Дело № 2-3025/1-2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2014 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Курчавовой Н.Л.,
при секретаре Чеглаковой Е.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горюнова Г.А. к Управлению государственного автодорожного надзора по Республике Карелия о взыскании денежных средств и компенсации морального вреда,
установил:
Горюнов Г.А. обратился в суд с иском к Управлению государственного автодорожного надзора по Республике Карелия по тем основаниям, что в <данные изъяты> неправомерно и необоснованно депремирован по итогам работы <данные изъяты>. Полагает, что в действиях начальника управления содержатся признаки дискриминации, в том числе по возрастному признаку, поскольку добросовестно исполнял возложенные на него обязанности, к дисциплинарной ответственности не привлекался, замечаний по исполнению обязанностей и соответствию замещаемой должности не имел, имеет многочисленные поощрения. С приказами о премировании, правовыми актами Управления, определяющими показатели служебной деятельности для премирования помощника начальника управления, его не знакомили. <данные изъяты> он получил премию за работу в <данные изъяты> в размере <данные изъяты>, в <данные изъяты> – <данные изъяты> за работу в <данные изъяты>, тогда как <данные изъяты> – <данные изъяты> и <данные изъяты> соответственно. По изложенным в иске основаниям просит взыскать с ответчика недоплату премий по итогам работы в <данные изъяты> в сумме <данные изъяты>, в 4 <данные изъяты> года в сумме <данные изъяты>, а всего – <данные изъяты>, а также взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержал, пояснил, что ответчиком не представлено механизма расчета премии, отсутствуют условия определения размера премий, нет показателей эффективности служебной деятельности, по имеющейся у истца информации другие работники, занимающие иные должности, получили премии в большем размере, полагает, что снижение размера премий - это желание руководства наказать его, поскольку руководителем Управления неоднократно предлагалось ему уволиться. Считает, что в отношении него работодателем осуществляется дискриминация, желает, чтобы ответчик адекватно оценил его труд.
Представитель ответчика Антонова А.С., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что денежное содержание государственного служащего состоит, в том числе, и из премий за выполнение особо важных и сложных заданий. Фонд оплаты труда гражданских служащих и работников Управления формируется в расчете на год. Экономии фонда оплаты труда может и не быть. В связи с чем представитель нанимателя не может обеспечить денежные выплаты, направленные на премирование гражданских служащих одинаковые в каждом году. Размер премирования государственных гражданских служащих, замещающих руководящие должности, определяет начальник Управления. Объем поручений в отношении истца сократился, он исключен из ряда комиссий, в работе которых ранее принимал участие.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующему.
В соответствии с Положением об Управлении государственного автодорожного надзора по Республике Карелия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее – Управление), утвержденным Приказом Ространснадзора от 01.02.2013 №АК-142фс, Управление является территориальным органом регионального уровня федерального органа исполнительной власти - Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (п.1). Финансирование расходов на содержание аппарата Управления осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете (п.38). Управление является юридическим лицом, имеет печать со своим полным наименованием и изображением Государственного герба Российской Федерации (п.40).
Истец работает в Управлении с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проходит государственную гражданскую службу в должности помощника начальника Управления.
Согласно приказам начальника Управления о премировании гражданских служащих за <данные изъяты> года и по итогам <данные изъяты> года истцу были выплачены премии в размере <данные изъяты> и <данные изъяты> соответственно.
Поскольку в <данные изъяты> размер выплаченных премий был значительно больше и составлял по итогам работы за год - <данные изъяты> и по итогам работы за <данные изъяты> квартал - <данные изъяты>, истец полагает, что со стороны начальника Управления имеют место признаки дискриминации в сфере труда.
В силу положений ст.50 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы (ч.1).
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2).
К дополнительным выплатам наряду с иными относятся премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается) (ч.5).
Положением о порядке выплаты ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы и премировании, порядке единовременного поощрения государственных гражданских служащих при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска (далее по тексту – Положение), утвержденного приказом Управления государственного автодорожного надзора по Республике Карелия от ДД.ММ.ГГГГ № 5, установлен порядок премирования сотрудников Управления (раздел III).
В соответствии с разделом III указанного Положения, государственным гражданским служащим Управления за выполнение особо важных и сложных заданий, возложенных на Управление функций и задач, могут выплачиваться премии за выполнение особо важных и сложных заданий начальника Управления (п. 3.1).
Премирование по итогам работы за квартал, полугодие, 9 месяцев и год осуществляется исходя из размера экономии по фонду оплаты труда на основе показателей эффективности и результативности деятельности каждого государственного служащего Управления на основании приказа начальника Управления. Оценка показателей эффективности и результативности производится начальниками отделов согласно приложению № (п.3.3).
Пунктом 3.6 Положения определен порядок подготовки проекта приказа о премировании.
Согласно п.3.6.1 Положения главный бухгалтер информирует начальника Управления о размере премиального фонда, направленного на:
- премирование руководящего состава Управления.
Конкретные размеры премии заместителям начальника Управления, начальникам и заместителям начальников отделов, помощнику начальника Управления устанавливает начальник Управления;
- премирование гражданских служащих отделов Управления.
Конкретные размеры премии устанавливает начальник Управления на основании рапортов начальников отделов;
- дополнительное премирование государственных служащих.
Конкретные размеры премий устанавливаются начальником Управления на основании рапортов начальников отделов с учетом положений главы IV Положения.
Критерии, которые подлежат учету при определении размера премии, сформулированы в п.3.7 Положения, к ним относятся, в том числе, конкретный вклад в выполнение особо важных и сложных заданий руководства, оперативность и профессионализм в решении вопросов, входящих в компетенцию, внедрение новых форм и методов, позитивно отразившихся на результатах работы по выполнению особо важных и сложных заданий и т.п.
Исходя из буквального толкования содержания раздела III Положения, который согласуется разделом III приложения №2 к приказу Ространснадзора от 08.12.2008 №НЛ-1385фс (зарегистрирован в Минюсте России 30.12.2008 №13044), суд приходит к выводу, что исключительной компетенцией на определение размера премии помощнику начальника Управления обладает руководитель Управления. Причем Положение является локальным актом, принятым во исполнение прямого указания закона (ч.5 ст.50 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации») руководителем Управления в пределах предоставленных ему полномочий, не оспорено в установленном законом порядке, в связи с чем суд не усматривает оснований для критической оценки тех правил и условий, которые сформулированы в нем.
Как следует из представленных в материалы дела сведений начальник Управления по итогам работы за <данные изъяты> год премию не получал, по итогам работы за <данные изъяты> года размер премии, выплаченной руководителю составил <данные изъяты>, при этом как указывалось ранее по итогам работы за <данные изъяты> год истец получил премию в размере <данные изъяты> (с учетом НДФЛ), а за <данные изъяты> 2012 года – <данные изъяты> (с учетом НДФЛ).
В <данные изъяты> году по итогам работы за год начальник Управления премию также не получал, за <данные изъяты> его премия составила <данные изъяты>, при этом истцу выплачена премия <данные изъяты> по итогам работы за год и <данные изъяты> (с учетом НДФЛ) – по итогам работы за <данные изъяты> 2013 года.
Следует заметить, что согласно п.2 ч.1 ст.9 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации» должность помощника учреждается для содействия лицам, замещающим государственные должности, в том числе руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти в реализации их полномочий.
Учитывая, что в силу должностного регламента и исходя из существа занимаемой должности, помощник начальника Управления подчиняется непосредственно начальнику Управления, то именно данный руководитель может осуществить оценку деятельности должностного лица, призванного своим трудом содействовать его деятельности.
Таким образом, утверждения истца о наличии признаков дискриминации при определении размера премии по итогам работы в <данные изъяты>, в том числе и за <данные изъяты>, суд признает необоснованными, равно как и утверждения истца о понуждении его к увольнению, поскольку объективными данными указанные утверждения не подтверждены.
Доводы истца, свидетельствующие о том, что до его сведения не было доведено Положение о премировании, не могут свидетельствовать об обоснованности требований истца, кроме того они опровергнуты представленными в материалы дела сведениями о рассылке по электронной почте данного документа ДД.ММ.ГГГГ.
Учитывая изложенное, суд полагает, что исковые требования о взыскании невыплаченной суммы премии заявлены истцом необоснованно и удовлетворению не подлежат.
Поскольку судом не установлено нарушение прав работника, то в удовлетворении требований о компенсации морального вреда также надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования Горюнов Г.А. к Управлению государственного автодорожного надзора по Республики Карелия оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Петрозаводский городской суд.
Судья Н.Л. Курчавова
Мотивированное решение изготовлено 25 апреля 2014 года.