РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
24 октября 2017 г. <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе судьи Болочагина В.Ю., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства дело №а-4194/17 по иску Снеговского С. Ю. и Снеговской Н. В. об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара,
установил:
Снеговский С.Ю. и Снеговская Н.В. обратились в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением об оспаривании решения Департамента управления имуществом г.о. Самара. В обоснование заявления указывают, что им принадлежит на праве общей совместной собственности жилое помещение (части жилого дома) по адресу: <адрес>, кадастровый №. ДД.ММ.ГГГГ они обратились Администрацию г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность по договору купли-продажи земельного участка, занимаемого частью жилого дома, площадью 116,00 м2 в соответствии с каталогом координат, указанных в схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, изготовленной ООО «БТИ - Гарант». ДД.ММ.ГГГГ Департамент управления имуществом г.о. Самара в письме № указал, что для рассмотрения вопроса о предварительном согласовании предоставления земельного участка и его образования в соответствии с представленной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории необходимо предоставить документы, подтверждающие выдел изолированной части жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ ими было подано заявление о возобновлении рассмотрения заявления с приложением заключения кадастрового инженера Р. о том, что объект является изолированной частью жилого дома – жилым домом блокированной застройки. ДД.ММ.ГГГГ им поступил ответ, из которого усматривается, что Департаменту не представляется возможным рассмотреть вопрос о предварительном согласовании предоставления земельного участка в связи с тем, что земельный участок находится в зоне застройки среднеэтажными жилыми домами (Ж-3). Использование земельного участка для размещения индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше 3 надземных этажей) согласно градостроительному регламенту вышеуказанной зоны является условно-разрешенным видом использования, в связи с чем требует специального согласования. Использование земельного участка и расположенного на нем части жилого дома осуществлялось задолго до установления градостроительных регламентов, соответственно, может продолжаться в прежнем объеме. На момент подачи заявления о предварительном согласовании предоставления в собственность по договору купли-продажи земельного участка, занимаемого частью жилого дома с участком, градостроительный регламент зоны Ж-3 соответствовал тому виду разрешенного использования, о котором они просили заявители – для индивидуального жилищного строительства (части жилого дома). Просит признать не соответствующим закону решение Департамента управления имуществом г.о. Самара, выраженное в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе в рассмотрении заявления о предварительном согласовании предоставлении земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, по адресу: <адрес>, обязать Департамент управления имуществом г. о. Самара рассмотреть их заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка и принять по нему решение в течение месяца после вступления решения суда в законную силу.
Изучив материалы дела, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в Департамент управления имуществом г.о. Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления в общую долевую собственность земельного участка по адресу: <адрес>, без проведения торгов.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Департамент управления имуществом г.о. Самара отказал истцам в рассмотрении вопроса о предварительном согласовании предоставления земельного участка (л.д. 20-21).
Отказ в рассмотрении заявления очевидным образом затрагивает законные интересы заявителей, в связи с чем может быть оспорен ими в порядке, установленном гл.22 КАС РФ.
В соответствии с п.1 ст.39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В соответствии со ст.39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов РФ, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов РФ не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов РФ, а также если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
В соответствии с постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «О разграничении полномочий в сфере градостроительной деятельности и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара», руководитель Департамента управления имуществом г.о. Самара наделен полномочиями по возвращению в течение срока, установленного ЗК РФ, гражданам и юридическим лицам заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка без проведения торгов в случаях, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ, принятию решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждению схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или принятию решений об отказе в ее утверждении и направлению принятого решения заявителю в случаях, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ, за исключением земельных участков, занимаемых многоквартирными домами.
Следовательно, ответчик был компетентен рассмотреть заявление истцов о предварительном согласовании предоставления земельного участка под жилым домом, а также решить вопрос о его возвращении заявителям при наличии предусмотренных законом оснований.
Согласно п.1, 2 ст.39.15 ЗК РФ, в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
- фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина), наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
- кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано, в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
- реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;
- кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости;
- основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных п.2 ст.39.3, ст.39.5, п.2 ст.39.6 или п.2 ст.39.10 ЗК РФ оснований;
- вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;
- цель использования земельного участка;
- реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
- реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;
- почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.
К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;
4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.
В соответствии с п.3 ст.39.15 ЗК РФ, в течение 10 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует изложенным выше требованиям, подано в иной уполномоченный орган или к нему не приложены указанные выше документы. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В соответствии с п.6 ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если на дату поступления в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено приложенной к этому заявлению схемой расположения земельного участка, на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
Срок рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении направленной или представленной ранее схемы расположения земельного участка или до принятия решения об отказе в утверждении указанной схемы.
В соответствии с п.7 ст.39.15 ЗК РФ, в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в п.8 ст.39.20 ЗК РФ, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.
Таким образом, по поступившему заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов ответчик был вправе принять одно из следующих 4 решений:
- о возвращении заявления заявителю по формальным основаниям;
- о приостановлении срока рассмотрения заявления до принятия решения по ранее поданному другим лицом заявлению;
- о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
- об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Возможность принятия решения об отказе в рассмотрении заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка законом не предусмотрена.
Следовательно, оспариваемое решение ответчика является заведомо незаконным. Ответчик не вправе уклониться от принятия решения по существу заявления истцов.
Согласно п.8 ст.226 КАС РФ, при проверке законности решения, действия (бездействия) органа, наделенного властными полномочиями, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
Разрешая требование о признании незаконным решения органа местного самоуправления, суд обязывает устранить допущенное нарушение прав заявителя.
В соответствии с пп.1 п.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать не соответствующим закону и нарушающим законные интересы Снеговского С. Ю. и Снеговской Н. В. решение Департамента управления имуществом г.о. Самара, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ №, об отказе в рассмотрении заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: <адрес>, без проведения торгов.
Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара в течение месяца после вступления судебного решения в законную силу устранить в полном объёме допущенное нарушение законных интересов заявителей, приняв решение по существу по их заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: <адрес>, без проведения торгов, а также сообщить об исполнении решения в тот же срок в Ленинский районный суд <адрес>.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение 15 дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья
Секретарь