РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Знаменск Астраханской обл. 27 декабря 2013 года
Знаменский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего - судьи Назарова Р.А.,
при секретаре Жаровой Е.С.,
в отсутствие сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению военнослужащего войсковой части <данные изъяты> подполковника Орлова Андрея Александровича об оспаривании действий министра обороны РФ и ФКУ «Единый расчетный центр МО РФ», связанных с невыплатой ежемесячной надбавки за особые условия военной службы,
УСТАНОВИЛ:
Подполковник Орлов А.А. обратился в суд с заявлением к министру обороны РФ и ФКУ «Единый расчетный центр МО РФ», в котором просил:
1. Признать действия министра обороны РФ, связанные с изданием приказов об установлении ему ежемесячной надбавки за особые условия военной службы с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ в объеме 20 % от оклада по воинской должности, незаконными.
2. Обязать министра обороны РФ установить подполковнику Орлову А.А. надбавку за особые условия военной службы за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ в размере 40 % оклада по воинской должности (20 % как проходящему службу на воинских должностях, замещаемых военнослужащими - наземными авиационными специалистами, обеспечивающими безопасность полетов самолетов и вертолетов, и 20 % как проходящему службу на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями).
3. Обязать ФКУ «Единый расчетный центр МО РФ» произвести перерасчет и выплатить ему ежемесячную надбавку за особые условия военной службы из расчета 40 % от оклада по воинской должности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
При подготовке дела к судебному разбирательству Орлов уточнил свои требования, п. 2 оставил без изменения, п.п. 1 и 3 требований просил читать в следующей редакции:
1. Признать действия министра обороны РФ, связанные с изданием приказов от ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ № об установлении ему ежемесячной надбавки за особые условия военной службы с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ в объеме 20 % от оклада по воинской должности, незаконными.
3. Обязать ФКУ «Единый расчетный центр МО РФ» произвести перерасчет и выплатить ему ежемесячную надбавку за особые условия военной службы в общем размере из расчета 40 % от оклада по воинской должности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. доплатить ему данную надбавку в размере 20 % должностного оклада за указанные периоды.
В обоснование своих требований Орлов указал, что он проходит военную службу по контракту на должности начальника отдела - старшего инженера - испытателя научно - исследовательского испытательного отдела 2-го управления научно - исследовательского испытательного войсковой части 15650. С ДД.ММ.ГГГГ он получает ежемесячную надбавку за особые условия военной службы (далее - надбавка за ОУВС) в размере 20 % должностного оклада как проходящий службу на воинской должности, замещаемой военнослужащим - наземным авиационным специалистом, обеспечивающим безопасность полетов самолетов и вертолетов. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ему не выплачивается надбавка за ОУВС как военнослужащему, проходящему службу на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением. О том, что в проектах приказов МО РФ ему была установлена надбавка за ОУВС в размере 40 % оклада по воинской должности за 2012 г. и 2013 г., которые были направлены из войсковой части 15650 в ГУК МО РФ, он узнал в декабре 2013 года. Его непосредственный начальник ежемесячно докладывал вышестоящему командованию о выплаченном ему денежном довольствии в неполном объеме.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, не представил сведения об уважительных причинах неявки, просил рассмотреть заявление без его участия.
Представитель министра обороны РФ Кашин Д.В., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, не представил сведения об уважительных причинах неявки; в представленных возражениях требования заявителя не признал, указав, что заявитель по своему служебному положению не является командиром (руководителем) подразделения согласно тому смыслу, который придается законодательством данному понятию, вследствие чего он не вправе претендовать на установление оспариваемой надбавки. Кроме того, Кашин указал, что заявитель пропустил срок, установленный ст. 256 ГПК РФ, при обжаловании действий МО РФ.
Руководитель ФКУ «Единый расчетный центр МО РФ» (далее - ФКУ «ЕРЦ МО РФ»), извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, не представил сведения об уважительных причинах неявки, своего представителя в суд не направил, возражений не представил.
На основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело без участия лиц, участвующих в деле.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 18 ст. 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» ежемесячная надбавка за особые условия военной службы устанавливается в размере до 100 процентов оклада по воинской должности. Правила выплаты указанной ежемесячной надбавки определяются Правительством Российской Федерации в зависимости от условий прохождения военной службы соответствующими категориями военнослужащих.
Порядок выплаты надбавки за ОУВС военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, определен Правилами выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (далее - Правила), утвержденными одноименным Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 года № 1073, причем на основании подп. «г» п. 3 Правил с 1 января 2012 года ежемесячная надбавка за ОУВС выплачивается до 30 процентов оклада по воинской должности военнослужащим на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных законодательством РФ, и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями.
Аналогичная норма закреплена и в подп. «д» п. 53 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденных одноименным приказом МО РФ от 30 декабря 2011 года № 2700, согласно которому данная надбавка выплачивается вышеуказанной категории военнослужащих в размере 20 % оклада по воинской должности.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что необходимым условием для получения оспариваемой надбавки является прохождение военнослужащим военной службы на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил РФ и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями.
В судебном заседании установлено, что подполковник Орлов А.А. проходит военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ на должности начальника отдела - <данные изъяты>, на которую назначен приказом главнокомандующего ВВС от ДД.ММ.ГГГГ № №. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время заявителю выплачивается надбавка за ОУВС в размере 20 % оклада по воинской должности как военнослужащему, проходящему службу на воинской должности, замещаемой военнослужащим - наземным авиационным специалистом, обеспечивающим безопасность полетов самолетов и вертолетов. С ДД.ММ.ГГГГ заявителю не выплачивается аналогичная надбавка как военнослужащему, проходящему службу на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением.
Указанные обстоятельства подтверждаются выписками из приказов главнокомандующего ВВС от ДД.ММ.ГГГГ № №, министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (по строевой части, <данные изъяты>), ДД.ММ.ГГГГ № (по строевой части, <данные изъяты>), ДД.ММ.ГГГГ № (по строевой части, <данные изъяты>), ДД.ММ.ГГГГ № (по строевой части, <данные изъяты>), справкой из войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № №, копиями удостоверения личности, расчетных листков заявителя за январь, февраль, май - декабрь 2012 года, январь - октябрь 2013 года, а также выпиской из лицевого счета по вкладу заявителя из филиала № ОАО «Сбербанк России» от ДД.ММ.ГГГГ.
Из выписок из проектов приказа МО РФ (по строевой части, исх. в/ч <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № и ДД.ММ.ГГГГ № №) следует, что в ноябре 2012 года и феврале 2013 года командиром войсковой части <данные изъяты> заявитель был включен в указанные проекты приказов МО РФ об установлении и выплате ему с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной надбавки за ОУВС в размере 40 % оклада по воинской должности (20 % как проходящему службу на воинской должности, замещаемой военнослужащим - наземным авиационным специалистом, обеспечивающим безопасность полетов самолетов и вертолетов, и 20 % как проходящему службу на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением). Данные проекты приказов установленным порядком были представлены вышестоящему командованию для издания приказов министром обороны РФ.
Из справки из войсковой части <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что в подчинении у подполковника Орлова находятся <данные изъяты> военнослужащих и <данные изъяты> лиц гражданского персонала ВС РФ.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что начальник отдела подполковник Орлов находится на воинской должности начальника структурного подразделения воинской части, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением.
По вышеуказанному основанию довод представителя МО РФ о том, что оспариваемая надбавка не полагается заявителю, поскольку он находится на воинской должности, исполнение обязанностей по которой не связано с руководством подразделением (личным составом), суд не считает убедительным.
Поскольку заявитель находится на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением, то данный военнослужащий имеет право на получение ежемесячной надбавки за ОУВС в размере 20 % оклада по воинской должности за руководство подразделением с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ, оснований для ее невыплаты в судебном заседании не установлено.
Суд учитывает, что как таковой новый перечень воинских должностей, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, не утвержден, а старый отменен приказом МО РФ от 23 июля 2012 года № 2026, однако, считает, что отсутствие подзаконного нормативного акта МО РФ не является основанием для невыплаты заявителю ежемесячной надбавки за особые условия военной службы, предусмотренной Федеральным законом от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ, Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 года № 1073 и приказом МО РФ от 30 декабря 2011 года № 2700.
Суд также учитывает, что заявитель имеет право на получение надбавки за ОУВС по двум вышеизложенным основаниям, что не противоречит п. 55 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ.
На основании вышеизложенного суд признает незаконными действия министра обороны РФ, связанные с изданием им приказов от ДД.ММ.ГГГГ № (по строевой части, <данные изъяты>) и ДД.ММ.ГГГГ № (по строевой части, <данные изъяты>) об установлении подполковнику Орлову ежемесячной надбавки за ОУВС в размере 20 % должностного оклада (т.е. в неполном объеме, 20 % должностного оклада вместо 40 %) и возлагает обязанность на указанное должностное лицо внести изменения в данные приказы МО РФ в отношении заявителя, заменив при этом указание об установлении Орлову ежемесячной надбавки за ОУВС в размере 20 % оклада по воинской должности как наземному авиационному специалисту следующим содержанием: «Установить подполковнику Орлову А.А. ежемесячную надбавку за особые условия военной службы с ДД.ММ.ГГГГ (приказ МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №) и с ДД.ММ.ГГГГ (приказ МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №) в размере 40 % оклада по воинской должности (20 % как проходящему службу на воинской должности, замещаемой военнослужащим - наземным авиационным специалистом, обеспечивающим безопасность полетов самолетов и вертолетов, и 20 % как проходящему службу на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением)» (требования №№ и № заявителя).
Не остается без внимания суда то обстоятельство, что министру обороны РФ командованием воинской части уже направлялись проекты приказов для установления заявителю оспариваемой им надбавки, однако министр обороны не включил в свои приказы данные о полагающейся заявителю в соответствии с действующим законодательством надбавки за ОУВС, поэтому, по мнению суда, отсутствуют основания для повторного направления министру обороны указанных проектов приказов.
Учитывая вышеизложенное, суд считает обоснованным требование заявителя о возложении обязанности на ФКУ «ЕРЦ МО РФ» произвести перерасчет и выплатить ему с ДД.ММ.ГГГГ надбавку за ОУВС в общей сложности размере 40 % оклада по воинской должности. Однако, поскольку Орлов с ДД.ММ.ГГГГ получал данную надбавку в размере 20 % должностного оклада, то суд считает необходимым обязать ФКУ «ЕРЦ МО РФ» осуществить заявителю доплату ежемесячной надбавки за ОУВС с ДД.ММ.ГГГГ в размере 20 % должностного оклада как проходящему службу на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением.
Суд, рассматривая довод представителя МО РФ о пропуске заявителем срока обращения в суд, предусмотренного ст. 256 ГПК РФ, при обжаловании действий МО РФ, связанных с невключением в приказ от ДД.ММ.ГГГГ № сведений о выплате заявителю оспариваемой надбавки, приходит к следующему.
Согласно материалам дела командиром войсковой части <данные изъяты> в ноябре 2012 года и феврале 2013 года в адрес вышестоящего командования были направлены соответствующие проекты приказов министра обороны РФ об установлении Орлову оспариваемой им надбавки. Тем самым военнослужащий полагал, что его право на получение денежного довольствия в полном объеме будет соблюдено. Однако до настоящего времени право Орлова на получение надбавки за ОУВС в полном объеме не реализовано. При таких обстоятельствах необходимо отметить, что срок на обращение с заявлением в суд за защитой своего нарушенного права, предусмотренный ст. 256 ГПК РФ, заявителем как таковой не пропущен.
Таким образом, суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
Поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, присуждается возмещение с другой стороны всех понесенных по делу судебных расходов, то суд взыскивает с ФКУ «Единый расчетный центр МО РФ» в пользу заявителя судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 200 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление военнослужащего войсковой части <данные изъяты> подполковника Орлову Андрея Александровича об оспаривании действий министра обороны РФ и ФКУ «Единый расчетный центр МО РФ», связанных с невыплатой ежемесячной надбавки за особые условия военной службы, - удовлетворить.
Признать незаконными действия министра обороны РФ, связанные с изданием приказов МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (по строевой части, <данные изъяты>) и ДД.ММ.ГГГГ № (по строевой части, <данные изъяты>) об установлении подполковнику Орлову А.А. ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 20 % оклада по воинской должности с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ.
Обязать министра обороны РФ внести изменение в приказ МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (по строевой части, <данные изъяты>), заменив при этом указание об установлении Орлов А.А. ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 20 % оклада по воинской должности следующим содержанием: «Установить подполковнику Орлову А.А. с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную надбавку за особые условия военной службы в размере 40 % оклада по воинской должности (20 % как проходящему службу на воинской должности, замещаемой военнослужащим - наземным авиационным специалистом, обеспечивающим безопасность полетов самолетов и вертолетов, и 20 % как проходящему службу на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением)».
Обязать министра обороны РФ внести изменение в приказ МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (по строевой части, <данные изъяты>), заменив при этом указание об установлении Орлову А.А. ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 20 % оклада по воинской должности как наземному авиационному специалисту следующим содержанием: «Установить подполковнику Орлову А.А. с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячную надбавку за особые условия военной службы в размере 40 % оклада по воинской должности (20 % как проходящему службу на воинской должности, замещаемой военнослужащим - наземным авиационным специалистом, обеспечивающим безопасность полетов самолетов и вертолетов, и 20 % как проходящему службу на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением)».
Обязать ФКУ «Единый расчетный центр МО РФ» осуществить доплату Орлову Андрею Александровичу ежемесячной надбавки за особые условия военной службы с ДД.ММ.ГГГГ в размере 20 % оклада по воинской должности как проходящему службу на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением.
Взыскать с ФКУ «Единый расчетный центр МО РФ» в пользу Орлова Андрея Александровича понесенные им судебные расходы в размере 200 (двухсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам 3-го окружного военного суда через Знаменский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий Р.А. Назаров