Дело № 2-303/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 января 2017 года Керченский городской суд Республики Крым в составе:
судьи Коротковой Л.М.
при секретаре Залинян Р.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Керчи гражданское дело по иску ФИО2, ФИО4 и ФИО5 к <данные изъяты> <адрес> о включении имущества в состав наследства и признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,-
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились с настоящим иском в суд, в котором просят признать за ними право собственности за каждым по 1/3 части на жилой <адрес> в <адрес>, принадлежащий ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ в порядке наследования по завещанию и включить указанное домовладение в состав наследственного имущества.
Свои исковые требования мотивируют тем, что указанный дом принадлежал наследодателю на основании свидетельства о праве наследования по закону от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о праве наследования по завещанию от 07.04.1953г. При жизни наследодатель оставила на них завещание на указанный дом каждому по 1/3 части. Истицы ФИО4 и ФИО5 (Нерба) И.В. обратились в установленный срок с соответствующими заявлениями о принятии наследства как наследники по завещанию, а затем нотариально дали согласие и о принятии наследства по завещанию истцу ФИО2, но при обращении к нотариусу о получении свидетельства о праве на наследство получили отказ по тем основаниям, что правоустанавливающие документы на дом отсутствуют, поскольку инвентарное дело было утеряно при переименовании органов <данные изъяты>. В судебном заседании представитель истца поддержала исковые требования и просит их удовлетворить.
Представитель ответчика – администрации <адрес> возражений против исковых требований не имеет.
Выслушав мнение представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что согласно дубликата свидетельства о праве наследования от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 вступила в наследство на ? часть домовладения, находящегося в <адрес> под № после смерти мужа ФИО9, умершего 17.01.1955года(л.д.9).
Согласно дубликата свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 унаследовала по завещанию после смерти ФИО10, умершего ДД.ММ.ГГГГ также ? долю домовладения, находящегося в <адрес> №(л.д.10).
Оба свидетельства о праве собственности были зарегистрированы нотариусом в реестре.
В силу ст.66 ГК РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ ( нормы закона, действовавшей по состоянию на момент выдачи свидетельства от ДД.ММ.ГГГГ год) право собственности на вещь переходит на основании договора, заключаемого между отчуждателем и приобретателем. Право собственности приобретателя возникает в отношении индивидуально-определенной вещи с момента совершения договора, а в отношении вещей, определенных родовыми признаками (числом, весом, мерой), - с момента их передачи. Аналогично разрешалось возникновение права собственности и по состоянию на момент получения ФИО3 свидетельства о праве на наследство ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в ст. 66 ГК УССР от ДД.ММ.ГГГГ (нормы закона действовавшей на тот период после передачи <адрес> в состав УССР) было предусмотрено, что право собственности на вещь переходит на основании договора, заключаемого между отчуждателем и приобретателем. Право собственности приобретателя возникает в отношении индивидуально-определенной вещи с момента совершения договора, а в отношении вещей, определенных родовыми признаками (числом, весом, мерой), - с момента их передачи. Таким образом, поскольку ФИО3 не отказывалась от наследства, приняла его, получила от нотариуса соответствующие свидетельства, то она приобрела право собственности на указанное имущество.
Из архивной выписки <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что протоколом Керченского горисполкома № от ДД.ММ.ГГГГ №а были перенумерованы домовладения по <адрес> в <адрес> и номер <адрес> стал номером <адрес>, пользователем указана ФИО3 ( л.д.14). Следовательно, она стала собственником перенумерованного домовладения № по <адрес> в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умерла (л.д.8). При своей жизни она сделала ДД.ММ.ГГГГ завещание на истцов на принадлежащий ей дом (л.д.11)
Истицы ФИО4 и ФИО5(Нерба) И.В. в установленный законом шестимесячный срок обратился к нотариусу с заявлением о вступлении в наследство после смерти наследодателя, что подтверждается копией наследственного дела. А в дальнейшем, в 2016 году указанные истицы нотариально согласились в круг наследников включить и истца ФИО2, что также подтверждается материалами наследственного дела.
Из копии карточки на домовладение(технической инвентаризации домовладений), находящейся на момент смерти наследодателя у нее, усматривается, что указанная карточка была заведена на нее еще в ДД.ММ.ГГГГ, проверялась неоднократно сотрудниками БТИ, в нее вносились изменения по строениям, однако собственником оставалась только ФИО3(л.д.16-22).
Согласно ст. 1112 ГК РФ в составе наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Поскольку наследодатель имела право на указанное спорное домовладение, то указанное имущество и является наследством, которое приняли истцы.
Согласно пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании» при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, - также требования о признании права собственности в порядке наследования.
В связи с отсутствием в БТИ данных о регистрации за наследодателем права собственности на указанное домовладение, истцам было отказано нотариусом в выдаче свидетельства о праве на наследство, однако они это право приобрели, поскольку данное обстоятельство установлено анализом собранных доказательств.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования истцов нашли свое подтверждение в судебном заседании и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд-
РЕШИЛ:
Иск ФИО2, ФИО4 и ФИО5 к администрации <адрес>, о включении имущества в состав наследства и признании права собственности на жилой дом в порядке наследования – удовлетворить.
Включить в состав наследственного имущества, открывшегося после смерти ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ домовладение № по <адрес> в <адрес> и признать за ФИО2, ФИО4 и ФИО5 за каждым по 1/3 части на домовладение № по <адрес> в <адрес> в порядке наследования по завещанию после смерти ФИО3, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Керченский городской суд в течение одного месяца.
Судья: