№2-634/2012
РЕШЕНИЕ (заочное)
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе
судьи Сухопарова В.И.,
при секретаре Аникиной Т.П.,
рассмотрев в с.Выльгорт 7 сентября 2012 года в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сыктывкарского природоохранного межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельского поселения «<данные изъяты>» о возложении обязанности по принятию мер к соблюдению требований законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов,
УСТАНОВИЛ:
Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельского поселения «<данные изъяты> о возложении обязанности по принятию мер к соблюдению требований законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что по результатам надзорной проверки установлено, что администрацией муниципального образования сельского поселения «<данные изъяты> не выполняются требования лесного законодательства, а также не предпринимаются меры противопожарной безопасности в лесах в пределах муниципального образования, что в свою очередь нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, безопасность жизни и здоровья. Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования сельского поселения <данные изъяты>», выразившееся в соблюдении требований законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, обязать администрацию муниципального образования сельского поселения <данные изъяты> в срок до 01.06.2014 провести лесоустройство представить в орган кадастрового учета документы, содержащие необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о принадлежности земель МО ГО «Сыктывкар», на которых находятся леса, к категории земель лесного фонда, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов муниципального образования, на которых расположены городские леса, организовать осуществление мер пожарной безопасности в лесах. В последующем прокурор уточнил исковые требования, изложив их следующим образом – признать незаконным бездействие администрации муниципального образования сельского поселения <данные изъяты>», выразившееся в соблюдении требований законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «<данные изъяты>» в срок до 01.06.2014 провести лесоустройство в в границах населенных пунктов СП «<данные изъяты>», поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены муниципальные леса, разработать и утвердить лесохозяйственный регламент в отношении указанных категорий лесов, организовать осуществление мер пожарной безопасности лесов в соответствии с разработанным лесохозяйственным регламентом.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 16 июля 2012 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельны требований относительно предмета спора, привлечены администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», Комитет лесов Республики Коми.
В судебном заседании Сыктывкарский природоохранный межрайонный прокурор Айназаров А.А. настаивал на заявленных требованиях по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик администрация муниципального образования сельского поселения «<данные изъяты>», извещённый о времени, дате и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил, о причинах неявки суду не сообщил. В ранее проведенном судебном заседании представитель ответчика администрации муниципального образования сельского поселения «<данные изъяты>» Форосенко Н.В., действующая на основании решения Совета сельского поселения <данные изъяты>», исковые требования не признала, суду пояснила, что в границах сельского поселения не имеется лесов и древесно-кустарниковой растительности, принадлежащих сельскому поселению «<данные изъяты> а земли и насаждения принадлежат физическим и юридическим лицам. Вместе с тем, подтвердила, что инвентаризация земель муниципального образования сельского поселения «<данные изъяты>» не проведена, границы населенных пунктов не уточнены в виду отсутствия финансирования указанной деятельности.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, Комитет лесов Республики Коми, извещённое надлежащим образом о дне, месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило, просило рассмотреть дело в его отсутствие.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский», извещённое надлежащим образом о дне, месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направило, о причинах его неявки суду не сообщило.
Суд в соответствии со ст.167, 233 ГПК РФ определил рассмотреть дело при имеющейся явке в порядке заочного производства.
Заслушав объяснения прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.4 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В силу ч.5ст. 2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отношения, возникающие в области охраны и рационального пользования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами РФ, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды природопользования.
Частью 1 ст.6 Лесного кодекса РФ от 04.12.2006 №200-ФЗ установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом, согласно пп. «г» п.3 ч.2 ст.102 Лесного кодекса РФ выделяют городские леса, которые относятся к защитным лесам.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» организация благоустройства территорий поселения, городского округа, а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных границах населенных пунктах поселения, и в границах городского округ, отнесена к вопросам местного значения соответственно поселения и городского округа.
Согласно ч. 2 ст. 4 Лесного кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
Полномочия органов государственной власти РФ органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления в области лесных отношений определены в ст.81, 82, 84 Лесного кодекса РФ.
Согласно ст.84 Лесного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, относятся в том числе, владение, пользование, распоряжение такими лесными участками, установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок оплаты единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; установлен ставок оплаты за единицу объема древесины; разработка и утверждение лесохозяйственных регламентов, а также проведение муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; осуществление муниципального лесного контроля отношении таких лесных участков; организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах.
В соответствии со ст.98 Лесного кодекса РФ, территории муниципального образования органами местного самоуправления осуществляется муниципальный лесной контроль в соответствии со ст.5 Лесного кодекса РФ и с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципальной контроля».
Согласно п.1.1. ст.84 Лесного кодекса РФ, органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных лях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
В силу ст.87 Лесного кодекса РФ лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Порядок проведения лесоустройства определен в ст.67 Лесного кодекса РФ, а также Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 №516, которая устанавливает правила проведения лесоустройства, содержащие требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ, в том числе на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Согласно п.3 Лесоустроительной инструкции, лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
Согласно ст.92 Лесного кодекса РФ государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
В ст.1 Федерального закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет недвижимого имущества определен как действия уполномоченного органа по несению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных еду смотренных Федеральным законом №221-ФЗ сведений о недвижимом имуществе. Кадастровой деятельностью является выполнение управомоченным лицом (кадастровый инженер) в отношении недвижимого имущества в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом №221-ФЗ, работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих обходимые для осуществления кадастрового учета сведения о таком движимом имуществе.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 №457 «О федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» органом, осуществляющим государственный кадастровый учет недвижимого имущества, кадастровую деятельность, государственную кадастровую оценку, организацию единой системы государственного кадастрового учета движимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, является Федеральная служба государственной регистрам: кадастра и картографии (Росреестр).
Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона N 221-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более 10 рабочих дней со дня вступления в силу правового акта, который принят таким органом в пределах его компетенции и которым устанавливается или изменяется территориальная зона или зона с особыми условиями использования территорий либо отменяет, установление такой зоны, представляет в орган кадастрового учета документ, содержащий необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со ст.9 или 10 настоящего Федерального закона сведения.
Согласно ч.8 ст.15 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления в срок не более пяти рабочих дней со дня принятия им в пределах его компетенции решения, связи с которым требуется внесение изменений в указанные в пункте 7, 13, 14, или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона кадастровые сведения представляет в орган кадастрового учета копию такого решения. К таким сведениям пункт 14 ч.2 ст.7 Закона относит сведения о разрешении использовании земельного участка.
Следовательно, субъектом, обладающим полномочиями по инициирован, государственного кадастрового учета в отношении лесов расположение границах муниципального образования, является орган местного самоуправления.
Согласно ч.1 ст.34 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация.
Определение границ лесного участка категории земель лесного фонда, обороны и безопасности, поселений (населенных пунктов), особо охраняем природных территорий осуществляется в ходе проведения работ по лесоустройству (ст. 67, ч. 3 ст. 23 Лесного кодекса РФ) и землеустройству (ст.92 Лесного кодекса РФ, Федеральный закон от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве»).
В соответствии с п.8 ч.1 ст.22 Федерального закона от 24.07.2007 №1. ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», документы, подтверждающие соответствие с федеральным законом принадлежность земельного участка определенной категории земель, в числе прочих являются необходимыми внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Кроме того, ст.91 Лесного кодекса РФ, предусмотрено ведение уполномоченным органом исполнительной власти государственного лесного реестра, который представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах и о лесопарках. В соответствии Постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 №736 «О Федеральном агентстве лесного хозяйства», таким органом является Федеральное агентство лесного хозяйства».
В государственном лесном реестре содержится документированная информация: о составе земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, лесопарках, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах; об особо защитных участках лесов, о зонах с особыми условиями использования территорий; о лесных участках; о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
В соответствии с ч.2 ст.53 Лесного кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта РФ, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка и проектом освоения лесов.
Поскольку администрацией муниципального образования сельского поселения <данные изъяты>» лесохозяйственный регламент в отношении лесных участков, находящихся в муниципальной собственности, не разработан, ответчиком меры пожарной безопасности, предусмотренные ст.30 Федерального закона «О пожарной безопасности», ст.2 Закона Республики Коми «О некоторых вопросах в области пожарной безопасности на территории Республики Коми», с учетом требований Постановления Правительства Республики Коми от 28.04.2012 года №183 «Об особом противопожарном режиме на территории Республики Коми», Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 №417.
В нарушение вышеуказанных требований, администрацией муниципального образования сельского поселения «<данные изъяты> указанные требования законодательства не исполнены.
Таким образом, судом при разрешении спора достоверно установлено и подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно сведениями, предоставленными Комитетом лесов Республики Коми, экспертным заключением филиала ФГУП «Рослесинфорг» по Республике Коми.
Кроме того, в ранее проведённом судебном заседании представитель ответчика по существу не оспаривал, что инвентаризация земель муниципального образования сельского поселения «<данные изъяты>» не проведена, границы населенных пунктов не уточнены, что также свидетельствует о нарушении требований законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов и обеспечение пожарной безопасности лесов.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198, 235 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельского поселения «<данные изъяты>» удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования сельского поселения «<данные изъяты>», выразившееся в соблюдении требований законодательства, направленного на рациональное использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов.
Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «<данные изъяты>» в срок до 01.06.2014 провести лесоустройство в границах населенных пунктов СП «<данные изъяты>».
Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «<данные изъяты>» в срок до 01.06.2014 поставить на кадастровый учет земельные участки, на которых расположены муниципальные леса в границах населенных пунктов СП «<данные изъяты>
Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «<данные изъяты>» в срок до 01.06.2014 разработать и утвердить лесохозяйственный регламент в отношении лесов в границах населенных пунктов СП «<данные изъяты>
Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «<данные изъяты>» в срок до 01.06.2014 организовать осуществление мер пожарной безопасности лесов в границах населенных пунктов СП «<данные изъяты>» в соответствии с разработанным лесохозяйственным регламентом.
Ответчик вправе подать заявление о пересмотре этого решения в Сыктывдинский районный суд в течение 7 дней со дня вручения ему копии этого решения.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья В.И. Сухопаров