Решение по делу № 2-800/2017 ~ М-477/2017 от 14.06.2017

Дело г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 сентября 2017 г. г. Шилка

Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:

председательствующего судьи Ганжа Л.В.

при секретаре Михайлюк О.В.

с участием истца (ответчика) Четверикова А.Ю.

прокурора Пешковой А.Б.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Четверикова <данные изъяты> к администрации городского поселения «Шилкинское» муниципального района «Шилкинский район» о признании права пользования жилым помещением, возложении обязанности заключить договор социального найма и по встречному исковому заявлению администрации городского поселения «Шилкинское» муниципального района «Шилкинский район» к Четверикову Андрею Юрьевичу о признании утратившими право пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с вышеуказанным заявлением, ссылаясь на то, что проживает в общежитии по адресу: г. Шилка, ул. Котовского, д.2, с 2013 года на основании распоряжения № 305А от 01.11.2013 г Завода железобетонных изделий, договора коммерческого найма жилого помещения № КН 705 от 01.11.2013 г. и договора специализированного найма № 49 от 11.04.2014 г.

Истец постоянно проживает в общежитии, оплачивает содержание жилья и коммунальные услуги. Иного помещения для проживания у него нет.

В 2014 году общежитие передано в администрацию городского поселения «Шилкинское», которая отказывается заключить с ним договор социального найма, с чем он не согласен.

Просит суд признать за Четвериковым <данные изъяты> право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, дом,2, <адрес> на условиях договора социального найма жилого помещения.

Обязать администрацию городского поселения «Шилкинское» заключить договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, дом, 2, <адрес> Четвериковым Андреем Юрьевичем.

Администрация городского поселения «Шилкинское» обратилась с иском о признании Четверикова А.Ю. утратившим право пользования жилым помещением и выселении Четверикова А.Ю. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения, ссылаясь на то, что ранее с ответчиком был заключен договор найма специализированного жилого помещения, срок действия которого истек 1 сентября 2014 года.

21 мая 2014 года общежитие по <адрес> в <адрес> признано специализированным жилищным фондом городского поселения «Шилкинское». На основании протокола заседания жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в заключение договора найма с ФИО2

15 сентября 2014 года на основании постановления Администрации городского поселения «Шилкинское» № 208 от 15.09.2014 года с дома по ул. Котовского снят статус общежития и дом передан в муниципальный жилищный фонд социального использования.

В судебное заседание представитель администрации городского поселения «Шилкинское» не явился, о времени и месте слушания дела уведомлен должным образом.

В судебном заседании истец (ответчик) Четверников А.Ю.поддержал заявленные требования, просит их удовлетворить, дополнительно суду пояснил, что комната в общежитие по адресу <адрес> предоставлена ему работодателем в период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Завода ЖБИ структурного подразделения СМТ «Стройиндустрия» филиала ОАО «РЖДстрой». С завода он уволен в связи с его ликвидацией. С 2012 года проживает в общежитии, иного жилого помещения не имеет. Зарегистрирован в <адрес>, у родителей, которые продали вышеназванную квартиру в 2014 году. Встречные исковые требования не признает, просит в удовлетворении отказать.

Выслушав истца (ответчика), заключение прокурора, полагавшего, что ФИО7 не подлежат выселению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании ст. 49 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ст. 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

В соответствии с п.п. 3, 3.1, 3.2 Постановления Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2011 г. № 4-П «По делу о проверке конституционности статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в связи с жалобой граждан А.С. Епанечникова и Е.Ю. Епанечниковой введение в законодательство нормы статьи 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 3 июля 2007 года N 425-0-0, было обусловлено задачей защиты прав именно тех граждан, которые после передачи органам местного самоуправления общежитий, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), выполнявшим в отношении указанных граждан функцию и наймодателя, и работодателя оказались пользователями жилых помещений, принадлежащих другому наймодателю, не являющемуся их работодателем. Соответственно, распространяя на жилые помещения в общежитиях правовой режим социального найма и тем самым фактически предрешая вопрос о правовом режиме самих зданий, в которых они находятся, федеральный законодатель преследовал цель устранить неопределенность правовых последствий передачи этих зданий в ведение органов местного самоуправления.

Изменение правового режима таких жилых помещении обусловлено передачей зданий, в которых они расположены, в ведение органов местного самоуправления, когда проживающие в них граждане оказываются пользователями жилых помещений, принадлежащих наймодателю, который не является их работодателем. Сообразно с этим определяется и дальнейшая юридическая судьба правоотношений, возникших ранее в связи с наймом жилых помещений в общежитии.

Кроме того ограничения конституционного права на жилище могут быть установлены в конституционно значимых целях только федеральным законом но не могут следовать из него по умолчанию или на основании ограничительного толкования его норм. Однако ни сама статья 7 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ни какие-либо другие его положения не содержат указания на ограничение действия данной статьи во времени, в пространстве или по кругу лиц.

Поскольку жилищные правоотношения преимущественно носят длящийся характер, федеральный законодатель при установлении новой системы соответствующего правового регулирования, включив в Федеральный закон «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» норму статьи 7, восполнил пробел, имевшийся в ранее действовавшем жилищном законодательстве, которым не был определен правовой режим жилых помещений в зданиях общежитий, ранее находившихся на балансе государственных или муниципальных предприятий, а затем в связи с приватизацией этих предприятий переданных в ведение органов местного самоуправления.

Проживающие в таких жилых помещениях граждане, которым они были предоставлены на законных основаниях как работникам соответствующего государственного или муниципального предприятия (учреждения), - независимо от того, до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации эти граждане приобрели право пользования жилыми помещениями, а здание общежития передано в ведение органов местного самоуправления, - с точки зрения правового статуса составляют одну категорию субъектов жилищных правоотношений и, следовательно, равным образом подлежат защите при реализации своего конституционного права на жилище.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации (Постановления от 3 ноября 1998 года N 25-П и от 5 апреля 2007 года N 5-П, Определение от 15 мая 2007 года N 378-О-П), соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от любых проявлений дискриминации, означает - помимо недопустимости установления в законе какого-либо различия, исключения или предпочтения, основанного на признаках расы, пола, религии, политических убеждений, национальной принадлежности, социального происхождения или каких-либо других обстоятельств, - запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).

Исходя из этого государство должно гарантировать равенство прав граждан, находящихся в одинаковых условиях, в данном случае - проживающих на законных основаниях в жилых домах, ранее использовавшихся в качестве общежитий, независимо от даты передачи таких домов в ведение органов местного самоуправления (до или после введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации) и при условии законного вселения в жилое      помещение и в тех случаях, если оно имело место после 1 марта 2005 года.

На основании ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся:

1) служебные жилые помещения;

2) жилые помещения в общежитиях;

3) жилые помещения маневренного фонда;

4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения;

5) жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев;

6) жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами;

7) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан;

8) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Постановлением от 26 января 2006 г. N 42 Правительства РФ утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, в соответствии с п. 6 которых к общежитиям относятся специально построенные или переоборудованные для этих целей дома либо части домов, помещения, укомплектованные мебелью и другими необходимыми для проживания граждан предметами.

Отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды, а также, если имеют обременения прав на это имущество (п.3)

Как предусмотрено п.15 этих правил использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда в соответствии с настоящими Правилами.

Постановлением от 25 марта 2010 г. N 179 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда РФ установлено, что федеральные органы исполнительной власти принимают решения по вопросам включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти, а также подведомственными им федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями на праве оперативного управления и хозяйственного ведения, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда (в ред. Постановления Правительства РФ от 07.11.2014 N 1172)

Переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения (часть 2 статьи 102 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 ЖК РФ.

Выселение граждан из служебных жилых помещений или жилых помещений в общежитиях с предоставлением других жилых помещений в случае, предусмотренном частью 2 статьи 102 Жилищного кодекса Российской Федерации, осуществляется прежним собственником или юридическим лицом, передающими соответствующие жилые помещения (часть 4 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Из смысла указанных правовых норм в их взаимосвязи следует, что в случае прекращения договора найма служебного жилого помещения или жилого помещения в общежитии в связи с переходом права собственности на такое жилое помещение либо передачей такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу выселение граждан из указанных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений законом не предусмотрено.

Безусловный характер обязанности по предоставлению других жилых помещений гражданам, выселяемым из жилых помещений в общежитиях в связи с передачей этих жилых помещений в оперативное управление другому юридическому лицу, обусловлен необходимостью защиты прав и законных интересов гражданина - нанимателя специализированного жилого помещения, поскольку указанное основание прекращения договора, в отличие от расторжения договора, не зависит от волеизъявления или поведения такого гражданина и, следовательно, не должно влечь умаления его субъективных гражданских прав (Определение Верховного Суда российской Федерации от 23.12.2014 г. № 44-КГ14-7)

Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, с 30 декабря 2014 года квартира № 13 в здании, расположенном по адресу: <адрес>, является собственностью городского поселения «Шилкинское» на основании договора безвозмездной передачи имущества, находящегося в собственности открытого акционерного общества «РЖДстрой».

В 2013 году комната в общежитии получена Четвериковым А.Ю. в пользование на основании его заявления и в связи с выполняемой на заводе работой. 19.05.2014 года истец уволен в связи с ликвидацией организации – прекращение деятельности Завода железобетонных изделий.

С ноября 2013 года Четвериков А.Ю. проживает в квартире, первоначально на основании договора коммерческого найма, заключенного с ОАО «РЖДстрой – филиал СМТ «Стройиндустрия»» в лице директора ЗЖБИ г. Шилка, а после передачи здания общежития в собственность городского поселения, на основании договора найма специализированного жилого помещения, заключенного с администрацией городского поселения для временного проживания сроком до 1 сентября 2014 года.

Четвериков А.Ю. постоянно проживает в общежитии (в настоящее время в квартире № 13), оплачивает содержание жилья и коммунальные платежи, в связи с чем у него возникло право пользования спорной квартирой на условиях договора социального найма.

Администрацией городского поселения «Шилкинское» доказательств возникновения у Четверикова А.Ю. права пользования квартирой на иных основаниях или имеющихся основаниях для прекращения права пользования квартирой не представлено.

Данных о том, что в настоящее время квартира в установленном законе порядке отнесена к специализированному жилью суду не представлено. Постановление № 116 от 21 мая 2014 года о признании общежития, расположенного по адресу г. Шилка ул. Котовского 2 специализированным жилищным фондом городского поселения «Шилкинское» таковым не является, так как согласно свидетельству о государственной регистрации права в собственности у администрации городского поселения находится квартира № 13 без ограничения права, без указания, что данный жилищный фонд является специализированным.

Кроме того, Постановлением от 15.09.2014г. № 208 был снят статус общежития с дома № 2 по ул. Котовского в г. Шилка Шилкинского района Забайкальского края, жилым помещениям, расположенном в указанном доме присвоен статус жилых помещений в многоквартирном доме муниципального жилищного фонда социального использования, ранее существовавшая нумерация помещений изменена на новую.

С учетом изложенного, при разрешении вопроса о выселении из муниципального жилого фонда, администрация поселения не может руководствоваться нормами, регулирующими правоотношения по основаниям проживания в специализированном жилом фонде.

Оснований, по которым Четвериков подлежит выселению из муниципального жилья, администрацией поселения не приведено и соответствующих доказательств не предоставлено.

Из материалов дела следует, что Четвериков А.Ю. зарегистрирован в с. <адрес>, у родителей, которые продали вышеназванную квартиру в 2014 году (договор купли-продажи квартиры и земельного участка от 09.10.2014 г), жилые помещения в собственности истца отсутствуют.

В связи с изложенным, оснований для признания ответчика утратившим право пользования жилым помещением и выселении у суда не имеется.

Согласно ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии со ст. 1 ЖК РФ граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона.

С учетом изложенного, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что ответчик проживает в квартире на законных основаниях, использует ее по назначению, несет бремя ее содержания, в связи с чем, имеются все основания для признания за ним права пользования квартирой на условиях договора социального найма.

Руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Четверикова <данные изъяты> к администрации городского поселения «Шилкинское» муниципального района «Шилкинский район» о признании права пользования жилым помещением, возложении обязанности заключить договор социального найма, удовлетворить.

Признать за Четвериковым <данные изъяты> право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: Забайкальский край <адрес> на условиях договора социального найма жилого помещения.

Обязать администрацию городского поселения «Шилкинское» заключить договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: Забайкальский край г. <адрес> с Четвериковым <данные изъяты>.

Встречное исковые требования администрации городского поселения «Шилкинское» муниципального района «Шилкинский район» к Четверикову <данные изъяты> о признании утратившим право пользования жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения оставить без удовлетворения.

Взыскать с администрации городского поселения «Шилкинское» муниципального района «Шилкинский район» в пользу Четверикова <данные изъяты> расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Шилкинский районный суд.

Резолютивная часть решения оглашена 11 сентября 2017 года

Мотивированное решение составлено 15 сентября 2017 года

Председательствующий Ганжа Л.В.

Решение не вступило в законную силу

Копия верна судья Ганжа Л.В.

    

    Подлинник документа находится в материалах гражданского дела Шилкинского районного суда <адрес>

2-800/2017 ~ М-477/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Четвериков Андрей Юрьевич
Ответчики
администрация ГП Шилкинское
Суд
Шилкинский районный суд Забайкальского края
Судья
Ганжа Л. В.
Дело на странице суда
shilka--cht.sudrf.ru
14.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.06.2017Передача материалов судье
16.06.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.06.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.07.2017Судебное заседание
16.08.2017Судебное заседание
11.09.2017Судебное заседание
11.09.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.01.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.03.2019Дело оформлено
13.03.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее