Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Соликамск 27 февраля 2017 года
Соликамский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Бобровой С.Н.,
при секретаре судебного заседания Гариной Н.А.,
с участием истца Бодылевского В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Соликамского городского суда гражданское дело по иску Бодылевского В.С. к Публичному акционерному обществу «<данные изъяты>» о признании недействительными расчетов за электрическую энергию, взыскании суммы неосновательного обогащения, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л :
истец Бодылевский В.С. обратился в суд с иском к Публичному акционерному обществу «<данные изъяты> о признании недействительными расчетов за электрическую энергию, взыскании суммы неосновательного обогащения, компенсации морального вреда, указав, что проживает по адресу <...>. Оплату за электроэнергию он производит по показаниям индивидуального прибора учета электроэнергии, согласно счетам-квитанциям, представляемым ПАО «<данные изъяты>».
В <дата> года в счетах-извещениях в строке «Объем коммунальных услуг» появилась графа «Общедомовое потребление», которое в то время определялось при отсутствии общедомового прибора учета аналоговым способом и ее размер составлял <данные изъяты> кВт.ч. Данная услуга оплачивалась истцом ежемесячно до <дата> года.
В <дата> года в счетах-извещениях в графе «Объем коммунальных услуг ОДН» появились от <данные изъяты> до <данные изъяты> кВт.ч. Общедомовой прибор учета электроэнергии был установлен в доме истца в июле <дата> года, введен в эксплуатацию в конце <дата> года. Объем общедомовых нужд возрос в несколько раз по отношению к нормативу общедомовых нужд, определенному аналоговым способом.
С <дата> года истец приостановил оплату общедомовых нужд на основании п.п. 4 «б»,5 постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, ст. 11 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года №306, ст. 17 постановления Правительства РФ от 23.05.2006 года № 307, которыми определено, что общедомовые нужды входят в стоимость 1кВт.ч. электроэнергии и являются его составляющей. Таким образом, потребитель оплачивая весь объем услуг индивидуального потребления, одновременно оплачивал и весь объем общедомовых нужд.
Правительством Пермского края не выполнен п. 4 «б» постановления Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354, в части исключения из объемов коммунальных ресурсов, учитываемых при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилом помещении, объемов коммунальных ресурсов, предусмотренных для содержания общего имущества многоквартирного дома с учетом этих бездействий не были утверждены новые индивидуальные и общедомовые тарифы, с которыми истец не согласен.
С участием представителя управляющей компании ООО «<данные изъяты>» были обследованы потребители электроэнергии по общедомовым нуждам, которые при одновременной непрерывной работе <данные изъяты> часов в сутки в многоквартирном доме истца за месяц не превысят <данные изъяты> кВт.ч, что в среднем составит <данные изъяты> кВт.ч на квартиру.
Истцом в адрес руководителя Соликамского отделения ПАО «<данные изъяты>» было направлено письмо с указанием причин о приостановлении оплаты общедомовых нужд с <дата> года и возврате задолженности <данные изъяты> руб., а также о списании с истца долга в размере <данные изъяты>. <дата> истцом был получен ответ на его заявление, который подтвердил правильность его расчетов, кроме того, в целях избежания ограничения на предоставление электроэнергии было предложено погасить задолженность. Во избежание отключения электроэнергии им была погашена задолженность в размере <данные изъяты> руб. На неоднократные обращения истца в ПАО «<данные изъяты>» результатов не дали. В связи с перепиской с энергосбытовой компанией истец понес материальные, временные, моральные затраты. Причиненный моральный вред выражается в страданиях семьи истца в связи с ощущением беспомощности перед самоуправством чиновников в сфере ЖКХ, других органов, как гражданин истец чувствовал себя униженным и оскорбленным, в связи с нарушением его прав.
Истец просит признать недействительным расчет электроэнергии на общедомовые нужды недействительным с <дата> года да настоящего времени, взыскать с ответчика необоснованное обогащение в размере <данные изъяты> руб., и <данные изъяты> руб., исключить из счетов-квитанций графу «общедомовые нужды» и не начислять их до <дата>, компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты> руб.
Истец Бодылевский В.С. в судебном заседании на исковых требованиях настаивал в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным им в исковом заявлении, в ответе истца на письменный отзыв представителя ответчика (л.д. 198-210 том 1).
Представитель ответчика ПАО «<данные изъяты>» П. , действующая на основании письменной доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, что подтверждается распиской о явке в судебное заседание, в адрес суда направила письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика, возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным ею в письменном отзыве на исковое заявление (л.д. 126-130 том 1), дополнениях к отзыву на исковое заявление (л.д.40,41 том 2).
Представитель третьего лица Инспекции <данные изъяты> Д., действующая на основании письменной доверенности (л.д. 44 том 2), в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом, в адрес суда направила письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя Инспекции (л.д. 43 том 2). Ранее в адрес суда направила письменные пояснения, согласно которым по обращению истца Бодылевского В.С. от <дата> по вопросу неисправности общедомового прибора учета электроэнергии была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований, предусмотренных Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, по итогам проверки нарушений лицензионных требований не выявлено, иных обращений истца Бодылевского В.С. в Инспекцию не поступало (л.д.156-192 том 1).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования, привлечено Общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>), представитель которого в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в адрес суда направил письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ООО «<данные изъяты>» (л.д. 1 том 2).
Выслушав истца, изучив материалы дела, исследовав письменные доказательства, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
Согласно ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу ст. 540 Гражданского кодекса РФ, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным ст. 546 Гражданского кодекса РФ.
На основании п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Согласно части 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Федеральным законом от 04.06.2011 года N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" изменен порядок оплаты коммунальных услуг. Из содержания частей 6.3 и 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что оплата коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, выделяется из состава платы за коммунальные услуги и учитывается отдельно.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" определен порядок установления нормативов потребления коммунальных услуг (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление), нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме и требования к их формированию.
В соответствии с п. 2 вышеуказанных Правил "норматив потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" - определяемый в соответствии с настоящими Правилами количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, применяемый для расчета размера платы за коммунальные услуги, предоставленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами предоставления коммунальных услуг, а также размера расходов потребителей в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ и при использовании входящего в состав общего имущества оборудования, предназначенного для обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан;
Согласно п. 7(1) Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме" при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме используются следующие показатели:
в) в отношении электрической энергии - кВт·час на 1 кв. метр общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;
Правительство Российской Федерации в пределах предоставленных ему полномочий и в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ постановлением от 06.05.2011 года N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1).
В силу пункта 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Порядок определения размера платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды установлен пунктами 44 - 48 Правил N 354, дифференцируется в зависимости от наличия либо отсутствия в многоквартирном доме коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов, с учетом как общей площади жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме, так и общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также установленного в субъекте Российской Федерации тарифа на электрическую энергию на календарный год.
В соответствии с частью 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01 июля 2012 года, собственники жилых домов, за исключением указанных в ч. 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых: воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно части 12 статьи 13 указанного Федерального закона до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных ч. 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии, организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения, которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми, и передачу которых, указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований ч. 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных ч. 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий, по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки.
Таким образом, вышеуказанные нормы права прямо предусматривают обязанность собственников помещений в многоквартирном доме, в процессе эксплуатации которого используются энергетические ресурсы, обеспечить оснащение такого объекта приборами учета используемых энергетических ресурсов.
На основании п. 7 Правил предоставления коммунальных услуг собственники помещений в многоквартирном доме и собственники жилых домов вносят плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной воды, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, а также за оказанные услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме или принадлежащих собственникам жилых домов, с системами коммунальной инфраструктуры, если иное не установлено законодательством РФ.
В соответствии с п. 23 Правил при оборудовании многоквартирного дома коллективным (общедомовым) прибором учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета помещений, в таком доме размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом и в нежилом помещении, оборудованном или не оборудованном индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета, определяется по формуле, установленной п. п. 1 п. 3 приложения N 2 к Правилам.
В связи с чем, указанными Правилами предусмотрена возможность начисления исполнителем коммунальных услуг оплаты за предоставленные гражданам коммунальные услуги - "электроэнергию общедомовые нужды", установлен порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (пункт 23) с учетом данных о фактически поставленных ресурсоснабжающей организацией ресурсов исходя из показаний приборов общедомового учета.
Указание в п. 22 Правил на обязанность потребителей коммунальных услуг в многоквартирном доме нести обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета согласуется с положениями Гражданского кодекса РФ и Жилищного кодекса РФ.
Судом установлено, подтверждается материалами дела, что истец Бодылевский В.С. является собственником жилого помещения - <...> дома № по <...> края, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 45 том 2).
Согласно Постановлению Региональной энергетической комиссии Пермского края от <дата> ПАО «<данные изъяты>» присвоен статус гарантирующего поставщика на территории Пермского края (л.д. 136 том 1).
ООО «<данные изъяты>» является управляющей компанией, осуществляющей управление многоквартирным домом по <...>.
Как установлено в судебном заседании, не оспаривалось истцом, между ПАО «<данные изъяты>» и ООО «<данные изъяты>» договор поставки коммунального ресурса – электрической энергии для многоквартирного дома по <...> не заключался.
С учетом Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442 (далее Основные положения) гарантирующий поставщик обязан совершать действия по принятию на обслуживание потребителей, энергопринимающие устройства которых расположены в границах зоны его деятельности, в отсутствие их обращений в случаях, установленных в настоящем разделе Основных положений.
В период с <дата> года по <дата> года включительно многоквартирный дом, собственником жилого помещения в котором является истец Бодылевский В.С., не был оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета электроэнергии, расчет объема и стоимости электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, при отсутствии коллективного прибора учета производился ответчиком в соответствии с п. 48 Правил № 354 в соответствии с положениями Приказов Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края с применением норматива электроснабжения на общедомовые нужды.
Данный дом оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета <дата>, что подтверждается Актами от <дата> (л.д.142-144) который установлен по согласованию с управляющей организацией ООО "<данные изъяты> осуществлявшей управление домом. При этом нарушений действующего законодательства при установке общедомового прибора учета электроэнергии не установлено. Акт приемки общедомового прибора учета электрической энергии в эксплуатацию был предоставлен в ПАО «<данные изъяты>» в <дата> года, с <дата> расчет платы за электроэнергию, поставленную на общедомовые нужды, осуществляется в соответствии чс положениями п. 44 Правил № 354.
Истцом не оспаривался факт подключения жилого дома к сетям и потребления электроэнергии, поставляемой ответчиком.
Объем поставленной электрической энергии на общедомовые нужды за спорный период, предоставленный ответчиком в выписке по лицевому счету истца (л.д.131-135 том 1) не оспаривался им в судебном заседании.
Истец, являясь потребителем электроэнергии по договору энергоснабжения, обязан вносить плату за фактически потребленную им электроэнергию в соответствии с действовавшими в указанный в иске период времени тарифами и показаниями прибора учета электроэнергии.
Частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса РФ установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном ч. 14 ст. 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
С учетом анализа указанных правовых норм, а также п. 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 34, 40, 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года N 354, суд приходит к выводу о том, что действия ПАО «Пермэнергосбыт» по выставлению в спорный период истцу счетов на оплату потребленной электроэнергии при содержании общего имущества в многоквартирном доме соответствуют требованиям законодательства и не нарушают прав и законных интересов истца.
Согласно ст. 151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Поскольку вины ответчика ПАО «Пермэнергосбыт» в выставлении счетов на оплату потребленной электроэнергии в местах общего пользования не установлено, основания для удовлетворения исковых требований истца о взыскании компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Д. к Публичному акционерному обществу «<данные изъяты>» о признании недействительным расчет за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды с <дата> года по <дата> года включительно, взыскании необоснованно полученных денежных средств за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды всего в размере <дата>., взыскании компенсации морального вреда, исключении из счетов-квитанций указания на общедомовые нужды, взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Соликамский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, с <дата>.
Судья С.Н. Боброва