Дело № 2-389
Поступило в суд «10» 04.2014 г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«10» июня 2014 г. р.п. Мошково Новосибирская область
Мошковский районный суд Новосибирской области в составе:
Председательствующего судьи Мухиной М.В.,
при секретаре Кирьяновой И.В.,
с участием:
старшего помощника прокурора Мошковского района
Новосибирской области Вагиной М.Н.,
Ответчика Мальцева П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Мошковского района Новосибирской области к администрации Мошковского района Новосибирской области, Мальцеву <данные изъяты> об обязании администрации Мошковского района расторгнуть трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ № и уволить Мальцева П.А. с должности начальника управления строительства, коммунального и дорожного хозяйства администрации Мошковского района с соблюдением гарантий, предусмотренных ст.84 ТК РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Мошковского района Новосибирской области обратился в Мошковский районный суд с вышеуказанным заявлением, в обоснование доводов которого указал, что прокуратурой района в администрации Мошковского района проведена проверка исполнения требований закона о муниципальной службе. В ходе проверки установлено, что распоряжением администрации Мошковского района от ДД.ММ.ГГГГ № Мальцев П.А. назначен на должность муниципальной службы начальника управления строительства, коммунального и дорожного хозяйства администрации Мошковского района. На основании распоряжения администрацией Мошковского района ДД.ММ.ГГГГ с Мальцевым П.А. заключен трудовой договор № 12.
Согласно п.1.3 вышеуказанного трудового договора замещаемая Мальцевым П.А. должность отнесена к главной группе должностей.
В соответствии с копией диплома, находящейся в материалах личного дела, Мальцев П.А. в <данные изъяты> году окончил Новосибирский педагогический институт, получив специальность учитель общетехнических дисциплин и труда. Иное специальное образование у Мальцева П.А. отсутствует.
Согласно ст.42 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются в том числе, к профессиональным знаниям, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
В соответствии с ч.2 ст.9 Федерального закона №25-ФЗ квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
Согласно ст.3 Закона Новосибирской области от 30.10.2007 № 157–ОЗ «О муниципальной службе в Новосибирской области» в число типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
В соответствии с частями 2, 3 вышеуказанной статьи в число квалификационных требований для замещения муниципальной службы высшей, главной и ведущей групп входит наличие высшего профессионального образования.
Квалификационными требованиями к профессиональным знаниям, необходимым для замещения должности муниципальной службы, является в том числе специальные профессиональные знания, необходимые для исполнения должностных обязанностей, которые подтверждаются документом государственного образца о высшем или среднем профессиональном образовании.
Согласно должностной инструкции начальника управления строительства, коммунального и дорожного хозяйства, в должностные обязанности последнего входят решение вопросов дорожного строительства, строительного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и жилищной политики, газоснабжения, водоснабжения, капитального ремонта и реконструкции объектов социальной сферы, формирование плана капитального строительства Мошковского района, формирование плана подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к отопительному периоду. Организация работы управления в сфере архитектурной и градостроительной деятельности, контроль за строительством и использованием земли, инженерного обеспечения населенных пунктов района.
Системное толкование содержания нормативных правовых актов федерального законодательства и субъекта Российской Федерации, в совокупности с перечнем должностных обязанностей Мальцева П.А., как начальника управления строительства, коммунального и дорожного хозяйства администрации Мошковского района, позволяет прийти к выводу о необходимости наличия специальных знаний, подтвержденных документами о высшем профессиональном образовании.
Учитывая, что у Мальцева П.А. отсутствует специальное профессиональное образование в вышеперечисленной области, то последний не соответствует занимаемой должности по квалификационным требованиям к профессиональным знаниям.
Отсутствие достаточных профессиональных знаний у Мальцева П.А. в указанной области подтверждается актом проверки готовности к отопительному периоду 2013-2014 № от ДД.ММ.ГГГГ выданным Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Сибирского управления Ростехнадзора. В соответствии с указанным актом Мошковский муниципальный район не подготовлен к отопительному периоду. Вместе с тем, в сентябре <данные изъяты> года Мальцевым П.А. подготовлены акты о проверке котельных в соответствии с которыми, все котельные подготовлены к отопительному сезону. Указанные обстоятельства свидетельствуют о недостаточности знаний Мальцева П.А. в указанной сфере.
Пунктом 3 ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что трудовой договор прекращается в случае отсутствия соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
В силу ч.1 ст.16 Федерального закона № 25-ФЗ на муниципальную службу не вправе поступать граждане, не соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с вышеуказанным законом для замещения должностей муниципальной службы. Несоблюдение данного принципа нарушает права муниципального образования, поскольку указанные требования направлены на обеспечение максимально полной реализации полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
В судебном заседании ст. помощник прокурора Вагина М.Н. поддержала заявленные требования в полном объеме, настаивала на их удовлетворении, пояснила, что отсутствие достаточных профессиональных знаний у Мальцева П.А. в указанной области подтверждается актом проверки готовности к отопительному периоду 2013-2014 № от ДД.ММ.ГГГГ выданным Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору Сибирского управления Ростехнадзора. В соответствии с указанным актом Мошковский муниципальный район не подготовлен к отопительному периоду на 2013-2014 г.г.. Вместе с тем, в сентябре <данные изъяты> года Мальцевым П.А. подготовлены акты о проверке котельных в соответствии с которыми, все котельные подготовлены к отопительному сезону. Указанные обстоятельства свидетельствуют о недостаточности знаний Мальцева П.А. в указанной сфере. У Мальцева высшее профессиональное образование, но не техническое. В квалификационных требованиях указано, что должно быть высшее профессиональное образование либо высшее образование, считающееся равноценным. Профессиональное образование Мальцева является педагогическим. В соответствие со ст. 9 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Человек, работающий в данной должности должен иметь высшее техническое образование.
Основанием для расторжения трудового договора с Мальцевым является Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», та как Мальцев не соответствует предъявляемым требованиям.
Профессия, указанная в дипломе об образовании Мальцева не соответствует занимаемой им должности.
Представитель ответчика администрации Мошковского района Новосибирской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом был извещен о времени и месте судебного заседания, в своем заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Ранее, в судебном заседании представитель ответчика Братчиков В.А. исковые требования прокурора не признал в полном объеме, пояснил, что Мальцев 3 года занимает данную должность, за это время нареканий к нему не было, к дисциплинарной ответственности за неисполнение должностных обязанностей не привлекался. Мальцев принят на занимаемую должность в соответствие с законодательством. Также к должностным инструкциям никогда претензий не было. Должностная инструкция данной должности разрабатывается руководителем подразделения для определенной должности. Должностную инструкцию утверждает глава района, согласовывается руководителем подразделения и юристом. С <данные изъяты> года в данную должностную инструкцию изменения не вносились. В должностной инструкции указаны квалификационные требования высшее профессиональное образование, которое не конкретизировано, в связи с тем, что в законе Новосибирской области нет требования о конкретизации к образованию должностей муниципальной службы. Должность начальника управления строительства относится к главной группе должностей муниципальной службы.
Ответчик Мальцев П.А. в судебном заседании исковые требования прокурора не признал, пояснил, что в квалификационных требованиях к образованию в должностной инструкции начальника управления строительства, коммунального и дорожного хозяйства администрации Мошковского района Новосибирской области указано высшее профессиональное образование, а у него имеется высшее профессиональное образование, так как он окончил педагогический институт. Кроме того, в настоящее время он получает второе высшее образование в Новосибирском государственном архитектурно-строительном университете по очно-заочной форме обучения по направлению «Промышленное и гражданское строительство». К дисциплинарной ответственности за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей он ни разу не привлекался. Кроме того, за время работы в указанной должности ему был присвоен очередной классный чин муниципальной службы.
Суд, выслушав мнение участников процесса, допросив свидетелей, изучив материалы дела и исследовав все доказательства в совокупности, пришел к выводу, что исковые требования прокурора Мошковского района Новосибирской области удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна представлять доказательства, на которых она основывает свои требования или возражения.
Как установлено в судебном заседании, прокурор основывает свои требования на том, что начальник управления строительства, коммунального и дорожного хозяйства администрации Мошковского района Новосибирской области Мальцев П.А., не обладая профессиональными знаниями и специальными навыками, необходимыми для исполнения должностных обязанностей, занимает должность, которая отнесена к главной группе должностей. Считает, что у Мальцева П.А. должно быть профессиональное образование в области архитектуры или строительства.
Распоряжением администрации Мошковского района от ДД.ММ.ГГГГ № Мальцев <данные изъяты> назначен на должность муниципальной службы начальника управления строительства, коммунального и дорожного хозяйства администрации Мошковского района. На основании распоряжения администрацией Мошковского района ДД.ММ.ГГГГ с Мальцевым П.А. заключен трудовой договор № (л.д.7, 8-11)
Согласно п.1.3 вышеуказанного трудового договора замещаемая Мальцевым П.А. должность отнесена к главной группе должностей.
Мальцев П.А. в <данные изъяты> году окончил Новосибирский педагогический институт, получив специальность учитель общетехнических дисциплин и труда, что подтверждается дипломом о высшем профессиональном образовании № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д.37-48)
Ответчик в качестве доказательства представил договор № на оказание платных образовательных услуг от ДД.ММ.ГГГГ с ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет Сибстрин)» о зачислении Мальцева А.П. для прохождения профессиональной переподготовки по направлению «Строительство» по программе «Промышленное и гражданское строительство» по очно-заочной форме. (л.д.39-41)
Допрошенная в судебном заседании Б. показала, что занимается кадровой работой в администрации Мошковского района, нормативный акт о конкретизации должностей муниципальной службы не принимался, пользуются законом Новосибирской области «О муниципальной службе в Новосибирской области» № 157 ОЗ от 30.10.2007г., ст. 3 данного закона определяет квалификационные требования к должностям муниципальной службы, а именно указаны категории должностей муниципальной службы и наличие образования к каждой должности. Должностные инструкции на должности муниципальной службы были разработаны в <данные изъяты> году, в частности должностная инструкция начальника управления строительства была разработана в <данные изъяты> году и утверждена главой района Лысенко А.С.. Высшее профессиональное образование, это любое высшее образование, которым владеет гражданин. Повышение квалификации по программе требует обучения в течение 72 часов. Такие программы разработаны на уровне областной администрации. В реестре должностей вносятся сведения, кто, когда проходил курсы повышения квалификации. По окончании курсов повышения квалификации выдается свидетельство о повышении квалификации. Как правило, обучение профильное, либо обучение общим вопросам. Мальцев в этом году прошел обучение по строительству 42 часа.
Допрошенный в качестве свидетеля глава Мошковского района Новосибирской области Е. пояснил, что Мальцев П.А. работает в данной должности около 3-х лет. В этом году Мальцев прошел курсы повышения квалификации по строительству. Периодически в планах его обучать по техническим курсам, которые предлагает Областная администрация. Сейчас заключен договор на обучение, с Мальцевым обсуждался вопрос о том, что если в случае отсутствия у администрации района возможности оплатить его обучение, он за обучение будет оплачивать лично. Бюджетных средств на обучение нет. Администрация обязана обучать, однако у них на это не хватает денежных средств, а также имеются бесплатные курсы, которые организует администрация области. У Мальцева П.А. настолько плотный график работы, что нет возможности его отпустить на курсы повышения квалификации. Примерно год назад были предложения по обучению Мальцева, которое он не прошел из-за плотного графика работы. К дисциплинарной ответственности Мальцев за ненадлежащее выполнение должностных обязанностей не привлекался. Считает Мальцева П.А. квалифицированным специалистом.
Частью 1 статьи 9 Федерального закона от 02.03.2007№ 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» для замещения должностей муниципальной службы квалификационные требования предъявляются в том числе, к профессиональным знаниям, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
В соответствии с ч.2 ст.9 Федерального закона № 25-ФЗ квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.
Согласно ст.3 Закона Новосибирской области от 30.10.2007 № 157–ОЗ «О муниципальной службе в Новосибирской области» в число типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.
В соответствии с частями 2, 3 вышеуказанной статьи в число квалификационных требований для замещения муниципальной службы высшей, главной и ведущей групп входит наличие высшего профессионального образования.
Пунктом 3 ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что трудовой договор прекращается в случае отсутствия соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
В соответствии с представленной истцом должностной инструкцией начальника управления строительства, коммунального и дорожного хозяйства администрации Мошковского района Новосибирской области (раздел VI квалификационные требования) к должности начальника управления предъявляются требования в части высшего профессионального образования, либо высшего образования, считающегося равноценным. Кроме того, дополнительное требование: повышение квалификации не менее одного раза в три года по программе не менее 72 часов или профессиональная переподготовка по специальности «государственное и муниципальное управление» по программе 500 часов. (л.д.13-18)
Мальцев П.В. представил свидетельство повышении квалификации № по программе «Государственные и муниципальные заказы», удостоверение № о краткосрочном повышении квалификации по программе дополнительного профессионального образования «гражданская оборона и защита населения от чрезвычайных ситуаций», удостоверение о повышении квалификации по программе «организация строительного производства в автодорожной отрасли». (л.д.49,50,51)
Таким образом, требования прокурора Мошковского района Новосибирской области не основаны на требованиях действующего законодательства, а следовательно не подлежат удовлетворению.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что исковые требования прокурора Мошковского района Новосибирской области об обязании администрации Мошковского района расторгнуть трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ № и уволить Мальцева А.П. с должности начальника управления строительства, коммунального и дорожного хозяйства администрации Мошковского района с соблюдением гарантий, предусмотренных ст.84 ТК РФ, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований прокурора Мошковского района Новосибирской области к администрации Мошковского района Новосибирской области, Мальцеву <данные изъяты> об обязании администрации Мошковского района расторгнуть трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ № и уволить Мальцева П.А. с должности начальника управления строительства, коммунального и дорожного хозяйства администрации Мошковского района с соблюдением гарантий, предусмотренных ст.84 ТК РФ, отказать
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Мошковский районный суд Новосибирской области.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: М.В.Мухина