Дело № 2-1696/2019
18RS0021-01-2019-002187-74
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерацииг. Можга УР 17 декабря 2019 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Хисамутдиновой Е.В., единолично,
при секретаре Груздевой С.В.,
с участием истца Романовой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Романовой Людмилы Николаевны к Акционерному обществу «Негосударственный пенсионный фонд Газфонд пенсионные накопления» о восстановлении срока на подачу заявления о выплате средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица,
у с т а н о в и л:
Романова Л.Н. обратилась в суд с иском к Акционерному обществу «Негосударственный пенсионный фонд Газфонд пенсионные накопления» (далее по тексту – АО «НПФ Газфонд пенсионные накопления») о восстановлении срока на подачу заявления о выплате средств пенсионных накоплений сына К.К.Н., умершего дд.мм.гггг.
Исковое заявление мотивировано тем, что дд.мм.гггг умер сын истца – К.К.Н., который был застрахован в АО «НПФ Газфонд пенсионные накопления», за него осуществлялась уплата страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии и сформировались пенсионные накопления, учтенные в специальной части индивидуального лицевого счета умершего. Истец до настоящего времени не смогла оформить права на выплату средств пенсионных накоплений по причине того, что о наличии средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета сына узнала только 08 октября 2019 года на основании уведомления из Пенсионного фонда г. Можги, в связи с чем пропустила установленный шестимесячный срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений в орган негосударственного пенсионного фонда.
В судебном заседании истец Романова Л.Н. на исковых требованиях настаивала, суду пояснила, что после смерти сына К.К.Н. ей стало известно о наличии у него средств пенсионных накоплений в негосударственном пенсионном фонде. Указанные сведения есть стали известны после получения соответствующего уведомления Пенсионного фонда в г. Можге. Уведомлений от негосударственного пенсионного фонда она не получала. При обращении в НПФ «Газфонд» ей сообщили, что ею пропущен установленный законом шестимесячный срок обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица. В установленный срок она не обратилась за выплатой в негосударственный пенсионный фонд, поскольку не знала о наличии средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица, после смерти сына длительное время находилась на лечении.
Представитель ответчика АО «НПФ Газфонд пенсионные накопления» в судебное заседание не явился, о времени и дате судебного заседания извещен надлежащим образом.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п. 3 ст. 36.5 Федерального закона от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», в случае прекращения договора об обязательном пенсионном страховании по основанию, предусмотренному абзацем пятым пункта 2 настоящей статьи, фонд обязан в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, выплатить правопреемнику (правопреемникам) умершего застрахованного лица сумму, эквивалентную сумме средств пенсионных накоплений, учтенной на пенсионном счете накопительной пенсии, за исключением суммы средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, с учетом результата их инвестирования, а в случае, если смерть застрахованного лица наступила после назначения ему срочной пенсионной выплаты, применяется порядок выплаты, предусмотренный статьей 5 Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений".
В силу ст. 36.21 Федерального закона от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ, в случае, если смерть застрахованного лица наступила до назначения ему накопительной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты либо до корректировки размера указанной пенсии и (или) срочной пенсионной выплаты с учетом дополнительных пенсионных накоплений, средства, учтенные на его пенсионном счете накопительной пенсии (за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной пенсии, дохода от их инвестирования), выплачиваются правопреемникам застрахованного лица в соответствии с настоящим Федеральным законом, страховыми правилами фонда и договором об обязательном пенсионном страховании фонда с застрахованным лицом.
Выплата средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица производится правопреемникам, указанным в договоре об обязательном пенсионном страховании либо в заявлении застрахованного лица о распределении средств пенсионных накоплений, поданном в фонд, в соответствии с размером долей, определенным застрахованным лицом в таком договоре или заявлении. При отсутствии указания на размер долей или отсутствии в договоре указания о распределении средств пенсионных накоплений и отсутствии заявления о распределении средств пенсионных накоплений средства пенсионных накоплений, учтенные на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии и подлежащие выплате правопреемникам, распределяются между ними в равных долях.
Статьей 36.21 Федерального закона от 07.05.1998 г. № 75-ФЗ установлен шестимесячный срок со дня смерти застрахованного лица для обращения за выплатой средств, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии застрахованного лица.
Вместе с тем, указанной нормой предусмотрено, что по заявлению правопреемника, пропустившего срок, срок обращения за выплатой может быть восстановлен в судебном порядке.
Согласно пункту 8 Правил выплаты негосударственным пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, правопреемникам умерших застрахованных лиц средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионных счетах накопительной пенсии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.07.2014 г. № 710, фонд, получив документ, содержащий сведения о смерти застрахованного лица, принимает меры по извещению правопреемников по договору (заявлению) о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии умершего застрахованного лица.
Извещение правопреемников осуществляется не позднее 2 месяцев со дня получения документа, содержащего сведения о смерти застрахованного лица, путем направления уведомления о прекращении договора в связи со смертью застрахованного лица и о возможности получения средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии умершего застрахованного лица, по форме, утверждаемой Пенсионным фондом Российской Федерации.
При отсутствии в договоре сведений о правопреемниках и отсутствии заявления о распределении средств пенсионных накоплений в случае получения фондом сведений о наличии правопреемников по закону по истечении срока, указанного в абзаце третьем настоящего пункта, извещение правопреемников по закону осуществляется не позднее 15 рабочих дней со дня получения документов, содержащих сведения о наличии таких правопреемников, но не позднее срока, установленного для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений.
В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела, что дд.мм.гггг умер К.К.Н., дд.мм.гггг года рождения, уроженец <***>, что подтверждается свидетельством о смерти серии №***, выданным Отделом записи актов гражданского состояния Администрации города Можги Удмуртской Республики дд.мм.гггг.
Истец Романова Людмила Николаевна является матерью К.К.Н., что подтверждается свидетельством о рождении №*** от дд.мм.гггг и свидетельством о заключении брака от дд.мм.гггг.
Поводом для обращения истицы в суд послужил отказ АО «НПФ Газфонд пенсионные накопления» в выплате средств пенсионных накоплений, учтенных на специальной части индивидуального лицевого счета умершего К.К.Н.
К.К.Н. в соответствии с ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» являлся застрахованным лицом, на которого распространялись правила обязательного пенсионного страхования.
Истец, являясь правопреемником умершего К.К.Н., как наследник первой очереди согласно ст. 1142 ГК РФ, имеет право на получение средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной пенсии ее умершего сына. Однако, установленный срок на подачу заявления о выплате средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица ею пропущен.
В судебном заседании установлено, что по причине того, что истец Романова Л.Н. не знала о том, что имеет право наследовать средства пенсионных накоплений после смерти сына, она не обратилась в установленный законом шестимесячный срок с заявлением в АО «НПФ Газфонд пенсионные накопления». Извещения ответчиком в адрес правопреемников умершего застрахованного лица с разъяснением им их права на получение средств пенсионных накоплений застрахованного лица, не направлялись. Данное обстоятельство ответчиком не опровергнуто.
Вместе с тем, действующим законодательством предусмотрено, что срок обращения за выплатой правопреемникам умершего застрахованного лица может быть восстановлен в судебном порядке по заявлению правопреемника умершего застрахованного лица, пропустившего срок.
Какого-либо перечня уважительных причин, дающих суду право восстановить пропущенный срок, законодательство не содержит. Поэтому этот вопрос решается судом по каждому делу с учетом его конкретных обстоятельств. Как правило, такими причинами являются: болезнь, длительность командировки, ненадлежащее исполнение законными представителями правопреемников, не обладающих дееспособностью в полном объеме, возложенных на них законодательством функций и тому подобное.
В материалах дела отсутствуют сведения об извещении Романовой Л.Н. о возможности получения средств пенсионных накоплений.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что истица не была уведомлена о возможности получения средств пенсионных накоплений, в связи с чем, по уважительной причине пропустила срок для обращения с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений.
Таким образом, принимая во внимание особый характер правоотношений, отсутствие извещений ответчика в адрес правопреемников умершего застрахованного лица с разъяснением им их права на получение средств пенсионных накоплений застрахованного лица, суд приходит к выводу о необходимости восстановления срока на подачу заявления о выплате средств пенсионных накоплений, в связи с наличием уважительных причин пропуска срока обращения истца с заявлением о выплате средств пенсионных накоплений после смерти сына.
Оценивая данные обстоятельства в совокупности, суд приходит к выводу о необходимости восстановления Романовой Л.Н. срока на подачу заявления о выплате средств пенсионных накоплений, в связи с наличием уважительных причин.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Романовой Людмилы Николаевны к Акционерному обществу «Негосударственный пенсионный фонд Газфонд пенсионные накопления» о восстановлении срока на подачу заявления о выплате средств пенсионных накоплений умершего застрахованного лица удовлетворить.
Восстановить Романовой Людмиле Николаевне срок для обращения за выплатой средств пенсионных накоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета умершего застрахованного лица – К.К.Н., дд.мм.гггг года рождения, умершего дд.мм.гггг.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня его вынесения через Можгинский районный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий судья Е.В. Хисамутдинова