Дело № 2-4507/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 ноября 2016 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе председательствующего Ежелевой Е.А. при секретаре Ключук И.С. с участием представителя истца ФИО4, представителя ответчика ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Емельяновского района Красноярского края к Администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края о признании недействительным постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменении вида разрешенного использования»,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Емельяновского района Красноярского края обратилась в суд с иском к Администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края о признании недействительным постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменении вида разрешенного использования».
Требования мотивированы тем, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменении вида разрешенного использования» был изменен вид разрешенного использования земельных участков, расположенных в <адрес>, из земель населенных пунктов, с вида разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» на вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства»; затем данное постановление было отменено Администрацией Солонцовского сельсовета, что не согласуется с назначением этих земель, и что соответственно нарушает законные права граждан и организаций, которые приобрели данные земельные участки на законных основаниях, что в свою очередь влечет недействительность сделок с данными земельными участками, к двусторонней реституции с возвратом денежных средств и земельных участков каждой из сторон, причинение материального ущерба бюджету Емельяновского района, поскольку денежные средства, полученные в результате заключения договоров аренды и купли-продажи земельных участков, в размере 100 % перечисляются в силу ст. 62 Бюджетного кодекса РФ в бюджет Емельяновского района.
Представитель истца ФИО4 в судебном заседании иск и изложенные в нем доводы поддержала.
Представитель ответчика ФИО5 иск не признала, ссылаясь на то, что факт незаконности постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменении вида разрешенного использования» установлен решением Емельяновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Красноярского краевого суда; право органа местного самоуправления на отмену своих же актов предусмотрено Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ администрацией Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края вынесено постановление № «Об изменении вида разрешенного использования», которым изменен вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» на «для ведения личного подсобного хозяйства» двадцати пяти земельным участкам, расположенным в кадастровом квартале № в <адрес> (л.д. 13-17); постановлением той же администрации от ДД.ММ.ГГГГ № вышеназванное постановление отменено на основании п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (л.д. 18); решением Емельяновского районного суда от 18 июля 2016 года установлено, что органом местного самоуправления, то есть администрацией Солонцовского сельсовета, не была соблюдена процедура изменения разрешенного использования земельного участка; при принятии решения об изменении вида разрешенного использования, в частности, земельного участка с кадастровым номером № нарушены были нормы земельного законодательства, в связи с чем оно является незаконным (л.д. 34-38); апелляционным определением Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ данное решение оставлено без изменения (л.д. 38-41).
Статья 46 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданину и юридическому лицу право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.
Из буквального толкования приведенной нормы следует, что полномочиями на отмену муниципального правового акта, помимо суда, обладают:
- орган местного самоуправления, принявший (издавший) соответствующий муниципальный правовой акт;
- орган местного самоуправления, к полномочиям которого на момент отмены действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, в случае упразднения органа местного самоуправления, принявшего соответствующий муниципальный правовой акт, либо изменения перечня полномочий указанного органа.
Таким образом, статья 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает право органа местного самоуправления, принявшего соответствующий муниципальный правовой акт, на его отмену только в случае наличия у данного муниципального органа соответствующих полномочий по разрешению соответствующих вопросов местного значения на территории соответствующего поселения.
Кроме того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 26 мая 2011 года N 739-О-О, от 22.03.2012 N 486-О-О положение части 1 статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
Таким образом, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону; в свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным, и не нарушать законных прав граждан и организаций. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, муниципальный орган должен доказать, что отмененный им ненормативный акт принят с нарушением действующего законодательства, поскольку обратное означало бы возможность отмены правового акта по субъективным причинам.
В рассматриваемом случае при вынесении Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене постановления от 26 февраля 2014 года № «Об изменении вида разрешенного использования» ответчик не выполнил указанную обязанность - в Постановлении не указана обоснованность необходимости отмены ранее вынесенного Постановления.
В то же время в судебном заседании в решении Емельяновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившем в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, нашел подтверждение факт незаконности постановления администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменении вида разрешенного использования».
Таким образом, у ответчика имелись основания для отмены вышеназванного постановления, в связи с чем его действия являются законными и обоснованными.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Администрации Емельяновского района Красноярского края к Администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края о признании недействительным постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ № «Об изменении вида разрешенного использования» отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Председательствующий: