Дело 2-1094/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 августа 2015 года г. Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Якимовой Л.В., при секретаре Борейко А.А.,
с участием представителя ответчика ФГКУ "ДВТУИО" Минобороны России - Ли В.А., по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на ДД.ММ.ГГГГ
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, Министерству обороны Российской Федерации, ОАО «РЭУ», ОАО "Славянка" о возложении обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (горячего водоснабжения),
У С Т А Н О В И Л:
Военный прокурор 33 военной прокуратуры гарнизона обратился в интересах неопределенного круга лиц в суд с требованиями к ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" ОАО "РЭУ" о возложении обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (горячего водоснабжения), в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации в многоквартирном жилом доме военного городка № (инв. № №) по адресу: <адрес>, №, введении данного прибора в эксплуатацию. В обоснование иска указал, что 33 военной прокуратурой гарнизона с привлечением специалиста-эксперта <данные изъяты> отдела государственной жилищной инспекции проведена проверка исполнения требований жилищного законодательства при эксплуатации коммунально-жилищного фонда Минобороны России. Проверкой установлено, что в указанном многоквартирном жилом доме военного городка отсутствует общедомовой прибор учета горячего водоснабжения. Специализированный жилищный фонд Минобороны России в <адрес> передан ФГКУ «ДТУИО» МО РФ. Из вышеизложенного следует, что собственником специализированного жилого фонда <адрес> в настоящее время является МО РФ в лице ФГКУ «ДТУИО» МО РФ. Руководствуясь ч.3 ст.35 ФЗ "О прокуратуре РФ", ч.1 ст.45 ГПК РФ, ссылаясь на ФЗ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», прокурор просит обязать филиал «Хабаровский» ОАО «РЭУ» и ФГКУ «ДТУИО» МО РФ установить коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения), в указанном многоквартирном жилом доме, а также ввести указанный прибор в эксплуатацию.
Определениями Кировского районного суда г. Хабаровска в качестве ответчиков привлечены Министерство обороны Российской Федерации, ОАО «Славянка».
Истец военный прокурор 33 военной прокуратуры гарнизона в судебное заседание не явился, о дате и времени слушания дела извещен, представил ходатайство, где просил рассмотреть дело в его отсутствие, на заявленных исковых требованиях настаивает, поддерживает в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России с требованиями истца не согласился с учетом доводов, изложенных в отзыве на иск, и в ходатайстве о прекращении производства по делу, где указал, что исходя из положений ст. 45ГПК РФ, у военного прокурора отсутствует право на обращение в суд с данным иском, поскольку круг заинтересованных лиц определён количеством нанимателей, а защита предполагаемых интересов, которые могут возникнуть в будущем, действующем законодательством не предусмотрена. Просит прекратить производство по делу. По существу требований указал, что правовые нормы закрепляют обязанность организаций, осуществляющих снабжение водой, совершить действия по оснащению соответствующими приборами учета используемых энергоресурсов тех объектов, к которым он имеют непосредственное присоединение, и в которых собственниками жилых домов, а также помещений в многоквартирных домах не выполнена данная обязанность. Вместе с тем, в силу п.11 ст.2 Закона № 261-ФЗ лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом. Между Министерством обороны Российской Федерации (заказчик) и ОАО «Славянка» (управляющая компания) заключен договор управления специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации. Содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, и обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание поверка приборов учета и т.д.). ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ действует на основании Устава, в котором отсутствует обязанность по оснащению приборами учета. Дополнительно представил ответ <данные изъяты> Минобороны России на обращение Учреждения о том, что вопросы оснащения материально-технической базы Минобороны России приборами учета энергоресурсов относятся к компетенции Департамента эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Минобороны России, которое является структурным подразделением Минобороны России, статуса юридического лица не имеет. Таким образом, считает заявленные требования к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
В судебное заседание представитель ответчика ОАО «РЭУ» не явился, о его времени и месте извещен, от представителя поступил отзыв на иск, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие и отказать в удовлетворении иска, указав, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство обороны России.
В судебное заседание представитель ответчика ОАО «Славянка» не явился, о времени и месте судебного заседания ответчик извещен, ранее поступил отзыв представителя, в указано, что законом определена обязанность собственника по оборудованию многоквартирного дома приборами учета, таковым является Министерство обороны России. Просит в иске к ОАО «Славянка» отказать.
В судебное заседание ответчик Министерство обороны России своего представителя не направил, о дате и времени слушания дела извещен, сообщений в суд не поступало.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса суд считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав пояснения лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, суд установил следующее.
Распоряжением ФИО1 имущественных отношений России от ДД.ММ.ГГГГ. за <данные изъяты> Минобороны России закреплено находящееся у нее на учете имущество согласно приложению к настоящему распоряжению
Согласно передаточному акту от 01.04.2011г. объекты федерального недвижимого имущества, ранее находившиеся на балансе ФГУ "Пограничная КЭЧ района" Минобороны России (в том числе, жилой фонд военных городков и в частности военный городок № 71) переданы ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ (ФГКУ "ДТУИО" МО РФ).
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством обороны России и ОАО «Славянка» заключен договор управления специализированным жилищным фондом военных городков Минобороны России.
Минобороны России и ОАО «РЭУ» ДД.ММ.ГГГГг. заключен государственный контракт по поставке тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных организаций.
Из Акта осмотра территории, зданий, сооружений, помещений от 05.12.2014г. составленного помощником военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона ФИО3, с участием: <данные изъяты> усматривается, что общедомовой прибор учета тепловой энергии многоквартирного дома ДОС № отсутствует.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации или прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц.
При этом под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела (Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2004 года).
В соответствии со ст.210 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно подп.71 п.7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 16.08.2004 г. № 1082 на Министерство обороны РФ возложены правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации.
Постановлением Правительства России от 29.12.2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» Минобороны России наделено полномочиями по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил России на праве хозяйственного ведения и оперативного управления.
В соответствии с пунктом 4 статьи 214, пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение, в том числе на праве оперативного управления.
Согласно ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий.
Согласно ч.2 ст.162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны, в том числе собственников помещений в многоквартирном доме, в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с подпунктами "и", "к" п.11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Статьей 13 Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (части 1 и 2).
Статьей 13 Закона об энергосбережения в срок до 01.07.2012 собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу этого закона, обязаны были обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (части 5-6.1).
С 01.07.2010 организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон (Порядок заключения и существенные условия договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов утвержден приказом Министерства энергетики РФ от 7 апреля 2010 г. N 149). До 1 июля 2010 года указанные организации обязаны предоставить собственникам жилых домов, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов (части 9, 10 статьи 13 Закона об энергосбережении).
Частью 12 статьи 13 Закона об энергосбережении предусмотрено, что до 1 января 2012 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) и до 1 января 2016 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета.
Пунктом 38.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 предусмотрено, что в случае если собственники помещений в многоквартирном доме до 1 января 2013 г. не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" был установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества. Счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Федерального закона "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
Суд учитывает, что состав лиц, проживающих в жилых помещениях специализированного жилищного фонда и обязанных оплачивать коммунальные услуги может постоянно изменяться, при этом законодателем установлена необходимость обязательного учета потребляемых энергетических ресурсов и приходит к выводу, что иск прокурора затрагивает интересы неопределенного круга лиц, направлен на защиту интересов Российской Федерации, в связи с чем доводы о наличии оснований для прекращения производства по делу ввиду отсутствия у прокурора права на обращение в суд с данными исковыми требованиями, не обоснованы.
Вышеприведёнными правовыми нормами обязанность по установке приборов учета возложена как на собственника (собственников) многоквартирного жилого дома, управляющую организацию, так и на ресурсоснабжающую организацию за счет собственника. Порядок проведения мероприятий по оснащению приборами учета урегулирован вышеприведёнными правовыми нормами.
Собственником многоквартирного дома является Министерство обороны, при этом имущество закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений", в связи, с чем заявленные требования к данным ответчикам подлежат удовлетворению. Департамент эксплуатационного содержания и обеспечения коммунальными услугами воинских частей и организаций Минобороны России, к компетенции которого относятся вопросы оснащения материально-технической базы Минобороны России приборами учета энергоресурсов, является структурным подразделением Минобороны России.
Кроме того, в совокупности вышеприведенного законодательства, мероприятия по энергосбережению, обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, которые обязана осуществлять управляющая организация.
При этом ОАО «РЭУ» в рассматриваемом случае является ресурсоснабжающей организацией, на которую законом также возложена обязанность по оснащению многоквартирного дома прибором учета используемого коммунального ресурса, в случае если собственники помещений не обеспечили такое оснащение.
С учетом изложенного, суд полагает заявленные прокурором требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению ко всем ответчикам, которые обязаны исполнить возложенные на них законом обязанности в установленном порядке. Срок для исполнения решения, суд считает необходимым установить в шесть месяцев со дня вступления его в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Военного прокурора 33 военной прокуратуры гарнизона в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, Министерству обороны Российской Федерации, ОАО «РЭУ», ОАО "Славянка" о возложении обязанности по установке коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) - удовлетворить.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, ОАО "Славянка", ОАО «РЭУ» установить коллективный (общедомовой) прибор учета тепловой энергии (горячего водоснабжения) в специализированном жилищном фонде Министерства обороны Российской Федерации в многоквартирном жилом доме военного городка № (инв. № №) по адресу: <адрес>, <адрес>, и ввести данный прибор в эксплуатацию, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда законную силу.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд города Хабаровска в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 07 августа 2015 года.
Судья (подпись)
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна: судья Якимова Л.В.