Дело № 2а-872/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 сентября 2017 года город Светлоград
Петровский районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи – Черниговской И.А.,
при секретаре – Горбенко Д.А.,
с участием: помощника прокурора Петровского района Ставропольского края Малика В.А., действующего по поручению прокурора Благодарненского района,
представителя административного истца -Территориальной избирательной комиссии Благодарненского района – ио председателя/заместителя председателя ТИК Балахонова И.В., действующего на основании постановления территориальной избирательной комиссии Благодарненского района от *** № ---
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело № 2а-872/2017 по административному исковому заявлению Территориальной избирательной комиссии Благодарненского района к кандидату в депутаты представительного органа Благодарненского городского округа Ставропольского края первого созыва Маслову -.- об отмене регистрации кандидата, включенного в список,
УСТАНОВИЛ:
Территориальная избирательная комиссия Благодарненского района 29.08.2017 обратилась в Петровский районный суд Ставропольского края с административным исковым заявлением к кандидату в депутаты представительного органа Благодарненского городского округа Ставропольского края первого созыва Маслову -.- об отмене регистрации кандидата, включенного в список, мотивировав следующими доводами.
Постановлением территориальной избирательной комиссией 22.06.2017 (далее - ТИК) --- были назначены выборы депутатов представительного органа Благодарненского городского округа Ставропольского края первого созыва.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 19 Закона Ставропольского края «О выборах в органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края» граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами на соответствующих выборах непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и настоящим Законом. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
19.07.2017 в ТИК поступили документы от избирательного объединения Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Ставропольском крае, для заверения списка кандидатов на выборы депутатов представительного органа Благодарненского городского округа Ставропольского края первого созыва.
21.01.2017 постановлением ТИК --- был заверен список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по единому избирательному округу Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Ставропольском крае, в депутаты представительного органа Благодарненского городского округа Ставропольского края первого созыва в количестве 5 человек: ФИО1; ФИО2; ФИО3; ФИО4; Маслов -.-.
04.08.2017 в 16 час. 18 мин. постановлением ТИК --- был зарегистрирован список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением по единому избирательному округу Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Ставропольском крае, в депутаты представительного органа Благодарненского городского округа Ставропольского края первого созыва в количестве 5 человек.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 23 Закона Ставропольского края «О выборах в органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края» вместе со списком кандидатов уполномоченным представителем избирательного объединения в избирательную комиссию муниципального образования представляются: 1) заявление в письменной форме каждого кандидата, включенного в список кандидатов, о его согласии баллотироваться в составе списка кандидатов, выдвинутого данным избирательным объединением по соответствующему избирательному округу, с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата.
Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном частью 4 статьи 23, указываются сведения о судимости кандидата в объеме, установленном подпунктом 58 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
Кандидат Маслов С.Л., зарегистрированный в списке под --- в своем заявлении о согласии баллотироваться в депутаты представительного органа Благодарненского городского округа Ставропольского края первого созыва сведения о наличии судимости не указал.
В соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренных подпунктом «е» 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
В соответствии с частями 3-4 статьи 28 Закона Ставропольского края «О выборах в органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края» соответствующая избирательная комиссия проверяет достоверность сведений о кандидатах и иных сведений, представленных кандидатом, избирательным объединением в соответствии с настоящим Законом и в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в связи с чем соответствующая избирательная комиссия обращается с представлением о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с частями 1 и 4, пунктом 1 части 5 статьи 22, пунктами 1 и 5 части 4 статьи 23 настоящего Закона, в соответствующие органы, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений, представляемых в соответствии с частью 1 статьи 22, пунктом 1 части 4 статьи 23 настоящего Закона, в течение 10 дней, а сведений, представляемых в соответствии с частью 4, пунктом 1 части 5 статьи 22, пунктом 5 части 4 статьи 23 настоящего Закона, - в течение 20 дней.
28.07.2017 ТИК направила в информационный центр ГУ МВД России по Ставропольскому краю запрос для проверки на предмет наличия сведений о судимости у кандидатов, в том числе и в отношении Маслова С.Л.
23.08.2017 в ТИК поступила информация о результатах проверки, согласно которой Маслов С.Л., *** года рождения был осужден: ***, ***, *** и ***.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 26 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием исключения кандидата из заверенного списка кандидатов является сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 9 статьи 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов.
В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Поэтому административный истец просит суд: отменить регистрацию кандидата в депутаты представительного органа Благодарненского городского округа Ставропольского края первого созыва Маслова С.Л., включенного в зарегистрированный список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением по единому избирательному округу Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Ставропольском крае под номером 5.
В судебном заседании представитель административного истца Территориальной избирательной комиссии Благодарненского района - ио председателя ТИК, заместитель председателя ТИК Балахонов И.В. поддержал доводы административного искового заявления, просил его удовлетворить.
В судебное заседание административный ответчик - кандидат в депутаты представительного органа Благодарненского городского округа Ставропольского края первого созыва Маслов С.Л. не явился, извещен надлежащим образом (л.д.102,104), представил заявление от 30.08.2017 с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, не возражает против удовлетворения административных исковых требований (л.д. 106).
В судебное заседание представитель Избирательной комиссии Ставропольского края не явился, представил заявление от 30.08.2017 с просьбой о рассмотрении дела в отсутствие представителя (л.д.110).
В судебное заседание уполномоченный представитель Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Ставропольском крае ФИО10 не явился, извещен надлежащим образом (л.д.101), представил заявление от *** с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие, возражений по существу заявленных требований не имеет (л.д.109).
В судебном заседании помощник прокурора Петровского района Малик В.А. просил удовлетворить исковое заявление Территориальной избирательной комиссии Благодарненского района, поскольку имеются основания для отмены регистрации кандидата в депутаты представительного органа Благодарненского городского округа Ставропольского края первого созыва Маслова С.Л., включенного в зарегистрированный список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением по единому избирательному округу Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Ставропольском крае под номером 5, поскольку им в заявлении о согласии баллотироваться в депутаты представительного органа Благодарненского городского округа Ставропольского края первого созыва не указаны сведения о его погашенных судимостях.
С учетом мнения представителя административного истца, и помощника прокурора Петровского района Малик В.А., суд с учетом положений ст. 150 КАС РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав представителя административного истца Балахонова И.В., с учетом мнения помощника прокурора Малик В.А., а также отсутствия возражений против удовлетворения административных исковых требований у уполномоченного представителя Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Ставропольском крае ФИО10, Избирательной комиссии Ставропольского края, административного ответчика Маслова С.Л. и исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Как установлено судом и следует из материалов дела, постановлением Территориальной избирательной комиссии Благодарненского района «О назначении выборов депутатов представительного органа Блдагодарненского городского округа Ставропольского края первого созыва» №49/123 от 22.06.2017 назначены выборы депутатов представительного органа Благодарненского городского округа Ставропольского края первого созыва на 10.09.2017 (л.д.8-9).
Заместитель председателя территориальной избирательной комиссии Благодарненского района Балахонов И.В. постановлением Территориальной избирательной комиссии Благодарненского района «О приостановлении полномочий члена территориальной избирательной комиссии Благодарненского района с правом решающего голоса ФИО6» от *** --- уполномочен исполнять обязанности председателя территориальной избирательной комиссии Благодарненского района до возобновления полномочий ФИО6 (л.д.10).
В соответствии с ч.1, ч.2 ст. 19 Закона Ставропольского края от 12.05.2017 N 50-кз (ред. от 29.06.2017) «О выборах в органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края» (принят Думой Ставропольского края 27.04.2017), граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами на соответствующих выборах непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и настоящим Законом. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющим в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» право участвовать в выборах.
Представление в избирательную комиссию списка кандидатов и иных документов, связанных с выдвижением избирательным объединением списка кандидатов регулируется ст. 23 Закона Ставропольского края от 12.05.2017 N 50-кз (ред. от 29.06.2017) «О выборах в органы местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края».
Согласно п.1 ч. 4 ст. 23 Закона Ставропольского края от 12.05.2017 N 50-кз, вместе со списком кандидатов уполномоченным представителем избирательного объединения в избирательную комиссию муниципального образования представляется заявление в письменной форме каждого кандидата, включенного в список кандидатов, о его согласии баллотироваться в составе списка кандидатов, выдвинутого данным избирательным объединением по соответствующему избирательному округу, с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения. Если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном частью 4 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата в объеме, установленном подпунктом 58 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
В силу п.58 ст.2 Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» сведения о судимости кандидата – это сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п.б ч.26 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 настоящего Федерального закона, является основанием исключения кандидата из заверенного списка кандидатов. Согласно подпункта 2.1. ст.33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, - также сведения о дате снятия или погашения судимости.
При этом суд учитывает, что используемое в избирательном законодательстве понятие "сведения о судимости кандидата" не совпадает с понятием "судимость", употребляемым в уголовном и уголовном процессуальном законодательстве, где наличие судимости имеет правовое значение при решении вопросов об уголовной ответственности, влияет на квалификацию содеянного по отдельным видам преступлений, учитывается при решении вопроса о наличии рецидива преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, установленных федеральными законами.
По смыслу части 6 статьи 86 Уголовного кодекса Российской Федерации погашение или снятие судимости аннулирует только уголовно-правовые последствия, связанные с судимостью, но сам факт осуждения как отрицательная оценка действий гражданина государством на момент вынесения обвинительного приговора остается объективным критерием, влияющим на оценку избирателями репутации кандидата на выборную должность.
Следует отметить, что специально оговорено условие о том, что при снятии и погашении судимости в заявлении о согласии баллотироваться указываются сведения о дате снятия или погашения судимости. То есть, сведения о снятой или погашенной судимости (вне зависимости от того снята либо погашена такая судимость) также в любом случае должны быть указаны в заявлении о согласии баллотироваться, а неуказание таких сведений, в свою очередь, является сокрытием кандидатом сведений о судимости.
Согласно ч.9 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случае, предусмотренном подпунктом "в", "д", "з" или "и" пункта 7 настоящей статьи, либо в случае установления факта подкупа избирателей кандидатом, а также действующими по его поручению иным лицом или организацией, либо в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для исключения кандидата из списка кандидатов, предусмотренным подпунктом "а", "б", "в", "г" или "е" пункта 26 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации списка кандидатов, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов.
Некоммерческая организация - Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Ставропольском крае зарегистрировано в ЕГРЮЛ *** за ОГРН --- (л.д.17).
Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Ставропольском крае в территориальную избирательную комиссию Благодарненского района был выдвинут список кандидатов по единому избирательному округу на выборах депутатов представительного органа Благодарненского городского округа Ставропольского края первого созыва, в рамках чего *** поданы документы для заверения списка кандидатов на выборах (л.д.29-30), в том числе, список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по единому избирательному округу Региональным отделением партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Ставропольском крае из пяти человек, в который включен Маслов С.Л. под номером 5 (л.д.24), сведения о наименовании избирательного объединения (л.д.18), копия документа о государственной регистрации избирательного объединения – свидетельство --- от *** (л.д.17), протокол конференции регионального отделения политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Ставропольском крае от *** (л.д.37-91), список уполномоченных представителей (л.д.27-28), копия доверенности уполномоченного представителя (л.д.31-32), а также документы кандидатов, выдвинутых в составе списка кандидатов на выборах депутатов представительного органа Благодарненского городского округа Ставропольского края первого созыва по единому избирательному округу на пяти человек, в том числе и на Маслова С.Л. - заявление кандидате о согласии баллотироваться, копия его паспорта, копия трудовой книжки, сведения о размере и источнике его доходов (л.д.19, 34,35,36). Из заявления Маслова С.Л. от *** в территориальную избирательную комиссию Благодарненского района следует, что он дал своё согласие баллотироваться кандидатом в депутаты представительного органа Благодарненского городского округа Ставропольского края первого созыва в составе списка кандидатов по единому избирательному округу избирательному объединению Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Ставропольском крае. Обязался в случае избрания прекратить свою деятельность, несовместимую со статусом депутата. Подтвердил, что не дал своего согласия другому избирательному объединению на выдвижение кандидатом на выборах и не выдвинул свою кандидатуру в порядке самовыдвижения. Сообщил о себе сведения: о дате рождения – ***, место рождении – ..., место жительства – ..., паспортные данные, ИНН, сведения о гражданстве России, основное место работы – ИП. При этом сведения о наличии не снятых и не погашенных судимостей, как и сведения о наличии снятых и погашенных судимостях в заявлении Масловым С.Л. не указано (л.д.36).
*** административным истцом от Регионального отделения партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Ставропольском крае также приняты документы для регистрации на выборах – реквизиты специального избирательного счета, уведомление об открытии счета (л.д.23, 20,21).
Постановлением Территориальной избирательной комиссии Благодарненского района «О заверении списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по единому избирательному округу Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Ставропольском крае, в депутаты представительного органа Благодарненского городского округа Ставропольского края первого созыва» --- от *** заверен прилагаемый список кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по единому избирательному округу Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Ставропольском крае, в депутаты представительного органа Благодарненского городского округа Ставропольского края первого созыва в количестве 5 человек (л.д.14-15), в котором под номером 5 указан Маслов С.Л. (л.д.16).
Постановлением Территориальной избирательной комиссии Благодарненского района «О регистрации списка кандидатов, выдвинутых избирательным объединением по единому избирательному округу Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Ставропольском крае, в депутаты представительного органа Благодарненского городского округа Ставропольского края первого созыва» --- от *** не располагавшей фактами, препятствующими принятию решения о регистрации, зарегистрирован прилагаемый список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением по единому избирательному округу Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Ставропольском крае, в депутаты представительного органа Благодарненского городского округа Ставропольского края первого созыва в количестве 5 человек, *** в 16 час. 18 мин. (л.д.11-12), в который под номером 5 вошел Маслов -.- (л.д.13).
Письмом --- от *** административный истец направил в ИЦ ГУ МВД России по СК сведения о кандидатах для проверки на предмет наличия неснятой и непогашенной судимости, дат снятия или погашения судимостей, в том числе и в отношении Маслова С.Л. (л.д.93-95).
Из сообщения ИЦ ГУ МВД России по Ставропольскому краю --- от *** следует, что Маслов С.Л. имеет -.- погашенные судимости, -.- (л.д.96).
Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 10 марта 2016 года N 451-О отметил, что по смыслу статей 1 (часть 1), 3 (часть 3), 15 (часть 4), 17 (часть 1) и 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьей 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, к числу важнейших условий подлинно свободных выборов в демократическом правовом государстве относится альтернативность, обеспечивающая избирателям реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления на основе принципа равенства. Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10 октября 2013 года N 20-П, правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества; создавая такие правовые механизмы, законодатель вправе установить повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем, чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти, в том числе вправе использовать для достижения указанных целей ограничения пассивного избирательного права, а также предусмотреть определенные условия его реализации.
При этом Конституционный Суд Российской Федерации признал, что необходимость соблюдения баланса публичных и частных интересов ориентирует на то, чтобы на пути во власть людей, пренебрегающих законом, существовали достаточно жесткие преграды, которые не сводятся к возможности избирателей составить свое мнение о личности кандидата, в том числе ознакомившись с его официально обнародованной биографией, включая сведения о его бывшей судимости; совершенное когда-либо в прошлом тяжкое или особо тяжкое преступление является обстоятельством, несомненно влияющим на оценку избирателями репутации кандидата на выборную должность и тем самым определяющим степень доверия граждан к институтам представительной демократии; исходя из этого ограничение пассивного избирательного права и, соответственно, запрет занимать выборные публичные должности для лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, как мера, направленная на предотвращение подрыва социальной поддержки и легитимности органов публичной власти, преследует конституционно значимые цели повышения конституционной ответственности и действенности принципов правового демократического государства, сохранения и надлежащего функционирования публичного правопорядка.
Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10 марта 2016 года N 450-О указал, что поскольку для целей избирательного законодательства сам факт совершения кандидатом того или иного преступления, установленный приговором, является обстоятельством, влияющим на оценку избирателями личности кандидата на выборную должность, постольку исполнение гражданином обязанности сообщить в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу сведения о вынесении в отношении него обвинительного приговора выступает одним из условий реализации пассивного избирательного права.
Таким образом, с учетом специфики избирательного законодательства, установившего объем обязательной информации о кандидате (включая сведения о совершенном кандидатом преступлении), которую имеет право знать каждый избиратель при реализации своего активного избирательного права, имеющего публичный интерес, в целях формирования самостоятельного и независимого органа государственной власти, у кандидата в депутаты на этапе выдвижения возникает обязанность указывать сведения о судимости (сведения о дате снятия или погашения судимости).
В соответствии с действующим правовым регулированием наличие у кандидата судимости само по себе не является препятствием к реализации его пассивного избирательного права, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 3.2 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Однако сокрытие кандидатом сведений о судимости является основанием для отказа в его регистрации, для его исключения из заверенного списка кандидатов (подпункт "б" пункта 26 статьи 38 данного Федерального закона), а также для отмены его регистрации судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения (ч.9 ст. 76 данного Федерального закона).
Обязанность указывать сведения о судимости (сведения о дате снятия или погашения судимости) установлена федеральным законодателем уже на этапе выдвижения кандидата и заключается в обязанности сообщить в заявлении о согласии баллотироваться в составе списка кандидатов, выдвинутого данным избирательным объединением по соответствующему избирательному округу, обо всех фактах вынесения в отношении кандидата обвинительного приговора независимо от назначенного наказания.
Кандидат в депутаты указывает сведения о наличии у него судимости (сведения о дате снятия или погашения судимости), как сведения о его личности. Указание сведений о судимости (сведения о дате снятия или погашения судимости) для кандидата является обязательным требованием закона.
Из представленных письменных доказательств установлено, что административный ответчик - кандидат в депутаты представительного органа Благодарненского городского округа Ставропольского края первого созыва Маслов С.Л. в нарушение п.1 ч. 4 ст. 23 Закона Ставропольского края от 12.05.2017 N 50-кз не указал в заявлении о согласии баллотироваться в составе списка кандидатов, выдвинутого данным избирательным объединением по соответствующему избирательному округу (л.д.36) сведения о судимости кандидата в объеме, установленном подпунктом 58 статьи 2 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также сведения о дате снятия или погашения судимости, что в соответствии с ч.9 ст. 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» является основанием для отмены судом регистрации кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Кроме того, судом учтено, что срок обращения административного истца в суд, предусмотренный ч. 5 ст. 240 КАС РФ, не нарушен, т.к. административное исковое заявление подано в суд 29.08.2017, т.е. с соблюдением восьмидневного срока до дня голосования 10.09.20017 г.
Судом при постановлении решения также учтены требования ч.4 ст.241 КАС РФ, согласно которым, решение об удовлетворении административного искового заявления об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов принимается судом первой инстанции не позднее чем за пять дней до дня голосования.
Таким образом, административные исковые требования Территориальной избирательной комиссии Благодарненского района к кандидату в депутаты представительного органа Благодарненского городского округа Ставропольского края первого созыва Маслову С.Л. об отмене регистрации кандидата в депутаты представительного органа Благодарненского городского округа Ставропольского края первого созыва Маслова С.Л., включенного в зарегистрированный список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением по единому избирательному округу Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Ставропольском крае под номером 5 – являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 177 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ -.- ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ -.-, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░ 5.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░.░. ░ 01.09.2017.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░░░