Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-14/2017 от 02.03.2017

дело № 12-14/2017

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

с.Покровка         03 апреля 2017 г.

Октябрьского района Приморского края

Судья Октябрьского районного суда Приморского края Задесенец Р.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Рассвет-ЭКО» на постановление Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Приморскому краю от 29.11.2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с ходатайством о восстановлении срока на подачу жалобы,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Управления Росприроднадзора по Приморскому краю за № 03-208/2016 от 29.11.2016 года ООО «Рассвет-ЭКО» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Генеральный директор ООО «Рассвет-ЭКО» Никифоров Д.А. обратился в суд с жалобой на принятое постановление, в обоснование которой указал следующее. Указанный в протоколе факт использования скального грунта не подтвержден фактическими данными. ООО «Рассвет-ЭКО» в 2014 году были проведены лабораторные исследования грунта по объекту «Полигон ТБО, Покровское сельское поселение», согласно которым грунт на всей территории земельного участка является глиной и суглинком, который используется в процессе деятельности по захоронению отходов. Считает, что ООО «Рассвет-Эко» имеет законное право осуществлять использование имеющегося грунта для собственных нужд.

Росприроднадзор в постановлении приходит к выводу, что на данном земельном участке планируется размещение (строительство) полигона бытовых отходов, однако пунктом 2.1 Градостроительного плана земельного участка от 24.01.2014 года предусмотрен основной вид разрешенного использования земельного участка: для размещения полигона твердых бытовых отходов. В п.1.1 Договора аренды земельного участка от 25.12.2013 года указано, что арендатор принял в пользование земельный участок для размещения полигона твердых бытовых отходов. Ранее указанный земельный участок также отводился под свалку бытовых отходов, что подтверждается Актом ввода в эксплуатацию от 25.09.1991 года. Тем самым считает, что вывод о том, что земельный участок отведен только под строительство полигона не соответствует фактическим данным, следовательно ООО «Рассвет-ЭКО» не нарушает положения ст.42 Земельного кодекса РФ и использует земельный участок по назначению.

Ссылку на то, что въезд на территорию не огражден, считает несостоятельной, поскольку территория полигона окопана, площадка размещения ТБО находится на дне отработанного глиняно-двесвяного карьера, со всех сторон высота бортов 15-30 метров, со стороны поселка прокопана нагорная траншея глубиной 10 м шириной 20 м длиной более 1 км, единственный въезд закрыт воротами. При въезде находится пропускной пункт.

Вопреки доводам постановления о том, что организацией не соблюдены условия размещения отходов при временном хранении в нестационарных складах, на открытых площадках без тары или в негерметичной таре, установленные СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», ООО «Рассвет-ЭКО» не занимается временным хранением отходов, так как занимается непосредственно размещением отходов.

Так как свалка отходов не может быть объектом размещения отходов, следовательно площадка размещения отходов, эксплуатируемая ООО «Рассвет-ЭКО», не должна вноситься в государственный реестр объектов размещения отходов.

Ссылка на п.4.4 Приложения № 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды несостоятельна, так как данный нормативно-правовой акт утратил силу.

В ходе деятельности ООО «Рассвет-ЭКО» опасные отходы не образуются, а образуемые отходы зарегистрированы в ФККО, поэтому оформление паспортов на опасные отходы не требуется. Кроме того, в 2014 году юридическое лицо провело работы по определению класса опасности отходов, которые вывозятся на временное размещение отходов на арендуемый земельный участок. Лабораторный расчет показал V класс опасности, на который паспорта не оформляются. Утверждение, что на площадке временного размещения складируются отходы IV класса опасности, не соответствуют фактическим данным лабораторных исследований.

Обнаруженные на участке покрышки пневматических шин в количестве 4 штук используются в работе спецтехники в период дождей из-за глинистого грунта, в связи с чем спецтехника испытывает трудности в передвижении; шифер используется для укрытия передвижного фургончика.

Отходы IV класса опасности ООО «Рассвет-ЭКО» собирает отдельно и транспортирует для дальнейшего размещения на полигон г.Уссурийска, который эксплуатирует ООО «Бумеранг».

Считает, что в действиях ООО «Рассвет-ЭКО» отсутствует нарушение ст.ст.14, 15 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, так как на предприятии имеются лица, допущенные к обращению с отходами I-IV класса опасности. Решением Арбитражного суда Приморского края по делу №А51-18083/2016 в привлечении юридического лица к административной ответственности по п.2 ст.14.1 КоАП РФ было отказано.

В постановлении не содержатся доказательства виновности ООО «Рассвет-ЭКО» в загрязнении окружающей среды, отсутствуют факты размещения отходов опасным способом, который может повлечь угрозу жизни и здоровья населению. Размещение отходов производится в специальном карьере, где почва отсутствует, сброс отходов в поверхностные и водные объекты отсутствует, земельный участок используется по назначению.

Кроме того, в постановлении не указаны: нарушение абзаца ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»; пункт и абзац пункта ст.51 данного Федерального закона; абзац статьи 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; абзац ст.11 данного Федерального закона.

ООО «Рассвет-ЭКО» представило отчетность в области обращения с отходами за 2015 год, однако позже установленного срока.

В действиях ООО «Рассвет-ЭКО» отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также причинение имущественного ущерба.

С учетом приведенных доводов просит производство по делу об административном правонарушении прекратить по основанию п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в противном случае применить в качестве наказания предупреждение в соответствии со ст.4.1.1 КоАП РФ, либо п.3.2 ст.4.1 КоАП РФ.

Определением от 03.04.2017 г. ООО «Рассвет-ЭКО» восстановлен срок обжалования оспариваемого постановления.

В судебном заседании представитель юридического лица Васюра Ю.Н. жалобу поддержала на основании приведенных доводов. Дополнительно указала, что в материалах дела не представлены доказательства отсутствию обваловки и ливневых стоков, наличие которых подтверждается представленным юридическим лицом фотографическим снимком. ООО «Рассвет-ЭКО» признает свою вину в несвоевременном предоставлении отчета об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов, однако считает, что данное нарушение не влечет ответственность по ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Утверждение о том, что на площадке временного размещения отходов складируются отходы IV класса опасности, в том числе отходы из жилищ при совместном сборе, отходы строительства и ремонта, отходы кухонь и предприятий общественного питания, основанные на письме ФГУ «ФЦАО», не могут быть приняты во внимание, поскольку данное учреждение не является государственным органом надзора в области природопользования.

Представитель Управления Росприроднадзора по Приморскому краю в судебное заседание не явился, был извещен о времени и месте судебного разбирательства, просил рассмотреть жалобу без своего участия. В представленном отзыве на жалобу указал следующее.

В ходе проведения проверки было установлено, что отходы располагаются навалом на открытом грунте, незащищены от попадания атмосферных осадков. Обваловкой ограждена не вся территория места размещения отходов, ливнестоки с очистительными сооружениями отсутствуют. Отходы, размещение которых осуществляется на данной свалке, представляют собой твердые коммунальные отходы (отходы из жилищ несортированные, мусор кухонь и организаций общественного питания несортированный) и частично строительные отходы (мусор от ремонтных и строительных работ), в том числе обнаружены отходы IV класса опасности: покрышки отработанные, отходы строительные (шифер) для размещения и захоронения которых должна быть подучена лицензия. Необходимо отметить, что у ООО «Рассвет-ЭКО» заключен договор с ООО «Бумеранг» на размещение отходов IV класса опасности.

На основании изложенного, свалки твердых бытовых и промышленных отходов не могут являться природоохранными сооружениями - объектами размещения отходов.

СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30 апреля 2003 г.) определено, что при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться определенные условия.

Размещение отходов в природных или искусственных понижениях рельефа (выемки, котлованы, карьеры и др.) допускается только после проведения специальной подготовки ложа на основании предпроектных проработок.

    ООО «Рассвет-ЭКО» предоставило отчет об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке, позже срока, установленного законодательством Российской Федерации, а именно 16.05.2016, что является нарушением ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказа Минприроды России от 16.02.2010 года № 30 «Об утверждении Порядка предоставления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)».

Паспорта отходов, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности ООО «Рассвет-ЭКО», в ходе административного расследования не представлены, что является нарушением ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV класса опасности».

ООО «Рассвет-ЭКО» было подано в Управление заявление на подтверждение образования отходов V класса опасности (от 24.04.2015 вх. № 3982-Н). Данные материалы по паспортизации были направлены Управлением в ФБУ «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия» (далее - ФБУ «ФЦАО») для проведения проверки обоснованности установления классов опасности отходов для окружающей природной среды и их идентификации,

Согласно письму ФБУ «ФЦАО» (вх.№ 3877н от 25.05.2016) по результатам анализа представленных документов установлено, что заявленный вид отходов (мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций) зарегистрирован в ФККО. ООО «Рассвет-ЭКО» следует привести код и наименование отхода в соответствие с ФККО.

Согласно письму ФБУ «ФЦАО» (вх.№ 4033н от 06.06.2016) по результатам анализа представленных документов установлено, что класс опасности отходов ООО «Рассвет-ЭКО» не соответствует заявленным, а именно отходов из жилищ при совместном сборе отходов строительства и ремонта, отходов кухонь и предприятий общественного питания.

    Просил отказать ООО «Рассвет-ЭКО» в удовлетворении жалобы от 07.02.2017 г. на постановление о назначении административного наказания № 02-208/2016.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, приходу к следующему.

Диспозиция ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ) под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ установлено, что юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности.

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов.

В силу статьи 19 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов; представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 13.05.2016 г. в адрес Управления Росприроднадзора по Приморскому краю поступило обращение главы администрации Октябрьского муниципального района Приморского края по факту нарушения требований законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности предприятия ООО «Рассвет-ЭКО» использования карьера для вывоза грунта и размещения твердых бытовых отходов на территории Октябрьского района.

18.05.2016 г. должностным лицом Управления в отношении ООО «Рассвет-ЭКО» возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в ходе которого установлено следующее.

ООО    «Рассвет-ЭКО» расположено по адресу: <адрес>, и осуществляет свою основную деятельность в области обращения с отходами, в том числе IV класса опасности, на земельном участке с кадастровым номером , площадью 45000 метров. Местоположение земельного участка установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится: примерно в 1360 метрах от ориентира по направлению на северо-запад. Адрес ориентира: <адрес>. Категории земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли безопасности и земли иного специального назначения. Данный земельный участок передан юридическому лицу в 2013 году в аренду сроком на 10 лет с целевым назначением - размещение полигона твердых бытовых отходов.

ООО    «Рассвет-ЭКО» на основании Лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности от 31.03.2016 г. серия 025 , осуществляет сбор, транспортировку отходов IV класса опасности от сторонних организаций и населения.

Земельный участок, на котором расположена свалка, эксплуатируется ООО «Рассвет-ЭКО» на основании Договора аренды земельного участка, находящегося на территории Октябрьского района Приморского края от 05.12.2013г., кадастровый , разрешенное использование участка: размещение полигона твердых бытовых отходов; фактическое использование участка: для целей, не связанных со строительством - размещение временной площадки хранения твердых бытовых отходов 5 класса опасности.

В ходе обследования указанного земельного участка и прилегающей территории установлено, на вышеуказанной территории присутствуют следы добычи cкального грунта, являющегося общераспространенными полезными ископаемыми, высота уступа карьера составляет около 10 м., на протяжении всего откоса точечно видны следы работы экскаватора, тяжелой гусеничной техники. Техники на момент осмотра территории не обнаружено. Документов, разрешающих добычу не предоставлено. Режим работы свалки с 10 часов 00 минут до 18 часов 00 минут, без выходных.

На территории карьера организовано место размещения отходов производства и потребления (свалка). Свалка на участке представлена несколькими рабочими картами, на которые исходит размещение отходов, с целью дальнейшего захоронения. На свалке возможно размещение отходов только V класса опасности, о чем свидетельствует аншлаг на въезде в свалку. Согласно критериям, указанная свалка имеет признаки полигона для размещения отходов. В ходе рассмотрения пакета документов, представленного ООО «Рассвет-ЭКО» установлено следующее.

Указанный выше земельный участок, определенный актом ввода в эксплуатацию от 25.09.1991 года под бытовую свалку отходов, предназначен для строительства полигона бытовых отходов в соответствии с градостроительным планом от 24.01.2014 -14 и договором аренды земельного участка от 05.12.2013. Соответственно, на участке планируется размещение (строительство) полигона бытовых отходов.

    Согласно письму Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 16.12.2013 № ВК-03-03-36/18858 о разъяснении норм законодательства по лицензированию под свалкой согласно п. 4.16 ГОСТ 30772-2001 «Межгосударственный стандарт ресурсосбережение. Обращение с отходами термины и определения», введенного в действие постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст (далее - ГОСТ) понимается местонахождение отходов, использование которых в течение обозримого срока не предполагается.

Согласно п. 4.4 Приложения № 1 к Инструктивно-методическим указаниям по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденным Минприроды России 26.01.1993 (зарегистрировано в Минюсте России 24.03.1993 № 190), санкционированные свалки - это разрешенные органами исполнительной власти на местах территории (существующие площадки) для размещения отходов, не обустроенные в соответствии с СНиП 2.01.28-85 «Полигоны по обезвреживанию и захоронению токсичных промышленных отходов. Основные положения по проектированию» (далее - СНиП 2.01.28-85) и эксплуатируемые с отклонениями от требований санитарно-эпидемиологического надзора являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП 2.01.28-85.

СНиП 2.01.28-85 входит в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Закон № 384-ФЗ), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047-р.

В соответствии со ст. 1 Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

В соответствии с п. 4.11 ГОСТ под объектами размещения отходов понимаются полигоны, шламохранилища, хвостохранилища и другие сооружения, обустроенные и эксплуатируемые в соответствии с экологическими требованиями, а также специально оборудованные места для хранения отходов на предприятиях в определенных количествах и на установленные сроки.

Согласно п. 1.1 СНиП 2.01.28-85 полигоны являются природоохранными сооружениями и предназначены для централизованного сбора, обезвреживания, захоронения токсичных отходов промышленных предприятий, научно-исследовательских организаций и учреждений.

Статьей 1 Закона № 384-Ф3 установлено, что сооружение - это результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций, и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещение людей и грузов.

На основании изложенного, свалки твердых бытовых и промышленных отходов могут являться природоохранными сооружениями - объектами размещения отходов.

СанПин 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» (утв. Главным государственным санитарным РФ 30 апреля 2003 г.) определено, что при временном хранении отходов на нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрыта брезентом, оборудование навесом и т.д.);    

поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;

Размещение отходов в природных или искусственных понижениях рельефа (выемки, котлованы, карьеры и др.) допускается только после проведения специальной подготовки ложа на основании предпроектных проработок.

В ходе проведения проверки установлено, что, вышеперечисленные требования на данном месте размещения отходов не выполнены, отходы располагаются навалом на открытом грунте, незащищены от попадания атмосферных осадков. Обваловкой ограждена не вся территория места размещения отходов, ливнестоки с очистительными сооружениями отсутствуют.

Вместе с тем, установлено, что скальный грунт, добываемый на территории вышеуказанного карьера, используется для захоронения отходов (изоляция отхода слоем грунта), на данном земельном участке.

Отходы, размещение которых осуществляется на данной свалке, представляют собой твердые коммунальные отходы (отходы из жилищ несортированные, мусор кухонь и организаций общественного питания несортированный) и частично строительные отходы (мусор от ремонтных и строительных работ), в том числе обнаружены отходы IV класса опасности: покрышки отработанные, отходы строительные (шифер) для размещения и захоронения которых должна быть получена лицензия. Необходимо отметить, что у ООО «Рассвет-ЭКО» заключен договор с ООО «Бумеранг» на размещение отходов IV класса опасности.

Отходы, ввозимые на территорию свалки, сваливаются на грунт, далее при помощи тяжелой техники (бульдозера) равномерно распределяются по территории свалки, сталкиваются в пониженные места рельефа и отработанный карьер.

В журналах приема отходов указаны объем ТБО без разбивки на группы отходов и указанием лиц, осуществляющих выгрузку ТБО на месте размещения отходов. Въезд на территорию не огражден, объекты капитального строительства отсутствуют.

Изложенное подтверждается представленными в материалы дела заключением ведущего специалиста-эксперта отдела геологического надзора и охраны недр, надзора за особо охраняемыми природными территориями Управления Росприроднадзора по Приморскому краю от 24.05.2016 г. и фототаблицей, что опровергает возражения юридического лица в данной части жалобы.

Тем самым суд отвергает доводы представителя ООО «Рассвет-ЭКО» о том, что обнаруженные покрышки и шифер были использованы в производственных целях.

Наряду с изложенным в ходе административного расследования установлено, что в соответствии с договором от 11.01.2016 № М-1/16 ООО «Рассвет-ЭКО» оказывает юридическому лицу - МКУ «Управление административно-хозяйственного обеспечения администрации Октябрьского района» на платной основе услуги по размещению твердых бытовых отходов. Стоимость услуги указана в п.3.1 и составляет 54698,76 рублей за год (по цене 755,87 рублей за утилизацию твердых бытовых отходов в количестве 6 куб.м., за период с января по июнь 2016 г.; 763,54 рублей - за период с июля по декабрь за 1 контейнер).

Аналогичные условия прописаны и в других договорах, заключенных ООО «Рассвет-ЭКО» согласно договоров (представленных в ходе административного расследования) с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Как следует из материалов административного расследования ООО «Рассвет-ЭКО», на сновании лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности от ДД.ММ.ГГГГ серия 025 , осуществляет сбор и транспортировку отходов IV класса опасности от сторонних организаций и населения с дальнейшим их размещением на эксплуатируемой свалке отходов, расположенной на земельном участке с кадастровым номером .

Таким образом, установлено и материалами дела подтверждается, что ООО «Рассвет-ЭКО» осуществляет деятельность по обращению с отходами, а именно деятельность по размещению отходов.

Свалка отходов, эксплуатируемая юридическим лицом ООО «Рассвет-ЭКО» в целях размещения отходов и расположенная на указанном земельном участке с кадастровым номером , не внесена в Государственный реестр объектов размещения отходов.

В силу статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ под размещением отходов понимается деятельность, связанная с хранением и захоронением отходов. В свою очередь, хранение отходов подразумевает их складирование в специализированных объектах сроком более чем на шесть месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения.

В соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно пункту 16 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 года № 792, государственный реестр объектов размещения отходов включает в себя свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов.

По изложенному, выводы постановления о запрещении размещения отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, соответствуют требованиям действующего законодательства.

То обстоятельство, что Инструктивно-методические указания по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды, утвержденные Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации 26.01.1993 (зарегистрированы Министерством юстиции Российской Федерации 24.03.1993, регистрационный № 190), утратили силу в связи с изданием Приказа Минприроды России от 04.07.2014 № 302, выводы не опровергают.

Далее, административным расследованием установлено, что при изучении представленных ООО «Рассвет-ЭКО» документов - статистическая отчетность по форме 2-тп (отходы) установлено, что количество отходов, размещенных на свалке за 2015 год, составило 5452,0 тонн отходов V класса опасности.

Учет в области обращения с отходами, в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 01 сентября 2011 г. № 721 «Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами» в ООО «Рассвет-ЭКО» ведется, данные учета в ходе административного расследования представлены.

Согласно приказу ООО «Рассвет-ЭКО» от 02.11.2015 ответственным лицом за допуск работников к работе с отходами производства IV-V классов опасности назначены К., З.

Кроме того, сотрудники юридического лица П., З., допущенные в соответствии с приказом от 10.12.2015 к обращению с отходами IV-V классов опасности имеют профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с опасными отходами (I – IV класса опасности).

В ходе административного расследования ООО «Рассвет-ЭКО» не представлены паспорта на опасные отходы.

Приведенные обстоятельства юридическим лицом не оспариваются, в силу чего у суда не имеется оснований подвергать сомнению выводы постановления в данной части.

В ходе административного расследования установлено, что согласно информации, представленной юридическим лицом во исполнение определения об истребовании сведений от 18.05.2016 №03-208/2016 ООО «Рассвет-ЭКО» относится к субъектам малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

На основании п. 7 вышеуказанной статьи субъекты малого и среднего предпринимательства, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти отчетность об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке (далее - отчет МСП). Порядок представления и контроля отчетности об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) субъектами малого и среднего предпринимательства, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности, которых образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Отчет МСП предоставляется в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы, до 15 января года следующего за отчетным периодом. Отчетный период составляет один календарный год. Порядок предоставления отчетности утвержден Приказом Минприроды России от 16.02.2010 года № 30 «Об утверждении Порядка предоставления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)».

ООО «Рассвет-ЭКО» предоставило отчет МСП позже срока, установленного законодательством Российской Федерации, а именно 16.05.2016, что является нарушением ст. 18 ФЗ от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Приказа Минприроды России от 16.02.2010 года № 30 «Об утверждении Порядка предоставления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности)».

Учитывая, что в своей деятельности ООО «Рассвет-ЭКО» не были соблюдены экологические и санитарно-эпидемиологические требования, установленные действующим природоохранным законодательством, суд приходит к выводу, что указанные действия образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Как усматривается из оспариваемого постановления паспорта отходов, образующие в процессе хозяйственной деятельности ООО «Рассвет-ЭКО», в ходе административного расследования не представлены, что является нарушением ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановления Правительства РФ от 16.08.2013 № 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV класса опасности».

    ООО «Рассвет-ЭКО» было подано в Управление заявление на подтверждение образования отходов V класса опасности (от 24.04.2015 вх.№ 3982-Н). Данные материалы по паспортизации были направлены Управлением в ФБУ «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия» (далее - ФБУ «ФЦАО») для проведения проверки обоснованности установления классов опасности отходов для окружающей природной среды и их идентификации.

Согласно письму ФБУ «ФЦАО» (вх.н от 25.05.2016) по результатам анализа представленных документов установлено, что заявленный вид отходов (мусор от офисных и бытовых помещений предприятий, организаций) зарегистрирован в ФККО. ООО «Рассвет-ЭКО» следует привести код и наименование отхода в соответствие с ФККО.

Согласно письму ФБУ «ФЦАО» (вх.н от 06.06.2016) по результатам анализа представленных документов установлено, что класс опасности отходов ООО «Рассвет-ЭКО» не соответствует заявленным, а именно отходов из жилищ при совместном сборе: отходов строительства и ремонта; отходов кухонь и предприятий общественного питания.

Поскольку пояснения ФБУ «Федеральный центр анализа и оценки техногенного воздействия» получены в ходе административного расследования, возбужденного в отношении ООО «Рассвет-ЭКО» от 18.05.2016 г. № 03-208/2016, у суда не имеется оснований признавать их недопустимыми. В то же время, наряду с приведенными выше доказательствами изложенное подвергает обоснованному сомнению доводы юридического лица об отнесении отходов к V классу опасности, поскольку по видам отходов описание процесса образования отхода представлено очень кратко, по имеющейся информации невозможно достоверно классифицировать отход и присвоить код этому отходу.

Обстоятельства того, что у ООО «Рассвет-ЭКО» заключен договор с ООО «Бумеранг» на размещение отходов IV класса опасности, отражены должностным лицом в оспариваемом постановлении и выводы суда не опровергают.

Вопреки доводам жалобы, ссылки на статьи Федеральных законов от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» приведены согласно выявленным фактам несоблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, что образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст.8.2 Кодекса РФ об административных равонарушениях.

Так, статья 39 Федерального закона РФ от 10.01.2001 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Исходя из ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил и нормативов.

Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2001 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды. Данной статьей запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека - запрещено.

Установленным по делу обстоятельствам дана оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем должностное лицо Управления Росприроднадзора по Приморскому краю пришло к обоснованному выводу о том, что юридического лицо ООО «Рассвет-ЭКО» допускает нарушение требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, выразившееся в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Материалами дела об административном правонарушении подтверждается, что ООО «Рассвет-ЭКО», являясь субъектом административного правонарушения, не приняло достаточных мер для соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

Таким образом, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении не имеется.

С учетом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Вместе с тем, характер и обстоятельства совершенного ООО «Рассвет-ЭКО» административного правонарушения не могут свидетельствовать об отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, поскольку несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами влечет прямую угрозу безопасности окружающей среды от их вредного воздействия.

Административное наказание назначено в пределах санкции ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с требованиями статей 3.1, 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, наличия смягчающих и отсутствия отягчающих административную ответственность обстоятельств.

Каких-либо исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.

Поскольку при производстве по делу нарушений норм процессуального права не допущено, законных оснований для отмены состоявшегося постановления и удовлетворения жалобы ООО «Рассвет-ЭКО» не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.7-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Управления Росприроднадзора по Приморскому краю Козловой А.Г. № 03-208/2016 от 29.11.2016 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении ООО «Рассвет-ЭКО» оставить без изменения, жалобу юридического лица - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии через Октябрьский районный суд Приморского края.

Судья                                  Р.Н.Задесенец

12-14/2017

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ООО "Рассвет-ЭКО"
Суд
Октябрьский районный суд Приморского края
Судья
Задесенец Руслан Николаевич
Статьи

КоАП: ст. 8.2

Дело на странице суда
oktiabrsky--prm.sudrf.ru
02.03.2017Материалы переданы в производство судье
03.04.2017Судебное заседание
07.04.2017Вручение копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
10.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.05.2017Вступило в законную силу
16.06.2017Дело оформлено
16.06.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее