Дело № 2-1451/2020
24RS0024-01-2020-001198-32
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2020 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Тепляковой К.Г.,
при секретаре Андроновой Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костюкова В.Н. к Департаменту имущественных отношений МО РФ о признании земельного участка свободным от ограничений прав,
УСТАНОВИЛ:
Костюков В.Н. обратился в суд с исковым заявлением к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ о признании земельного участка свободным от ограничений прав, мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ между истцом и КУМИ г. Канска был заключен договор аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № АЗ-47-07, расположенного по адресу <адрес> для гаражного строительства. ДД.ММ.ГГГГ договор прошел государственную регистрацию. В 2008 г. Костюков В.Н. построил за счет собственных средств гаражный бокс № на указанном земельном участке, право собственности на который было зарегистрировано. На обращение истца от ДД.ММ.ГГГГ в КУМИ г. Канска о заключении договора купли-продажи земельного участка был дан отказ, поскольку в отношении указанного земельного участка имеется запрет строительства на нем объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения. Истец полагает, что данное ограничение нарушает его права и создает препятствия для выкупа земельного участка, который не находится на территории войсковой части, на нем не расположены военные объекты, на расстоянии более 70 метров от внешнего ограждения войсковой части земельный участок, которым пользуется Костюков В.Н., и военный объект разделяет грунтовая дорога общего пользования. В связис чем, Костюков В.Н. просит признать земельный участок с кадастровым №, расположенный по указанному адресу свободным от ограничений прав, предусмотренных статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 05.05.2014 г. № 405, прекратить обременение прав в отношении спорного земельного участка и исключить указанные сведения об ограничении прав из государственного кадастра недвижимости.
В судебном заседании истец Костюков В.Н., представитель истца Ларионова Е.В. исковые требования поддержали в полном объеме по изложенным основаниям.
Представитель ответчика ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ Голобокова И.А. в судебное заседание не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также письменные возражения, согласно которым указывает, что заявленным истцом Костюковым В.Н. земельный участок с кадастровым номером № попадает в границу запретной зоны военного объекта - Красноярское лесничество Министерства обороны РФ, установленной в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 405 от 05.05.2014 г. Ответчик действий, направленных на установление ограничений, не предпринимал, ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ является ненадлежащим ответчиком.
Представитель ответчика Департамента имущественных отношений Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны РФ, третьего лица Красноярского лесничества Министерства обороны РФ, третьего лица администрации г. Канска, третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, третьего лица Министерства обороны РФ в суд не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель ответчика Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, а также возражения на исковые требования, согласно которым поскольку спорный земельный участок с кадастровым номером № находится в границах зоны с особыми условиями использования, имеет ограничение в использовании в виде запрета строительства объектов капитального строительства, в том числе, запрета на строительство гаражного бокса, то правовые основания для удовлетворения требований истца отсутствуют.
Представитель третьего лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель третьего лица Межмуниципального Канского отдела управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю в судебное заседание не явился, представлены пояснения на исковые требования и ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель третьего лица КУМИ г. Канска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель третьего лица Базы (технической, вооружения и боеприпасов, Военно-Морского Флота) (войсковая часть 58661-ВЕ) Чубуков Д. в судебное заседание не явился, представлено ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, а также пояснения, согласно которым граница запретной зоны Базы определена в соответствии с п. 6 Положения (утв. Постановлением Правительства РФ 2014 г. № 405): по вешнему ограждению территории Базы и совпадает с внешним периметром. Территория Базы располагается на земельных участках, находящихся в собственности Министерства обороны РФ, а именно земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №. На территории занимаемой Базой, других отдельных земельных участков, входящих в запретную зону не имеется.
Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей, с учетом представленных ходатайств.
Заслушав истца Костюкова В.Н., представителя истца Ларионову Е.В., исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.12 ГК РФ одним из оснований возникновения гражданских прав является признание права.
Подпунктом 5 п.1 ст.1 ЗК РФ единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пп. 5 п. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности - земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи.
В соответствии со ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
Согласно п.1 ст. 39.3 ЗК РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В соответствии с пп. 10 п.2 ст. 39.3 ЗК РФ земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 56 ЗК РФ на землю могут устанавливаться ограничения прав, путем установления особых условий использования земельных участков и режима хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах. Ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами (ч.6 ст. 56 ЗК РФ).
В силу части 1, 7 ст. 93 ЗК РФ землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации, защите и охране Государственной границы Российской Федерации, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административно-территориальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами.
В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 г. № 405, утверждено положение «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов выполняющих задачи в области обороны страны» (далее Положение).
Согласно п. 2 Положения, "военные объекты" - существующие или планируемые к строительству полигоны, аэродромы, узлы связи, базы, склады, арсеналы и иные используемые для нужд обороны страны и безопасности государства объекты, а также объекты недвижимого имущества, расположенные на позициях войск и воинских частей, на стационарных пунктах управления, в военных научно-исследовательских организациях, комплексы зданий и отдельные здания, строения и сооружения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны;
"запретная зона" - территория вокруг военного объекта, включающая земельный участок, на котором он размещен, в границах которой в соответствии с настоящим Положением запрещается или ограничивается хозяйственная и иная деятельность с целью обеспечения безопасности населения при функционировании военного объекта и возникновении на нем чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта.
"Внешний периметр военного объекта" - граница земельного участка, занимаемого военным объектом, используемого федеральным органом исполнительной власти (федеральным государственным органом), в котором федеральным законодательством предусмотрена военная служба.
Пунктом 4 Положения, предусмотрено, что запретные зоны и специальные зоны являются территориями с особыми условиями использования находящихся в их границах земельных участков.
Целями установления запретных зон являются: обеспечение обороны страны, защиты населения и бесперебойного функционирования военных объектов; безопасность эксплуатации военных объектов и хранения вооружения, военной техники, ракет и боеприпасов, а также иного имущества военного назначения; недопущение разрушающего и иного воздействия на военные объекты, в том числе вследствие возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера или совершении террористического акта (далее - чрезвычайная ситуация); защита населения при функционировании военных объектов и возникновении чрезвычайных ситуаций на них (п.5 Положения).
Вместе с тем пунктом 6 Положения предусмотрено, что для военных объектов, расположенных в границах населенных пунктов, запретная зона и специальная зона устанавливаются по внешнему ограждению территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, по его внешнему периметру.
В соответствии с п. 9. 10 Положения граница охранной зоны военного объекта устанавливается в пределах запретной зоны (или в пределах зоны охраняемого военного объекта, если она установлена) на территории, непосредственно примыкающей к внешнему ограждению территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, к его внешнему периметру:
а) на расстоянии, не превышающем 400 метров, - для военных объектов, на которых хранятся боеприпасы, ракеты, взрывчатые, радиоактивные, отравляющие, химически и биологически опасные вещества, легковоспламеняющиеся и (или) горючие жидкости, а также горючесмазочные материалы;
б) на расстоянии, не превышающем 100 метров - для прочих военных объектов.
На территории охранной зоны военного объекта без специального разрешения федерального органа исполнительной власти (федерального государственного органа), в ведении которого находится военный объект, запрещается:
а) проживание и (или) нахождение физических лиц;
б) осуществление хозяйственной и иной деятельности в соответствии с настоящим Положением.
Пункт 12 Положения предусматривает запрет на территории запретной зоны на строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, а также проведение ландшафтно-реабилитационных, рекреационных и иных работ, создающих угрозу безопасности военного объекта и сохранности находящегося на нем имущества.
Нормы, предусмотренные пунктами 10-14 настоящего Положения, применяются со дня внесения сведений о границах запретной зоны, специальной зоны в государственный кадастр недвижимости (пункт 15 Положения).
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ между Костюковым В.Н. и администрацией г. Канска заключен договор аренды № АЗ-47-07 находящегося в государственной собственности земельного участка, срок аренды устанавливается с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ для использования в целях гаражного строительства, общей площадью 29,29 кв.м, с кадастровым номером № по адресу: <адрес> что подтверждается договором, актом приема-передачи.
Право собственности на гаражный бокс (нежилое помещение) №, расположенный по адресу <адрес>, площадью 24,1 кв.м., зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за Костюковым В.Н., что подтверждается выпиской из ЕГРН.
Согласно выписке из ЕГРП на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером № площадью 29,29 кв.м., расположен на по адресу: <адрес>, данные о правообладателе отсутствуют, сведения об ограничении права – аренда с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, арендатор Костюков В.Н., государственная регистрация – ДД.ММ.ГГГГ Ограничения прав на земельный участок, предусмотренные ст. 56, 56.1 ЗК Ф, срок действия с ДД.ММ.ГГГГ, на основании Постановления Правительства РФ «Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных сил РФ» от 05.05.2014 г. № 405.
Согласно ответу КУМИ г. Канска от 18.02.2020 7. № 415 на обращение Костюкова В.Н. о заключении договора купли-продажи спорного земельного участка земельный участок с кадастровым номером № является земельным участком с особыми условиями использования, в частности с запретом строительства на нем объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения, что является основанием для отказа в заключении договора купли-продажи земельного участка.
Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 г. № 405 утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны».
Согласно пунктам 10-14 указанного положения на территории охранной зоны военного объекта без специального разрешения федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится военный объект, запрещается: проживание и (или) нахождение физических лиц, осуществление хозяйственной и иной деятельности в соответствии с настоящим Положением, размещение объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, устройство туристических лагерей и зон отдыха, размещение и оборудование стоянок автотранспорта, разведение открытого огня (костров), стрельба из любых видов оружия, использование взрывных устройств и пиротехнических средств, проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, за исключением противопожарных и других мероприятий по обеспечению безопасности военного объекта, в том числе фитосанитарных мероприятий, любыми лицами, за исключением лиц, обеспечивающих функционирование военного объекта или использующих его. На территории запретной зоны запрещается строительство объектов капитального строительства производственного, социально-бытового и иного назначения.
Пунктом 6 Положения предусмотрено, что для военных объектов, расположенных в границах населенных пунктов, запретная зона устанавливается по внешнему ограждению территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, по его внешнему периметру.
Суд полагает, что из содержания указанного Положения не усматривается наличия запрета на регистрацию прав в отношении объектов либо невозможность регистрации права на уже созданные объекты недвижимости на законных основаниях, возникших до установления обременении и в последующем не отмененных.
В суде установлено, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 29,29 кв.м., по адресу: <адрес> находится в черте населенного пункта, но не находится на территории войсковой части, на данном участке не расположены военные объекты, на день предоставления земельного участка Костюкову В.Н. в аренду, т.е. на ДД.ММ.ГГГГ обременений, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 №405 установлено не было, спорный участок Министерству обороны РФ не принадлежит. Костюков В.Н. не извещалась об установлении вышеуказанных обременений ни Министерством обороны РФ, ни органами государственного кадастрового учета. Кроме того, ФГКУ Сибирское ТУИО Минобороны России не является правообладателем спорного земельного участка.
Костюкову В.Н. было отказано в предоставлении в собственность спорного земельного участка, поскольку он находится в запретной зоне, установленной указанным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, однако сведений о согласовании границ запретной зоны ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ не представлено.
При этом суд учитывает, что согласно пояснениям представитель Базы (технической, вооружения и боеприпасов, Военно-Морского Флота) (войсковая часть 58661-ВЕ) граница запретной зоны Базы определена в соответствии с п. 6 Положения (утв. Постановлением Правительства РФ 2014 г. № 405): по вешнему ограждению территории Базы и совпадает с внешним периметром. Территория Базы располагается на земельных участках, находящихся в собственности Министерства обороны РФ, а именно земельные участки с кадастровыми номерами №, №, №. На территории занимаемой Базой, других отдельных земельных участков, входящих в запретную зону не имеется.
Поскольку достоверно установлено, что земельный участок истца не принадлежит Российской Федерации, не находится в распоряжении Минобороны России, не изымался и не передавался в установленном порядке для военных нужд, доказательств того, что на спорном земельном участке, с учетом его разрешенного использования, будет осуществляться деятельность создающая угрозу безопасности военного объекта и сохранности имущества находящегося на нем, стороной ответчика не представлено, как и доказательств того, что ограничение прав, связанно с реализацией целей установления запретных зон, предусмотренных п.5 Положения, то с учетом пункта 6 Положения, необходимости в установлении запретной зоны на земельном участке, находящимся в пользовании истца нет, следовательно он должен быть освобожден от ограничений прав, предусмотренных статьями 56, 56.1 Земельного кодекса РФ, Постановления Правительства РФ от 05.05.2014 № 405, поскольку указанное ограничение препятствует истцу использовать предоставленный в аренду земельный участок по назначению.
Также с учетом требований ст. 14, 56 Земельного кодекса РФ, в связи с принятием решения об освобождении спорного земельного участка от ограничений прав из Единого государственного реестра недвижимости необходимо исключить сведения об ограничении прав на спорный земельный участок с кадастровым номером №.
Вместе с тем, в удовлетворении требований к ненадлежащему ответчику ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, следует отказать, так, в соответствии с приказом Минобороны РФ от 03.11.2010 г. № 1455 «Об уполномоченном органе Министерства обороны РФ по вопросам жилищного обеспечения в вооруженных силах РФ», является специализированной организацией Минобороны РФ, через которую Департамент жилищного обеспечения осуществляет свои функции по вопросам реализации в Вооруженных Силах РФ требований нормативных правовых актов по жилищному обеспечению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Костюкова В.Н. к Департаменту имущественных отношений МО РФ о признании земельного участка свободным от ограничений прав – удовлетворить.
Признать земельный участок с кадастровым номером №, адрес (местоположение): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, ГСТ «Учитель», категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для гаражного строительства, площадью 29,29 кв.м., свободным от ограничений прав, предусмотренных статьями 56, 56.1 ЗК РФ, Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 № 405.
Прекратить обременение прав в отношении земельного участка с кадастровым номером №, адрес (местоположение): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес>, ГСТ «Учитель», категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для гаражного строительства, площадью 29,29 кв.м.
Исключить из государственного кадастра недвижимости сведения об ограничении прав на земельный участок с кадастровым номером №, адрес (местоположение): местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: <адрес> категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для гаражного строительства, площадью 29,29 кв.м.
В удовлетворении требований к ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ - отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья К.Г. Теплякова
Мотивированное решение изготовлено 14.12.2020 г.