Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-25922/2019 от 01.08.2019

    Судья Каверина О.В.                                              Дело № 33-25922/2019

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

        председательствующего судьи Глумовой Л.А.,

        судей Гулиной Е.М., Мизюлина Е.В.,

        при секретаре Иванове Д.М.,

        рассмотрев в открытом судебном заседании 04 сентября 2019 года апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Московской области на решение Красногорского городского суда Московской области от 02 августа 2018 года по делу

по иску прокурора г. Электростали Московской области в интересах Т.А.В, к Министерству здравоохранения Московской области о возмещении стоимости приобретенного лекарственного препарата,

заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,

объяснения Т.А.В,.,

объяснения помощника Московского областного прокурора Ганцевой С.В., считавшей, что исковые требования подлежат удовлетворению,

УСТАНОВИЛА:

прокурор г. Электростали Московской области в интересах       Т.А.В, обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения Московской области о возмещении расходов на приобретение лекарственных препаратов в размере 55 511 рублей 30 копеек.

Исковые требования мотивировал тем, что прокуратурой города проведена проверка по заявлению Т.А.В, о возмещении расходов на лечение, которой установлено, что Т.А.В,. является инвалидом. Согласно заключению ГБУЗ МО «Московский областной онкологический диспансер» Т.А.В, нуждается в приеме препарата «Золадекс» (международное непатентованное или химическое наименование «Гозерелин»). В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Московской области от 04.02.2013 года №106 препарат внесен в перечень для индивидуальной закупки. В рамках льготного лекарственного обеспечения в аптеки г.Электосталь указанный препарат поступал не регулярно, в связи с чем, заявитель вынужден был приобретать его за собственные денежные средства. В период с января 2017 года по апрель 2018 года на приобретение препарата Т.А.В,. затрачено 55 511 руб. 30 коп., а именно, в январе 2017 года 9 277 руб. 50 коп., в декабре 2017 года 9 268 руб., в январе 2018 года 9 244 руб. 40 коп., в январе 2018 года 9 244 руб. 40 коп., в марте 2018 года 9 064 руб. 50 коп., в апреле 2018 года 9 412 руб. 50 коп. С учетом изложенного, прокурор г.Электростали считает, что имеются основания для взыскания с ответчика указанных денежных сумм.

Решением Красногорского городского суда Московской области от 02 августа 2018 года исковые требования удовлетворены. С Министерства здравоохранения Московской области за счет казны Московской области в пользу Т.А.В, взыскана денежная сумма за приобретенные самостоятельно лекарственные препараты в размере 55 511 рублей 30 копеек.

Не согласившись с постановленным решением, ответчик в апелляционной жалобе просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, заслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи, иными средствами связи и доставки, обеспечивающими фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату.

Как следует из материалов дела, доказательств подтверждающих, что ответчик был извещен о времени рассмотрения дела на 02.08.2018 года, а также, что ему направлялось извещение о рассмотрении дела 02.08.2018 года, не имеется.

Также, в деле нет сведений о том, что ответчик просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

Частью 3 ст.167 ГПК РФ предусмотрено, что суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика, указав на наличие надлежащего извещения, что не соответствует действительности.

В соответствии с ч.3 ст.327.1 ГПК РФ вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционных жалобе, представлении, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью четвертой статьи 330 настоящего Кодекса основаниями для отмены решения суда первой инстанции.

Согласно п.2 ч.4 ст.330 ГПК РФ основанием для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является рассмотрение дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле и не извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства извещения ответчика о дате и времени судебного заседания, когда выносилось решение, по делу имеется безусловное основание для отмены решения суда первой инстанции.

В силу ч.5 ст.330 ГПК РФ при наличии оснований, предусмотренных частью четвертой настоящей статьи, суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой.

С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции отменяет решение и переходит к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции.

П.п. 21, 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 года №13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующим правоотношения в суде апелляционной инстанции» разъясняется, что судам необходимо учитывать, что по смыслу статьи 327 ГПК РФ повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.

Новые материально-правовые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, в соответствии с частью 4 статьи 327.1 ГПК РФ не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

Вместе с тем ограничения, предусмотренные частью 4 статьи 327.1 ГПК РФ, не распространяются на случаи, когда суд апелляционной инстанции в соответствии с частями 4 и 5 статьи 330 ГПК РФ переходит к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

По смыслу части 1 статьи 327 ГПК РФ, при повторном рассмотрении дела судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции, в том числе с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ, применяются, в частности, правила о судебных поручениях (статья 62 ГПК РФ), правила о судебных расходах (глава 7 ГПК РФ), правила о судебных извещениях и вызовах (глава 10 ГПК РФ), правила об обеспечении иска (глава 13 ГПК РФ), правила о подготовке дела к судебному разбирательству (глава 14 ГПК РФ), правила разрешения ходатайств лиц, участвующих в деле (статья 166 ГПК РФ), правила об отложении судебного разбирательства (статья 169 ГПК РФ), правила исследования и оценки доказательств (глава 6 и статьи 175 - 189 ГПК РФ), правила об объявлении решения суда (статья 193 ГПК РФ), правила о принятии решения суда (части 2, 3 статьи 194 ГПК РФ), правила о составлении мотивированного решения суда (статья 199 ГПК РФ), правила о приостановлении производства по делу (глава 17 ГПК РФ) и прекращении производства по делу (глава 18 ГПК РФ), правила об оставлении заявления без рассмотрения (абзацы второй - шестой статьи 222 ГПК РФ); правила ведения протокола (глава 21 ГПК РФ).

    После перехода к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции судом апелляционной инстанции в судебном заседании 28.08.2018 года приняты к производству дополнительные доказательства от истца: копия медицинской карты Т.А.В,., протоколы заседаний врачебных комиссий; рецепты о назначении лекарственных препаратов, справка ГБУ Московской области «Мособлмедсервис» (л.д.58-72).

    Дело рассматривается в суде апелляционной инстанции с участием Т.А.В,., в отсутствие прокурора г.Электросталь (извещен надлежащим образом (л.д.76-77), с участием помощника Московского областного прокурора.

Как следует из материалов дела, Т.А.В, является инвалидом проходит амбулаторное лечение в ГБУЗ Московской области «Московский областной онкологический диспансер».

Согласно заключению ГБУЗ МО «Московский областной онкологический диспансер» Т.А.В, нуждается в приеме препарата «Золадекс» (международное непатентованное или химическое наименование «Гозерелин»). В соответствии с приказом Министерства здравоохранения Московской области от 04.02.2013 года №106 препарат внесен в перечень для индивидуальной закупки.

В исковом заявлении прокурор указал, что в рамках льготного лекарственного обеспечения в аптеки г.Электосталь указанный препарат поступал не регулярно, в связи с чем, заявитель вынужден был приобретать его за собственные денежные средства. В период с января 2017 года по апрель 2018 года на приобретение препарата Т.А.В, затрачено 55 511 руб. 30 коп., а именно, в январе 2017 года 9 277 руб. 50 коп., в декабре 2017 года 9 268 руб., в январе 2018 года 9 244 руб. 40 коп., в январе 2018 года 9 244 руб. 40 коп., в марте 2018 года 9 064 руб. 50 коп., в апреле 2018 года 9 412 руб. 50 коп..

Судебная коллегия считает, что оснований для взыскания с Министерства здравоохранения Московской области стоимости приобретенного истцом лекарственного препарата в вышеуказанных размерах не имеется, исходя из следующего.

Частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

Нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее также - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ).

Статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ О государственной социальной помощи" (далее также - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ) определены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К числу таких граждан отнесены инвалиды (пункт 8 статьи 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).

Статьей 13 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и частью 2 статьи 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

Согласно пункту 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям в соответствии со стандартами медицинской помощи.

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 года была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. N1403 (далее - Федеральная программа).

Федеральной программой, в частности установлены перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (далее - Перечень N 890).

Пунктом 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N323-ФЗ предусмотрено, что установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья.

Деятельность по обеспечению граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг необходимыми лекарственными препаратами, определяется Регламентом взаимодействия участников системы льготного лекарственного обеспечения утверждённого приказом Министерства здравоохранения Московской области 23.01.2015 № 80 (с изменениями от 17.08.2017 № 1220) (далее - Регламент).     Регламент разработан с целью определения единых требований по обеспечению реализации льготного лекарственного обеспечения в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в целях совершенствования льготного лекарственного обеспечения граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, необходимыми лекарственными препаратами и регулирует взаимодействие участников системы льготного лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, специализированными продуктами лечебного питания и медицинскими изделиями.

Согласно пунктам 1.1. и 1.3. вышеуказанного Регламента, Управление организации лекарственной помощи Министерства здравоохранения Московской области ежемесячно формирует и утверждает сводную заявку Московской области на лекарственные препараты и медицинские изделия (в разрезе фармацевтических организаций) на основании ежемесячных плановых заявок Управлений N 1-15 на соответствующий период, а также направляет в ГБУ МО "Мособлмедсервис" утвержденную сводную заявку Московской области на лекарственные препараты и медицинские изделия (за исключением лекарственных препаратов, назначаемых по решениям врачебных комиссий медицинских организаций) через портал Единой региональной информационной системы (далее - ЕРИС).

Пунктом 5 Регламента предусмотрено, что ГБУ МО "Мособлмедсервис": 5.1. Представляет в Министерство в электронном виде информацию о поступлении на склад лекарственных препаратов в соответствии с заключенными государственными контрактами и договорами (по необходимости и по мере поступления товара); 5.2. Представляет в Министерство сведения по государственным контрактам, по которым нарушены сроки поставки лекарственных препаратов и медицинских изделий; 5.3. Осуществляет в рамках государственного контракта поставку в фармацевтические организации, утвержденные приказом Министерства, лекарственных препаратов и медицинских изделий в соответствии со сводной ежемесячной заявкой по Московской области и внеплановыми срочными заявками; 5.4. Формирует реестры рецептов на основании данных, представляемых фармацевтическими организациями, и далее сводный реестр рецептов Московской области на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, отпущенные отдельным категориям граждан.

    Пунктами 10, 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и специализированными продуктами лечебного питания для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких (орфанных) заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 названного закона; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.

Согласно части 1 статьи 4.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" органам государственной власти субъектов Российской Федерации передан ряд полномочий Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким полномочиям отнесены организация размещения заказов на поставки лекарственных средств, изделий медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, заключение по итогам размещения государственных контрактов на поставки лекарственных средств соответствующих государственных контрактов, организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.

Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства Московской области в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится оказание инвалидам, страдающим социально значимыми заболеваниями, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы лекарственными препаратами. При этом инвалиды, страдающие социально значимыми заболеваниями, подлежат обеспечению необходимыми им лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам бесплатно, вне зависимости от наименования и стоимости препарата. Обеспечение же лекарственными препаратами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с организациями, выигравшими в каждом конкретном субъекте Российской Федерации конкурс на заключение государственных контрактов на обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи. Организации, выигравшие конкурс на заключение государственных контрактов на поставку лекарственных препаратов в каждом конкретном субъекте Российской Федерации или иным способом уполномоченные субъектом Российской Федерации на реализацию лекарственных препаратов, осуществляют непосредственное обеспечение граждан, имеющих право на получение социальной помощи, необходимыми им лекарственными препаратами, указанными в рецепте, выписанном врачом на бесплатной основе.

Частью 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" определено, что порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (далее - Порядок).

Процедура получения инвалидами лекарственных препаратов установлена пунктами 2.1 - 2.8 Порядка.

Пунктом 2.7 Порядка предусмотрено, что в случае временного отсутствия лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного препарата, предусмотренного Перечнем лекарственных препаратов, взамен выписанного или иного лекарственного препарата по вновь выписанному рецепту.

Порядок обеспечения лекарственными средствами при их отсутствии в аптечном учреждении на момент обращения гражданина предусмотрен в Методических рекомендациях "Организация работы по дополнительному лекарственному обеспечению отдельных категорий граждан, имеющих право на предоставление набора социальных услуг", одобренных Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации 10 июля 2006 г. (далее - Методические рекомендации).

Согласно пункту 1.16 Методических рекомендаций в случае отсутствия необходимых лекарственных средств в аптечном учреждении рецепт ставится на учет для гарантированного обеспечения в течение 10 дней, в срочных случаях - 48 часов и регистрируется в журнале. Пациенту возвращается рецептурный бланк, погашенный штампом аптечного учреждения (с указанием адреса и номера, отметкой даты постановки на гарантированное обеспечение). По результатам работы за день информация о лекарственных средствах гарантированного обеспечения передается в фармацевтическую организацию, осуществляющую поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения. Все обращения аптечных учреждений по неудовлетворенному спросу регистрируются, обрабатываются и анализируются фармацевтической организацией, осуществляющей поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения.

В случае отсутствия лекарственного средства в фармацевтической организации, осуществляющей поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения, информация об отсутствующих лекарственных средствах в течение одного дня передается в фармацевтическую организацию оптовой торговли, осуществляющую поставку, хранение и отпуск лекарственных средств, которая организует поставку лекарственных средств на территорию субъекта Российской Федерации в течение 10 дней с момента регистрации рецепта в аптечном учреждении. Информация о возможности поставки необходимого лекарственного средства направляется в аптечное учреждение (пункт 1.17 Методических рекомендаций).

В случае отсутствия в фармацевтической организации оптовой торговли необходимого лекарственного средства фармацевтическая организация оптовой торговли обеспечивает закупку и поставку лекарственного средства в аптечное учреждение в течение 6 рабочих дней (пункт 1.18 Методических рекомендаций).

При отсутствии у фармацевтической организации оптовой торговли возможности поставить необходимые лекарственные средства в указанные сроки она информирует об этом фармацевтическую организацию, осуществляющую поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения, и аптечное учреждение, после чего руководитель аптечного учреждения предпринимает меры по обеспечению пациентов лекарственными средствами из имеющихся запасов или закупает медикаменты по ценам, не превышающим цены, зарегистрированные Росздравнадзором в установленном порядке, с учетом предельной торговой надбавки на лекарственное средство в течение десяти рабочих дней с момента обращения пациента в аптечное учреждение (с учетом срока, предусмотренного пунктом 1.18) пункт 19 Методических рекомендаций).

При отсутствии выписанных лекарственных средств на фармацевтическом рынке субъекта Российской Федерации, невозможности синонимической замены аптечное учреждение доводит информацию до фармацевтической организации, осуществляющей поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения, которая, в свою очередь информирует орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, фармацевтическую организацию оптовой торговли и лечебно-профилактическое учреждение для принятия мер по обеспечению пациента необходимыми лекарственными средствами. При получении данной информации из аптечного учреждения врач лечебно-профилактического учреждения решает вопрос о замене лекарственного средства на аналогичное и, в случае необходимости, выписывает новый рецепт (пункт 1.20 Методических рекомендаций).

При отсутствии в аптечном учреждении определенных лекарственных средств, но при их наличии в других аптечных учреждениях, работающих по дополнительному лекарственному обеспечению, фармацевтическая организация, осуществляющая поставку лекарственных средств в рамках дополнительного лекарственного обеспечения, оперативно перераспределяет необходимые лекарственные средства между ними (пункт 1.21 Методических рекомендаций).

Из изложенного следует, что обеспечение инвалидов, страдающих социально значимыми заболеваниями, должно осуществляться уполномоченными фармацевтическими организациями, выигравшими в каждом конкретном субъекте Российской Федерации конкурс на заключение государственных контрактов на обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, непрерывно и в установленный законом срок. В случае же временного отсутствия в фармацевтической организации, осуществляющей непосредственное обеспечение лекарственными препаратами граждан, имеющих право на получение лекарственного средства, указанного в рецепте, выписанном врачом на бесплатной основе, эта фармацевтическая организация должна принять меры по отсроченному обслуживанию такого гражданина, алгоритм которых нормативно регламентирован.

Если фармацевтическая организация, осуществляющая непосредственное обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными средствами, не обеспечила в установленные законом сроки такого гражданина лекарственными средствами, указанными в рецепте, выписанном врачом на бесплатной основе, и данное обстоятельство привело к необходимости приобретения гражданином указанного в рецепте лекарственного препарата за счет собственных средств, потраченные таким гражданином средства, подтвержденные документально, могут быть возмещены за счет названной фармацевтической организации при установлении ее вины в нарушении социальных прав гражданина.

Как следует из материалов дела, Т.А.В, является инвалидом, которому требуется лекарственные препараты, которые предоставляются ему бесплатно фармацевтической организацией, осуществляющей непосредственное обеспечение лекарственными средствами граждан в Московской области - ГБУ МО «Мособлмедсервис».

    Таким образом, ГБУ МО «Мособлмедсервис» является той фармацевтической организацией в субъекте Российской Федерации – Московской области, - на которую в спорный период государственным контрактом была возложена обязанность по обеспечению граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и не отказавшихся от получения социальной услуги, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

    Судебная коллегия считает, что Министерство здравоохранения Московской области не является надлежащим ответчиком по данному делу, поскольку не обеспечивает лекарственными препаратами граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и только согласно п.1.4 Регламента, утверждённого приказом Министерства здравоохранения Московской области 23.01.2015 №80, принимает решение, в исключительных случаях, об обеспечении в рамках государственного контракта необходимыми лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан по внеплановым срочным заявкам должностных лиц муниципальных образований, ответственных за лекарственное обеспечение, с направлением заявок в ГБУ МО "Мособлмедсервис" на бумажном носителе.

    Как следует из материалов дела, внеплановых срочных заявок должностных лиц муниципальных образований, ответственных за лекарственное обеспечение, в отношении истца по обеспечению лекарственными препаратами, в Министерство здравоохранения Московской области не поступало.

    Как следует из материалов дела, исковые требования предъявлены только к Министерству здравоохранения Московской области, ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве соответчика ГБУ МО "Мособлмедсервис", истцом не заявлялось.

    Кроме того, в материалы дела не представлено доказательств необходимости приобретения Т.А.В,. препарата «Золадекс» (международное непатентованное или химическое наименование «Гозерелин») в периоды, указанные в исковом заявлении.

    Как следует из представленных дополнительных доказательств, заседанием врачебной комиссии от 10.01.2017 года №3 решено назначение Т.А.В,. лекарственного препарата «Золадекс» (л.д.58). Лечащим врачом ФГУБЗ «ЦМСЧ №21» ФМБА России 11.01.2017 года выписан рецепт №5950166805715450 на приобретение лекарственного препарата «Гозерелин», действительный 30 дней (л.д.59). Согласно справке от 09.08.2019 года ГБУ МО «Мособлмедсервис» Т.А.В,. 25.01.2017 года с указанным рецептом обратился в аптечный пункт №132 и обслужен 25.01.2017 года.

    Т.А.В,. представлен кассовый чек от 13.01.2017 года на покупку лекарственного препарата «Гозерелин» на сумму 9 277 руб. 50 коп.

    Поскольку по указанному рецепту Т.А.В,. обслужен в период до 30 дней, то не представлено доказательств необходимости в приобретении препарата 13.01.2017 года.

Заседанием врачебной комиссии от 28.11.2017 года №234 решено назначение Т.А.В,. лекарственного препарата «Гозерелин» (л.д.61). Лечащим врачом ФГУБЗ «ЦМСЧ №21» ФМБА России 30.11.2017 года выписан рецепт №1550166229002186 на приобретение лекарственного препарата «Гозерелин», действительный 30 дней (л.д.62). Согласно справке от 09.08.2019 года ГБУ МО «Мособлмедсервис» Т.А.В,. 12.12.2017 года с указанным рецептом обратился в аптечный пункт №132 и обслужен 12.12.2017 года.

    Т.А.В, представлен кассовый чек от 11.12.2017 года на покупку лекарственного препарата «Гозерелин» на сумму 9 268 руб.

    Поскольку по указанному рецепту Т.А.В,. обслужен в период до 30 дней, то не представлено доказательств необходимости в приобретении препарата 11.12.2017 года.

    Лечащим врачом ФГУБЗ «ЦМСЧ №21» ФМБА России выписан 22.01.2018 года рецепт №7016674400242597 на приобретение лекарственного препарата «Гозерелин», действительный 30 дней (л.д.65). Согласно справке от 09.08.2019 года ГБУ МО «Мособлмедсервис» Т.А.В,. с указанным рецептом не обращался.

    Т.А.В,. представлен кассовый чек от 31.01.2018 года на покупку лекарственного препарата «Гозерелин» на сумму 9 244 руб. 40 коп.

    Тем самым, в установленном вышеуказанными нормативными актами порядке по указанному рецепту Т.А.В,. не обращался в аптечный пункт за получением указанного лекарственного препарата.

    Лечащим врачом ФГУБЗ «ЦМСЧ №21» ФМБА России выписан 14.02.2018 года рецепт №3016671500596030 на приобретение лекарственного препарата «Гозерелин», действительный 30 дней (л.д.67). Согласно справке от 09.08.2019 года ГБУ МО «Мособлмедсервис» Т.А.В, с указанным рецептом не обращался.

    Т.А.В, представлен кассовый чек от 31.01.2018 года на покупку лекарственного препарата «Гозерелин» на сумму 9 244 руб. 40 коп.

    Тем самым, в установленном вышеуказанными нормативными актами порядке по указанному рецепту Т.А.В, не обращался в аптечный пункт за получением указанного лекарственного препарата.

    Лечащим врачом ФГУБЗ «ЦМСЧ №21» ФМБА России выписан 13.03.2018 года рецепт №3016648900954075 на приобретение лекарственного препарата «Гозерелин», действительный 30 дней (л.д.69). Согласно справке от 09.08.2019 года ГБУ МО «Мособлмедсервис» Т.А.В,. с указанным рецептом не обращался.

    Т.А.В, представлен кассовый чек от 05.03.2018 года на покупку лекарственного препарата «Гозерелин» на сумму 9 064 руб. 50 коп.

    Тем самым, в установленном вышеуказанными нормативными актами порядке по указанному рецепту Т.А.В,. не обращался в аптечный пункт за получением указанного лекарственного препарата.

    Т.А.В, представлен кассовый чек на покупку лекарственного препарата «Гозерелин» на сумму 9 412 руб. 50 коп.

    Однако, в установленном порядке рецепт на приобретение лекарственного препарата не выписывался Т.А.В,

    С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что оснований для взыскания Министерства здравоохранения Московской области стоимости приобретенных лекарственных препаратов в размере 55 511 рублей 30 копеек в пользу Третюхина А.В., не имеется, в связи с чем, отказывает в удовлетворении иска.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Красногорского городского суда Московской области от 02 августа 2018 года отменить.

Иск прокурора г.Электросталь Московской области о взыскании с в пользу Т.А.В, с Министерства здравоохранения Московской области стоимости приобретенных лекарственных препаратов в размере 55 511 рублей 30 копеек оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-25922/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении ИСКА (заявлении)
Истцы
Третюхин А.В.
Прокурор г. Электростали МО
Ответчики
Министерство здравоохранения МО
Суд
Московский областной суд
Дело на странице суда
oblsud--mo.sudrf.ru
07.08.2019[Гр.] Судебное заседание
07.08.2019[Гр.] Вынесено определение о переходе к рассм.дела по правилам 1-ой инстанции
28.08.2019[Гр.] Судебное заседание
04.09.2019[Гр.] Судебное заседание
13.09.2019[Гр.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.09.2019[Гр.] Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее