Дело № 2-1886/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ульяновск 13 сентября 2019 г.
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе
председательствующего судьи Земцовой О.Б.
при секретаре Прокудиной К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Чибрикова С.С. к федеральному казенному учреждению Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний о компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Чибриков С.С. обратился в Железнодорожный районный суд г. Ульяновска с иском к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области о компенсации морального вреда.
В обоснование исковых требований указал, что 24 июля 2019 г. администрация ФКУ СИЗО № 1 УФСИН России по Ульяновской области вызвала его на административную комиссию, в результате проведенного мероприятия он решением данной комиссии был поставлен на профилактический учет, как лицо склонное к побегу. Во время проведения комиссии он возражал против постановки на профилактический учет, так как объявление его в Федеральный розыск было осуществлено с нарушением законодательства Российской Федерации, что не может указывать на наличие у него склонности к побегу из мест лишения свободы.
При избрании ему меры пресечения в виде содержания под стражей по прибытии в ИВС он был предупрежден об уголовной ответственности в соответствии со ст.313 УК РФ и ему известны последствия в случае нарушения закона.
За время пребывания в ИВС г. Ульяновска, СИЗО г. Ульяновска и во время проведения каких-либо следственных действий с его участием по уголовному делу по которому ему избрали меру пресечения в виде содержания под стражей, он не совершал никаких попыток к побегу, более того, о том, что он находится в Федеральном розыске, он узнал от сотрудников УУР УМВД г. Ульяновска после его задержания.
Когда находился на свободе, то передвигался на своем автомобиле по городу и области, неоднократно останавливался сотрудниками полиции для проверки документов, при этом никто ему не говорил о том, что он находится в розыске.
Постановка его на профилактический учет, как лица склонного к побегу, существенно нарушает его законные права и интересы, как гражданина Российской Федерации, а именно: в случае его осуждения за совершение преступления поскольку условия его содержания будут существенно хуже, с учетом данного обстоятельства.
Следователь, объявивший его в Федеральный розыск сделал это незаконно, его решение отменено.
Просил взыскать в его пользу с ответчика 5 000 000 руб. в качестве причиненного ему морального вреда в результате вышеуказанных действий ответчика.
В судебное заседание истец Чибриков С.С. не явился, извещен надлежащим образом, находится в местах лишения свободы.
Представитель истца Чибрикова С.С. – адвокат Гораш Е.В. в судебном заседании исковые требования и доводы искового заявления поддержала. Дополнила, что постановлением ст. следователя СО ОМВД России по Тахтамукайскому району от 19 марта 2019 г. Чибриков С.С. был объявлен в федеральный розыск. 29 июля 2019 г. данное постановление было отменено, как незаконное. Вместе с тем, Чибирков С.С. был поставлен в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области на учет, как лицо склонное к побегу. Считает, что это сделано незаконно, поскольку постановление об объявлении в розыск отменено.
Представитель ответчика ФКУ СИЗО № 1 УФСИН России по Ульяновской области Рабани Д.Г. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился. В обоснование указал, что Чибриков С.С. арестован 26 июня 2019 г. по постановлению Ленинского районного суда г. Ульяновска по <данные изъяты> Уголовное дело находится в производстве СО МО МВД России «Чердаклинский». Содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области с 01 июля 2019 г. по настоящее время.
02 июля 2019 г. сотрудником ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области был написан рапорт на имя начальника о том, что в ходе рассмотрения материалов в отношении обвиняемого Чибрикова С.С. было установлено, что в постановлении Ленинского районного суда г. Ульяновска от 28 июня 2019 г. указано, что истец находился в федеральной розыске. В связи с изложенным предлагалось поставить на профилактический учет Чибрикова С.С., в соответствии с п.24 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2013 г. «Об утверждении инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы».
02 июля 2019 г. после проверки информации, изложенной в рапорте, он был согласован с сотрудником оперативного отдела ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области.
Рапорт был завизирован начальником ФКУ СИЗО № 1 УФСИН России по Ульяновской области, назначена дата для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии.
После подготовки сотрудником воспитательного отдела ФКУ СИЗО № 1 УФСИН России по Ульяновской области материала и предварительного ознакомления с ним начальника, на очередном заседании комиссии ФКУ СИЗО 1 УФСИН России по Ульяновской области 24 июля 2019 г., в присутствии Чибрикова С.С., давшего объяснения по факту объявления его в федеральный розыск, был рассмотрен вопрос о постановке истца на профилактический учет, как лица склонного к побегу.
По результатам рассмотрения данного вопроса административной комиссией Чибриков С.С. был поставлен на профилактический учет, как склонный к совершению побега, в соответствии с п.24 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2013 г. «Об утверждении инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы».
После вынесения решения административной комиссии ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области 24 июля 2019 г. Чибриков С.С. был с ним ознакомлен, что подтверждается его подписью, сделанной в расписке.
Указал, что морального вреда Чибрикову С.С. причинено не было, все действия сотрудников являются законными.
Представитель ответчиков Федеральной службы исполнения наказаний и УФСИН России по Ульяновской области Мошков А.Н. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласился, просил в их удовлетворении отказать. Дал пояснения аналогичные пояснениям представителя ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства финансов РФ в лице УФК по Ульяновской области, Ульяновской областной прокуратуры в судебное заседание не явились, представили возражения на исковое заявление, просили в удовлетворении исковых требований отказать.
Ознакомившись с исковым заявлением, представленными отзывами, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в соответствии со ст. 67 ГПК РФ представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Частью 1 ст. 17 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.
Согласно ч. 1 ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из этого, а также из положений ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации.
Исходя из ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
При этом ответственность государства за действия должностных лиц, предусмотренная ст. ст. 16, 1069 Гражданского кодекса РФ, наступает только при совокупности таких условий, как противоправность действий (бездействия) должностного лица, наличие вреда и доказанность его размера, причинно-следственная связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями. Недоказанность одного из названных условий влечет за собой отказ в удовлетворении исковых требований.
На основании ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Моральный вред определяется в ст. 151 ГК РФ как физические или нравственные страдания. В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 г. № 10 дано более конкретное определение морального вреда: нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), либо нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности), либо нарушающими имущественные права гражданина.
Права подозреваемых и обвиняемых и их обеспечение закреплены в граве II Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и принятых в его развитие Постановлениях Правительства Российской Федерации и ведомственных нормативных актах.
Содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (ст. 4 Закона № 103-ФЗ).
В соответствии с законодательством Российской Федерации в исправительных учреждениях осуществляется оперативно-розыскная деятельность, задачами которой являются: обеспечение личной безопасности осужденных, персонала исправительных учреждений и иных лиц; выявление, предупреждение и раскрытие готовящихся и совершаемых в исправительных учреждениях преступлений и нарушений установленного порядка отбывания наказания; розыск в установленном порядке осужденных, совершивших побег из исправительных учреждений, а также осужденных, уклоняющихся от отбывания лишения свободы; содействие в выявлении и раскрытии преступлений, совершенных осужденными до прибытия в исправительное учреждение (часть 1 статьи 84 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Порядок организации и проведения мероприятий по профилактике правонарушений среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых, отбывающих наказание и содержащихся в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы регламентируется Инструкцией по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Минюста России от 20 мая 2013 г. N 72 (далее - Инструкция).
Деятельность сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы по предотвращению правонарушений связана с выявлением лиц, имеющих намерение совершить правонарушение, и принятием к ним мер превентивного характера с целью недопущения реализации этих намерений (на стадии обнаружения умысла). При пресечении правонарушений устанавливаются лица, подготавливающие правонарушение, с принятием к ним превентивных мер в целях недопущения перерастания подготовительных действий в оконченное правонарушение (на стадии покушения) (пункт 4 Инструкции).
Профилактика правонарушений обеспечивается путем охраны, изоляции и надзора за лицами, содержащимися в учреждениях УИС, их размещения в соответствии с законом, выявления причин и условий, способствующих совершению правонарушений, разработки и осуществления мер по их устранению (общая профилактика), установления лиц, от которых можно ожидать совершения правонарушений, и принятия мер по оказанию на них необходимого воздействия (индивидуальная профилактика) (пункт 5 Инструкции).
Согласно пункту 8 Инструкции, основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения уголовно-исполнительной системы, являющегося инициатором постановки на профилактический учет.
В соответствии с пунктом 23 Инструкции индивидуальная профилактика правонарушений включает в себя работу с лицами, поставленными на профилактический учет, путем проведения целенаправленной, планомерной и дифференцированной работы с учетом психологических особенностей их личности, характера и степени общественной опасности, совершенных ими правонарушений и других особенностей, имеющих значение для правильного выбора методов и средств воспитательного воздействия. За подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными, состоящими на профилактическом учете, приказом учреждения уголовно-исполнительной системы закрепляются сотрудники учреждения уголовно-исполнительной системы.
В соответствии с п. 8 Инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста России от 20 мая 2013 г. N 72, основанием для постановки подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет являются наличие достоверных и проверенных сведений о его намерениях совершить правонарушение или негативном влиянии на других лиц, а также медицинские и психологические показания. Сбор и подготовка необходимых материалов по постановке подозреваемого, обвиняемого или осужденного на профилактический учет возлагается на сотрудников подразделения учреждения УИС, являющегося инициатором постановки на профилактический учет.
На профилактический учет берутся подозреваемые, обвиняемые и осужденные, в частности, склонные к совершению побега (пункт 24 Инструкции).
Согласно п. 16 вышеуказанной Инструкции, при поступлении в оперативный отдел рапортов сотрудников учреждения УИС о необходимости постановки конкретных лиц на профилактический учет проводят предварительную проверку обоснованности и достоверности изложенных в них сведений. Пунктом 26 Инструкции предусмотрено, что инициатором постановки на профилактический учет может быть любой сотрудник учреждения УИС, контактирующий с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными. Пунктами 27, 29, 30 Инструкции предусмотрено, что сотрудник учреждения УИС, владеющий информацией о замыслах подозреваемого, обвиняемого и осужденного на подготовку к совершению противоправных действий, готовит мотивированный рапорт на имя начальника учреждения УИС (п. 27). Сотрудники подразделений учреждения УИС в течение 10 дней проводят проверку достоверности и обоснованности сведений, изложенных в рапорте, отражая результаты проверки в соответствующих документах. После окончания проверки в случае согласия визируют рапорт, после чего передают его в воспитательную службу. Если по результатам проверки не выявлена целесообразность постановки (снятия) лица на профилактический учет, то к рапорту прилагается справка с мотивированным обоснованием и при необходимости рекомендациями о дальнейшей работе с этим подозреваемым, обвиняемым и осужденным (п. 29). Начальник учреждения УИС после ознакомления с указанными материалами, убедившись в обоснованности ходатайства инициатора о постановке (снятии) на профилактический учет лица, указанного в рапорте, визирует его и назначает дату для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии учреждения УИС (п. 30). Исходя из смысла п. 32 Инструкции заслушивание объяснений подозреваемого, обвиняемого и осужденного происходит по желанию, а не в обязательном порядке. В соответствии с п. 33 Инструкции по результатам рассмотрения комиссией учреждения может быть принято решение: о постановке на профилактический учет, снятии с профилактического учета, отказе в постановке на профилактический учет, отказе в снятии с профилактического учета. Решение комиссии принимается большинством голосов членов комиссии, оформляется протоколом, который утверждается начальником учреждения УИС и подписывается членами комиссии.
Чибриков С.С. арестован 26 июня 2019 г. по постановлению Ленинского районного суда г. Ульяновска по <данные изъяты> Уголовное дело находится в производстве СО МО МВД России «Чердаклинский».
Постановлением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 28 июня 2019 г. срок задержания обвиняемого Чибрикова С.С. был продлен на 72 часа, то есть до 19 часов 00 минут 01 июля 2019 г.
Постановлением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 01 июля 2019 г. Чибрикову С.С. была избрана мера пресечения в виде заключения под стражу на срок 02 месяца 00 суток, то есть по 25 августа 2019 г. включительно.
В данных постановлениях имеется указание на то, что Чибриков С.С. привлекается к уголовной ответственности по <данные изъяты> в Тахтамукайском районе Республики Адыгея, где в отношении него избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, также имеется указание на то, что 23 мая 2019 г. Чибриков С.С. по данному уголовному делу объявлен в федеральный розыск.
Также в постановлении суда от 01 июля 2019 г. указано, что Чибриков С.С. ранее неоднократно судим за аналогичные преступления, отбывал наказание в виде лишения свободы. Вновь обвиняется в совершении аналогичного преступления, что свидетельствует о его асоциальной направленности и наличии неоправданного риска совершения новых преступления. Постоянного места жительства и источника дохода не имеет, характеризуется удовлетворительно.
Постановлением Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 23 августа 2019 г. срок содержания под стражей обвиняемому Чибрикову С.С. продлен на 2 месяца, до 25 октября 2019 г. включительно.
Чибриков С.С. содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области с 01 июля 2017 г. по настоящее время.
02 июля 2019 г. сотрудником ФКУ СИЗО № 1 УФСИН России по Ульяновской области – инспектором ФИО6 был написан рапорт на имя начальника о том, что в ходе рассмотрения материалов в отношении обвиняемого Чибрикова С.С. было установлено, что в постановлении Ленинского районного суда г. Ульяновска от 28 июня 2019 г. указано, что истец находился в федеральной розыске. В связи с чем, предлагалось поставить на профилактический учет Чибрикова С.С., в соответствии с п.24 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2013 г. «Об утверждении инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы».
02 июля 2019 г. после проверки информации, изложенной в рапорте, он был согласован с сотрудником оперативного отдела ФКУ СИЗО № 1 УФСИН России по Ульяновской области.
Рапорт был завизирован начальником ФКУ СИЗО № 1 УФСИН России по Ульяновской области, подготовлен материал, назначена дата для рассмотрения представленного материала на заседании комиссии.
На заседании административной комиссии 24 июля 2019 г. было принято решение о постановке на профилактический учет Чибрикова С.С. обвиняемого по <данные изъяты>, как склонного к совершению побега в соответствии с п.24 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 20 мая 2013 г. «Об утверждении инструкции по профилактике правонарушений среди лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы».
При этом данное решение административной комиссии было принято на основании материалов личного дела, психологического портрета, дисциплинарной практики, характеристики, сведений оперативного учета, что следует из выписки из протокола № от 24 июля 2019 г. заседания административной комиссии ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области.
24 июля 2019 г. Чибриков С.С. был с указанным решением ознакомлен, в подтверждении чего в материалы дела представлена расписка.
Как следует из материалов дела, постановлением ст. следователя СО ОМВД России по Тахтамукайскому району ФИО7 от 19 марта 2019 г. Чибриков С.С. был объявлен в розыск. Постановлением начальника СО ОМВД России по Тахтамукайскому району от 29 июля 2019 г. указанное постановление было отменено как незаконное.
Таким образом, у ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области имелась информации о нахождении Чибрикова С.С. в федеральном розыске, данная информация содержалась в постановлении Ленинского районного суда г. Ульяновска, следовательно, имелись основания для постановки Чибрикова С.С. на профилактический учет, как лица, склонного к побегу.
На момент принятия указанного решения постановление об объявлении Чибрикова С.С. в федеральный розыск отменено не было.
На основании чего суд приходит к выводу, что решение ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области постановке истца Чибрикова С.С. на профилактический учет, как лица склонного к побегу, является законным и обоснованным.
Таким образом, исковые требования Чибрикова С.С. к ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Ульяновской области, УФСИН России по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний о компенсации морального вреда, удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ, поскольку суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Чибрикову С.С., государственная пошлина при подаче иска им оплачена не была, следовательно, с Чибрикова С.С. в доход муниципального образования «город Ульяновск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 12, 56, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Чибрикова С.С. к федеральному казенному учреждению Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Ульяновской области, Федеральной службе исполнения наказаний о компенсации морального вреда, - отказать.
Взыскать с Чибрикова С.С. в доход муниципального образования «город Ульяновск» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья О.Б. Земцова
<данные изъяты>
<данные изъяты>