Дело № 2-3180/2015 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«09» ноября 2015 г. Ленинский районный суд г.Тамбова в составе:
Судьи Амельчевой И.Н.
При секретаре Анисимовой А.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ерохиной С.А. к ПАО «Сбербанк России» в лице Тамбовского отделения № 8594 о признании незаконным отказ в принятии документов для оформления заявки на перечисление денежных средств, обязанности сформировать и направить заявку на перечисление средств социальной выплаты
У С Т А Н О В И Л :
Ерохина С.А. обратилась в суд с иском к ПАО «Сбербанк России» в лице Тамбовского отделения № 8594 о признании незаконным отказ в принятии документов для оформления заявки на перечисление денежных средств, обязанности сформировать и направить заявку на перечисление средств социальной выплаты, указав, что она и ее несовершеннолетняя дочь Арутюнян А.А. являются участниками федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, что подтверждается свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома от 12 декабря 2014 г. *** *** от ***, выданным администрацией г.Тамбова. 12 января 2015 г. для обслуживания данной федеральной целевой программы между ней и ОАО «Сбербанк России» был заключен договор ***.8***.*** о банковском счете для обслуживания целевых программ. 28 августа 2015 г. между ней, действующей от своего имени и от имени своей несовершеннолетней дочери Арутюнян А.А., был заключен договор купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельные участки, расположенные по адресу: ***, с Арутюнян Г.И. Денежная сумма за долю в объекте недвижимости по указанному договору в размере ***. должна быть перечислена на счет продавца за счет средств бюджета, предоставленных на основании указанного свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома, выданного как участникам программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в течение 10 банковских дней с момента регистрации перехода права общей долевой собственности покупателей. Все необходимые документы для осуществления перечисления указанных денежных средств были предоставлены в ПАО «Сбербанк России». Однако, согласно справке ответчика без номера и даты, переданные документы в Центрально-Черноземный банк ПАО «Сбербанк России» для формирования заявки на перечисление денежных средств не приняты со ссылкой на отсутствие в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050, указания на приобретение долей в праве общей долевой собственности. С решением ответчика она не согласна, поскольку указанными правилами не предусмотрена обязанность ответчика осуществлять контроль за реализацией Подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», а лишь имеет полномочия по проверке сведений, содержащихся в документах, представленных молодой семье. Обязанность по принятию решений о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы возлагается на орган местного самоуправления. Право на получение социальной выплаты ей и ее несовершеннолетней дочери удостоверено выданным органом местного самоуправления свидетельством о праве на получение социальной выплаты. Перечисление средств, предоставляемых в качестве социальной выплаты, также осуществляется органом местного самоуправления после получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета. Просила признать незаконным отказ ПАО «Сбербанк России» в лице Тамбовского отделения № 8594 в принятии ее документов для формирования заявки на перечисление денежных средств по свидетельству серии УИ *** от ***, выданному администрацией ***, обязать ПАО «Сбербанк России» в лице Тамбовского отделения № 8594 сформировать и направить заявку на перечисление средств социальной выплаты по свидетельству серии УИ *** от *** о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, выданному администрацией *** молодой семье в составе: супруги – Ерохиной С.А., дочери – Арутюнян А.А. в сумме ***) рублей, для погашения указанной суммой социальной выплаты части стоимости долей в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельные участки, расположенные по адресу: ***, приобретенных по договору купли-продажи от ***, и зачислить сумму социальной выплаты на ее, Ерохиной С.А., счет, открытый в ПАО «Сбербанк России» Тамбовское отделение ***, ***.8***.***, взыскать с ПАО «Сбербанк России» в лице Тамбовского отделения № 8594 в ее пользу государственную пошлину в сумме ***.
В суде истец Ерохина С.А. заявленные исковые требования поддержала.
Представитель ПАО «Сбербанк России» Ротманова М.В. с исковыми требованиями не согласилась, пояснив, что в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050, указание на приобретение долей в праве общей долевой собственности отсутствует. Истец с дочерью согласно договору купли-продажи от 28.08.2015 г. приобрели доли в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельные участки. Данные обстоятельства не дают основания на формирование и направление заявки на перечисление средств социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья согласно свидетельству серии УИ *** от ***, выданному истцу и ее дочери администрацией г.Тамбова. Просила в удовлетворении исковых требований Ерохиной С.А. отказать.
Представитель третьего лица Сысоева З.А. с исковыми требованиями Ерохиной С.А. не согласилась по тем же основаниям.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N1050 была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, в состав которой вошла Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», действовавшая до 25.08.2015 г. Целью подпрограммы являлось предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (приложение N3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей»), утверждённые постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N1050 (далее - Правила), устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, а также использования таких выплат.
Согласно п.3.Правил, право молодой семьи - участницы подпрограммы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом- свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, которое не является ценной бумагой.
Согласно п.29 Правил, социальная выплата предоставляется владельцу свидетельства в безналичной форме путем зачисления соответствующих средств на его банковский счет, открытый в банке, отобранном для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат, выделяемых молодым семьям-участникам подпрограммы, на основании заявки банка на перечисление бюджетных средств.
Судом установлено, что истец Ерохина С.А. и ее несовершеннолетняя дочь Арутюнян А.А. являются участниками федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, что подтверждается свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома от *** серия УИ *** от ***, выданным администрацией г.Тамбова.
*** для обслуживания данной федеральной целевой программы между Ерохиной С.А. и ОАО «Сбербанк России» (в настоящее время ПАО) был заключен договор ***.8***.*** о банковском счете для обслуживания целевых программ.
*** между Ерохиной С.А., действующей от своего имени и от имени своей несовершеннолетней дочери Арутюнян А.А., был заключен договор купли-продажи доли в праве общей долевой собственности на жилой дом и земельные участки, расположенные по адресу: ***, с Арутюнян Г.И.
Денежная сумма за долю в объекте недвижимости по указанному договору в размере 375585 руб. должна была быть перечислена на счет продавца за счет средств бюджета, предоставленных на основании указанного свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома, выданного как участникам программы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы в течение 10 банковских дней с момента регистрации перехода права общей долевой собственности покупателей.
Все необходимые документы для осуществления перечисления указанных денежных средств, указанные в п.15 Правил… были предоставлены в ПАО «Сбербанк России».
Однако, согласно справке ответчика без номера и даты, переданные документы в Центрально-Черноземный банк ПАО «Сбербанк России» для формирования заявки на перечисление денежных средств не приняты со ссылкой на отсутствие в Правилах предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050, указания на приобретение долей в праве общей долевой собственности.
Суд находит данное решение ответчика необоснованным по следующим основаниям.
Согласно п.15 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся приложением № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. № 1050 (в редакции до 25.08.2015 г.), для участия в подпрограмме в целях использования социальной выплаты в соответствии с подпунктами"а"-"д" пункта2 настоящих Правил молодая семья подает в орган местного самоуправления по месту жительства следующие документы:
а)заявление по форме, приведенной в приложении N2, в 2экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);
б)копия документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
в)копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);
г)документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях;
д)документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Таким образом, обязанность по принятию решения о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы возлагается на орган местного самоуправления.
Согласно п.17 тех же Правил… орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, предусмотренных пунктом15 либо 15.1 настоящих Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления в 5-дневный срок.
В силу п.18. Правил… основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:
а)несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом6 настоящих Правил;
б)непредставление или представление не всех документов, предусмотренных пунктом15 либо 15.1 настоящих Правил;
в)недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г)ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
Администрацией города Тамбова истец и ее несовершеннолетняя дочь признаны участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и *** им выдано свидетельство *** о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома в размере ***.
Таким образом, право истца и ее дочери на получение социальной выплаты удостоверено указанным свидетельством.
Перечисление средств, предоставляемых в качестве социальной выплаты, также осуществляется органом местного самоуправления (после получения от банка заявки на перечисление средств из местного бюджета).
Согласно п.38 Правил, банк в течение 5рабочих дней со дня получения документов, предусмотренных пунктами33 - 35.1 и 37 настоящих Правил, осуществляет проверку содержащихся в них сведений. После чего принимает решение об отказе в принятии документов либо о принятии документов, с последующей подачей заявки на перечисление бюджетных средств из местного бюджета.
Исходя из буквального толкования текста Правил, в полномочия банка входит лишь проверка сведений, содержащихся в документах, представленных молодой семьей.
По мнению суда, понятие «проверка сведений, содержащихся в представленных документах» в том смысле, который заложен в него Правилами, не предполагает принятие банком решения о праве гражданина на получение социальной выплаты и о перечислении средств местного бюджета.
Проверив представленные истцом документы, ПАО «Сбербанк России» незаконно отказал в их принятии, поскольку содержащиеся в них сведения соответствуют действительности; вышеперечисленные документы полностью соответствуют требованиям, предъявляемым Правилами.
В соответствии с п.2. Правил, социальные выплаты используются:
а)для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения;
б)для оплаты цены договора строительного подряда на строительство индивидуального жилого дома;
в)для осуществления последнего платежа в счет уплаты паевого взноса в полном размере, в случае если молодая семья или один из супругов вмолодой семье является членом жилищного, жилищно-строительного, жилищного накопительного кооператива, после уплаты, которого жилое помещение переходит в собственность этой молодой семьи;
г)для уплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или жилищного займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома;
д)для оплаты договора с уполномоченной организацией на приобретение в интересах молодой семьи жилого помещения экономкласса на первичном рынке жилья, в том числе на оплату цены договора купли-продажи жилого помещения (в случаях, когда это предусмотрено договором) и(или) оплату услуг указанной организации;
е)для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, полученным до 1января 2011г., за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам.
Таким образом, Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» на 2011-2015 годы не содержит запрета на использование социальной выплаты для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения, в том числе доли жилого помещения.
В силу ст.16 ч.1 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
В силу ст.244 ч.2 ГК РФ имущество может находиться в общей долевой собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность).
Договор купли-продажи доли в праве общей долевой собственности является одной из разновидностей договора купли-продажи жилого помещения (ст.454, 549 ГК РФ).
Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает исковые требования Ерохиной С.А. подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № 8594 ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ *** ░░ ***, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № 8594 ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ *** ░░ *** ░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░) ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░.░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░: ░░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░ – ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░ ***) ░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: ***, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░ ***, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ***, ***.***
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № 8594 ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ *** ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10.11.2015 ░.
░░░░░ (░░░░░░░) ░.░.░░░░░░░░░
░░░░░.░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░