Решение по делу № 33а-1513/2019 от 05.03.2019

Судья Михеев Н.С.

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 15 марта 2019 года № 33а-1513/2019

г. Вологда

Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Молоковой Л.К., Коничевой А.А.,

при секретаре Логиновой М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе администрации Белозерского муниципального района на решение Белозерского районного суда Вологодской области от 09 января 2019 года, которым административные исковые требования Костоусовой Т.М. удовлетворены.

Признан незаконным отказ администрации Белозерского муниципального района в выдаче Костоусовой Т.М. разрешения на строительство индивидуального жилого дома от 30 ноября 2018 года.

На администрацию Белозерского муниципального района возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Костоусовой Т.М. о выдаче разрешения на строител ьство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №... с учетом обстоятельств, установленных решением.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения представителя Костоусовой Т.М. адвоката Тимофеева В.Г., судебная коллегия

установила:

Костоусова Т.М. на основании договора купли-продажи от 27 сентября 2018 года является собственником земельного участка с кадастровым номером №... относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: Вологодская <адрес> (т.2 л.д.107-113).

29 ноября 2018 года Костоусова Т.М. обратилась в администрацию Белозерского муниципального района с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на принадлежащем ей земельном участке.

30 ноября 2018 года администрацией Белозерского муниципального района выдано уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке в связи с его расположением в территориальной зоне СЗЗ – зона озеленения санитарно-защитной зоны; территория в СЗЗ (С-5) (том 1 л.д. 14-15).

Ссылаясь на нарушение прав и законных интересов, Костоусова Т.М. 07 декабря 2018 года обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации Белозерского муниципального района, в котором просила признать незаконным и отменить решение от 30 ноября 2018 года об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.

В обоснование требований указала, что земельный участок она приобрела у Терешонок М.А., которой он был предоставлен на основании распоряжения администрации как многодетной семье для строительства жилья. В ЕГРН каких-либо ограничений и обременений по земельному участку не содержится, а санитарно-защитная зона установлена с нарушением порядка, предусмотренного законодательством.

Определением суда от 24 декабря 2018 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация города Белозерска.

Судом принято приведенное решение.

В апелляционной жалобе администрация Белозерского муниципального района со ссылкой на существенное нарушение норм материального права просит об отмене вынесенного судебного акта и принятии нового решения. Указывает, что в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования «г. Белозерск» земельный участок административного истца располагается в границах зоны озеленения санитарно-защитной зоны, таким образом, строительство на земельном участке истца запрещено.

Костоусовой Т.М. представлены возражения о несостоятельности доводов апелляционной жалобы.

Представитель административного истца Костоусовой Т.М. адвокат Тимофеев В.Г. в судебном заседании апелляционной инстанции возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил решение суда оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, что подтверждается почтовыми уведомлениями, в судебное заседание не явились, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, проверив законность и обоснованность решения, приходит к следующему.

Исходя из положений статей 218, 226 и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, обязательным условием для удовлетворения судом требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление их противоправности и одновременно нарушение ими прав, свобод либо законных интересов административного истца.

Законодательство о градостроительной деятельности состоит из Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - Градостроительного кодекса РФ), других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Кодексу (части 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает, в том числе допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

В силу части 2 указанной статьи, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство являются отсутствие документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации; несоответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

В силу пункта 20 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство.

Согласно статье 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания (часть 1).

При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов (далее - объекты) должны соблюдаться санитарные правила (часть 2 указанной статьи).

В силу части 3 статьи 34 Градостроительного кодекса РФ границы зон с особыми условиями использования территорий, к которым относятся и санитарно-защитные зоны (пункт 4 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ), устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, могут не совпадать с границами территориальных зон.

Согласно части 3 статьи 39 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» соблюдении санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В силу пункта 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 года № 74 и в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (далее - санитарно-защитная зона (СЗЗ)), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II классов опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Согласно статье 56 Земельного кодекса РФ законом могут устанавливаться ограничения прав на землю в виде установления особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.

В силу пункта 5.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать, в том числе, жилую застройку, включая отдельные дома.

В пункте 3.9 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установлено, что граница санитарно-защитной зоны на графических материалах (генплан города, схема территориального планирования и др.) за пределами промышленной площадки обозначается специальными информационными знаками.

Частью 5 статьи 30 Градостроительного кодекса РФ определено, что на карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий объектов культурного наследия, границы территорий исторических поселений федерального значения, границы территорий исторических поселений регионального значения. Границы указанных зон и территорий могут отображаться на отдельных картах.

Следовательно, отображение в Правилах землепользования и застройки санитарно-защитных зон и их размеров определено требованиями СанПиН, Градостроительного кодекса РФ и является обязательным.

Согласно статье 26 части III Правил землепользования и застройки МО «Город Белозерск» в части города Белозерска Белозерского муниципального района Вологодской области, утвержденного Решением Совета г.Белозерска от 7 июня 2017 года №48 (том 2 л.д. 41-43), в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования (санитарно-защитная зона), размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами (территория в СЗЗ С-5).

По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

В зоне С-5 запрещается, в том числе, жилая застройка, включая отдельные жилые дома.

Материалами дела установлено, что Костоусова Т.М. на основании договора купли-продажи от 27 сентября 2018 г. (т.2 л.д.114-115) является собственником земельного участка с кадастровым номером №... площадью 1 500 кв.м., относящегося к категории земель – земли населенных пунктов, расположенного по адресу: Вологодская <адрес>.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от 19 декабря 2018 года, право собственности на данный земельный участок ею зарегистрировано в установленном законом порядке, какие-либо обременения и ограничения по нему отсутствуют (т.2 л.д.107-113).

Из карты градостроительного зонирования муниципального образования «Город Белозерск» и ситуационного плана местоположения земельного участка (т.1 л.д.23) следует, что земельный участок, принадлежащий административному истцу располагается в границах зоны озеленения санитарно-защитной зоны с кодом обозначения С-5 и предназначенной для обеспечения безопасности населения от негативного воздействия территории, обозначенной кодом П-1 - зона предприятий и коммунально-складских объектов V-IV класса опасности.

В градостроительном плане земельного участка, утвержденном руководителем администрации района, указано на то, что участок расположен в зоне территории в санитарно-защитной зоне, в связи с чем зона допустимого размещения строений, сооружений отсутствует (том 1 л.д. 16-21).

Проанализировав обстоятельства дела, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, исходил из того, что доказательств тому, что санитарно-защитная зона, в границах которой находится земельный участок, принадлежащий Костоусовой Т.М., установлена в соответствии с действующим законодательством, а именно, в порядке предусмотренном действующим законодательством, а именно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», в отношении конкретного промышленного объекта либо производства, являющихся источником негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, не представлено.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами.

Представленным в материалах дела ответом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Вологодской <адрес> в Кирилловском, Белозерском, Вашкинском, Вытегорском районах подтверждается, что объектов или производств, являющихся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека по адресу: Вологодская <адрес> (перекресток с <адрес>), в настоящее время нет. Санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту СЗЗ и решение установления границ санитарно-защитной зоны по данному адресу не выдавалось (том 1 л.д. 139).

В связи с изложенным, суд первой инстанции, разрешая заявленные требования, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для признания решения администрации Белозерского муниципального района об отказе в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома от 30 ноября 2018 года незаконным.

Кроме того, судебная коллегия приняла во внимание, что собственником земельного участка с кадастровым номером №... площадью 1 500 кв.м., Костоусова Т.М. является на основании договора купли-продажи, заключенного 27 сентября 2018 года с Терешонок М.А. (т.2 л.д.114-115)

Терешонок М.А., в свою очередь, являлась собственником указанного земельного участка на основании распоряжения администрации Белозерского района от 29 июня 2015 года №53 о предоставлении земельного участка с кадастровым номером №... собственность бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства, как лицу, имеющему трех и более детей.

Поскольку земельный участок был предоставлен первоначальному собственнику для ведения личного подсобного хозяйства, что предусматривает индивидуальное жилищное строительство, до момента утверждения Правил землепользования и застройки МО «Город Белозерск» в части города Белозерска Белозерского муниципального района Вологодской области, а также учитывая, что доказательств наличия объектов или производств, являющихся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека по адресу: Вологодская область, г.Белозерск, ул.Декабристов (перекресток с ул.Новой), в настоящее время не представлено, судебная коллегия приходит к выводу о нарушении оспариваемым уведомлением администрации Белозерского муниципального района от 30 ноября 2018 года прав и законных интересов административного истца.

С учетом изложенного доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, не опровергают правильность выводов суда, с которыми соглашается судебная коллегия, и не содержат предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в решение суда первой инстанции.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Белозерского районного суда Вологодской области от 09 января 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Белозерского муниципального района – без удовлетворения.

Председательствующий: Г.А. Охапкина

Судьи: А.А. Коничева

Л.К. Молокова

33а-1513/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Костоусова Т.М.
Костоусова Татьяна Михайловна
Ответчики
Администрация Белозерского муниципального района
Другие
администрация г. Белозерска
Суд
Вологодский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.vld.sudrf.ru
15.03.2019[Адм.] Судебное заседание
21.03.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2020Судебное заседание
27.01.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.01.2020Передано в экспедицию
17.08.2020Судебное заседание
17.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.08.2020Передано в экспедицию
15.03.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее