Дело № 12-58/2016
Р Е Ш Е Н И Е
г.Волгоград 11 января 2016 года
Судья Центрального районного суда г.Волгограда Пальчинская И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации Волгограда на постановление начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП по Волгоградской области Бланк Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, с участием представителя администрации Волгограда Милицкой М.А.,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП по Волгоградской области Бланк Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ администрация Волгограда признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.15 ч.1 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере ....
Не согласившись с данным постановлением, администрация Волгограда обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы заявитель указал, что в отношении администрации Волгограда возбуждено исполнительное производство от ДД.ММ.ГГГГ №...-ИП на основании исполнительного листа, выданного Центральным районным судом г.Волгограда по делу №..., вступившему в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, о возложении обязанности устранить выявленные нарушения дорожного движения и привести дорожную часть дорожного покрытия в соответствии с ГОСТ Р 50597-93, а именно на территории ... на участке автомобильной дороги по ... в границах от ... до ... - устранить выбоины, указанные в судебном акте. На территории ...: на участке дороги по ... в границах от здания 64 по проспекту Университетскому до ... устранить дефекты в виде просадок, указанных в судебном акте размеров. Также обеспечить установку бортового камня на участке дороги по ... от ... до ... того обеспечить достаточный водовод по ... от проезжей части на участках автодороги, указанных в судебном акте. Установить дорожные знаки в указанных в судебном акте местах. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено требование об исполнении требований исполнительного документа. В установленный приставом 5-дневный срок требование администрацией не исполнено. Комитет в соответствии с Положением о комитете дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №... «О переименовании комитета транспорта и дорожного хозяйства администрации Волгограда в комитет дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда и об утверждении Положения о комитете дорожного хозяйства, благоустройства и охраны окружающей среды администрации Волгограда» является отраслевым подразделением администрации Волгограда и функционирует в форме казенного учреждения, финансируемого за счет средств бюджета Волгограда.
Таким образом, комитет расходует доведенные до него бюджетные ассигнования с учетом их целевого назначения и является участником бюджетного процесса как получатель и главный распорядитель бюджетных средств. Решениями Волгоградской городской Думы принимается бюджет Волгограда и без внесения изменений в решение данного органа местного самоуправления о выделении бюджетных ассигнования невозможны дальнейшие действия комитета по расходованию бюджетных ассигнований на выплату штрафа. В бюджете Волгограда на 2015 год, принятого Решением Волгоградской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №... «О бюджете Волгограда на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», предусмотрены бюджетные ассигнования комитету как главному распорядителю бюджетных средств. Комитету предусмотрены бюджетные ассигнования по таким статьям расходов бюджета Волгограда, как мероприятия по безопасности дорожного движения, капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог Волгограда, наружного освещения и другие аналогичные статьи, направленные на финансирование работ, услуг для осуществления дорожной и иной связанной с ней деятельности (в том числе в сфере обеспечения безопасности дорожного движения), благоустройства и охраны окружающей среды как вопрос местного значения городского округа. В 2015 году комитетом в рамках своей деятельности как отраслевого подразделения администрации Волгограда осуществляется расходование бюджетных средств на исполнение вступивших в законную силу судебных актов, должником по которым выступает администрация Волгограда. За 3 квартал 2015 года и по состоянию на октябрь 2015 организовано за счет средств бюджета Волгограда полное исполнение 24 судебных актов, частичное исполнение 13 судебных актов. В то же время у комитета статья расходов на уплату административных штрафов не предусмотрена. В связи с изложенным возникла ситуация, когда в распоряжении комитета отсутствуют средства на уплату штрафа. Таким образом, неуплата штрафа вызвана фактическим отсутствием у комитета средств на уплату штрафа и невозможностью использования доведенных до комитета бюджетных ассигнований, предусмотренных по другим целевым статьям расходов. Комитетом неоднократно доводилось до финансового органа, осуществляющего организацию и исполнение бюджета Волгограда - департамента финансов администрации Волгограда, сведения о необходимости предоставления дополнительных бюджетных ассигнований на уплату штрафов, налагаемых на комитет в соответствии со статьей 12.34 КоАП РФ. Бюджетные ассигнования были перераспределены и доведены до комитета, однако они были потрачены на уплату ранее вынесенных штрафов за 2014 и 2015 годы. Дополнительных средств на уплату штрафов комитету предоставлено не было в связи с дефицитом бюджета Волгограда в 2015 году. В соответствии с пунктом 1.1 решения о бюджете Волгограда на 2015 год указан прогнозируемый дефицит бюджета Волгограда в сумме ..., или 10% к объему доходов бюджете Волгограда. Таким образом, по мнению заявителя, отсутствует вина комитета в выявленном нарушении.
В судебном заседании представитель администрации Волгограда по доверенности Милицкая М.А. доводы жалобы поддержала в полном объеме.
Представитель Межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения жалобы извещен своевременно и надлежащим образом, в связи с чем судья счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного органа.
Выслушав представителя заявителя, исследовав представленные материалы, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст.30.1 ч.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1- 25.5 КоАП РФ, а именно: лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшим, законным представителем физического лица, законным представителем юридического лица, защитником и представителем.
Из представленного материала следует, что решением Центрального районного суда г.Волгограда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №... на Администрацию Волгограда возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности дорожного движения и привести проезжую часть дорожного покрытия в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденный и введенный в действие постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 221; на ..., а также на участке дороги по ... (в границах от здания №... по проспекту Университетскому до ...) обустроить тротуар. Кроме того, согласно указанному решению на администрацию Волгограда возложена обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить установку и восстановление бортового камня на участке дороги по ... в границах от ... до ...; по ... обеспечить достаточный водоотвод от проезжей части, примыкающих к автодороге внутриквартальных проездов к дому №... по ..., дому №... по ..., дому №... по ...; в течение 14 дней с момента вступления решения суда в законную силу установить на въезде и выезде с внутриквартальной дороги от ... на автодорогу по ... и от ... на автодорогу по ... дорожные знаки 5.21 «Жилая зона» и 5.22 «Конец жилой зоны»; организовать удаление с обочины проезжей части по ... предметов, не имеющих отношения к обустройству дороги; нанести дорожную разметку по ... в соответствии с требованиями ГОСТ Р 52289-2004 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (утвержден приказом Ростехрегулирования от ДД.ММ.ГГГГ №...-ст).
Данное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на основании исполнительного листа ФС №... от ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП по Волгоградской области было возбуждено исполнительное производство №...-ИП.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП по Волгоградской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МО по ОИП УФССП по Волгоградской области направлено требование администрации Волгограда исполнить решение суда в соответствии с исполнительным производством №...-ИП, возбужденным ДД.ММ.ГГГГ, в течение 5 дней с момента получения требования, в части возложенных на должника обязанностей, срок которых (14 суток и 3 месяца) истек.
ДД.ММ.ГГГГ указанное требование поступило в администрацию Волгограда, однако должником решение суда исполнено не было.
Таким образом, в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, администрацией Волгограда требования, содержащиеся в исполнительном документе, по исполнению вступившего в законную силу решения суда, исполнены не были.
По данному факту ДД.ММ.ГГГГ в отношении администрации Волгограда был составлен протокол №... об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
ДД.ММ.ГГГГ вынесено обжалуемое постановление, в соответствии с которым администрация Волгограда признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
В силу ч.1 ст.17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии со ст.2 Конституции РФ защита прав и свобод человека и гражданина представляет собой обязанность государства. Часть 1 ст. 46 Конституции РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод человека и гражданина.
Исходя из требований ст. 6 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", вступившее в законную силу решение суда обязательно для всех без исключения органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, а также всех физических и юридических лиц и подлежит неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
С учетом изложенных выше правовых норм защита нарушенных прав не может быть признана эффективной, если судебный акт своевременно не исполняется.
В силу ст. ст. 5, 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов.
Законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст.105 ФЗ РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения. При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель применяет к должнику штраф, предусмотренный ст. 17.15 КоАП РФ.
В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Ссылка в жалобе на тяжелое материальное положение должника, по мнению суда, не свидетельствует об отсутствии вины лица, привлекаемого к административной ответственности, в совершении административного правонарушения, поскольку сведений о том, что администрация Волгограда обращалась с заявлением об отсрочке либо рассрочке исполнения решения суда, в том числе, ввиду отсутствия финансовой возможности, также как и то, что должником своевременно предпринимались все возможные и зависящие от него меры по исполнению решению суда, в судебное заседание не представлено.
Кроме того, судьей принимается во внимание, что объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ, состоит в том, что виновный не исполняет требования неимущественного характера, содержащиеся в исполнительном документе. При этом он нарушает срок исполнения, установленный судебным приставом – исполнителем.
Администрацией Волгограда проигнорирован срок, предоставленный для добровольного исполнения решения суда, а также не исполнено законное требование судебного пристава-исполнителя после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.
Таким образом, судья считает, что должностное лицо правильно установило фактические обстоятельства по делу и обоснованно пришло к выводу о виновности Администрации Волгограда в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.17.15 КоАП РФ.
При этом судьей учитывается, что в соответствии с ч.1 и ч.4 ст.14 Федерального закона N 229-ФЗ решения по вопросам исполнительного производства, принимаемые судебным приставом-исполнителем, главным судебным приставом Российской Федерации, главным судебным приставом субъекта Российской Федерации, старшим судебным приставом и их заместителями (далее также - должностное лицо службы судебных приставов) со дня направления (предъявления) исполнительного документа к исполнению, оформляются постановлениями должностного лица службы судебных приставов. Постановление судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов подлежит исполнению в срок, указанный в постановлении, и может быть обжаловано в порядке подчиненности вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов или оспорено в суде.
Приказом ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ №... утверждена форма №... постановления о назначении нового срока исполнения.
Вместе с тем, как следует из вышеприведенных норм закона, они регламентируют порядок установления нового срока для исполнения, однако неисполнение постановления об установлении данного срока не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.17.15 КоАП РФ, в то время, как в диспозиции данной статьи содержится четкое указание на ответственность за неисполнение требования неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем.
По своей сути требование не является решением судебного пристава-исполнителя, как об этом указано в ч.1, ч.4 ст.14 ФЗ-229, и нормами действующего законодательства не предусмотрена обязанность судебного пристава-исполнителя оформлять такое требование в виде постановления.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу, что порядок привлечения Администрации Волгограда к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.17.15 ч.1 КоАП РФ, должностным лицом ССП нарушен не был.
Обжалуемое постановление в полной мере соответствует требованиям ст.29.10 КоАП РФ, так как оно мотивировано, вынесено уполномоченным лицом и в установленные законом сроки, квалификация содеянного дана верная, наказание назначено в рамках санкции применяемой статьи, процессуальных нарушений при принятии решения допущено не было.
При таких обстоятельствах оснований для отмены постановления по делу не имеется, в связи с чем жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7. КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л :
Постановление начальника отдела – старшего судебного пристава Межрайонного ОСП по особым исполнительным производствам УФССП по Волгоградской области Бланк Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым Администрация Волгограда признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.15 ч.1 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере ... - оставить без изменения, жалобу администрации Волгограда – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г.Волгограда в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья (подпись) И.В.Пальчинская
...