Дело №
УИД №
Стр.№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 марта 2021 года город Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Лисицкой Н. В.,
при секретаре Тарасенко И. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Администрации городского округа город Воронеж к Лаврову Владимиру Михайловичу о признании жилого дома самовольной постройкой, обязании привести объект недвижимости в соответствие с техническим паспортом,
установил:
Администрация городского округа город Воронеж обратилась в Ленинский районный суд г. Воронежа с иском к Лаврову В. М. о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> самовольной постройкой, обязании Лаврова В. М. привести объект недвижимости, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес> состоянию объекта недвижимости с кадастровым номером №, технические характеристики которого отражены в техническом паспорте БТИ Ленинского района г. Воронежа по состоянию на 09.08.2005.
Мотивируя заявленные исковые требования, тем, что в адрес управления административно-технического контроля администрации городского округа г. Воронеж из инспекции государственного строительного надзора Воронежской области поступило уведомление от 23.03.2020 № 68-11/426 о выявлении самовольной постройки, расположенной на земельном участке по адресу: <адрес>, согласно которому Лавровым В. М. проведена реконструкция жилого дома по <адрес> без получения необходимых в силу закона согласований, разрешений.
Согласно данным единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. с разрешенным использованием – «индивидуальное жилищное строительство» по <адрес>, а также расположенный на данном земельном участке двухэтажный жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности Лаврову В. М.
Ведущим экспертом отдела по осуществлению контроля в сфере строительного законодательства управления административно-технического контроля 07.04.2020 произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером № по адресу <адрес>.
Согласно данным технического паспорта на жилой дом по <адрес>, подготовленного БТИ Ленинского района г. Воронежа, по состоянию на 09.08.2005 общая площадь жилого дома составляет <данные изъяты> кв.м., число этажей надземной части составляет 2, число цокольных этажей – 1.
В ходе визуального осмотра установлено, что по указанному адресу расположен жилой дом с количеством этажей – 4 (3 надземных и 1 цокольный этаж). Третий этаж выложен из кирпича и оборудован двумя смотровыми окнами. Кроме того непосредственно под козырьком двухскатной крыши имеется небольшое, предположительно чердачное, окно. На представленном БТИ Ленинского района поэтажном плане третий этаж отсутствует.
Таким образом, истец полагает, что Лавровым В. М. проведена реконструкция жилого дома путем надстройки третьего этажа. В результате проведенной реконструкции, увеличилась площадь и объем здания.
По информации отдела подготовки и выдачи разрешительной документации в области строительства, разрешение на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: <адрес> за период с 2010 года по настоящее время не выдавалось.
Градостроительный план на земельный участок по <адрес> с кадастровым номером № управление главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж не выдавало.
В связи с чем, истец обратился в суд с указанным иском.
В судебном заседании был объявлен перерыв с 03 марта 2021 г. по 25 марта 2021 г.
В судебном заседании 03.03.2021 представитель истца по доверенности Бахтина И. В. заявленные требования поддержала, просила суд их удовлетворить. Ходатайство о назначении по делу судебной строительно-технической экспертизы не заявляла. В судебное заседание после перерыва представитель истца не явилась, просит рассматривать дело в свое отсутствие.
Ответчик Лавров В. М. и его представитель по доверенности Ощехина Я. А. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Просили в удовлетворении иска отказать.
Выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, а также эксперта ФИО8, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все предоставленные суду доказательства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что решением исполнительного комитета районного Совета народных депутатов по Ленинскому району г. Воронежа от 12.02.1991 № 38/7/3 ФИО1 предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты>0 кв.м. под строительство индивидуального жилого дома по <адрес>.
Решением исполнительного комитета районного Совета народных депутатов по Ленинскому району г. Воронежа от 14.05.1991 за № 123/93/9 «Об изменении границ земельного участка № по <адрес>» разрешено ФИО1 изменить конфигурацию земельного участка № по <адрес>, согласно ситуационному плану.
Постановлением Главы администрации Ленинского района г. Воронежа от 29.06.2001 № 368/1 закреплено за домовладением № по <адрес> земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м.
Постановлением Главы администрации Ленинского района г. Воронежа от 21.05.1992 № 95/9 разрешено ФИО1 в домовладении № по <адрес> изменить конфигурацию земельного участка, согласно ситуационному плану, строительство дома вести размером 10,40 х 13,30 м, пристроить веранду размером 2,90 х 9,0 м.
Согласно акту № 57 приемки в эксплуатацию жилого дома от 04.06.2002 по <адрес> приемочная комиссия произвела осмотр жилого дома, возведенного гражданином на основании Постановления Главы администрации Ленинского района от 21.05.1992 № 95/9 и проекта, утвержденного главным архитектором района от 12.03.1992, которым предусматривается возведение жилого кирпичного дома 10,0х16,0 размером, квартир 2, жилая площадь <данные изъяты> кв.м. Общеполезная площадь <данные изъяты> кв.м. Наружная высота 10,5 м. Внутренняя высота 3,0 м. В действительности выстроен жилой кирпичный дом. Общая площадь <данные изъяты> кв.м. Кроме того, комиссией был принят в эксплуатацию жилой дом лит. «А» общей площадью 384,8 кв.м. (общеполезной площадью 251,6 кв.м.), в т. ч. Жилой 120,1 кв.м.
Постановлением Главы администрации Ленинского района г. Воронежа от 19.08.2002 № 421/4 утвержден акт приемочной комиссии № 57 от 04.06.2002 г. о приеме в эксплуатацию жилого дома лит. «А» общей площадью <данные изъяты> кв.м. (общеполезной площадью <данные изъяты> кв.м.), в т. ч. Жилой <данные изъяты> кв.м., в домовладении № по <адрес>.
По данным технического паспорта жилого дома по адресу: <адрес> по состоянию на 09.08.2005 общая площадь всего домовладения составляет <данные изъяты> кв.м., число этажей надземной части – 2, число цокольных этажей – 1.
В настоящее время земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. принадлежит на праве собственности Лаврову Владимиру Михайловичу, имеет вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, поставлен на кадастровый учет, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
На указанном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащий на праве собственности Лаврову В. М., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
В силу статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации и подпункта 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления или уполномоченные ими органы осуществляют муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель.
Согласно пункту 3 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
20 марта 2020 г. Инспекцией государственного строительного надзора Воронежской области был составлен акт № 163 проверки объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в котором установлено, что земельному участку, площадью <данные изъяты> кв.м., 04.03.2002 присвоен кадастровый №, правообладателем которого является Лавров В. М. При осмотре объекта и сопоставлении его с техническим паспортом, подготовленным БТИ <адрес> на индивидуальный жилой дом выявлено, что в период с 09.08.2005 по 17.03.2020 возведена мансарда с двумя стандартными окнами для жилого назначения, так как в паспорте не указан мансардный этаж и отсутствует схематичный чертеж фасада, разреза здания. Технический паспорт БТИ не содержит сведений о том, что здание жилого дома возводилось на основании разрешения на строительство и ввелось в эксплуатацию по разрешению на ввод. Согласно технического паспорта планировкой жилого дома предусмотрено два отдельных входа, единая общая стена, которая разделяет дом фактически на 2 отдельных входа, единая общая стена, которая разделяет дом фактически на 2 отдельных блока каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, т. к. не имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), что определяется понятием п. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ. Рассматриваемый земельный участок находится на территории зоны застройки с индексом Ж1 согласно Правил землепользования и застройки городского округа г. Воронеж, решения Воронежской городской Думы от 25.12.2019 № 384-II. В зоне Ж1 параметры разрешенного строительства: предельная высота здания до 15 м, количество надземных этажей – 3: 1 этаж с высотой 2,7 м, 2 этаж с высотой 2,65 м, мансардный этаж с высотой не менее 1,8 м, что отчетливо видно по объемно-планировочным решениям со стороны фасада, а также – цокольный этаж с высотой 2,7. Таким образом, здание состоит из 4-х этажей общей высотой здания ориентировочно до 15 м.
В ходе проверки установлено, что фактически выполнено строительство индивидуального четырехэтажного жилого дома, которое начато предположительно в 1991 г. согласно записи с датой от 30.02.2001, имеющейся в техническом паспорте. Следовательно, в период с 09.08.2005 по 17.03.2020 был возведен мансардный этаж. Возведение здания проводилось без разрешительных документов.
Согласно уведомлению от 23.03.2020 № 68-11/426 Инспекции государственного строительного надзора Воронежской области выявлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> проведена реконструкция жилого дома, расположенного на указанном земельном участке, без получения необходимых в силу закона согласований, разрешений.
07.04.2020 ведущим экспертом отдела по осуществлению контроля в сфере строительного законодательства управления административно-технического контроля ФИО9 произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, что подтверждается актом осмотра (обследования) объекта. В ходе визуального осмотра установлено, что по указанному адресу расположен жилой дом с количество этажей – 4 (3 надземных и 1 цокольный этаж). Третий этаж выложен из кирпича и оборудован двумя смотровыми окнами. Кроме того, непосредственно под козырьком двускатной крыши имеется небольшое, предположительно чердачное, окно. На представленном БТИ Ленинского района поэтажном плане третий этаж отсутствует. Таким образом, Лавровым В. М. проведена реконструкция жилого дома путем надстройки третьего этажа. В результате проведенной реконструкции, увеличилась площадь и объем здания.
По информации отдела подготовки и выдачи разрешительной документации в области строительства документация в порядке ст.ст. 51, 51.1 Градостроительного кодекса РФ застройщиком в администрацию городского округа г. Воронеж не предоставлялось, разрешение на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: <адрес> за период с 2010 г. по настоящее время не выдавалось. Градостроительный план на земельный участок по <адрес> с кадастровым номером № управление главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж не выдавало.
По данным технического паспорта жилого дома по адресу: <адрес> по состоянию на 24.03.2020 общая площадь всего домовладения составляет <данные изъяты> кв.м., число этажей надземной части – 2, число цокольных этажей – 1.
Согласно заключения эксперта ФИО8 ООО «ГлавКадастрЦентр» № 2485-1 от 07.10.2020 по адресу: <адрес> на основании визуально-инструментального осмотра, представленных документов и сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ВО, эксперт может сделать вывод, что надстройка мансардного этажа не проводилась, а также нельзя считать нежилое чердачное помещение мансардным этажом и не может использоваться для постоянного проживания. Учитывая требования СП, СНиП, СаНПин, требования технического регламента о безопасности зданий и сооружений, жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> соответствует градостроительным, строительным нормам и правилам, по техническому состоянию строение пригодно для дальнейшей эксплуатации, угроза жизни и здоровью граждан отсутствует.
Согласно справке БТИ Новоусманского района Воронежской области от 19.02.2021 № 31 по результатам обследования объекта – жилого дома (лит<данные изъяты>) расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Лаврову В. М. на основании договора дарения от 30.08.2005, удостоверенного нотариусом нотариального округа г. Воронежа ФИО10, зарегистрированного в реестре за номером №, выявлено, что объект имеет два надземных этажа – 1-й этаж и 2-й подземный – цокольный этаж общей суммарной высотой со стороны фасада 13,50 м, со стороны двора – 10,50 м выше планировочной отметки. Площадь жилого дома составляет <данные изъяты> кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.09.2005 г. серия <данные изъяты> и техническим паспортом инв. № по состоянию на 24.03.2020. Год постройки жилого дома – 1997г., процент физического износа конструктивных элементов объекта в целом соответствует году постройки. Исходя из результатов обследования технического состояния указанного строения, данный объект с момента его возведения не претерпевал изменений количественного и качественного состава, технических характеристик и уровня благоустройства.
Допрошенная в судебном заседании после перерыва эксперт ФИО8, выводы, изложенные в заключении подтвердила и поддержала, пояснив, что на основании визуального обследования и на основании предоставленной документации, эксперт пришла к выводу о том, что реконструкция жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> не производилась. Кроме того, пояснила, что исходя из градостроительных, строительных норм жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, соответствует требованиям технического регламента о безопасности зданий и сооружений. В данном случае чердачное помещение является нежилым, не является мансардным этажом и как этаж учитывать нельзя.
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
Последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, с получением разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
В пункте 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Виды разрешенного использования и правила застройки, а также предельные параметры земельных участков и разрешенного строительства в г. Воронеже изложены в решении Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II, которым утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж (далее - Правила землепользования и застройки)
Согласно Приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 года № 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" на земельных участках с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" разрешено размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания высотой не выше трех надземных этажей); производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж Ж1 - зона малоэтажной индивидуальной застройки предназначена для формирования жилых районов из отдельно стоящих и блокированных индивидуальных жилых домов (коттеджей) и с минимальным размещенным набором услуг местного значения.
Основные виды разрешенного использования зоны Ж1 для отдельно стоящих индивидуальных жилых домов на одну, две семьи, коттеджи:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь: минимальная площадь земельного участка - 300 кв. м; максимальная площадь земельного участка (за исключением случаев образования земельного участка при объединении, разделе или выделе из земельных участков): - 800 кв. м, - на землях, требующих рекультивации, 1000 кв. м;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, устанавливаются в соответствии с пунктом 1 части 8 настоящей статьи;
3) предельная высота зданий, строений, сооружений - 15 м, предельное количество надземных этажей - 3 этажа;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка, - 50%.
Основные виды разрешенного использования зоны Ж1 для блокированных жилых домов с блок-квартирами на одну семью:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, - не подлежит установлению;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, устанавливаются в соответствии с пунктом 1 части 8 настоящей статьи;
3) предельное количество этажей или предельная высота зданий, строений, сооружений - не подлежит установлению;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка, - не подлежит установлению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Из содержания данной нормы вытекает, что законом закреплены три признака, при наличии хотя бы одного из которых строение, сооружение или иное недвижимое имущество могут быть признаны самовольной постройкой, в частности, если строение, сооружение или иное недвижимое имущество возведены: 1) на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами; 2) без получения на это необходимых разрешений; 3) с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Соответственно, по делам, связанным с разрешением прав на самовольную постройку, юридически значимыми обстоятельствами являются наличие или отсутствие признаков самовольной постройки, в том числе проверка соответствия возведения постройки разрешенному использованию земельного участка, на котором она расположена, возведена ли постройка с нарушением градостроительных и строительных норм и правил и являются ли эти нарушения существенными.
В соответствии с требованиями ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Реконструкция представляет собой комплекс работ по изменению архитектурно-градостроительного решения существующего градостроительного объекта путем создания капитальных построек, пристроек, надстроек, мансард, изменения несущих конструкций и систем инженерного оборудования объекта.
По смыслу части 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство.
Частью 17 статьи 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ (в ред. от 03.08.2018 г.) установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, первоначальным собственником возведен указанный жилой дом в соответствии с действующим на тот период законодательством, как объект капитального строительства, возведенный на основании Постановления Главы администрации Ленинского района от 21.05.1992 № 95/9 и проекта, утвержденного Главным архитектором района от 12.03.1992, с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил. Данный объект принят и введен в эксплуатацию также уполномоченным органом - органом местного самоуправления.
Таким образом, анализируя собранные по делу доказательства, суд полагает, что в данном случае отсутствуют основания для признания индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> самовольной постройкой, поскольку постройка создана без нарушения градостроительных и строительных норм и правил, на земельном участке, отведенном для целей использования.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Администрации городского округа город Воронеж к Лаврову Владимиру Михайловичу о признании индивидуального жилого <адрес> в <адрес> самовольной постройкой, обязании привести объект недвижимости к состоянию согласно технического паспорта БТИ Ленинского района на 09.08.2005 года, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н. В. Лисицкая
Решение в окончательной форме
принято 01.04.2021
Дело №
УИД №
Стр.№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 марта 2021 года город Воронеж
Ленинский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Лисицкой Н. В.,
при секретаре Тарасенко И. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Администрации городского округа город Воронеж к Лаврову Владимиру Михайловичу о признании жилого дома самовольной постройкой, обязании привести объект недвижимости в соответствие с техническим паспортом,
установил:
Администрация городского округа город Воронеж обратилась в Ленинский районный суд г. Воронежа с иском к Лаврову В. М. о признании жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> самовольной постройкой, обязании Лаврова В. М. привести объект недвижимости, расположенный на земельном участке по адресу: <адрес> состоянию объекта недвижимости с кадастровым номером №, технические характеристики которого отражены в техническом паспорте БТИ Ленинского района г. Воронежа по состоянию на 09.08.2005.
Мотивируя заявленные исковые требования, тем, что в адрес управления административно-технического контроля администрации городского округа г. Воронеж из инспекции государственного строительного надзора Воронежской области поступило уведомление от 23.03.2020 № 68-11/426 о выявлении самовольной постройки, расположенной на земельном участке по адресу: <адрес>, согласно которому Лавровым В. М. проведена реконструкция жилого дома по <адрес> без получения необходимых в силу закона согласований, разрешений.
Согласно данным единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м. с разрешенным использованием – «индивидуальное жилищное строительство» по <адрес>, а также расположенный на данном земельном участке двухэтажный жилой дом площадью <данные изъяты> кв.м. с кадастровым номером № принадлежит на праве собственности Лаврову В. М.
Ведущим экспертом отдела по осуществлению контроля в сфере строительного законодательства управления административно-технического контроля 07.04.2020 произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером № по адресу <адрес>.
Согласно данным технического паспорта на жилой дом по <адрес>, подготовленного БТИ Ленинского района г. Воронежа, по состоянию на 09.08.2005 общая площадь жилого дома составляет <данные изъяты> кв.м., число этажей надземной части составляет 2, число цокольных этажей – 1.
В ходе визуального осмотра установлено, что по указанному адресу расположен жилой дом с количеством этажей – 4 (3 надземных и 1 цокольный этаж). Третий этаж выложен из кирпича и оборудован двумя смотровыми окнами. Кроме того непосредственно под козырьком двухскатной крыши имеется небольшое, предположительно чердачное, окно. На представленном БТИ Ленинского района поэтажном плане третий этаж отсутствует.
Таким образом, истец полагает, что Лавровым В. М. проведена реконструкция жилого дома путем надстройки третьего этажа. В результате проведенной реконструкции, увеличилась площадь и объем здания.
По информации отдела подготовки и выдачи разрешительной документации в области строительства, разрешение на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: <адрес> за период с 2010 года по настоящее время не выдавалось.
Градостроительный план на земельный участок по <адрес> с кадастровым номером № управление главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж не выдавало.
В связи с чем, истец обратился в суд с указанным иском.
В судебном заседании был объявлен перерыв с 03 марта 2021 г. по 25 марта 2021 г.
В судебном заседании 03.03.2021 представитель истца по доверенности Бахтина И. В. заявленные требования поддержала, просила суд их удовлетворить. Ходатайство о назначении по делу судебной строительно-технической экспертизы не заявляла. В судебное заседание после перерыва представитель истца не явилась, просит рассматривать дело в свое отсутствие.
Ответчик Лавров В. М. и его представитель по доверенности Ощехина Я. А. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Просили в удовлетворении иска отказать.
Выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, а также эксперта ФИО8, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все предоставленные суду доказательства, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что решением исполнительного комитета районного Совета народных депутатов по Ленинскому району г. Воронежа от 12.02.1991 № 38/7/3 ФИО1 предоставлен земельный участок площадью <данные изъяты>0 кв.м. под строительство индивидуального жилого дома по <адрес>.
Решением исполнительного комитета районного Совета народных депутатов по Ленинскому району г. Воронежа от 14.05.1991 за № 123/93/9 «Об изменении границ земельного участка № по <адрес>» разрешено ФИО1 изменить конфигурацию земельного участка № по <адрес>, согласно ситуационному плану.
Постановлением Главы администрации Ленинского района г. Воронежа от 29.06.2001 № 368/1 закреплено за домовладением № по <адрес> земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м.
Постановлением Главы администрации Ленинского района г. Воронежа от 21.05.1992 № 95/9 разрешено ФИО1 в домовладении № по <адрес> изменить конфигурацию земельного участка, согласно ситуационному плану, строительство дома вести размером 10,40 х 13,30 м, пристроить веранду размером 2,90 х 9,0 м.
Согласно акту № 57 приемки в эксплуатацию жилого дома от 04.06.2002 по <адрес> приемочная комиссия произвела осмотр жилого дома, возведенного гражданином на основании Постановления Главы администрации Ленинского района от 21.05.1992 № 95/9 и проекта, утвержденного главным архитектором района от 12.03.1992, которым предусматривается возведение жилого кирпичного дома 10,0х16,0 размером, квартир 2, жилая площадь <данные изъяты> кв.м. Общеполезная площадь <данные изъяты> кв.м. Наружная высота 10,5 м. Внутренняя высота 3,0 м. В действительности выстроен жилой кирпичный дом. Общая площадь <данные изъяты> кв.м. Кроме того, комиссией был принят в эксплуатацию жилой дом лит. «А» общей площадью 384,8 кв.м. (общеполезной площадью 251,6 кв.м.), в т. ч. Жилой 120,1 кв.м.
Постановлением Главы администрации Ленинского района г. Воронежа от 19.08.2002 № 421/4 утвержден акт приемочной комиссии № 57 от 04.06.2002 г. о приеме в эксплуатацию жилого дома лит. «А» общей площадью <данные изъяты> кв.м. (общеполезной площадью <данные изъяты> кв.м.), в т. ч. Жилой <данные изъяты> кв.м., в домовладении № по <адрес>.
По данным технического паспорта жилого дома по адресу: <адрес> по состоянию на 09.08.2005 общая площадь всего домовладения составляет <данные изъяты> кв.м., число этажей надземной части – 2, число цокольных этажей – 1.
В настоящее время земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. принадлежит на праве собственности Лаврову Владимиру Михайловичу, имеет вид разрешенного использования – индивидуальное жилищное строительство, поставлен на кадастровый учет, границы земельного участка установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
На указанном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащий на праве собственности Лаврову В. М., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
В силу статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации и подпункта 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления или уполномоченные ими органы осуществляют муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования, независимо от форм собственности и целевого назначения земель.
Согласно пункту 3 статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
20 марта 2020 г. Инспекцией государственного строительного надзора Воронежской области был составлен акт № 163 проверки объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>, в котором установлено, что земельному участку, площадью <данные изъяты> кв.м., 04.03.2002 присвоен кадастровый №, правообладателем которого является Лавров В. М. При осмотре объекта и сопоставлении его с техническим паспортом, подготовленным БТИ <адрес> на индивидуальный жилой дом выявлено, что в период с 09.08.2005 по 17.03.2020 возведена мансарда с двумя стандартными окнами для жилого назначения, так как в паспорте не указан мансардный этаж и отсутствует схематичный чертеж фасада, разреза здания. Технический паспорт БТИ не содержит сведений о том, что здание жилого дома возводилось на основании разрешения на строительство и ввелось в эксплуатацию по разрешению на ввод. Согласно технического паспорта планировкой жилого дома предусмотрено два отдельных входа, единая общая стена, которая разделяет дом фактически на 2 отдельных входа, единая общая стена, которая разделяет дом фактически на 2 отдельных блока каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, т. к. не имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки), что определяется понятием п. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ. Рассматриваемый земельный участок находится на территории зоны застройки с индексом Ж1 согласно Правил землепользования и застройки городского округа г. Воронеж, решения Воронежской городской Думы от 25.12.2019 № 384-II. В зоне Ж1 параметры разрешенного строительства: предельная высота здания до 15 м, количество надземных этажей – 3: 1 этаж с высотой 2,7 м, 2 этаж с высотой 2,65 м, мансардный этаж с высотой не менее 1,8 м, что отчетливо видно по объемно-планировочным решениям со стороны фасада, а также – цокольный этаж с высотой 2,7. Таким образом, здание состоит из 4-х этажей общей высотой здания ориентировочно до 15 м.
В ходе проверки установлено, что фактически выполнено строительство индивидуального четырехэтажного жилого дома, которое начато предположительно в 1991 г. согласно записи с датой от 30.02.2001, имеющейся в техническом паспорте. Следовательно, в период с 09.08.2005 по 17.03.2020 был возведен мансардный этаж. Возведение здания проводилось без разрешительных документов.
Согласно уведомлению от 23.03.2020 № 68-11/426 Инспекции государственного строительного надзора Воронежской области выявлено, что на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> проведена реконструкция жилого дома, расположенного на указанном земельном участке, без получения необходимых в силу закона согласований, разрешений.
07.04.2020 ведущим экспертом отдела по осуществлению контроля в сфере строительного законодательства управления административно-технического контроля ФИО9 произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, что подтверждается актом осмотра (обследования) объекта. В ходе визуального осмотра установлено, что по указанному адресу расположен жилой дом с количество этажей – 4 (3 надземных и 1 цокольный этаж). Третий этаж выложен из кирпича и оборудован двумя смотровыми окнами. Кроме того, непосредственно под козырьком двускатной крыши имеется небольшое, предположительно чердачное, окно. На представленном БТИ Ленинского района поэтажном плане третий этаж отсутствует. Таким образом, Лавровым В. М. проведена реконструкция жилого дома путем надстройки третьего этажа. В результате проведенной реконструкции, увеличилась площадь и объем здания.
По информации отдела подготовки и выдачи разрешительной документации в области строительства документация в порядке ст.ст. 51, 51.1 Градостроительного кодекса РФ застройщиком в администрацию городского округа г. Воронеж не предоставлялось, разрешение на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу: <адрес> за период с 2010 г. по настоящее время не выдавалось. Градостроительный план на земельный участок по <адрес> с кадастровым номером № управление главного архитектора администрации городского округа г. Воронеж не выдавало.
По данным технического паспорта жилого дома по адресу: <адрес> по состоянию на 24.03.2020 общая площадь всего домовладения составляет <данные изъяты> кв.м., число этажей надземной части – 2, число цокольных этажей – 1.
Согласно заключения эксперта ФИО8 ООО «ГлавКадастрЦентр» № 2485-1 от 07.10.2020 по адресу: <адрес> на основании визуально-инструментального осмотра, представленных документов и сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ВО, эксперт может сделать вывод, что надстройка мансардного этажа не проводилась, а также нельзя считать нежилое чердачное помещение мансардным этажом и не может использоваться для постоянного проживания. Учитывая требования СП, СНиП, СаНПин, требования технического регламента о безопасности зданий и сооружений, жилой дом общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес> соответствует градостроительным, строительным нормам и правилам, по техническому состоянию строение пригодно для дальнейшей эксплуатации, угроза жизни и здоровью граждан отсутствует.
Согласно справке БТИ Новоусманского района Воронежской области от 19.02.2021 № 31 по результатам обследования объекта – жилого дома (лит<данные изъяты>) расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего на праве собственности Лаврову В. М. на основании договора дарения от 30.08.2005, удостоверенного нотариусом нотариального округа г. Воронежа ФИО10, зарегистрированного в реестре за номером №, выявлено, что объект имеет два надземных этажа – 1-й этаж и 2-й подземный – цокольный этаж общей суммарной высотой со стороны фасада 13,50 м, со стороны двора – 10,50 м выше планировочной отметки. Площадь жилого дома составляет <данные изъяты> кв.м., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 27.09.2005 г. серия <данные изъяты> и техническим паспортом инв. № по состоянию на 24.03.2020. Год постройки жилого дома – 1997г., процент физического износа конструктивных элементов объекта в целом соответствует году постройки. Исходя из результатов обследования технического состояния указанного строения, данный объект с момента его возведения не претерпевал изменений количественного и качественного состава, технических характеристик и уровня благоустройства.
Допрошенная в судебном заседании после перерыва эксперт ФИО8, выводы, изложенные в заключении подтвердила и поддержала, пояснив, что на основании визуального обследования и на основании предоставленной документации, эксперт пришла к выводу о том, что реконструкция жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> не производилась. Кроме того, пояснила, что исходя из градостроительных, строительных норм жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, соответствует требованиям технического регламента о безопасности зданий и сооружений. В данном случае чердачное помещение является нежилым, не является мансардным этажом и как этаж учитывать нельзя.
Согласно ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В соответствии со ст. 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (п. 2 ст. 260 ГК РФ).
Если иное не предусмотрено законом или договором, собственник земельного участка приобретает право собственности на здание, сооружение и иное недвижимое имущество, возведенное или созданное им для себя на принадлежащем ему участке.
Последствия самовольной постройки, возведенной или созданной на земельном участке его собственником или другими лицами, определяются статьей 222 настоящего Кодекса.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве или реконструкции объекта недвижимости требуются, помимо наличия права на земельный участок, доказательства осуществления строительства на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки, а также осуществления градостроительной деятельности с соблюдением требований безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления градостроительной деятельности с соблюдением охраны окружающей среды и экологической безопасности, при наличии в установленном порядке составленной проектной документации, с получением разрешения на строительство, разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, подтверждающих осуществление застройки с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, норм и правил о безопасности.
В пункте 7 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации содержится понятие территориальных зон, то есть зон, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
В соответствии со статьей 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Виды разрешенного использования и правила застройки, а также предельные параметры земельных участков и разрешенного строительства в г. Воронеже изложены в решении Воронежской городской Думы от 25.12.2009 № 384-II, которым утверждены Правила землепользования и застройки городского округа город Воронеж (далее - Правила землепользования и застройки)
Согласно Приказу Минэкономразвития России от 01.09.2014 года № 540 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" на земельных участках с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства" разрешено размещение жилого дома, не предназначенного для раздела на квартиры (дома, пригодные для постоянного проживания высотой не выше трех надземных этажей); производство сельскохозяйственной продукции; размещение гаража и иных вспомогательных сооружений; содержание сельскохозяйственных животных.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки городского округа город Воронеж Ж1 - зона малоэтажной индивидуальной застройки предназначена для формирования жилых районов из отдельно стоящих и блокированных индивидуальных жилых домов (коттеджей) и с минимальным размещенным набором услуг местного значения.
Основные виды разрешенного использования зоны Ж1 для отдельно стоящих индивидуальных жилых домов на одну, две семьи, коттеджи:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь: минимальная площадь земельного участка - 300 кв. м; максимальная площадь земельного участка (за исключением случаев образования земельного участка при объединении, разделе или выделе из земельных участков): - 800 кв. м, - на землях, требующих рекультивации, 1000 кв. м;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, устанавливаются в соответствии с пунктом 1 части 8 настоящей статьи;
3) предельная высота зданий, строений, сооружений - 15 м, предельное количество надземных этажей - 3 этажа;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка, - 50%.
Основные виды разрешенного использования зоны Ж1 для блокированных жилых домов с блок-квартирами на одну семью:
1) предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков, в том числе их площадь, - не подлежит установлению;
2) минимальные отступы от границ земельных участков в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, устанавливаются в соответствии с пунктом 1 части 8 настоящей статьи;
3) предельное количество этажей или предельная высота зданий, строений, сооружений - не подлежит установлению;
4) максимальный процент застройки в границах земельного участка, определяемый как отношение суммарной площади земельного участка, которая может быть застроена, ко всей площади земельного участка, - не подлежит установлению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Из содержания данной нормы вытекает, что законом закреплены три признака, при наличии хотя бы одного из которых строение, сооружение или иное недвижимое имущество могут быть признаны самовольной постройкой, в частности, если строение, сооружение или иное недвижимое имущество возведены: 1) на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами; 2) без получения на это необходимых разрешений; 3) с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Соответственно, по делам, связанным с разрешением прав на самовольную постройку, юридически значимыми обстоятельствами являются наличие или отсутствие признаков самовольной постройки, в том числе проверка соответствия возведения постройки разрешенному использованию земельного участка, на котором она расположена, возведена ли постройка с нарушением градостроительных и строительных норм и правил и являются ли эти нарушения существенными.
В соответствии с требованиями ст. 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Реконструкция представляет собой комплекс работ по изменению архитектурно-градостроительного решения существующего градостроительного объекта путем создания капитальных построек, пристроек, надстроек, мансард, изменения несущих конструкций и систем инженерного оборудования объекта.
По смыслу части 2 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство.
Частью 17 статьи 51 Градостроительного Кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 190-ФЗ (в ред. от 03.08.2018 г.) установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, первоначальным собственником возведен указанный жилой дом в соответствии с действующим на тот период законодательством, как объект капитального строительства, возведенный на основании Постановления Главы администрации Ленинского района от 21.05.1992 № 95/9 и проекта, утвержденного Главным архитектором района от 12.03.1992, с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил. Данный объект принят и введен в эксплуатацию также уполномоченным органом - органом местного самоуправления.
Таким образом, анализируя собранные по делу доказательства, суд полагает, что в данном случае отсутствуют основания для признания индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> самовольной постройкой, поскольку постройка создана без нарушения градостроительных и строительных норм и правил, на земельном участке, отведенном для целей использования.
С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Администрации городского округа город Воронеж к Лаврову Владимиру Михайловичу о признании индивидуального жилого <адрес> в <адрес> самовольной постройкой, обязании привести объект недвижимости к состоянию согласно технического паспорта БТИ Ленинского района на 09.08.2005 года, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Н. В. Лисицкая
Решение в окончательной форме
принято 01.04.2021