Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4507/2016 от 06.10.2016

Дело № 2-4507/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 ноября 2016 года                      п. Емельяново

Емельяновский районный суд Красноярского края в составе председательствующего Ежелевой Е.А. при секретаре Ключук И.С. с участием представителя истца ФИО4, представителя ответчика ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Емельяновского района Красноярского края к Администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края о признании недействительным постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования»,

УСТАНОВИЛ:

Администрация Емельяновского района Красноярского края обратилась в суд с иском к Администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края о признании недействительным постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования».

Требования мотивированы тем, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования» был изменен вид разрешенного использования земельных участков, расположенных в <адрес>, из земель населенных пунктов, с вида разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» на вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства»; затем данное постановление было отменено Администрацией Солонцовского сельсовета, что не согласуется с назначением этих земель, и что соответственно нарушает законные права граждан и организаций, которые приобрели данные земельные участки на законных основаниях, что в свою очередь влечет недействительность сделок с данными земельными участками, к двусторонней реституции с возвратом денежных средств и земельных участков каждой из сторон, причинение материального ущерба бюджету Емельяновского района, поскольку денежные средства, полученные в результате заключения договоров аренды и купли-продажи земельных участков, в размере 100 % перечисляются в силу ст. 62 Бюджетного кодекса РФ в бюджет Емельяновского района.

Представитель истца ФИО4 в судебном заседании иск и изложенные в нем доводы поддержала.

Представитель ответчика ФИО5 иск не признала, ссылаясь на то, что факт незаконности постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования» установлен решением Емельяновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением Красноярского краевого суда; право органа местного самоуправления на отмену своих же актов предусмотрено Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ администрацией Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края вынесено постановление «Об изменении вида разрешенного использования», которым изменен вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» на «для ведения личного подсобного хозяйства» двадцати пяти земельным участкам, расположенным в кадастровом квартале в <адрес> (л.д. 13-17); постановлением той же администрации от ДД.ММ.ГГГГ вышеназванное постановление отменено на основании п. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (л.д. 18); решением Емельяновского районного суда от 18 июля 2016 года установлено, что органом местного самоуправления, то есть администрацией Солонцовского сельсовета, не была соблюдена процедура изменения разрешенного использования земельного участка; при принятии решения об изменении вида разрешенного использования, в частности, земельного участка с кадастровым номером нарушены были нормы земельного законодательства, в связи с чем оно является незаконным (л.д. 34-38); апелляционным определением Красноярского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ данное решение оставлено без изменения (л.д. 38-41).

Статья 46 Конституции Российской Федерации предоставляет гражданину и юридическому лицу право обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

На основании части 1 статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом.

Из буквального толкования приведенной нормы следует, что полномочиями на отмену муниципального правового акта, помимо суда, обладают:

- орган местного самоуправления, принявший (издавший) соответствующий муниципальный правовой акт;

- орган местного самоуправления, к полномочиям которого на момент отмены действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, в случае упразднения органа местного самоуправления, принявшего соответствующий муниципальный правовой акт, либо изменения перечня полномочий указанного органа.

Таким образом, статья 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривает право органа местного самоуправления, принявшего соответствующий муниципальный правовой акт, на его отмену только в случае наличия у данного муниципального органа соответствующих полномочий по разрешению соответствующих вопросов местного значения на территории соответствующего поселения.

Кроме того, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 26 мая 2011 года N 739-О-О, от 22.03.2012 N 486-О-О положение части 1 статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.

Таким образом, орган местного самоуправления вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им ненормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону; в свою очередь, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным, и не нарушать законных прав граждан и организаций. При этом реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов, муниципальный орган должен доказать, что отмененный им ненормативный акт принят с нарушением действующего законодательства, поскольку обратное означало бы возможность отмены правового акта по субъективным причинам.

В рассматриваемом случае при вынесении Постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановления от 26 февраля 2014 года «Об изменении вида разрешенного использования» ответчик не выполнил указанную обязанность - в Постановлении не указана обоснованность необходимости отмены ранее вынесенного Постановления.

В то же время в судебном заседании в решении Емельяновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ, вступившем в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, нашел подтверждение факт незаконности постановления администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования».

Таким образом, у ответчика имелись основания для отмены вышеназванного постановления, в связи с чем его действия являются законными и обоснованными.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении искового заявления Администрации Емельяновского района Красноярского края к Администрации Солонцовского сельсовета Емельяновского района Красноярского края о признании недействительным постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановления от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении вида разрешенного использования» отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Председательствующий:

2-4507/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Администрация Емельяновского раойна
Ответчики
Администрация Солонцовского сельсовета
Суд
Емельяновский районный суд Красноярского края
Судья
Ежелева Елена Анатольевна
Дело на странице суда
emel--krk.sudrf.ru
06.10.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
07.10.2016Передача материалов судье
11.10.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.11.2016Судебное заседание
05.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.02.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.10.2018Дело оформлено
07.10.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее