РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«27» января 2022 года с. Красный Яр
Красноярский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Ключниковой И.А.,
при секретаре Карташовой Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-197/2022 по административному исковому заявлению В к судебному приставу-исполнителю ОСП Красноярского района Г ОСП Красноярского района Самарской области, УФССП России по Самарской области о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, возврате незаконно удержанных денежных средств, компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в Красноярский районный суд Самарской области с настоящим административным исковым заявлением.
Свои требования истец мотивирует тем, что в отношении него ОСП Красноярского района было возбуждено исполнительное производство № от 28.09.2020г.
Истец является плательщиком алиментов на содержание несовершеннолетнего ребенка (соглашение об уплате алиментов от 02.03.2021г, удостоверенное нотариусом г.Самары Д) в размере 50 % от заработной платы.
В нарушение требований действующего законодательства с Административного истца были удержаны сверх установленных ФЗ 229-ФЗ 50%, следующие суммы:
19.07.2021г 19.07.2021г. - 7 760 рублей 93 копейки;
02.08.2021 02.08.2021г.- 4 799 рублей;
10.08.2021г. – 152,00;
1616 16.09.2021г. -134,20;
01. 01.10.2021г. – 2500,00;
э 05.10.2021 – 1573,00;
13.10.2021г. – 6,50;
15.10.2021 г. 15.10.2021г. – 11432,75
Всего: 28349 рублей 40 копеек.
29.10.2021 со счета истца были незаконно удержаны денежные средства в размере 2411,24 рубля и 88,76 рублей.
Таким образом, незаконно удержанная сумма составила 29861,50 рублей.
Административный истец неоднократно обращался к судебному приставу-исполнителю ОСП Красноярского района Самарской области Г (посредством электронной почты, звонков и личного обращения на приеме 18.10.2021 г.), с просьбой о возврате незаконно удержанных денежных средств, предоставляя документы, подтверждающие факт удержания 50% с заработной платы. Однако судебный пристав-исполнитель ОСП Красноярского района Самарской области Г отказалась вернуть незаконно удержанные денежные средства.
Единственным источником доходов Административного истца является заработная плата, перечисляемая организацией-работодателем ООО «<данные изъяты>» на зарплатную карту № в АО «<данные изъяты>», ранее: в <данные изъяты> лицевой счет №
Незаконное взыскание денежных средств, превышающее установленный федеральным законодательством 50-ти процентный размер удержания от заработной платы, лишает Административного истца средств к существованию.
Незаконное лишение средств к существованию причиняет Административному истцу не только тяжелые эмоциональные, но и физические страдания.
Возникшая в результате неправомерных действий судебного пристава-исполнителя ОСП Красноярского района Самарской области Г психотравмирующая ситуация пагубно сказывается на его здоровье: усиление головных болей, болей в области грудной клетки, повышение утомляемости, слабости, скачкам артериального давления.
Исходя из вышеизложенного следует, что в результате незаконных действий/бездействий судебного пристава-исполнителя ОСП Красноярского района Самарской области Г были грубо нарушены права и законные интересы Административного истца, был причинен имущественный ущерб в размере: 13 911 рублей 94 копейки; Административный истец был лишен средств к существованию, в том числе, необходимых для приобретения пищи и лекарств. Административный истец был поставлен в стрессовую, психотравмирующую ситуацию.
На основании изложенного истец просит суд:
Признать незаконными бездействие судебного пристава-исполнителя Отделение судебных приставов Красноярского р-на УФССП России по Самарской области Г об отказе в возврате незаконно удержанной с заработной платы В денежной суммы в размере 29861,50 рублей.
Взыскать с ОСП Красноярского района Самарской области в пользу В сумму незаконно удержанных денежных средств в размере 29861,50 рублей.
Взыскать с ОСП Красноярского района Самарской области в пользу В в качестве денежной компенсации причиненного В в результате незаконных действий/бездействий судебного пристава-исполнителя ОСП Красноярского района Самарской области Г морального вреда в размере 30000 рублей.
Административный истец в судебное заседание не явился, в исковом заявлении просил дело рассмотреть без его участия.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Г в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.
Представитель административных ответчиков ОСП Красноярского района Самарской области, УФССП России по Самарской области по доверенности Е в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия.
Заинтересованные лица Министерство Финансов Самарской области, АО «<данные изъяты>» и Бв судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.
Суд, исследовав материалы дела, полагает, что исковые требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Согласно ч.3 ст.219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статьи 218 и 360 КАС РФ предоставляют гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 121 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Исходя из положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых постановлений, действий (бездействия) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Статьей 4 названного Закона установлено, что исполнительное производство осуществляется на принципах: 1) законности; 2) своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; 3) уважения чести и достоинства гражданина; 4) неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; 5) соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.
Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (ч. 1 ст. 64 Закона № 229-ФЗ).
В абзаце 3 пункта 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 № 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" разъяснено, что бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).
В судебном заседании установлено, что 28.09.2020 судебным приставом-исполнителем ОСП Красноярского района УФССП по Самарской области на основании исполнительного документа № от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании с В в пользу АО "<данные изъяты>" денежных средств в размере 91786.99 руб. возбуждено исполнительное производство №
Этим же днем судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства №
В соответствии с п. 17 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» копии постановлений о возбуждении исполнительных производств направлены сторонам исполнительного производства, и в соответствии со ст. 64 Федерального закона № 229 - ФЗ «Об исполнительном производстве» направлены запросы в регистрирующие органы и кредитные организации.
04.03.2021г. судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об объединении в сводное исполнительное производство по должнику №
По сведениям ГУ УПФР должник трудоустроен в ООО "<данные изъяты>".
23.10.2020г. судебным приставом исполнителем вынесено постановление об обращении взыскания на заработную плату должника.
С декабря 2020г. по апрель 2021г. с ООО «<данные изъяты>» удержано и перечислено на депозитный счет ОСП Красноярского района 39400,25рублей.
Согласно справки от 17.06.2021 с ООО "<данные изъяты>" удержания в счет погашения долга прекращены 01.05.2021г, в связи с поступлением постановления от 16.03.2021 об удержании алиментов судебного пристава-исполнителя Р ОСП Красноглинского района.
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» направлено поручение в ОСП Красноглинского района об установлении фактического проживания должника.
В соответствии со ст.69 Федерального закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях.
Согласно поступивших ответов с кредитных организаций на имя В открыты счета <данные изъяты> (АО) <данные изъяты> ПАО <данные изъяты>, <данные изъяты>.
с расчетного счета № открытого в Ф-Л <данные изъяты> взыскано 7760.93 руб.
с расчетного счета № открытого в Ф-Л <данные изъяты>" взыскано 4799.02 руб.
с расчетного счета № открытого в Ф-Л <данные изъяты>" взыскано 152,00 руб.
с расчетного счета № открытого в Ф-Л <данные изъяты>" взыскано 134,2 руб.
с расчетного счета № открытого в Ф-Л <данные изъяты>" взыскано 2500,00 руб.
с расчетного счета № открытого в Ф-Л <данные изъяты>" взыскано 1573,00 руб.
с расчетного счета № открытого в Ф-Л <данные изъяты>” взыскано 6,50 руб.
с расчетного счета № открытого в Ф-Л <данные изъяты>" взыскано 11432,75 руб.
Согласно справки с ООО «<данные изъяты>» от 09.09.2021г. В получал заработную плату на счет № открытый в ПАО <данные изъяты> до 16.07.2021г. С 16.07.2021г. перечисление заработной платы производятся на расчетный счет, открытый в Ф-Л <данные изъяты>" №. В связи с этим судебным приставом-исполнителем было принято решение о возврате денежных средств поступивших на депозитный счет в ОСП Красноярского района со счета № принадлежащего В открытого в Ф-Л <данные изъяты>”.
в размере 6,50 рублей платежное поручение №, в размере 11432,75 рублей платежное поручение №, в размере 1573,00 рублей платежное поручение №, в размере 2500,00рублей платежное поручение №.
Денежные средства, перечисленные В вернулись на депозитный счет ОСП Красноярского района, в связи с тем, что ОСП Красноярского района не является органом производящим удержания с В, не может указывать код вида дохода в расчетных документах.
В по возврату денежных средств, неоднократно судебным приставом-исполнителем было разъяснено что, в соответствии с п.4 ст.47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229 - ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав- исполнитель снимает наложенные аресты со счета в банке или иной кредитной организации только после полной оплаты задолженности и окончании исполнительного производства.
С 01.06.2020 в статью 70 Закона № 229-ФЗ, Федеральным законом от 21.02.2019 № 12-ФЗ были внесены изменения:
- если должник является получателем денежных средств, в отношении которых статьей 99 данного Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 данного Федерального закона не может быть обращено взыскание, банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, осуществляет расчет суммы денежных средств, на которую может быть обращено взыскание, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 данного Федерального закона;
банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, незамедлительно исполняет содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 данного Федерального закона, о чем в течение трех дней со дня их исполнения информирует взыскателя или судебного пристава- исполнителя (ч. 5 ст. 70 Закона № 229-ФЗ);
лица, выплачивающие гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых статьей 99 Закона № 229-ФЗ установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 Закона № 229-ФЗ не может быть обращено взыскание, обязаны указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода;
банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, обеспечивает соблюдение требований, предусмотренных статьями 99 и 101 данного Федерального закона, на основании сведений, указанных лицами, выплачивающими должнику заработную плату и (или) иные доходы, в расчетных документах (ч. 5.2. Закона № 229-ФЗ).
В развитие указанных норм Банком России было издано указание от 14.10.2019 № «О порядке указания кода вида дохода в распоряжениях о переводе денежных средств» (зарегистрировано в Минюсте России 14.01.2020 за №), которым был установлен Порядок указания кода вида дохода в расчетных документах лицами, выплачивающими гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых статьей 99 данного Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 данного Федерального закона не может быть обращено взыскание. В соответствии с данным указанием лицами, выплачивающими гражданину заработную плату и (или) иные доходы в распоряжениях о переводе денежных средств указываются определенные коды вида дохода («1» - при переводе денежных средств, являющихся заработной платой и (или) иными доходами, в отношении которых статьей 99 Закона № 229- ФЗ установлены ограничения размеров удержания; «2» - при переводе денежных средств, являющихся доходами, на которые в соответствии со статьей 101 Закона № 229-ФЗ не может быть обращено взыскание; «3» - при переводе денежных средств, являющихся доходами, к которым в соответствии с частью 2 статьи 101 Закона № 229-ФЗ ограничения по обращению взыскания не применяются).
Приказом Минюста России от 27.12.2019 № 330 (зарегистрирован в Минюсте России 16.01.2020 № 57177) утвержден Порядок расчета суммы денежных средств на счета, на которые может быть обращено взыскание или наложен арест, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 Закона № 229-ФЗ. Указанным приказом на банки и иные кредитные организации возложена обязанность расчета суммы денежных средств на счете должника- гражданина, на который может быть обращено взыскание и наложен арест, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 Закона № 229-ФЗ. Расчет суммы денежных средств на счете, на который может быть обращено взыскание или наложен арест, осуществляется банком или иной кредитной организацией в соответствии с кодами вида доходов, указываемыми в распоряжении о переводе денежных средств в соответствии с указанием Банка России от 14.10.2019 №
Таким образом, обязанность по указанию определенного кода вида дохода в распоряжениях о переводе гражданину денежных средств лежит на лицах, выплачивающих гражданину заработную плату и (или) иные доходы, а обязанность по учету данных кодов при исполнении постановлений судебных приставов-исполнителей на банках и кредитных организациях, обслуживающих счета должника-гражданина.
Учитывая то, что судебным приставом-исполнителем своевременно совершались необходимые исполнительные действия, предусмотренные законодательством об исполнительном производстве, с целью исполнения требований исполнительного документа, своевременно был произведен возврат денежных средств, поступивших на счет, что свидетельствует об отсутствии бездействия со стороны административного ответчика. Доказательств незаконно удержанных денежных средств в размере 29861,50 рублей истцом не представлено.
Согласно ст.ст. 1064, 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Таким образом, истцом не представлено доказательств бездействия со стороны судебного пристава-исполнителя, суд также не находит оснований и для взыскания с ОСП Красноярского района Самарской области удержанных денежных средств и компенсации морального вреда.
При таких обстоятельствах, суд считает, что административное исковое заявление не подлежит удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177, 319, 360 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления В к судебному приставу-исполнителю ОСП Красноярского района Г ОСП Красноярского района Самарской области, УФССП России по Самарской области о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя, возврате незаконно удержанных денежных средств, компенсации морального вреда– отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноярский районный суд в месячный срок со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 31 января 2022 года.
Судья Ключникова И.А.