Решение по делу № 11-6325/2020 от 15.05.2020

        Судья Кулагина Л.Т.

     № 2-1/2020

    

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Дело № 11-6325/2020    

11 июня 2020 года    г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего     Давыдовой В.Е.,

судей Онориной Н.Е., Печенкиной Н.А.,

при ведении протокола помощником судьи Закировой Л.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Хуснулина Альтава Минисламовича на решение Ашинского городского суда Челябинской области от 18 февраля 2020 года по иску Хуснулина Альтава Минисламовича, Трапезникова Александра Михайловича к администрации Ашинского муниципального района Челябинской области, Законодательному собранию Челябинской области, Государственному собранию – Курултай республики Башкортостан, администрации муниципального района – Иглинский район республики Башкортостан об исправлении реестровой ошибки.

Заслушав доклад судьи Онориной Н.Е. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, объяснения Хуснулина А.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Истец Хуснулин А.М. обратился в суд с иском с учетом уточнений к Администрации Ашинского муниципального района Челябинской области, Законодательному собранию Челябинской области, Собранию депутатов Ашинского муниципального района Челябинской области, Государственному Собранию-Курултай республики Башкортостан, администрации муниципального района Иглинского района Республики Башкортостан об устранении нарушения прав Хуснулина А.М. и возложении обязанности на администрацию Ашинского муниципального района Челябинской области, Законодательное собрание Челябинской области произвести работы по исправлению реестровой ошибки в сведениях ЕГРН по описанию местоположения границ Укского сельского поселения, границ поселка Ук, Ашинского муниципального района Челябинской области с учетом расположения земельного участка, принадлежащего Хуснулину А.М. с кадастровым номером с учетом следующих характерных точек границы земельного участка: <данные изъяты>

исключить сведения о следующих координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером в точках: <данные изъяты> Внести сведения о следующих координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером в точках <данные изъяты> со средней квадратической погрешностью 0,1м. Сведения о характерных точках Н1-Н2 добавить в сведения о границах земельного участка с кадастровым номером между точками 24 и 27 по сведениям ЕГРН.

Взыскать с ответчиков расходы на оплату услуг юриста 25000 руб. 00 коп., услуги кадастрового инженера 15 000 руб. 00 коп. ( т.5 л.д.142).

В обоснование исковых требований Хуснулин А.М. ссылается на то, что он является собственником жилого дома и земельного участка с кадастровым номером , расположенных по адресу: <адрес> При проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка кадастровым инженером было установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером пересекают границы муниципального образования Укского сельского поселения и республики Башкортостан, то есть его участок расположен на территории двух субъектов Российской Федерации – Республики Башкортостан и Челябинской области, в связи с чем, работы по межеванию земельного участка были приостановлены. Считает, что его права нарушены ответчиками, так как при определении и согласовании границ Укского сельского поселения его земельный участок частично оказался за пределами этих границ, на территории другого субъекта Российской Федерации. Указанные обстоятельства мешают ему реализовать его право на определение границ земельного участка (их уточнение) в соответствии с законодательством Российской Федерации. Границы поселка Ук Ашинского муниципального района Челябинской области установлены в соответствии с «Корректировкой генерального плана и правил землепользования и застройки Укского сельского поселения», утвержденной решением Собрания депутатов Ашинского муниципального района №182 от 10.03.2017г. (в редакции от 02.08.2018г. №352) ( т.5 л.д.162).

Истец Трапезников А.М. обратился в суд с иском с учетом уточнений к Администрации Ашинского муниципального района Челябинской области, Законодательному собранию Челябинской области, Собранию депутатов Ашинского муниципального района Челябинской области, Государственному Собранию-Курултай республики Башкортостан, администрации муниципального района Иглинского района Республики об устранении нарушения прав и возложении обязанности на администрацию Ашинского муниципального района Челябинской области, Законодательное собрание Челябинской области, Государственное Собрание -Курултай республики Башкортостан, администрацию муниципального района Иглинского района Республики Башкортостан произвести работы по исправлению реестровой ошибки в сведениях ЕГРН по описанию местоположения границ Укского сельского поселения, границ поселка Ук, Ашинского муниципального района Челябинской области, Иглинского муниципального района Республики Башкортостан, сельского поселения Майский сельсовет Иглинского муниципального района Республики Башкортостан с учетом расположения принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером с учетом следующих характерных точек границы земельного участка:с учетом следующих характерных точек границы земельного участка: <данные изъяты>); ссылаясь на то, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> Право собственности на дом не оформлено надлежащим образом. При проведении кадастровых работ кадастровым инженером было установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером пересекают границу муниципального образования Укское сельское поселение и границу республики Башкортостан ( т.1 л.д.192).

Гражданские дела по иску Хуснулина А.М. и Трапезникова А.М. объединены в одно производство для совместного рассмотрения (т.1 л.д.38-39).

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве ответчиков привлечены администрация Ашинского муниципального района, Собрание депутатов Ашинского муниципального района, Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Ашинского муниципального района, Законодательное собрание Челябинской области, Государственное собрание – Курултай республики Башкортостан, администрация муниципального района – Иглинский район республики Башкортостан. Администрация Укского сельского поселения исключена из числа ответчиков и привлечена к участию в деле в качестве третьего лица.

    Истец Хуснулин А.М., Трапезников А.М. в судебное заседание не явились, извещены надлежаще (расписка т.5 л.д.170), ранее в судебном заседании на исковых заявлениях с учетом последних уточнений настаивали.

    Ответчики Собрание депутатов Ашинского муниципального района, Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Ашинского муниципального района, Законодательное собрание Челябинской области, Государственное собрание – Курултай республики Башкортостан, администрация муниципального района – Иглинский район республики Башкортостан, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще (т.5 л.д.187,170, 190,192,193соответственно). Законодательное собрание Челябинской области, Государственное собрание – Курултай республики Башкортостан, Собрание депутатов Ашинского муниципального района направили заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителей (т.5 л.д.196,201, 205).

Ранее Государственное собрание – Курултай республики Башкортостан направили отзыв на исковые заявления, указав, что в приложении 26л к Закону республики Башкортостан от 25.12.2014 № 165-з «О внесении изменений в закон республики Башкортостан «О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в республике Башкортостан» в части смежества с Челябинской областью содержится лишь текстовое описание границы муниципального образования Майский сельсовет Иглинского района республики Башкортостан с отсылкой на границу Челябинской области и не содержит перечень координат характерных точек границ муниципального образования Майский сельсовет Иглинского района республики Башкортостан по смежеству с Челябинской областью. Действующая редакция законом не содержит положений, не согласующихся с требованиями заявителя (т.3 л.д.19-20).

    Законодательное собрание Челябинской области ранее направило объяснения, указав, что закон Челябинской области от 24.06.2004 № 239-ЗО «О статусе и границах Ашинского муниципального района, городских и сельских поселений в его составе» в приложениях содержал текстовое описание границ и схему границ муниципального образования. Законом Челябинской области от 23.12.2010 № 48-ЗО указанный закон был дополнен перечнями координат характерных точек МСК 74 (в местной системе координат), в том числе перечнями координат характерных точек границ Ашинского муниципального района и Укского сельского поселения. Определение координат характерных точек осуществлено с использованием картографического метода с точностью, соответствующей точности государственных топографических карт М 1:25000, и с учетом координат земельных участков, стоящих на кадастровом учете. При установлении границ Ашинского муниципального района и Укского сельского поселения Челябинской области земельные участки с кадастровыми номерами и не могли быть учтены, поскольку на кадастровом учете не значились (т.3 л.д.13-14).

        Решением суда в удовлетворении исковых требований Хуснулина А.М., Трапезникова А.М. отказано.

        В апелляционной жалобе Хуснулин А.М. просит решение суда отменить, вынести новое решении об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что экспертом Грибановой М.С. в рамках проведенной по делу землеустроительной экспертизы был сделан вывод о наличии реестровой ошибки в местоположении границы Ашинского муниципального района, Укского сельского поселения и поселка Ук, предложены варианты исправления реестровой ошибки, однако суд не обладая специальными познаниями пришел к выводу об отсутствии реестровой ошибки в сведениях о границах Ашинского муниципального района, Укского сельского поселения и поселка Ук и соответственно к выводу о невозможности исправления реестровой ошибки. Иск был заявлен в целях устранения нарушения права на земельный участок и возложении на ответчиков обязанности приведения в соответствие границ муниципальных образований, для чего необходимо было установить факт реестровой ошибки, что и было установлено заключением эксперта, которое не было принято судом. Суд проигнорировал факт предоставления истцу земельного участка площадью 3500 кв.м. Полагает, что Администрация Ашинского муниципального района пытается крыть факт некачественного выполнения работ по Проекту «Корректировка генерального плана и Правил землепользования и застройки Укского сельского поселения». Считает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

        В возражениях на апелляционную жалобу представитель Государственного Собрании-Курултай Республики Башкортостан просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Истец Трапезников А.М., ответчики, третьи лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

В связи с вышеуказанным судебная коллегия определила, в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривать настоящее дело без лица, надлежаще извещенного о времени и месте судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции, не явившегося в судебное заседание.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на неё, заслушав объяснения Хуснулина А.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.2 ст. 19 Закона Челябинской области от 25.05.2006 года N 22-ЗО (ред. от 30.10.2018 года) "Устав (Основной Закон) Челябинской области" официальными документами, закрепляющими границы области, являются: 1) на участках границы области, являющихся участками российско-казахстанской границы, - международные договоры Российской Федерации, федеральные законы; 2) на участках границ области, являющихся участками границ сопредельных субъектов Российской Федерации, - описание границ области и соответствующие картографические материалы, являющиеся приложением к соглашениям о границах, заключаемым между областью и сопредельными субъектами Российской Федерации.

Согласно ст. 7 Закона Челябинской области от 25.05.2006 года N 22-ЗО (ред. от 30.10.2018 года) "Устав (Основной Закон) Челябинской области" границы области могут быть изменены лишь по взаимному соглашению между областью и субъектами Российской Федерации, имеющими общие границы с областью.

Статьей ст.102 Конституции Российской Федерации отнесено к ведению Совета Федерации утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 - 13 настоящего Федерального закона.

Муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения. Сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления (п.1 ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019года) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Согласно ч.ч..2,3 ст. 72 Закона Челябинской области от 25.05.2006 года N 22-ЗО (ред. от 30.10.2018 года) "Устав (Основной Закон) Челябинской области" (подписан Губернатором Челябинской области 09.06.2006 года) статус и границы муниципальных образований устанавливаются законами области. В составе области находится, в том числе, Ашинский муниципальный район.

    Законом Челябинской области от 24.06.2004 года № 239-ЗО «О статусе и границах Ашинского муниципального района, городских и сельских поселений в его составе», в редакции закона Челябинской области от 23.12.2010 года №48-ЗО, муниципальное образование город Аша и Ашинский район наделено статусом Ашинского муниципального района с административным центром в городе Аше, объединяющего Ашинское городское поселение, Миньярское городское поселение, Симское городское поселение, Кропачевское городское поселение, Биянское сельское поселение, Еральское сельское поселение, Илекское сельское поселение, Точильнинское сельское поселение, Укское сельское поселение, а также установлены границы Ашинского муниципального района и границы сельских поселений, в том числе Укского сельского поселения, с описанием границ и перечнем координат характерных точек в МСК 74. Определение координат характерных точек границ Ашинского муниципального района и Укского сельского поселения осуществлено с использованием картографического метода с точностью, соответствующей точности государственных топографических карт М 1:25000, и с учетом координат земельных участков, стоящих на кадастровом учете. Закон также содержит описание границ Ашинского муниципального района и Укского сельского поселения. Согласно описанию границ Ашинского муниципального района – граница Ашинского муниципального района от узловой точки 44 до узловой точки 28 является смежной с землями Республики Башкортостан (протяженность границы - 232,60 км). Согласно описанию границ Укского сельского поселения –граница Укского сельского поселения от узловой точки 44 до узловой точки 13 является смежной с землями Республики Башкортостан (протяженность границы - 59,75 км).

Согласно п. 20 ч.1, ч.3, ч.4 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ (ред. от 27.12.2019 года) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся, в том числе, утверждение генеральных планов сельских поселений.

    В соответствии со ст. 2 Уставом Ашинского муниципального района границы Ашинского муниципального района (далее - муниципальный район) установлены законом Челябинской области. Муниципальный район объединяет в своем составе, в том числе муниципальное образование Укское сельское поселение с населенными пунктами, входящими в его состав: поселком Ук; поселком Виляй; поселком Мясниково; поселком Новозаречный; поселком Новострой; поселком Санга; поселком Сухая Атя; поселком Усть-Курышка; поселком Чувашский Пруд. Изменение границ муниципального района осуществляется законом Челябинской области по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти Челябинской области, федеральных органов государственной власти в соответствии с федеральным законом.

Частью 2 ст.10 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" закреплено, что в реестр границ вносятся следующие сведения об административно-территориальном делении:

1) описание местоположения границ между субъектами Российской Федерации;

2) реквизиты правовых актов о согласовании и об утверждении изменения границ между субъектами Российской Федерации;

3) описание местоположения границ муниципальных образований;

4) реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ муниципальных образований;

5) описание местоположения границ населенных пунктов;

6) реквизиты правовых актов об установлении или изменении границ населенных пунктов.

Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если: границы земельного участка пересекают границы населенного пункта, муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта, муниципального образования, в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (п.п.27,43 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").

В соответствии с п.3 ст.61 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

    Сведения о границе между субъектами Республикой Башкортостан и Челябинской областью в ЕГРН отсутствуют, на законодательном уровне граница не определена, соглашение о местоположении границы между данными субъектами Российской Федерации не подписано (т.5 л.д.182). Однако в 2020 году проводятся мероприятия по подготовке соглашения между данными субъектами Российской Федерации по определению местоположения границы (т.5 л.д.209).

В соответствии с Законом Челябинской области от 24.06.2004 № 239-ЗО «О статусе и границах Ашинского муниципального района, городских и сельских поселений в его составе», в редакции закона Челябинской области от 23.12.2010 №48-ЗО, граница Ашинского муниципального района от узловой точки 44 до узловой точки 28 является смежной с землями Республики Башкортостан (протяженность границы - 232,60 км), граница Укского сельского поселения от узловой точки 44 до узловой точки 13 является смежной с землями Республики Башкортостан (протяженность границы - 59,75 км). Со стороны Республики Башкортостан граница с Челябинской областью проходит по границе Иглинского муниципального района, Майского сельского поселения. В Законе Республики Башкортостан от 25.12.2014 года №165-з «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в Республике Башкортостан» описаны границы муниципальных образований Республики Башкортостан в соответствии с требованиями градостроительного и земельного законодательства. Однако описание границ муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан по смежеству с Челябинской областью не приводится. Описание границы сельского поселения Майский сельсовет Иглинского района республики Башкортостан по смежеству с Челябинской областью отражено от узловой точки 19, обозначающей место пересечения границ муниципального образования Улу-Телякский сельсовет, муниципального образования Майский сельсовет и Челябинской области, в юго-западном направлении до узловой точки 11, обозначающей место пересечения муниципального образования Майский сельсовет, муниципального образования Архангельский район и Челябинской области, граница идет по Челябинской области ( т.3 л.д.19,20-92).

    Согласно ответа Управления Росреестра по республике Башкортостан от 27.03.2019 года в результате анализа сведений ЕГРН выявлено пересечение границ земельного участка с кадастровым номером с границами муниципальных образований, сведения о которых содержатся в Башкирском кадастровом округе: граница муниципального района Иглинский район республики Башкортостан, внесена 29.12.2016 года с учетным номером 199563-8, граница сельского поселения Майский сельсовет муниципального образования Иглинский район республики Башкортостан, внесена 21.1.2016 года, с учетным номером 19929004 (т.1 л.д.246).

Как следует из письма Администрации Ашинского муниципального района (т.1 л.д.13), границы пос. Ук Укского сельского поселения были установлены в соответствии с «Корректировкой генерального плана и правил землепользования и застройки Укского сельского поселения», утвержденной решением Собрания депутатов Ашинского муниципального района № 182 от 10.03.2017года (в редакции от 02.08.2018 года № 352) (выкопировка из генерального плана т.1 л.д.176-186, землеустроительное дело т.1 л.д.77-130).

Хуснулин А.М. является собственником земельного участка площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> на основании свидетельства на право собственности на землю от 26.12.1994 года (т.1 л.д. 7-9), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (т.1 л.д. 14), кадастровой выпиской о земельном участке (т.1 л.д. 15), выпиской из ЕГРН (т.1 л.д. 72-73). Указанный участок предоставлен истцу на основании Постановления Главы Укского сельсовета Ашинского района от 01.02.1994 № 1 (т.1 л.д. 47,49). Границы земельного участка не установлены в соответствии с действующим законодательством. Кроме того, по договору от 26.12.1994 года Хуснулину А.М. администрацией пос. Ук предоставлен в долгосрочное временное пользование по ул. Заречная в пос. Ук земельный участок площадью 3500 кв.м. На земельном участке расположен жилой дом 2000 года постройки ( т.1 л.д.10,196-209).

При уточнении границ земельного участка Хуснулина А.М. кадастровым инженером Масловой Н.В. установлено, фактическая площадь земельного участка с кадастровым номером составила 2100 кв. м., границы уточняемого земельного участка пересекают границы Укского сельского поселения и пос. Ук Ашинского муниципального района Челябинской области (том 1 л.д. 222-233).

Уведомлением Управления Росреестра по Челябинской области от 04.03.2019 года приостановлен государственный кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером по тем основаниям, что в заключении кадастрового инженера отсутствует обоснование изменения площади и конфигурации уточняемого земельного участка; земельный участок граничит с республикой Башкортостан, сделан запрос в Управление Росреестра республики Башкортостан, ответ не получен; границы земельного участка пересекают границы населенного пункта п. Ук, Укского сельского поселения и Ашинского муниципального района Челябинской области (т.1 л.д.162-164).

Трапезников А.М. является собственником земельного участка площадью 1500 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> на основании свидетельства на право собственности на землю (т.2.л.д.7-8), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, кадастровой выпиской о земельном участке (т.2 л.д. 10,13), выпиской из ЕГРН (т.1 л.д.70-71). Участок предоставлен Трапезникову А.М. на основании постановления Главы Укского сельсовета Ашинского района от 1.02.1994 г. № 1 (т.1 л.д. 47,48). Границы земельного участка не установлены в соответствии с действующим законодательством.

При уточнении границ земельного участка, кадастровым инженером Масловой Н.В. установлено, фактическая площадь земельного участка с кадастровым номером составила 2100 кв. м., границы уточняемого земельного участка пересекают границы Укского сельского поселения и пос. Ук Ашинского муниципального района Челябинской области по причине реестровой ошибки (том 1 л.д. 234-245).

Согласно письму собрания депутатов Ашинского муниципального района Челябинской области от 19.02.2019 при корректировке генерального плана Укского сельского поселения, утвержденного собранием депутатов Ашинского муниципального района от 10.03.2018 № 182, земельные участки с кадастровыми номерами , будут включены в границы населенного пункта Укского сельского поселения (т.1 л.д.149).

По ходатайству Хуснулина А.М. по делу для установления наличия реестровой ошибки была назначена землеустроительная экспертиза, проведение экспертизы поручено эксперту ООО «Судебная экспертиза и оценка» ФИО6 (т.5 л.д.4-10).

Согласно заключению эксперта по состоянию на дату осмотра 08.07.2019 (т.5 л.д.13) на территории участка с кадастровым номером расположен жилой дом и хозяйственные постройки. Территория участка частично огорожена по периметру -юго-западная граница участка в натуре не выделена, фактическая площадь участка с КН (с учетом условной границы) составляет 3 503 кв.м. погрешность +/-21 кв.м. (т.5 л.д.22, 31). Выявлено наложение (площадь 15 кв.м.) фактических границ участка с КН на границы участка с кадастровым номером (категория земель- земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства газопровода) (т.5 л.д.32). Установление границ исследуемого участка в соответствии с правоустанавливающими документами невозможно в виду отсутствия сведений о границах участка в правоустанавливающих документах. Сведения об утвержденном в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке межевания территории на сайте Ашинского муниципального района отсутствуют. Согласно скриншота съемки со спутника по состоянию на 13.07.2004 года жилой <адрес> по состоянию на 2004 г. уже существовал. При сравнении ортофотопланов с зарамочным оформлением масштаба 1:2000 в системе координат МСК-74 в формате Марlnfo на п. Ук Ашинского района Челябинской области 2008г. с материалами ГФД 2008. местоположение границ участка с КН по состоянию на 2008г. соответствует фактическому землепользованию (за исключением юго-западной границы, не выделенной в натуре как фактически, так и по состоянию на 2008г.) С учетом изложенного экспертом определены границы участка с кадастровым номером с учетом площади согласно правоустанавливающим документам и сведениям ЕГРН 1500 кв.м. и с учетом фактического землепользования. Возможной причиной пересечения указанных участков экспертом указана реестровая ошибка в сведениях ЕГРН о границах участка с кадастровым номером (категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для строительства газопровода «Газоснабжение жилых домов пос. Ук» ( (т.5 л.д.38-39).

Экспертом установлено, что описание границ между Челябинской областью и республикой Башкортостан на законодательном уровне не определено, установить ее местоположение не представляется возможным. Сведения о границах республики Башкортостан в ЕГРН отсутствуют. При этом в ЕГРН внесены сведения о западной границе Челябинской области, смежной с республикой Башкортостан. Также на основании Закона республики Башкортостан «О границах, статусе и административных центрах муниципальных образований в республике Башкортостан» эксперт пришел к выводу, что граница Майского сельсовета Иглинского района республики Башкортостан проходит по границе Челябинской области. Но поскольку границы Майского сельсовета Иглинского района республики Башкортостан не описаны координатами, эксперт полагает, что нет основания полагать, что исследуемый участок находится в границах Майского совета Иглинского района республики Башкортостан (т.5 л.д.44).

В отношении границ Ашинского муниципального района и Укского сельского поселения эксперт пришел к выводу, что границы Ашинского муниципального района и Укского сельского поселения согласно Закону Челябинской области от 09.07.2004 года № 239-ЗО «О статусе и границах Ашинского муниципального района, городских и сельских поселений в его составе» (в редакции закона Челябинской области от 20.12.2010 № 48-ЗО) и сведениям ЕГРН идентичны. При этом Законом Челябинской области от 09.07.2004 года № 239-ЗО не определены координаты смежных границ Ашинского муниципального района и Укского сельского поселения с республикой Башкортостан. На основании чего эксперт предположил, что при внесении в ЕГРН сведений о границах Ашинского муниципального района и Укского сельского поселений с республикой Башкортостан, кадастровые инженеры руководствовались графической частью Закона Челябинской области от 09.07.2004 года № 239-ЗО в редакции Закона Челябинской области от 20.12.2010 года № 48-ЗО, то есть схемами Ашинского муниципального района и Укского сельского поселения (т.5 л.д.51). Экспертом отмечено, что исходя из расположения границы Челябинской области, сведения о которой внесены в ЕГРН, можно сделать вывод о том, что Ашинский муниципальный район и Укское сельское поселение в границах по сведениям ЕГРН, частично расположены за пределами указанных границ Челябинской области (т.5 л.д.53). Приняв во внимание, что участок с кадастровым номером приобретен в собственность в 1994 года, жилой дом по адресу: п. Ук, ул. Заречная, 1 Г возведен в 2000года, фактическое местоположение границ участка с кадастровым номером существует на местности как минимум с 2008 года, в то время как границы Ашинского муниципального района и Укского сельского поселения установлены в 2004году согласно Закону Челябинской области от 09.07.2004года № 239-ЗО, эксперт пришел к выводу, что в сведениях ЕГРН о границах Ашинского муниципального района и Укского сельского поселения имеет место реестровая ошибка (т.5 л.д.53).

Экспертом также установлено, что границы п. Ук внесены в ЕГРН. Сведения о границах п. Ук внесены в ЕГРН на основании землеустроительного дела по описанию местоположения границ объекта землеустройства 2017года. Определение координат характерных точек в Землеустроительном деле 2017 года выполнено картометрическим методом, то есть без фактического обследования и замеров границ на местности. Участок с кадастровым номером полностью расположен за пределами границы п. Ук по сведениям ЕГРН (т.5 л.д.54). По Проекту «Корректировка генерального плана и правил землепользования и застройки Укского сельского поселения», утв. Решением Совета депутатов Ашинского муниципального района № 182 от 10.03.2017 года в проектируемую границу населенного пункта не включены границы земель лесного фонда. При этом местоположение границ п. Ук по сведениям ЕГРН не соответствуют местоположению границ земель лесного фонда согласно материалам лесоустройства- имеет место смещение границ п. Ук по сведениям ЕГРН в северо-западную сторону. На основании указанного эксперт пришел к выводу, что в сведениях ЕГРН о границах поселка Ук имеет место реестровая ошибка (т.5 л.д.66).

На основании выводов о наличии реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о границах Ашинского муниципального района, границах Укского сельского поселения, в сведениях о границах поселка Ук, земельного участка с кадастровым номером , для восстановления прав истца экспертом предложен вариант исправления реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о границах Ашинского муниципального района, границах Укского сельского поселения, в сведениях о границах поселка Ук земельного участка с кадастровым номером . Также экспертом определены границы участка с кадастровым номером с учетом площади участка согласно правоустанавливающим документам и сведениям ЕГРН (1 500 кв.м.) и с учетом местоположения границ участка по фактическому землепользованию (т.5 л.д.81-87).

На запрос суда об исполнимости решения по предложенному экспертом варианту исправления реестровой ошибки Управлением Росреестра по Челябинской области указано, что в отношении координат характерных точек Ашинского муниципального района и Укского сельского поселения являются технически исполнимыми. Требование в части образования второго обособленного замкнутого контура границ населенного пункта Ук являются технически не исполнимыми, поскольку граница, указанная в запросе, представлена в виде пространственного объекта «Полилиния», тогда как населенный пункт является замкнутой областью, представляющей объект «Полигон». При внесении сведений в ЕГРН о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером согласно запросу суда с границами других земельных участков, населенных пунктов не выявлено. При внесении сведений о земельном участке с кадастровым номером выявлено пересечение уточняемого земельного участка с границей населенного пункта п. Ук, границ муниципального образования Укское сельское поселении, границ Ашинского муниципального района. Требования подлежат уточнению (т.5 л.д.179-180).

С учетом ответа Управления Росреестра по Челябинской области экспертом на запрос суда указан вариант исправления реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о границах п. Ук для образования второго обособленного замкнутого контура границ населенного пункта Ук, чтобы второй замкнутый круг представлял собой объект «Полигон» (т.5 л.д.184).

Установив, что граница между республикой Башкортостан и Челябинской области на законодательном уровне не определена, установить её местоположение не представляется возможным, имеется лишь текстовое описание границ муниципального образования Майский сельсовет Иглинского района республики Башкортостан с отсылкой на границу Челябинской области, а также, что границы Ашинского муниципального района, Укского сельского поселения и участки истцов частично находятся за пределами Челябинской области, суд пришел к выводу об отсутствии оснований соглашаться с выводом эксперта о наличии реестровой ошибки в границах Ашинского муниципального района, Укского сельского поселения, пос. УК Челябинской области. Кроме того, отказывая в удовлетворении исковых требований, суд учел ответ Управлении Росреестра по Челябинской области о неисполнимости решения суда в части образования двух контуров границ населенного пункта пос. Ук, исковые требования истцов об определении границ их земельных участков площадью по 2100 кв.м. вместо 1500 кв.м. согласно правоустанавливающим документам и исковые требования Хуснулина А.М. в части границ земельного участка не в соответствии с заключением эксперта.

Оснований не соглашаться с выводами суда первой инстанции судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы о том, что экспертом ФИО6 в рамках проведенной по делу землеустроительной экспертизы был сделан вывод о наличии реестровой ошибки в местоположении границы Ашинского муниципального района, Укского сельского поселения и поселка Ук, предложены варианты исправления реестровой ошибки, однако суд не обладая специальными познаниями пришел к выводу об отсутствии реестровой ошибки в сведениях о границах Ашинского муниципального района, Укского сельского поселения и поселка Ук и соответственно к выводу о невозможности исправления реестровой ошибки, не влекут отмену решения суда, поскольку нельзя признать реестровую ошибку в определении границ муниципальных образований субъекта Российской     Федерации, если граница субъекта Российской Федерации не определена.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что иск был заявлен в целях устранения нарушения права на земельный участок Хуснулина А.М. и возложении на ответчиков обязанности приведения в соответствии границ муниципальных образований, для чего необходимо было установить факт реестровой ошибки, что и было установлено заключением эксперта, которое не было принято судом, не может быть принята во внимание судебной коллегией, поскольку земельный участок Хуснулина А.М. был изначально предоставлен в пос. Ук Ашинского муниципального района Челябинской области и должен быть в пределах границ Челябинской области, которые не определены.

Указание в апелляционной жалобе на то, что суд проигнорировал факт предоставления истцу земельного участка площадью 3500 кв.м. на законность решения суда не влияет, поскольку земельный участок истца находится за пределами Челябинской области, граница которой в части смежества с Республикой Башкортостан не установлена.

Не влекут отмену решения суда и доводы апелляционной жалобы о том, что Администрация Ашинского муниципального района пытается скрыть факт некачественного выполнения работ по Проекту «Корректировка генерального плана и Правил землепользования и застройки Укского сельского поселения», так как не являются юридически значимыми обстоятельствами по делу.

Доводы апелляционной жалобы о том, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела опровергаются материалами дела, судом установлены все юридически значимые обстоятельства, им дана надлежащая оценка, основания для переоценки отсутствуют.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильных выводов суда первой инстанции, не содержат указания на обстоятельства, требующие дополнительной проверки, и влияющих на разрешение спора, в связи с чем, не влекут отмены обжалуемого решения суда.

Руководствуясь ст.ст.328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

             определила:

Решение Ашинского городского суда Челябинской области от 18 февраля 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Хуснулина Альтава Минисламовича– без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

11-6325/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Хуснулин Альтав Минисламович
Трапезников Александр Михайлович
Ответчики
Администрация муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан
Государственное Собрание-Курултай Республики Башкортостан
Законодательное Собрание Челябинской области
администрация Укского сельского поселения
Собрание депутатов Ашинского муниципального района
КУМИ администрации АМР
Администрация Ашинского муниципального района
Другие
администрация Укского сельского поселения
ООО Архивариус
ООО Зенит-Гео
Управление Росреестра по Челябинской области
Попова Юлия Васильевна
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Онорина Наталья Евгеньевна
Дело на сайте суда
oblsud.chel.sudrf.ru
18.05.2020Передача дела судье
11.06.2020Судебное заседание
15.06.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.06.2020Передано в экспедицию
11.06.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее