удовлетворить.
Признать информацию о способах и схемах уклонения от уплаты налогов, содержащуюся в информационно-коммуникационной сети Интернет на сайте http://biznesprost.com/interesno/obnalichivanie-deneg.html, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.
По вступлении решения суда в законную силу направить его копию в Роскомнадзор Российской Федерации (109074, г. Москва, Китайгородскийпр., д. 7, стр. 2) и для включения сайта в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
В связи с тем, что технические работы по внесению решений суда в единый реестр, осуществляется Управлением Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу, направить копию решения суда с отметкой о вступлении в законную силу по адресу: ин. 355040, г.Ставрополь, ул.Тухачевского дом №8.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Изобильненский районный суд в течение месяца со дня его вынесения.
председательствующий судья Сивцев С.А.