Решение по делу № 2-10/2016 (2-2277/2015;) ~ М-1132/2015 от 11.03.2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 июня 2016г. Красногорский городской суд в составе судьи Беловой И.В., при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Комитета лесного хозяйства<адрес>, Территориального управленияфедерального агентства по управлению государственным иуществом в <адрес> к ФИО1 об истребовании земельных участков из незаконного владения, по встречному иску ФИО1 к Администрации Красногорского муниципального района о признании права собственности на строения,

У С Т А Н О В И Л:

Комитет лесного хозяйства <адрес> обратился в Красногорский городской суд <адрес> с иском к ФИО1, с учетом уточнённых исковых требований, просит истребовать из чужого незаконного владения у ФИО1 земельный участок площадью 3660 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0010401:3, расположенный по адресу: <адрес>, туп. Ильинский, <адрес>, и земельный участок площадью 3650 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0010401:10, расположенный по адресу: <адрес>, тупик Ильинский.

Соистец – Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> с учетом уточнения исковых требований просит истребовании из чужого незаконного владения у ФИО1 земельный участок площадью 3660 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0010401:3, расположенный по адресу: <адрес>, туп. Ильинский, <адрес>.

В обоснование исковых требования Комитет лесного хозяйства <адрес> указывает, что при помощи Региональной географической информационной системы для обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления <адрес> выявлено, что земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010401:3 и земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010401:10 полностью расположены на землях лесного фонда в Истринском лесничестве, Опалиховское участковое лесничество квартал 22.

Расположение спорных земельных участков в границах земель лесного фонда подтверждается материалами лесоустройства, в том числе представленной в материалы дела выкопировкой из планшета Опалиховского лесопарка Красногорского спецлесхоза Московского управления лесами, Таксационным описанием по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Опалиховского лесопарка Красногорского спецлесхоза Московского городского управления лесами.

Истцы полагают, что спорные земельные участки из состава земель лесного фонда в земли населенных пунктов не переводились, соответственно не могут находиться в собственности ФИО1, поскольку расположены на землях лесного фонда. Действующим законодательством не предусмотрено право частной собственности на участки лесного фонда.

В судебном заседании представитель Комитета лесного хозяйства <адрес> по доверенности ФИО5 и представитель Управления государственного имущества в <адрес> по доверенности ФИО6 исковые требования поддержали.

Представитель ответчика ФИО1 – по доверенности ФИО7 исковые требования не признала.

По мнению представителя ответчика, ФИО1 приобрела права на спорные земельные участки на законных основаниях и является их законным собственником. Документы, подтверждающие право собственности истца на спорные земельные участки, отсутствуют. Полагает, что истцы не являлись и не являются собственником спорных земельных участков, следовательно лишены законных оснований предъявить виндикационный иск об истребовании спорных земельных участков.

Кроме того, ответчик оспаривает факт нахождения спорных земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0010401:3 и 50:11:0010401:10 в границах 22 квартала Опалиховского участкового лесничества, Истринского лесничества.

Ответчик полагает, что ранее спорные земельные участки были законно отчуждены в частную собственность, истцами не доказано наличие права собственности на спорные земельные участки у Российской Федерации.

Третье лицо – общество с ограниченной ответственностью «Студия ремесел Серебряный павлин» поддерживает исковые требования Комитета лесного хозяйства <адрес> и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> полагает их обоснованными и подлежащими удовлетворению.

ФИО1 Е.Л. хозяйства <адрес> об исключении из материалов лесоустройства сведений о земельных участках площадью 3660 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0010401:3, и площадью 3650 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0010401:10.

Ответчик по встречному исковому требованию – Комитет лесного хозяйства <адрес> полагает встречные исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению, поскольку истцом не представлено доказательств исключения спорных земельных участков из состава земель лесного фонда.

Третьи лица - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> и Общество с ограниченной ответственностью «Студия ремесел Серебряный павлин» полагают, что основания для удовлетворения встречных исковых требований Е.Л. к Комитету лесного хозяйства <адрес> отсутствуют.

ФИО1 обратилась в суд с исковым заявлением к Администрации Красногорского муниципального района <адрес> с требованиями о признании за ней права собственности на здание бывшей казармы, расположенное на земельном участке площадью 3 660 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0010401:3 и здание профилактория, расположенного на земельном участке площадью 3 650 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0010401:10, расположенных по адресу: <адрес>, ул. <адрес>.

В качестве основания заявленных исковых требований указывает, что является собственником земельного участка площадью 3 660 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0010401:3 и земельного участка площадью 3 650 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0010401:10, расположенных по адресу: <адрес>, ул. <адрес>.

На земельном участке площадью 3 660 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0010401:3 ранее располагалось здание бывшей казармы, которое ДД.ММ.ГГГГ сгорело по всей площади, кровля сгорела и обрушилась.

После пожара собственником здания бывшей казармы ФИО11 проводились работы по восстановлению здания. При проведении строительных работ площадь здания была увеличена путем увеличения этажности здания.

По мнению ФИО8, она как собственник указанного земельного участка, имела право на производство работ по реконструкции сгоревшего здания бывшей казармы, однако в силу обстоятельств не зарегистрировала в установленном порядке право собственности на указанный объект, который в настоящее время является нежилым зданием. Реконструкция нежилого здания бывшей казармы произведена истцом в соответствии со строительными нормами и правилами. Не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу их жизни и здоровью. Размещение самовольного строения не противоречит документации градостроительного зонирования территории города, произведено на участке предоставленном в собственность для эксплуатации нежилого здания бывшей казармы.

На земельном участке площадью 3 650 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0010401:10 расположено здание профилактория, имеющее фактический износ здания в размере 72,4%. ФИО11 произведены работы по реконструкции указанного объекта. Реконструкция нежилого здания профилактория произведена ФИО1 в соответствии со строительными нормами и правилами. Не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу их жизни и здоровью. Размещение самовольного строения не противоречит документации градостроительного зонирования территории города, произведено на участке предоставленном в собственность для эксплуатации нежилого здания бывшей казармы.

Истец полагает, что при указанных обстоятельствах, имеются основания для признания за ней права собственности на реконструированные здания бывшей казармы и профилактория.

Третьи лица по исковым требованиям ФИО1 к Администрации Красногорского муниципального района <адрес> - Комитет лесного хозяйства <адрес>, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> полагают исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению, поскольку считают, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0010401:3 и 50:11:0010401:10, на которых располагаются объекты недвижимости, право собственности на которые просит признать ФИО1, относятся к землям лесного фонда в силу чего находятся в федеральной собственности, следовательно, отсутствуют предусмотренные законом основания для признания прав на самовольную постройку.

Третье лицо по исковым требованиям ФИО1 к Администрации Красногорского муниципального района <адрес> - ООО «Студия ремесел Серебряный павлин» полагает исковые требования ФИО1 не подлежащими удовлетворению, поскольку считает, что признание права собственности за ФИО1 на самовольные постройки нарушает права и законные интересы третьего лица в виду того, что доступ к таким самовольным постройкам может осуществляться через земельный участок лесного фонда с кадастровым номером 50:11:0000000:155764, арендатором которого является ООО «Студия ремесел Серебряный павлин», который не может использоваться для проезда к указанным самовольным постройкам.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Спорными являются земельный участок площадью 3660 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0010401:3, расположенный по адресу: <адрес>, туп. Ильинский, <адрес> земельный участок площадью 3650 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0010401:10, расположенный по адресу: <адрес>, туп. Ильинский.

Из копии кадастрового дела на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010401:3 следует, что границы данного земельного участка площадью 3 660 кв.м., были утверждены Постановлением <адрес> МО от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении границ 4-х земельных участков, под зданиями находящимися в муниципальной собственности муниципального образования «<адрес>», в <адрес> и <адрес>.

Согласно п. 1 указанного Постановления утверждены границы, земельных участков, подлежащих приватизации, расположенных под зданиями, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования «<адрес>», в том числе: участка площадью 3660 кв.м. под зданием бывшей казармы по ул. <адрес>.

Согласно п. 3 указанного Постановления Комитету по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «<адрес>» выступить продавцом земельных участков на основании ст. 28 Федерального Закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» от ДД.ММ.ГГГГ № 178-ФЗ и Устава муниципального образования «<адрес>».

Согласно п. 2 указного Постановления Комитету по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> выдать Комитету по управлению муниципальным имуществом чертеж границ земельных участков.

Согласно п. 11 чертежа границ участка земли, спорный земельный участок общей площадью 3660 кв.м. расположенный по адресу: <адрес> граничит от мз 101 до мз 106 с землями ГУП 99 ЗАТО от мз 106 до мз 101 с землями <адрес>, согласно п. 6 основное целевое назначение: земли поселений.

На основании указанного постановления <адрес> МО от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок площадью 3660 кв.м. расположенный по адресу: <адрес>, туп. Ильинский, <адрес> поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый , отнесен к категории земель: земли поселений.

Согласно Постановлению <адрес> МО от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении границ 4-ч земельных участков, под зданиями, находящимися в муниципальной собственности муниципального образования «<адрес>», в <адрес> и <адрес>» внесены изменения в постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в пункте 1 постановляющей части вместо слов «по ул. <адрес>» читать «по ул. <адрес>».

На основании указанного Постановления <адрес> МО от ДД.ММ.ГГГГ адрес земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010401:3 уточнен и стал <адрес>, туп. Ильинский, <адрес>

Спорный земельный участок под зданием бывшей казармы, с кадастровым номером 50:11:0010401:3, площадью 3660 кв.м. был приобретен ФИО9 на основании договора купли-продажи (купчая) земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Муниципального образования «<адрес>» и гр. ФИО9

ФИО9 выдано свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок под зданием бывшей казармы, с кадастровым номером 50:11:0010401:3, площадью 3660 кв.м. от ДД.ММ.ГГГГг.

Далее спорный земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010401:3 был приобретен ФИО11 у ФИО9 на основании договора купли-продажи (купчая) земельных участков со строениями,

Из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что далее собственником спорного земельного участка стал ФИО10, который приобрел указанный участок у ФИО11 на основании договора купли-продажи (купчая) земельных участков со строениями. Дата государственной регистрации права собственности ФИО10 - ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчик ФИО1 приобрела спорный земельный участок у ФИО10 на основании договора купли-продажи земельных участков и зданий от 18.11.2014г., право собственности ФИО1 зарегистрировано 29.12.2014г.

Из копии кадастрового дела на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010401:10 и копии дела правоустанавливающих документов на земельный участок 50:11:0010401:10 следует:

Границы земельного участка площадью 3 650 кв.м., которому в последующем был присвоен кадастровый , утверждены Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении границ 2-х земельных участков площадью 5,62 га и 0,365 га по фактическому пользованию, перерегистрируемых в бессрочное (постоянное) пользование ГУП «99 завода Авиационного Технологического Оборудования» по ул. <адрес> в <адрес>.

Согласно п. 1 указанного Постановления утверждены границы, в том числе земельного участка площадью 0,365 га (под размещение профилактория) по фактическому пользованию, перерегистрируемых в бессрочное (постоянное) пользование Государственному Унитарному Предприятию "99 завод Авиационного Технологического Оборудования» по ул. <адрес> в <адрес>.

Согласно п. 2 указанного Постановления Комитету по земельным ресурсам и землеустройству <адрес> выдать ГУП «99 завод Авиационного Технологического Оборудования» чертежи границ земельных участков.

Согласно п. 3 указанного Постановления Государственному Унитарному Предприятию «99 завод Авиационного Технологического Оборудования» зарегистрировать право бессрочного (постоянного) пользования землей в Красногорском представительстве МОРП.

Согласно чертежа границ указанного участка, спорный земельный участок общей площадью 0,365 га граничит от А до Б с землями <адрес>, от Б до А с землями Красногорского Леспаркхоза.

Согласно Акту установления и согласования границ земельного участка завода авиационного технического оборудования МО РФ от ДД.ММ.ГГГГг. землеустроитель муниципального предприятия «РУМБ» на основании заявления произвел в натуре отвод земельного участка расположенного в <адрес> на площади 0.365 га, категория земельного участка в самом акте не указана.

На основании указанного Постановления <адрес> московской области от 06.05.2000г. Государственному унитарному предприятию «99 завод Авиационного Технологического Оборудования» выдано свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающее регистрацию бессрочного постоянного пользования земельным участком под размещением профилактория, общая площадь 3650 кв.м., категория земельного участка не указана.

Из содержания Плана продажи имущества профилактория (четыре здания с элементами благоустройства) ГУП «99 Завод авиационного технологического оборудования» расположенного по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. усматривается, что на спорном земельном участке размещен профилакторий завода авиационного оборудования в <адрес>.

В перечень объектов, составляющих имущество, предназначенное к продаже согласно п. 1.7 Плана продажи имущества спорный земельный участок не вошел, указанно: земельный участок площадью 0,365 га расположен в <адрес>, ул. <адрес> Данные о границах, размерах земельного участка указаны в Чертеже границ участка земли (Приложение ). Права Балансодержателя на земельный участок – свидетельство о государственной регистрации права от 30.05.2000г.

Согласно разделам IV. (Условия оформления прав пользования земельным участком) и V. (Требования к договору купли-продажи имущества) указанного Плана продажи имущества земельный участок, описанный ситуационным планом, утвержденным проектом границ, передается победителю торгов в аренду или собственность в порядке, установленном федеральным законодательством <адрес>. Покупатель оформляет права на земельный участок самостоятельно на основании договора купли-продажи имущества и настоящего Плана продажи имущества. Условия оформления прав пользования земельным участком (статья IV Плана продажи) подлежит обязательному включению в договор купли-продажи имущества.

Согласно Договору купли-продажи /ВВИ от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между Государственным специализированным учреждением <адрес> «Фонд имущества <адрес>» (продавец) и ЗАО «ТрансАЗСсервис» (покупатель), продавец обеспечивает передачу покупателю высвобождаемого военного имущества «Профилакторий (4 здания с элементами благоустройства) ГУП «99 завод авиационного технологического оборудования», расположенного по адресу: <адрес>, а Покупатель самостоятельно и за свой счет оформляет в установленном действующим законодательством Российской Федерации и <адрес> порядке документы на земельный участок, отведенный за недвижимым имуществом, границы которого подлежат уточнению. Согласно п. 1.2.1. указанного Договора к имуществу отведен земельный участок общей площадью 0.365 га, территориальные границы и площадь которого подлежат уточнению.

В материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие регистрацию за ЗАО «ТрансАЗСсервис» права собственности или иного вещного права на спорный земельный участок.

Согласно кадастрового плана земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок площадью 3650 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0010401:0010, расположенный по адресу: <адрес>, туп. Ильинский, разрешенное использование под размещение профилактория, правообладатель: ГУП «99 завод Авиационного Технологического Оборудования», вид права: постоянное бессрочное пользование, категория земель: земли поселений.

Спорный земельный участок отчужден в собственность ФИО9 на основании договора купли-продажи находящегося в государственной собственности земельного участка, на котором расположены объекты недвижимого имущества, приобретенные в собственность ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между специализированным государственным учреждением при Правительстве Российской Федерации «Российский фонд федерального имущества» и ФИО9

Свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГг. подтверждает регистрацию права собственности ФИО9 на земельный участок под размещение профилактория, категория земель: земли поселений, общая площадь 3650 кв.м., кадастровый .

05.04.2004г. спорный земельный участок с кадастровым номером 50:11:0010401:10 приобретен ФИО11 у ФИО9 на основании договора купли-продажи (купчая) земельных участков со строениями и зарегистрирован МОРП 08.04.2004г.

Из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним усматривается, что впоследствии собственником спорного земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010401:0010 стал ФИО10, который приобрел его у ФИО11 на основании договора купли-продажи (купчая) земельных участков со строениями. Дата государственной регистрации права собственности ФИО10 - ДД.ММ.ГГГГ.

Впоследствии ответчик ФИО1 приобрела спорный земельный участок у ФИО10 на основании договора купли-продажи земельных участков и зданий от 18.11.2014г., право собственности ответчика ФИО1 зарегистрировано 29.12.2014г.

Судом назначена по делу землеустроительную экспертизу, проведение которой поручено ООО «Проектно-Изыскательское Предприятие «ВИСХАГИ-ЦЕНТР-Геоинформ».

Из экспертного заключения следует:

Земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0010401:3 и 50:11:0010401:10 по сведениям государственного кадастра недвижимости полностью входят в состав земель лесного фонда, а именно в состав 22 квартала Опалиховского лесопарка Красногорского спецлесхоза, границы которого восстановлены по планшету Опалиховского лесопарка Красногорского спецлесхоза Московского городского управления лесами масштаба 1:10000 (лесоустройство 1999 – 2000 гг.).

Площадь наложения земельного участка КН 50:11:0010401:3, границы которого установлены по сведениям государственного кадастра недвижимости, и выдела 3 «прочие земли» квартала 22 Опалиховского лесопарка Красногорского спецлесхоза, границы которого восстановлены по планшету Опалиховского лесопарка Красногорского спецлесхоза Московского городского управления лесами масштаба 1:1000 (лесоустройство 1999 – 2000 гг.), составляет 3657 кв.м.

Координаты границ наложения земельного участка КН 50:11:0010401:3 на выдел 3 квартала 22 Опалиховского лесопарка Красногорского спецлесхоза соответствуют границам земельного участка КН 50:11:001401:3, установленного по сведениям государственного кадастра недвижимости.

Площадь наложения земельного участка КН 50:11:0010401:10, границы которого установлены по сведениям государственного кадастра недвижимости, и выдела 3 «прочие земли» квартала 22 Опалиховского лесопарка Красногорского спецлесхоза, границы которого восстановлены по планшету Опалиховского лесопарка Красногорского спецлесхоза Московского городского управления лесами масштаба 1:10000 (лесоустройство 199902999 гг.), составляет 3620 кв.м.

Площадь наложения земельного участка КН 50:11:0010401:10, границы которого установлены по сведениям государственного кадастра недвижимости, и выдела 2 квартала 22 Опалиховского лесопарка Красногорского спецлесхоза, границы которого восстановлены по планшету Опалиховского лесопарка Красногорского спецлесхоза Московского городского управления лесами масштаба 1:10000 (лесоустройство 1999 – 2000 гг.), составляет 28 кв.м.

По сведениям государственного кадастра недвижимости спорные земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0010401:3 и 50:11:0010401:10 не входят в границы земельного участка с кадастровым номером 50:11:0000000:155764 категории земель лесного фонда а по фактическому пользованию (в границах ограждения) указанные земельные участки частично входят в границы земельного участка с кадастровым номером 50:11:0000000:155764 категории земель лесного фонда, площадь наложения земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0010401:3 и 50:11:0010401:10 по фактическому пользованию на земельный участок с кадастровым номером 50:11:0000000:155764 составляет 474 кв.м.

Данное заключение принято судом в качестве доказательства по делу.

Суд полагает несостоятельными доводы ответчика о том, что исследованные экспертом материалы дела: кадастровые выписки и кадастровые планы территории на СД диске, таксационное описание, планшет на 1 листе были получены экспертами в период, когда дело было приостановлено и не возобновлялось для рассмотрения вопроса об истребовании дополнительных документов, поскольку направление материалов в суд стороной по делу в период приостановки производства по делу не запрещено действующим законодательством.

Также суд полагает несостоятельными доводы ответчика о том, что экспертами не мог быть положен в основу экспертизы планшет , а так же таксационное описание, так как координаты характерных точек границ кварталов и выделов Опалиховского лесопарка Красногорского спецлесхоза на планшете не указаны. Однако, как следует из содержания заключения экспертов, при проведении экспертизы координаты характерных точек границ лесных участков определены экспертами картометрическим методом.

В силу ч. 2 ст.9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Ч.2 ст. 11 ЗК РФ предусмотрено, что органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с ч.1 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе земли поселений и земли лесного фонда.

Ч. 2 ст. 7 ЗК РФ предусмотрено, что земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Статьей 8 ЗК РФ установлен порядок отнесение земель к категориям, изменения категории земель путем осуществления их перевода их из одной категории в другую.

Согласно части 1 указанной статьи отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении: земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством Российской Федерации; земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления.

В соответствии с п.2 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ земельные участки из состава земель лесного фонда, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничены в обороте.

Частью 2 ст. 27 ЗК РФ определено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 101 ЗК РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

В силу пункта 6 данной статьи порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется также лесным законодательством.

Согласно ч.1 ст. 8 Лесной кодекс РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

Аналогичные положения содержались в Лесном кодексе Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 22-ФЗ, действовавшем на момент издания Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым были утверждены границы земельного участка площадью 3 650 кв.м., который на основании указанного постановления при постановке на кадастровый учет с номером 50:11:0010401:0010 был отнесен к землям поселений и издания Постановления <адрес> МО от ДД.ММ.ГГГГ, которым были утверждены границы земельного участка площадью 3 660 кв.м., который на основании указанного постановления при постановке на кадастровый учет с номером 50:11:0010401:3 был отнесен к землям поселений.

Положения Лесного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 22-ФЗ подлежали применению и на момент первоначального отчуждения земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010401:10 в частную собственность ФИО9 и на момент первоначального отчуждения земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010401:3 в частную собственность ФИО9

Ст. 19 ЛК РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 22-ФЗ было предусмотрено, что лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.

Запрет на совершение любых сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда устанавливался статья 12 ЛК РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 22-ФЗ, согласно которой оборот лесного фонда не допускается. Купля-продажа и совершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуждение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лесной фонд, не допускаются.

Согласно статье 7 ЛК РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 22-ФЗ все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях населенных пунктов (поселений), а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.

Таким образом, в силу прямого указания закона земельные участки в составе земель лесного фонда являются федеральной собственностью Российской Федерации, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении этого участка лесоустроительной документации.

Картографическим материалом лесоустроительной документации, отражающим достоверные сведения о местоположении границ земель лесного фонда, является планшет лесоустройства.

Местоположение и конфигурация границ участков лесного фонда Опалиховского лесопарка, в том числе квартала 22 Опалиховского лесопарка, в графической форме отображены на планшете (лесоустройство 1999-2000 г.) Опалиховского лесопарка Красногорского спецлесхоза Московского городского управления лесами.

Исходя из вышеизложенного, суд полагает, что материалами лесоустройства и экспертным заключением подтверждается, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0010401:3 и 50:11:0010401:10 входят в состав земель лесного фонда, а именно в состав 22 квартала Опалиховского участкового лесничества а, следовательно, являются собственностью Российской Федерации.

Таким образом, суд считает установленным, что на момент издания Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и Постановления <адрес> МО от ДД.ММ.ГГГГ, а также на момент первоначального отчуждения земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010401:10 и земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010401:3 в частную собственность ФИО9 указанные спорные земельные участки относились к землям лесного фонда, а следовательно, являлись собственностью Российской Федерации.

С учетом указанных обстоятельств, исковые требования Комитета лесного хозяйства <адрес> в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010401:3 и земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010401:10, а также исковые требования Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:11:0010401:3 подлежащими удовлетворению.

В соответствии с п. 2 ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю (пункт 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации) на праве собственности с момента такой регистрации, за исключением случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя.

Согласно ст. 302 Гражданского кодекса Российской Федерации если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

Согласно п. 39 Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" по смыслу пункта 1 статьи 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли. Судам необходимо устанавливать, была ли воля собственника на передачу владения иному лицу.

Принимая во внимание, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0010401:3 и 50:11:0010401:0010 относятся к землям лесного фонда, находящимися в собственности Российской Федерации, отчуждение которых в частную собственность в соответствии с законодательством не допускается, подтверждением воли собственника спорных земельных участков лесного фонда на их передачу в частную собственность могли бы служить доказательства перевода спорных земельных участков в категорию земель, позволяющих их отчуждение в частную собственность.

Ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих, что спорные земельные участки были на законных основаниях исключены из земель лесного фонда и переведены в земли иной категории.

Таким образом, согласно положениям ст. 302 ГК РФ спорные земельные участки могут быть истребованы у ответчика в независимости от того является или нет ответчик добросовестным приобретателем.

То обстоятельство, что Российская Федерация не регистрировала право собственности на спорные земельные участки на основании части 1 статьи 8 ЛК РФ как на лесные участки лесного фонда, находящиеся в федеральной собственности, не может свидетельствовать об изменении категории спорных земельных участков и их выбытии из федеральной собственности.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в соответствии со статьей 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.

Доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.

Суд полагает, что представленные истцом в материалы дела лесоустроительная документация: планшет (лесоустройство 1999-2000 гг.), а так же таксационное описание (по состоянию ДД.ММ.ГГГГ) является допустимым доказательством, отражающим, с учетом Заключения судебной экспертизы, достоверные сведения о местоположении границ 22 квартала Опалиховского участкового лесничества и, соответственно, является надлежащим доказательством права собственности Российской Федерации на лесные участки, расположенные в указанном квартале, включая спорные земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0010401:3 и 50:11:0010401:10.

Представителем ответчика заявлено об истечении срока исковой давности на оспаривание и признание недействительным зарегистрированного права собственности ФИО1 и предыдущих собственников спорных земельных участков, право собственности которых возникло в 2003-2004 годах.

В соответствии со статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности устанавливается в три года.

Согласно пункту 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" при истребовании имущества из чужого незаконного владения применяется общий срок исковой давности в три года.

Пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Как установлено судом, государственный кадастр недвижимости не содержит сведений о наложении спорных земельных участков с кадастровыми номерами 50:11:0010401:3 и 50:11:0010401:10 на земли лесного фонда, входящие в 22 квартал Опалиховского участкового лесничества. Соответственно о наложении спорных земельных участков Комитет лесного хозяйства Московской Области не мог знать ранее проведения сопоставления картографического материала с материалами лесоустройства.

По заявлению Комитета лесного хозяйства <адрес>, Комитет лесного хозяйства <адрес> узнал о нахождении спорных земельных участков в частной собственности ответчика ФИО1 в начале 2015 года после рассмотрения обращения Общества с ограниченной ответственностью «Студия ремесел Серебряный павлин» в Комитет лесного хозяйства <адрес>.

Ответчик не представил доказательства, что Комитет лесного хозяйства <адрес> узнал о том, что спорные земельные участки относятся к землям лесного фонда и находятся в частной собственности ответчика ФИО1 и (или) в собственности лиц, у которых они ранее находились в собственности, ранее начала 2015 года.

Таким образом, судом установлено, что истец – Комитет лесного хозяйства <адрес> узнал о возможном нарушении прав Российской Федерации на участки лесного фонда в 2015 году, после чего обратился в суд.

Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу, что срок исковой давности Комитетом лесного хозяйства и ТУ Росимущества в <адрес> пропущен не был.

В связи с тем, что удовлетворение исковых требований Комитета лесного хозяйства <адрес> и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> исключает возможность удовлетворения исковых требований ФИО1 к Комитету лесного хозяйства <адрес> об исключении из материалов лесоустройства сведений о земельном участке площадью 3660 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0010401:3, и сведения о земельном участке площадью 3650 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0010401:10, встречные исковые требования удовлетворению не подлежат.

Кроме того, истцом по встречному исковому требованию ФИО1 не представлено каких либо доказательств, свидетельствующих о том, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0010401:3 и 50:11:0010401:0010 были переведены из земель лесного фонда в другую категорию и следовательно ее требования об исключении спорных земельных участков из материалов лесоустройства являются обоснованными.

Суд, рассмотрев исковые требования ФИО1 к Администрации Красногорского муниципального района <адрес> о признании за ней права собственности на здание бывшей казармы, расположенное на земельном участке площадью 3 660 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0010401:3 и здание профилактория, расположенного на земельном участке площадью 3 650 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0010401:10, расположенных по адресу: <адрес>, ул. <адрес> приходит к следующему.

Реконструированное здание бывшей казармы, расположено на земельном участке площадью 3 660 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0010401:3, реконструированное здание профилактория, расположено на земельном участке площадью 3 650 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0010401:10.

Указанные земельные участки, как установил суд, относятся к землям лесного фонда, собственником которых является Российская Федерация.

Из справки МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ /ДД.ММ.ГГГГ.2 усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ в здании бывшей казармы по адресу: МО, <адрес> произошел пожар. В результате пожара здание казармы сгорело по всей площади, кровля сгорела и обрушилась, огнем уничтожено имущество и документы, находившиеся внутри здания.

Из Постановления Главы Красногорского муниципального района МО от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ФИО11 обратилась с заявкой с просьбой разрешить реконструкцию здания профилактория расположенного по адресу: <адрес>, учитывая общий физический износ здания, который по заключению 26 ЦНИИ МО РФ , составляет 72,4 %.

Указанным Постановлением ФИО11 разрешено подготовить проектную документацию на реконструкцию здания профилактория, согласно Постановлению ФИО11 обязана получить планировочное задание для разработки проектной документации, разработать проект реконструкции здания профилактория и согласовать его в установленном порядке, оформить в установленном порядке разрешение на реконструкцию здания профилактория.

Указанным Постановлением прямо предусмотрен запрет на начало строительства без получения разрешения на строительство.

По ходатайству ФИО1 судом была назначена строительно-техническая экспертиза.

Согласно выводам эксперта, изложенным в представленном в материалы дела Заключении строительно-технической экспертизы по гражданскому делу вновь возведенное здание бывшей казармы и реконструированное здание спального корпуса соответствуют целевому назначению и разрешенному использованию земельных участков.

При этом, как усматривается из указанного заключения строительно-технической экспертизы, эксперт исходил из того, что спорные земельные участки, на которых располагаются вновь возведенное здание бывшей казармы и реконструированное здание спального корпуса, находятся в собственности ФИО1 и отнесены к категории земель: земли поселений.

Однако суд пришел к выводу о том, что спорные земельные участки с кадастровыми номерами 50:11:0010401:3 и 50:11:0010401:10, на которых располагаются вновь возведенное здание бывшей казармы и реконструированное здание спального корпуса, являются землями лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает исковые требования ФИО1 к Администрации Красногорского муниципального района <адрес> о признании права собственности за ФИО1 на здание бывшей казармы, расположенное на земельном участке площадью 3 660 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0010401:3 и здание профилактория, расположенного на земельном участке площадью 3 650 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0010401: 10, по адресу: <адрес>, ул. <адрес> не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 190-ФЗ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 1. ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

В соответствии с п. 2 указанной статьи лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 ст. 222 ГК РФ.

Пунктом 3 указанной статьи установлено, что право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, на котором создана постройка, при одновременном соблюдении следующих условий:

- если в отношении земельного участка лицо, осуществившее постройку, имеет права, допускающие строительство на нем данного объекта;

- если на день обращения в суд постройка соответствует параметрам, установленным документацией по планировке территории, правилами землепользования и застройки или обязательными требованиями к параметрам постройки, содержащимися в иных документах;

- если сохранение постройки не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии с п. 28 Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" положения статьи 222 ГК РФ распространяются на самовольную реконструкцию недвижимого имущества, в результате которой возник новый объект.

Вновь созданные объекты недвижимости расположены на спорных земельных участках с кадастровыми номерами 50:11:0010401:3 и 50:11:0010401:10, которые относятся к землям лесного фонда, находящихся в собственности Российской Федерации, в силу чего у истца отсутствуют права на указанные спорные земельные участки, допускающие строительство на них указанных объектов.

В связи с чем суд пришел к выводу об отказе ФИО1 в удовлетворении исковых требований к Администрации Красногорского муниципального района <адрес>.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Комитета лесного хозяйства <адрес> и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> к ФИО1 об истребовании из незаконного владения у ФИО1 земельного участка площадью 3660 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0010401:3 удовлетворить, истребовать из чужого незаконного владения у ФИО1 земельный участок площадью 3660 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0010401:3, расположенный по адресу: <адрес>, туп. Ильинский, <адрес> следующих координатах:

X

Y

№ точки

Горизонтальное положение

1.

474702.8

2176958.6

1-2

17.19

2.

474690.4

2176970.5

2-3

21.38

3.

474674.41

2176956.31

3-4

38.61

4.

474650.1

2176986.3

4-5

17.63

5.

474663.1

2176998.21

5-6

40.31

6.

474637.52

2177029.36

6-7

44.00

7.

474604.31

2177000.49

7-8

2.32

8.

474606.5

2176999.73

8-9

14.52

9

474617.39

2176990.13

9-10

43.53

10.

474635.36

2176950.48

10-11

18.27

11.

474651.97

2176942.87

11-12

4.11

12.

474655.46

2176940.69

12-13

9.24

13.

474662.15

2176934.32

13-14

6.08

14.

474665.12

2176929.01

14-15

24.25

15.

474684.41

2176943.71

15-16

5.31

16.

474688.82

2176946.67

16-1

18.38

1.

474702.8

2176958.6

Исковые требования Комитета лесного хозяйства <адрес> к ФИО1 об истребовании из незаконного владения у ФИО1 земельного участка площадью 3650 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0010401:10 удовлетворить, истребовать из чужого незаконного владения у ФИО1 земельный участок площадью 3650 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0010401:10, расположенный по адресу: <адрес>, тупик Ильинский в следующих координатах:

X

Y

474717.56

2176968.63

474716.05

2176990.05

474716.03

2176990.15

474711.96

2176995.65

474701.29

2177007.14

474680.52

2177031.33

474653.69

2177036.02

474647.15

2177034.9

474642.1

2177036.11

474639.68

2177030.33

474637.52

2177029.36

474663.1

2176998.21

474650.1

2176986.3

474674.41

2176956.31

474690.4

2176970.5

474702.8

2176958.6

474717.56

2176968.63

474720.07

2176970.34

474716.05

2176990.05

474717.56

2176968.63

474720.07

2176970.34

В удовлетворении встречных исковых требований ФИО1 к Комитету лесного хозяйства <адрес> об исключении из материалов лесоустройства сведений о земельном участке площадью 3660 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0010401:3, и сведений о земельном участке площадью 3650 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0010401:10 отказать.

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Администрации Красногорского муниципального района <адрес> о признании права собственности за ФИО1 на здание бывшей казармы, расположенное на земельном участке площадью 3 660 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0010401:3 и здание профилактория, расположенного на земельном участке площадью 3 650 кв.м. с кадастровым номером 50:11:0010401: 10, расположенных по адресу: <адрес>, ул. <адрес> - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в моковский областной суд в месячный срок через Красногорский городской суд.

Судья

.

2-10/2016 (2-2277/2015;) ~ М-1132/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Комитет лесного хозяйства по М.О.
Ответчики
Львова Елена Львовна
Другие
Администрация г.о Красногорск МО
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии
Министерство природных ресурсов и экологии РФ
ООО Студия ремесел Серебряный павлин
Федеральная кадастровая палата
Суд
Красногорский городской суд Московской области
Судья
Белова И.В.
Дело на странице суда
krasnogorsk--mo.sudrf.ru
11.03.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.03.2015Передача материалов судье
13.03.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.03.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.03.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
13.04.2015Предварительное судебное заседание
14.05.2015Предварительное судебное заседание
09.06.2015Предварительное судебное заседание
26.06.2015Предварительное судебное заседание
24.08.2015Судебное заседание
21.09.2015Судебное заседание
20.10.2015Судебное заседание
23.11.2015Судебное заседание
22.12.2015Судебное заседание
17.06.2016Производство по делу возобновлено
23.06.2016Судебное заседание
24.06.2016Судебное заседание
24.06.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее