15 апреля 2019 г. г. Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Шелудько В.В.,
судей Борс Х.З., Шулико О.Г.,
по докладу судьи Шелудько В.В.,
при секретаре Мотько Д.Ю.
слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе генерального директора ООО «Краснодарский Центр Кадастра, Оценки и Экспертизы» Нестеренко Д.М. на решение Краснодарского краевого суда от 25 октября 2017 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
представитель ООО «Детский оздоровительный комплекс «Сигнал» по доверенности Мирошниченко Н.И. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <...>, расположенного по адресу: <...>, в размере его рыночной стоимости, равной 261 700000 рублей.
Решением Краснодарского краевого суда от 25 октября 2017 года исковое заявление удовлетворено частично, кадастровая стоимость спорного земельного участка установлена в размере его рыночной стоимости, определенной заключением судебной экспертизы, равной 345697 000 рублей.
С ООО «Детский оздоровительный комплекс «Сигнал» в пользу ООО «Краснодарский центр Кадастра, Оценки и Экспертизы» взыскана стоимость проведения судебной экспертизы в размере 20 000 рублей.
В апелляционной жалобе генеральный директор ООО «Краснодарский Центр Кадастра, Оценки и Экспертизы» Нестеренко Д.М. просит изменить решение суда в части размера стоимости проведения судебной экспертизы, взысканной с административного истца, и взыскать с ООО «Детский оздоровительный комплекс «Сигнал» 45000 рублей.
Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: Краснодарский край, <...>, относится к категории земель населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования «под для детского оздоровительного комплекса», кадастровая стоимость составляет 424504 819 рублей 20 копеек.
Административный истец является арендатором земельного участка, предоставленного в аренду до 29 ноября 2020 года. Арендодателем выступает департамент имущественных отношений Краснодарского края.
Обосновывая свою правовую заинтересованность в пересмотре кадастровой стоимости земельного участка, административный истец ссылается на то, что арендная плата определяется на основании его кадастровой стоимости.
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» лицо, имеющее исключительное право выкупа или аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе оспорить его кадастровую стоимость, если выкупная цена или арендная плата такого участка исчисляется исходя из его кадастровой стоимости.
В силу положений статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно сведениям, предоставленным филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю, датой, по состоянию на которую установлена кадастровая стоимость рассматриваемого земельного участка, является 12 марта 2013 года.
На основании приведенной нормы права результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объекта недвижимости, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в суде по основаниям недостоверности сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости или установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, только в случае отклонения комиссией заявления о пересмотре кадастровой стоимости, поданного по соответствующему основанию, либо в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости не рассмотрено комиссией в установленный настоящей статьей срок.
Представитель ООО ДОК «Сигнал» обращался 20 июня 2017 года в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Краснодарскому краю с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости данного земельного участка.
В суд заявителем представлен отчет об оценке рыночной стоимости рассматриваемого земельного участка, выполненный оценщиком ООО «АЦОК». Оценщиком рыночная стоимость земельного участка установлена по состоянию на 1 января 2016 года в размере 261 700 000 рублей.
Судом первой инстанции по делу назначена судебная оценочная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на 1 января 2016 года составляла 345 697 000 рублей.
В ходе апелляционного рассмотрения административного дела в 2018 г. по апелляционной жалобе административного истца, судебная коллегия усомнилась в обоснованности и достоверности выводов, сделанных судебным экспертом, и признала заключение судебной экспертизы неполным.
Определением судебной коллегии по делу была назначена повторная судебная экспертиза для определения рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2016 года.
Согласно заключению повторной судебной оценочной экспертизы, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером <...> по состоянию на дату определения его кадастровой стоимости составляла 236957459 рублей.
В ходе первоначального апелляционного рассмотрения данного дела, судебная коллегия пришла к выводу о том, что определённая экспертом при повторном исследовании рыночная стоимость земельного участка является достоверной.
Согласно положениям ст. 24.20 Федерального закона от 29.07.1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Представитель административного истца обращался с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Краснодарскому краю 20 июня 2017 г.
На основании изложенного, апелляционным определением от 12 февраля 2018 г. судебная коллегия изменила решение Краснодарского краевого суда от 25 октября 2017 г.
Одновременно с принятием решения по административному иску, суд первой инстанции рассмотрел ходатайство генерального директора ООО «Краснодарский центр Кадастра, Оценки и Экспертизы» Нестеренко Д.М. о взыскании с истца оплаты за проведение первоначальной судебной экспертизы в размере 45000 рублей, удовлетворив его в части.
Поскольку в ходе апелляционного рассмотрения дела по жалобе истца, заключение первоначальной судебной экспертизы признано недопустимым доказательством и по делу назначена повторная судебная экспертиза, проведение которой поручено другой организации, ходатайство ООО «Краснодарский центр Кадастра, Оценки и Экспертизы» о взыскании оплаты было оставлено без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, доводы апелляционной жалобы директора ООО «Краснодарский центр Кадастра, Оценки и Экспертизы» на решение суда первой инстанции являются несостоятельными и удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия
определила:
в удовлетворении апелляционной жалобы директора ООО «Краснодарский центр Кадастра, Оценки и Экспертизы» на решение Краснодарского краевого суда от 25 октября 2017 г. отказать.
Председательствующий
Судьи