Решение в окончательной форме принято 10 июня 2022 года
Дело № 2-97/2022
УИД 76MS0037-01-2021-001727-38
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 июня 2022 года г. Гаврилов-Ям
Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Малининой Ю.Я.,
при секретаре Ремизовой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Хартия» к Коротков В.В. о взыскании задолженности по внесению платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и встречному исковому заявлению Коротков В.В. к ООО «Хартия»,
у с т а н о в и л :
Общество с ограниченной ответственностью «Хартия» обратилось в суд с иском к Короткову В.В. о взыскании суммы задолженности за оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01 октября 2018 года по 10 февраля 2021 года в размере 17253 руб. 54 коп. и расходов по оплате государственной пошлины в размере 690 руб. 14 коп.
В обоснование исковых требований указано, что 23 мая 2018 года между Обществом с ограниченной ответственностью «Хартия» (далее по тексту ООО «Хартия») и Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области заключено соглашение № 7 об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, на основании которого Общество обязалось обеспечить сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории Ярославской области. Коротков В.В. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>. Данный адрес входит в зону деятельности регионального оператора, которую обслуживает ООО «Хартия», в связи с чем между ООО «Хартия»» и ответчиком заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Ответчик за период с 01.10.2018 года по 10.02.2021 года не производил оплату услуг по вывозу ТКО, в результате чего образовалась задолженность в указанном размере, которую истец просит взыскать с него.
Коротковым В.В. в рамках настоящего дела предъявил встречный иск к ООО «Хартия» о защите прав потребителя, в котором просил возложить обязанность произвести перерасчет платы за оказание услуг по обращению с твердыми бытовыми отходами за период с 01.10.2018 года по 10.02.2021 года и полностью освободить его от платы за указанный период по тем основаниям, что услуга фактически не оказывалась.
Представитель истца ООО «Хартия» в настоящее судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие. В предыдущем судебном заседании представитель истца по доверенности Бутырина Н.А. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Против удовлетворения встречного иска возражала.
Ответчик Коротков В.В. и его представитель Цой В.В. в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель ответчика по доверенности Цой В.В. в предыдущих судебных заседаниях возражал в удовлетворении исковых требований ООО «Хартия», поддержал требования встречного иска. В ходе рассмотрения дела Цой В.В. в обоснование позиции своего доверителя пояснил, что вывоз отходов не осуществлялся, мест складирования ТКО истец не знал и не видел. ООО «Хартия» не обеспечивала надлежащий вывоз отходов. До февраля 2021г. в с. Лахость не был организован надлежащий сбор, хранение и вывоз твердых бытовых коммунальных отходов. Администрация Великосельского поселения относительно вопроса отходов устно поясняла, что раз в неделю в конкретный час времени, в рабочее время по определенному маршруту из деревень Великосельского сельского поселения следует трактор, в который граждане должны сами подавать мусор. Бестарный способ подразумевает определение площадки, в которую потребитель может отнести бытовые отходы и там складировать в специально выделенной ему таре. Специальная площадка не была оборудована, сбор, вывоз и утилизация ТКО не была организована, в связи с чем Коротков В.В. не оплачивал начисления. Поскольку Короткову В.В. коммунальная услуга не была оказана, им заявлены встречные требования об освобождении от начислений.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Короткова Н.А., Короткова А.В., Коротков А.В., Ширяева Л.В., Макарова А.В., администрация Великосельского сельского поселения, администрация Гаврилов-Ямского муниципального района, ПАО «ТНС энерго Ярославль», Департамент жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области, Департамент регулирования тарифов Ярославской области, Департамент государственного жилищного надзора Ярославской области, которые в суд не явились, извещены надлежащим образом. Департаментами представлены письменные пояснения по делу, из которых следует, что не возражают против удовлетворения заявленных истцом требований.
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав письменные материалы дела, оценив доводы сторон и показания свидетеля, суд находит исковые требования ООО «Хартия» подлежащими частичному удовлетворению, а встречный иск необоснованным и не подлежащим удовлетворения по следующим основаниям.
Как установлено судом, Коротков В.В. является собственником жилого дома по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН и не оспаривается ответчиком.
ООО «Хартия» присвоен статус регионального оператора по обращению с ТКО на территории Ярославской области в соответствии с соглашением № 7 от 23 мая 2018 года об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенным между Департаментом охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области и ООО «Хартия».
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
С учетом указанных норм права, вопросы создания, территориального размещения и содержания контейнерных площадок (мест накопления ТКО) относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Деятельность регионального оператора по обращению с ТКО регламентирована Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 (далее по тексту - Правила № 1156).
В соответствии с пунктом 4 Правил № 1156, обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.
Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.
Согласно пункту 1 статьи 24.6 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
В силу ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии со ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Принимая во внимание указанные нормы права, в предмет коммунальной услуги по обращению с ТКО включаются сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов.
Отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, регулируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (далее по тексту – Правила № 354).
В соответствии с пунктом 2 Правил № 354 исполнителем коммунальной услуги является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Подпунктом «а» пункта 148 (22) Правил № 354 предусмотрено, что исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
В силу пункта 148 (45) Правил № 354 при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
В соответствии с пунктом 9 Правил № 1156 потребители обязаны осуществлять складирование твердых коммунальных отходов в местах накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктами 9, 12 Правил № 1156 предусмотрено, что места расположения мест накопления определяются в соответствии со схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО.
Судом установлено, что исполнителем услуги по обращению с ТКО на территории с. Лахость Гаврилов-Ямского района Ярославской области является ООО «Хартия».
Из приложения № 1 к постановлению администрации Великосельского сельского поселения от 25 декабря 2018 года № 221 видно, что утвержден реестр мест сбора ТКО (твердых коммунальных отходов) на территории Великосельского сельского поселения Гаврилов-Ямского района и установлен график транспортирования ТКО частный сектор с.Лахость - каждый четверг каждого месяца.
В обоснование встречного иска Коротков В.В. и его представитель ссылались на неоказание услуги, в связи с чем заявлено о допросе свидетеля.
Свидетель Цой Л.В. в судебном заседании 10.03.2022г. показала, что ООО «Хартия» обязана была установить контейнер. Обязанность Департамента окружающей среды была только по определению мест раздельного сбора мусора. О наличии каких-то соглашений межведомственных ничего не известно. Растительный мусор и бытовые отходы утилизировались. Это было очень неудобно, особенно в зимний период времени, но поскольку других вариантов не было и мест, куда можно несанкционированно выбрасывать мусор, жители села были вынуждены поступать именно так. Было много растительного мусора, но он легко сжигается.
Показания свидетеля о том, что большинство жителей деревни сжигают мусор, по мнению суда, не могут свидетельствовать о том, что Коротков В.В. не пользовался коммунальной услугой, равно как и опровергнуть доказательства, представленные ООО «Хартия» в подтверждении факта оказания услуг.
Доказательств того, что вывоз мусора, размещенного в местах сбора, установленных администрацией Великосельского сельского поселения, осуществляется не ООО «Хартия», а иным лицом, в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд приходит к выводу, что у потребителей с. Лахость Гаврилов-Ямского района Ярославской области, в том числе и у ответчика, имелась фактическая возможность пользоваться услугой по обращению с ТКО, используя места сбора ТКО в с. Лахость.
ООО «Хартия» не несет ответственность за отсутствие размещенных на нормативно установленном расстоянии от жилых домов контейнерных площадок (мест накопления ТКО), поскольку в обязанности регионального оператора в соответствии с действующим законодательством не входит создание и содержание таких площадок. Предметом самой услуги по обращению с ТКО являются непосредственно сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов.
Каких-либо нарушений нормативных требований при вывозе ТКО с указанных мест их размещения судом не установлено, доказательств обратного ответчиком в нарушение требований части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
При таких обстоятельствах оснований полагать, что ответчику Цою В.В. не оказывается услуга по обращению с ТКО, у суда не имеется.
Принимая во внимание изложенное, доводы ответчика на отсутствие до февраля 2021 года обустроенной контейнерной площадки не свидетельствуют о том, что региональный оператор не оказывает услугу по обращению с ТКО, осуществляя вывоз с мест сбора ТКО, установленных администрацией Великосельского сельского поселения и по утвержденному указанной администрацией графику.
Доказательств заключения самостоятельного договора на вывоз ТКО с иной организацией в спорный период по адресу: <адрес>, суду не представлено.
Доводы ответчика о том, что с ним не заключался договор на оказание услуг по обращению с ТКО, как и о том, что фактически услугой Коротков В.В. не пользовался, так как утилизирует мусор самостоятельно, суд находит несостоятельными.
В соответствии с пунктом 8 (4) Правил № 1156, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО является заявка потребителя.
В силу ст. 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, публичным договором признается договор, заключенный лицом, осуществляющим предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, и устанавливающий его обязанности по продаже товаров, выполнению работ либо оказанию услуг, которые такое лицо по характеру своей деятельности должно осуществлять в отношении каждого, кто к нему обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.). Лицо, осуществляющее предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим лицом в отношении заключения публичного договора, за исключением случаев, предусмотренных законом или иными правовыми актами. В публичном договоре цена товаров, работ или услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. Иные условия публичного договора не могут, устанавливаться исходя из преимуществ отдельных потребителей или оказания им предпочтения, за исключением случаев, если законом или иными правовыми актами допускается предоставление льгот отдельным категориям потребителей. В случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации, а также уполномоченные Правительством Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти могут издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнений публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.). С учетом изложенного, договор по обращению с ТКО является публичным.
Согласно пункту 8 (17) Правил № 1156, региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации. Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
На основании пункта 8 (10) Правил № 1156 проект указанного договора составляется в соответствии с типовым договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами по форме, утвержденной Правилами № 1156, и может быть дополнен иными положениями, не противоречащими законодательству Российской Федерации.
Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8 (8) - 8 (16) настоящих Правил. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8 (5) - 8 (7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (пункт 8 (17) Правил № 1156).
Принимая во внимание изложенное, независимо от поступления от потребителя заявки услуги должны оказываться региональным оператором на условиях, не противоречащих типовой форме, утвержденной Правилами № 1156. Следовательно, в силу статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации данные услуги подлежат оплате потребителями по факту их оказания. Отсутствие заключенного в письменной форме договора основанием для освобождения от оплаты услуги по обращению с ТКО не является и о нарушении прав ответчика не свидетельствует.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 года № 1156 утвержден порядок осуществления сбора и транспортирования твердых коммунальных отходов, которым установлено, что потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.
Статьей 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Самостоятельная утилизация отходов, в том числе путем сожжения в бытовой печи, противоречит требованиям вышеуказанных законов.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд находит исковые требования о взыскании с Короткова В.В. в пользу ООО «Хартия» обоснованными. При этом основания для удовлетворения требований встречного иска Короткова В.В., отсутствуют. Доводы встречного иска о том, что фактически коммунальная услуга не оказывалась, опровергнуты собранными по делу доказательствами, приведенными выше.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.
В силу ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с частью 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В жилом помещении, принадлежащем ответчику в спорный период было зарегистрирован 6 человек - ответчик Коротков В.В., а также члены его семьи Короткова Н.А., Короткова А.В., Коротков А.В., Ширяева Л.В., Макарова А.В., что отражено в домовой книге (т. 1 л.д. 50-52).
Согласно сведений по лицевому счету № (том 1 л.д. 26), открытому на жилое помещение, расположенное по указанному выше адресу региональным оператором в спорный период оказаны услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на общую сумму в размере 17253 руб. 54 копеек, исходя из количества жильцов – 6 человек, однако расчет задолженности произведен истцом в спорный период без учета льготного тарифа.
В соответствии со статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации ежегодно Правительством Российской Федерации устанавливается ограничение темпов роста платы граждан за коммунальные услуги. В совокупную плату за коммунальные услуги входит плата за отопление, горячее и холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, услуга по обращению с ТКО.
В целях обязательного соблюдения установленных ограничений роста размера платы граждан за коммунальные услуги в Ярославской области для населения установлены льготные тарифы на тепловую энергию, питьевую холодную воду, горячую воду, водоотведение и услугу по обращению с ТКО.
В соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» законом Ярославской области от 27 июня 2019 года № 34-з «О льготных тарифах в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Ярославской области» установлены категории лиц, имеющих право на льготные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, основания для предоставления таких льгот и порядок компенсации выпадающих доходов регионального оператора по обращению с ТКО.
В силу статьи 3 Закона Ярославской области от 27 июня 2019 года № 34-з «О льготных тарифах в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Ярославской области» право на льготные тарифы имеют:
- физические лица - собственники или наниматели жилых помещений, являющиеся потребителями коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Ярославской области и не являющиеся потребителями коммунальных услуг по отоплению (за исключением услуги по продаже твердого топлива при наличии печного отопления), холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению;
- лица, оказывающие физическим лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, в части объемов оказанной этим физическим лицам коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Соответственно, льготный тариф на услугу по обращению с ТКО распространяется на отношения по оплате данной коммунальной услуги потребителями, у которых есть один из следующих наборов коммунальных услуг: электроснабжение для освещения, газ исключительно для целей приготовления пищи, печное отопление (дрова, уголь), ТКО; электроснабжение для освещения и (или) приготовления пищи, печное отопление (дрова, уголь), ТКО; электроснабжение для освещения и (или) приготовления пищи, ТКО.
Приказами Департамента жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 28 июня 2019 года № 67-лт, от 19 декабря 2019 года № 450-лт и от 17 декабря 2020 года № 405-лт для указанных категорий лиц были установлены льготные тарифы на услугу по обращению с ТКО в размере:
- с 01 июля 2019 года – 430 рублей 50 копеек за куб.м. (с учетом НДС);
- с 01 января 2020 года по 30 июня 2020 года – 430 рублей 50 копеек за куб.м. (НДС не облагается), с 01 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года – 481 рубль за куб.м. (НДС не облагается);
- с 01 января 2021 года по 30 июня 2021 года в размере 481 рубль за куб.м. (НДС не облагается).
Из материалов дела видно, что населенный пункт с. Лахость Гаврилов-Ямского района Ярославской области не газифицирован. Жители указанного населенного пункта не являются потребителями коммунальных услуг по отоплению (за исключением услуги по продаже твердого топлива при наличии печного отопления), холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Принимая во внимание, что в с. Лахость Гаврилов-Ямского района Ярославской области отсутствуют виды централизованного снабжения коммунальными услугами, за исключением электроснабжения, указанные в Законе Ярославской области от 27 июня 2019 года № 34-з «О льготных тарифах в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Ярославской области», при определении размера платы за обращение с ТКО в период с июля 2019 года по февраль 2021 года в отношении ответчика должны применяться льготные тарифы.
Согласно сведений по указанному лицевому счету в период с 01 октября 2018 года по 30 июня 2019 года у ответчика образовалась задолженность за оплату услуг по обращению с ТКО в размере 5079 руб. 12 коп.
Согласно справочному расчету, представленному истцом, задолженность Короткова В.В. за оплату услуг по обращению с ТКО за период с 01 июля 2019 года по 10 февраля 2021 года исходя из льготных тарифов, составила 10511 руб. 16 коп.
Таким образом, задолженность за оплату услуг по обращению с ТКО за период с 01 октября 2018 года по 10 февраля 2021 года с учетом применения льготного тарифа составит 15590 руб. 28 коп.
Принимая во внимание, изложенное, с Короткова В.В. в пользу Общества подлежит взысканию задолженность за оплату услуг по обращению с ТКО за период с 01 октября 2018 года по 10 февраля 2021 года в размере 15590 руб. 28 коп.
В соответствии со статьей 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом частичного удовлетворения требований истца, с Короткова В.В. в пользу ООО «Хартия» подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 623 руб. 60 коп.
Руководствуясь ст.ст. 12, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Хартия» к Коротков В.В. о взыскании задолженности по внесению платы за оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами удовлетворить частично.
Взыскать с Коротков В.В. в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Хартия» сумму задолженности за оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 01 октября 2018 года по 10 февраля 2021 года в размере 15590 руб. 28 коп.
Взыскать с Коротков В.В. в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Хартия» расходы по оплате государственной пошлины в размере 623 руб. 60 коп.
В удовлетворении остальной части исковых требований ООО «Хартия» отказать.
В удовлетворении встречного искового заявления Коротков В.В. к ООО «Хартия», отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Гаврилов-Ямский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Ю.Я. Малинина