дело № 2-175/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пос.Ягодное 10 декабря 2018 года
Ягоднинский районный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Токшаровой Н.И., при секретаре Поляковой Т.Н., с участием представителя истца Вавилова Д.И., действующего на основании доверенности, ответчика Орловой З.В., помощника прокурора Ягоднинского района Литвинова Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Ягоднинского городского округа к Орловой Зинаиде Васильевне и Орлову Александру Владимировичу о выселении из жилого помещения - квартиры <адрес>, в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания, с предоставлением по договору социального найма другого благоустроенного жилого помещения - квартиры <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Ягоднинского городского округа обратилось в Ягоднинский районный суд Магаданской области с исковым заявлением к Орловой Зинаиде Васильевне и Орлову Александру Владимировичу о выселении из жилого помещения - квартиры <адрес>, в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания, с предоставлением по договору социального найма другого благоустроенного жилого помещения - квартиры <адрес>, мотивируя свои требования тем, что МО «Ягоднинский городской округ» является собственником жилого помещения - квартиры <адрес>, общей площадью 51,1 кв.м. Орлова З.В. проживает в вышеуказанном жилом помещении по договору социального найма. Постановлением администрации Ягоднинского городского округа от "дата" № жилое помещение - квартира <адрес> признано непригодным для проживания. В соответствии с Постановлением администрации Магаданской области от "дата" №-па пос.Сенокосный был признан неперспективным для дальнейшего развития, в силу чего Орловой З.Н. письмом от "дата" № было предложено во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение - двухкомнатная квартира <адрес>, общей площадью 57,6 кв.м. Однако, Орлова З.В. отказалась выселяться из жилого помещения и до настоящего времени там проживает, не снимаясь с регистрационного учета.
Ответчик Орлов А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
В соответствии с частью 4 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судом определено рассмотреть дело в отсутствие ответчика Орлова А.В.
Представитель истца - администрации Ягоднинского городского округа в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивал по основаниям, указанным в иске, указав, что требования заявлены на основании статьи 89 Жилищного кодекса РФ.
Ответчик Орлова З.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась в полном объеме, указав, что является участником муниципальной программы «Оптимизация системы расселения в Магаданской области в 2016-2020 годах на территории Ягоднинского городского округа» и, в случае выселения из пос.Сенокосный в пос.Ягодное она утрачивает право на участием в указанной программе.
Выслушав пояснения сторон, заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении исковых требований, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
В соответствии с пунктом 3 статьей 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно статьи 87 Жилищного кодекса РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Статьей 89 Жилищного кодекса РФ установлено, что предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления (пункт 1).
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире (пункт 2).
Таким образом, законом установлены определенные требования к жилому помещению, которое предоставляется в связи с признанием дома непригодным для проживания, в том числе о нахождении предоставляемого жилья в границах того же населенного пункта.
В Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 указано, что под населенным пунктом понимается населенное место (поселение), первичная единица расселения людей в пределах одного застроенного земельного участка (город, поселок, поселок городского типа, село). Понятие «населенный пункт» применительно к статье 86 и части 1 статьи 89 ЖК РФ, регулирующим порядок предоставления благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома, не является равнозначным понятиям «муниципальное образование», «городской округ» или «муниципальный район».
Из Положения об администрации Ягоднинского городского округа, утвержденного решением Собрания представителей Ягоднинского городского округа № 23 от 22.10.2015 следует, что администрация является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, основными задачами которой является обеспечение решения вопросов местного значения Ягоднинского городского округа, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация строительства и содержание муниципального жилищного фонда, осуществление муниципального жилищного контроля, иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (пункты 1.1, 2.1, 3.1.2, 3.1.5).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела собственником квартиры <адрес> является МО «Ягоднинский городской округ».
Согласно поквартирной карточки в жилом помещении - квартире <адрес> на основании ордера № от "дата" зарегистрированы: Орлова Зинаида Васильевна (наниматель) и Орлов Александр Владимирович (сын).
Постановлением администрации Ягоднинского городского округа № от "дата" жилое помещение - квартира <адрес> признано непригодным для проживания в соответствии с постановлением администрации Ягоднинского городского округа от "дата" № на основании заключений об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции от "дата" №-П/Н/С-2018.
Как следует из материалов дела, администрация Ягоднинского городского округа просит выселить ответчиков в жилое помещение, которое находится в границах Ягоднинского городского округа, однако расположено за пределами населенного пункта, в котором находится занимаемое ответчиками жилое помещение.
Таким образом, судом установлено, что требования к жилому помещению, которое предоставляется ответчикам в связи с признанием их жилого помещения непригодным для проживания, установленные частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса, истцом не соблюдены, учитывая отсутствие согласия ответчиков на переселение в другой населенный пункт, в связи с чем оснований для удовлетворения искового заявления не имеется.
Доводы представителя истца в судебном заседании о том, что пос.Сенокосный является неперспективным населенным пунктом, в связи с чем предоставить ответчикам жилое помещение в том же населенном пункте не представляется возможным, судом не принимаются, поскольку доказательств тому, что весь муниципальный жилищный фонд в пос.Сенокосный признан непригодным для проживания и ответчикам невозможно предоставить другое жилое помещение в этом же населенном пункте суду не представлено, учитывая, что в судебном заседании представитель истца пояснил, что в пос.Сенокосный в настоящее время не расселен и в указанном населенном пункте проживают жители.
Кроме этого, суд полагает необходимым отметить, что, как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, ответчик Орлова З.В. является участником муниципальной программы «Оптимизация системы расселения в Магаданской области в 2016-2020 годах на территории Ягоднинского городского округа» (далее Программа), согласно которой предусмотрено предоставление социальных выплат гражданам, изъявившим желание сменить место жительства, для приобретения жилья в пределах Магаданской области, в том числе в городе Магадане, и за пределами Магаданской области на территории Российской Федерации (пункт 4.1). В рамках Программы предполагается расселение населенных пунктов в том числе и пос.Сенокосный Ягоднинского района (табл.8). Условием предоставления социальной выплаты получателям социальной выплаты является их постоянное или преимущественное проживание в населенных пунктах, входящих в Программу на дату вступления в силу муниципального правового акта, утверждающего муниципальную Программу.
Как пояснил в судебном заседании представитель истца, в случае выселения Орловой З.В. в пос.Ягодное, она утрачивает право на получение социальной выплаты в рамках вышеуказанной Программы, поскольку перестает отвечать условиям Программы о постоянном или преимущественном проживании в населенном пункте, входящем в Программу, что, по мнению суда, нарушает право ответчика Орловой З.В. на получение социальной выплаты в рамках указанной Программы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований администрации Ягоднинского городского округа к Орловой Зинаиде Васильевне и Орлову Александру Владимировичу о выселении из жилого помещения - квартиры <адрес>, в связи с признанием жилого помещения непригодным для проживания, с предоставлением по договору социального найма другого благоустроенного жилого помещения - квартиры <адрес> - отказать.
Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Ягоднинский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда.
Председательствующий судья (подпись) Н.И.Токшарова