Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-333/2021 ~ М-276/2021 от 10.09.2021

Дело № 2а-333/2021

10RS0006-01-2021-000806-06

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Лахденпохья Республика Карелия 06 октября 2021 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Сущевской Е.А., при секретаре Овчарове С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО5, поданное в его интересах ФИО2, к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконным решения об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка и понуждении к действиям,

у с т а н о в и л:

ФИО5 обратился в суд с вышеназванным административным иском, поданным в его интересах ФИО2

Административный иск мотивирован тем, что ФИО5 обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство) с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и о согласовании предоставления в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, путем раздела, расположенного по адресу: <адрес>, район <адрес>; категория – земли сельскохозяйственного назначения; вид – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, в кадастровом квартале , площадью кв.м. В своем ФИО3, выраженном в письме от ДД.ММ.ГГГГ исх., Министерство отказало в удовлетворении поданного заявления в связи с тем, что предполагаемый к образованию земельный участок располагается на землях лесного фонда, в границах лесного квартала ФИО6 лесничества (по материалам лесоустройства) ФИО6 участкового лесничества лесничества.

С принятым решением административный истец не согласен, просит признать решение незаконным и обязать административного ответчика утвердить схему расположения земельного участка, принять решение о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка и заключению договора аренды.

В судебном заседании стороны по делу при надлежащем извещении отсутствовали.

Представитель административного ответчика - Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Направил в адрес суда отзыв, в котором указал позицию, аналогичную изложенной в обжалуемом решении от ДД.ММ.ГГГГ исх. , ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии их представителя.

Представители заинтересованных лиц - Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, администрации муниципального района, администрации ФИО6 сельского поселения, ГКУ РК «», извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения административного дела не направили.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В судебном заседании установлено.

ФИО9, действующий на основании доверенности в интересах ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ обратился в Министерство с заявлением (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) о предварительном согласовании предоставления в соответствии с пп.19 п.2 ст.39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в аренду земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, путем раздела, расположенного по адресу: <адрес>, район <адрес>, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования и цель использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, в кадастровом квартале , площадью кв.м.

    Из оспариваемого ответа Министерства от ДД.ММ.ГГГГ исх. следует, что Министерство отказало ФИО5 в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка путем раздела по тем основаниям, что земельный участок расположен на землях лесного фонда.

Административный истец, не согласившись с принятым решением, полагая его незаконным, обратился в суд с настоящим административным исковым заявлением.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 части 2 и 3).

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства (далее КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.

На основании Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 года №1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Постановлений Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 года № 446-П, от 26.09.2017 № 326-П и Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, принятие решений на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков относится к компетенции административного ответчика.

Таким образом, принятие решений по вопросам о предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду относится к компетенции административного ответчика.

Согласно ч. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Пунктом 15 части 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со ст. 39.18 ЗК РФ.

Согласно п.п.19 п.2 ст.39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

В силу ч. 1 ст. 39.14 ЗК РФ предоставление земельного участка в аренду, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов, также в случае подготовки схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном ст. 39.17 ЗК РФ.

В соответствии с п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ.

В силу п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 данной статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 данного Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

Отказывая ФИО5 в утверждении схемы расположения земельного участка и предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду путем раздела, административный ответчик сослался на материалы лесоустройства ФИО6 участкового лесничества лесничества.

Согласно п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (ст.ст. 1, 7, 42 ЗК РФ).

Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

В силу ст. 6 ЛК РФ леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, и не относятся к землям лесного фонда. При этом границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

В соответствии с ч. 2 ст. 110 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) отнесение лесов к защитным лесам и выделение особо защитных участков лесов, и установление их границ осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.

Материалы дела свидетельствуют, что испрашиваемый административным истцом земельный участок расположен на землях, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения. Доказательств расположения защитного леса в кадастровом квартале 10:12:0051301, где расположен испрашиваемый земельный участок, суду не предоставлено.

Полномочия в области лесных отношений, в том числе полномочия по ведению государственного лесного реестра (ГРЛ) в отношении лесов, расположенных в границах территории Республики Карелия, в соответствии со ст.83 ЛК РФ переданы Министерству природных ресурсов и экологии Республики Карелия.

Согласно ответа Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия испрашиваемый ФИО5 земельный участок с условным кадастровым номером 10:12:0051301:597:ЗУ1, площадью 5948 кв.м., располагается за границами земель лесного фонда.

Аналогичную информацию направило в адрес суда ГКУ РК «».

Из информации Главы ФИО6 сельского поселения ФИО10 следует, что согласно Правилам землепользования и застройки ФИО6 сельского поселения района Республики Карелия, в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденным ФИО3 сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ и картой градостроительного зонирования поселка Куркиеки ФИО6 сельского поселения района Республики Карелия, испрашиваемый земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, ФИО6 сельское поселение, находится в территориальной зоне СХ-3 (зона дачных хозяйств, ведения садоводства, сельскохозяйственного использования за границами населенных пунктов, в границах земель, не относящихся к сельскохозяйственным угодьям (СХ-3), ФИО6 сельского поселения.

ФИО4 «» Минобороны России Хвойного лесничества Минобороны России ФИО11 в своем ответе указал, что испрашиваемый ФИО5 земельный участок, расположенный в кадастровом квартале , на территории Республики <адрес>, не входит в границы Хвойного лесничества Минобороны России - ФИО4 «» Минобороны России.

В связи с изложенным, суд полагает, что указанное административным ответчиком основание о расположении испрашиваемого земельного участка на землях лесного фонда не нашло своего подтверждения.

По убеждению суда, административным ответчиком не представлено допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих о соответствии оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в соответствии с ч.11 ст.226 КАС РФ.

С учетом изложенного, оспариваемое решение Министерства по основаниям разработки Схемы с существенными нарушениями требований к образуемым земельным участкам, в связи с нахождением земельного участка в зоне лесничеств, нельзя признать законным.

Таким образом, с учетом исследованных материалов дела, суд приходит к выводу, что испрашиваемый административным истцом земельный участок полностью расположен на землях, отнесенных к категории земель сельскохозяйственного назначения, в связи с чем, оспариваемым решением нарушены права административного истца, что дает основания для удовлетворения исковых требований.

Нарушенное право истца, должно быть восстановлено путем возложения на Министерство обязанности повторно рассмотреть заявление ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ вх. об утверждении схемы земельного участка.

К указанному выводу суд приходит в связи с тем, что земельное законодательство содержит значительный перечень оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной и муниципальной собственности. Вместе с тем в материалах дела отсутствуют сведения о том, что иные основания для отказа проверялись административным ответчиком. Суд в рамках административного судопроизводства не вправе предрешать рассмотрение вопроса по существу, входящего в полномочие другого органа.

Суд полагает, что при отсутствии иных оснований для отказа ФИО5 в удовлетворении заявления от ДД.ММ.ГГГГ вх. Министерство должно принять решение о предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка и заключении договора аренды.

В соответствии со ст. 111 КАС РФ с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию судебные расходы в виде госпошлины, оплаченной при подаче в суд административного иска.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск удовлетворить.

Признать решение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, выраженное в письме от ДД.ММ.ГГГГ, об отказе ФИО5 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории: кадастровый квартал: , площадью кв.м., по адресу: <адрес>, район <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, незаконным.

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в течение тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ вх. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории: кадастровый квартал: , площадью кв.м., по адресу: <адрес>, район <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, по результатам которого, при отсутствии иных оснований для отказа, утвердить схему расположения данного земельного участка и заключить договор аренды земельного участка, площадью кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в кадастровом квартале .

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу ФИО5 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Е.А. Сущевская

Мотивированное решение принято 20.10.2021

2а-333/2021 ~ М-276/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Волобуев Вадим Павлович
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений Репсублики Карелия
Другие
Администрация Лахденпохского муниципального района
Министерство природных ресурсов и экологии по Республике Карелия
Администрация Куркиекского сельского поселения
ГКУ РК "Лахденпохское центральное лесничество"
Сутягин А.Н.
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Судья
Сущевская Е. А.
Дело на странице суда
lahdenpohsky--kar.sudrf.ru
10.09.2021Регистрация административного искового заявления
10.09.2021Передача материалов судье
13.09.2021Решение вопроса о принятии к производству
13.09.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.09.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.10.2021Судебное заседание
20.10.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.11.2021Дело оформлено
30.11.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее